ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1300/12 от 12.12.2012 Центрального районного суда г. Прокопьевска (Кемеровская область)

Дело № 2-1300/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Горбачевой Н.Ф.,

секретаря Киселевой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске

12 декабря 2012 года

гражданское дело по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Прокопьевска об оспаривании решений органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц к ответчику-администрации <адрес>,с требованием о признании незаконным решения заместителя Главы города по ЖКХ и благоустройству ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ-И об отказе в удовлетворении протеста Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГж-2012 на распоряжение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р, распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «О предоставлении земельного участка», на основании проведенной проверки по обращению председателя ОНК, члена общественной пала ФИО3, по факту нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации свалки <адрес>.

Свои требования мотивировал тем,что по результатам проверки Новокузнецким межрайонным природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ принесен протест на распоряжение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р « О предоставлении земельного участка».В протесте прокурора указано, что ДД.ММ.ГГГГ Главой <адрес>ФИО4 издано распоряжение -р « О предоставлении земельного участка». В соответствии с распоряжением МУП «Спецавтохозяйство» предоставляется в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес> для использования в целях эксплуатации полигона под хранение твердых бытовых отходов, общей площадью 311503 кв.метров.Распоряжение незаконно и подлежит отмене.Из распоряжения усматривается, что в аренду предоставляется земельный участок площадью 311503 кв.м., расположенный в <адрес>. Иных данных об участке не имеется. Точные координаты не определены.

Согласно ст.432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договора данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно ч.3 ст.607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.

В ч.1 ст.607 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в аренду могут передаваться земельные участки и другие обособленные природные объекты.Из смысла указанных норм следует, что предметом договорных отношений может быть лишь обособленный (идентифицированной) земельный участок.Для идентификации земельного участка, согласно п.2 ч.5 ст.30 Земельного кодекса РФ необходимо выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета.В соответствии со ст.70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно ч.2 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при постановке на учет объекта недвижимости орган кадастрового учета в случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета начиная с рабочего дня, следующего за днем истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку кадастровый паспорт объекта недвижимости.

В соответствии с ч.4 ст. 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.

Однако, земельный участок, использующийся в целях эксплуатации полигона под хранение твердых бытовых отходов на кадастровый учет не поставлен, кадастрового паспорта не имеет.

Таким образом, указанный земельный участок не может являться предметом договорных отношений, поскольку его невозможно индивидуализировать. Границы земельного участка на месте не определены, что создает условия к использованию земель, не принадлежащих муниципальному образованию.

В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

С учетом изложенного, прокурором в протесте потребовано Распоряжение отменить.В соответствии с решением заместителя Главы города по ЖКХ и благоустройству ФИО2, изложенном в письме от ДД.ММ.ГГГГ-И, администрацией города принято решение об отказе в удовлетворении протеста. Считает решение заместителя Главы города по ЖКХ и благоустройству ФИО2 об отказе в удовлетворении протеста прокурора незаконным, необоснованным, подлежащим отмене.

В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления.

В соответствии с п. п.1, 3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов соблюдением прав и свобод человека и гражданина» основными направлениями надзорной деятельности является надзор за законностью правовых актов. Надзор за законностью правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления, их должностными лицами, следует осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности. Распоряжение является правовым актом органа местного самоуправления. В результате проверки установлено его несоответствие требованиям федерального законодательства, вследствие чего оно опротестовано прокурором Главе города.

Таким образом, протест Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора ж-2012 от ДД.ММ.ГГГГ принесен в пределах его компетенции, предоставленной законом, и в порядке, определенном федеральным законодательством и ведомственными нормативными правовыми актами.

Земельным кодексом установлено, что при предоставлении земельного участка как для целей связанных со строительством, так и не связанных, земельный участок должен быть поставлен на кадастровый учет, т.е. идентифицирован, после чего орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в пользование.

В нарушение указанных требований закона администрацией <адрес> предоставлен в аренду земельный участок, не поставленный на кадастровый учет, в связи с чем распоряжение является незаконным. Несоответствие положений Распоряжения требованиям законодательства создало угрозу нарушения прав иных лиц, собственников земельных участков в <адрес>.

Прокурор Григорьев Д.В. в судебном заседании доводы заявления поддержал по тем же основаниям.

Представитель ответчика-администрации <адрес> –ФИО1,действующая на основании доверенности,считает что распоряжение администрации <адрес>-р от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка» принято законно и решение -И от ДД.ММ.ГГГГ заместителя Главы города по ЖКХ и благоустройству ФИО2 об отказе в удовлетворении протеста прокурора мотивировано и обоснованно.Распоряжение администрации <адрес>-р от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка» издано в пределах полномочий, предоставленных Главе <адрес>,процедура его принятия также соблюдена.считает,что при рассмотрении данного спора необходимо руководствоваться Земельным кодексом, а не гражданским.В ст. 36 Земельного Кодекса РФ не предусмотрено,что земельный участок обязательно должен иметь кадастровый номе<адрес> участок предоставлен не под строительство,поэтому ст.30 Земельного Кодекса РФ не применяется в данном случае. Отсутствие кадастрового номера земельного участка может являться только препятствием для заключения договора аренды,но договор аренды земельного участка площадью 311503 кв.метров, расположенного в <адрес>,заключен между Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и МУП «Спецавтохозяйство»,где указан кадастровый номер земельного участка.Также имеется кадастровый паспорт земельного участка.

Выслушав стороны,изучив материалы дела,суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы.

Заявление прокурором подано в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. ст.254-255 ГПК РФ, в порядке гражданского судопроизводства могут быть оспорены в суде единоличные решения органов местного самоуправления, в результате которых нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ст.432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договора данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно ч.1,3 ст.607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. В аренду могут передаваться земельные участки и другие обособленные природные объекты.

В соответствии со ст.70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно ч.2 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при постановке на учет объекта недвижимости орган кадастрового учета в случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета начиная с рабочего дня, следующего за днем истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку кадастровый паспорт объекта недвижимости.

В соответствии с ч.4 ст. 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.

Судом установлено.что администрацией <адрес> принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-р « О предоставлении земельного участка» (л.д.6).Распоряжение является правовым актом органа местного самоуправления, поэтому законность его в силу ч.1 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», п.3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов соблюдением прав и свобод человека и гражданина», является предметом прокурорского надзора. В соответствии с указанным распоряжением МУП «Спецавтохозяйство» предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес>, для использования в целях эксплуатации полигона под хранение твердых бытовых отходов, общей площадью 311503 кв.метров.

Однако, земельный участок, использующийся в целях эксплуатации полигона под хранение твердых бытовых отходов на кадастровый учет не поставлен, кадастрового паспорта не имеет.Предоставленный представителем администрации <адрес> –ФИО1, кадастровый паспорт содержит сведения об ином земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> (л.д.14).Также, согласно предоставленной выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения об объекте недвижимого имущества : земельный участок, расположенный по адресу :<адрес>,для использования в целях эксплуатации полигона под хранение твердых бытовых отходов, площадь 311503 кв.метров,отсутствуют (л.д.21).

Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и МУП «Спецавтохозяйство» заключен ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов площадью 311503 кв.м.,расположенный по адресу: <адрес>,для использования в целях эксплуатации полигона под хранение твердых бытовых отходов (л.д.18-19).В договоре указан кадастровый номер земельного участка - <данные изъяты>.Из представленного на обозрение в судебном заседании прокурором договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, который был предоставлен на основании его запроса,сведения о кадастровом номере земельного участка - <данные изъяты>,отсутствуют. Как было указано выше, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, имеет другой адрес местонахождения и другую площадь.

Таким образом, указанный земельный участок не может являться предметом договорных отношений, поскольку его невозможно индивидуализировать.

На распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-р «О предоставлении земельного участка» прокурором был подан протест (л.д.7-9).

На основании решения заместителя Главы города по ЖКХ и благоустройству ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ-И, в удовлетворении протеста прокурора было отказано. Суд считает, что решение заместителя Главы города по ЖКХ и благоустройству ФИО2 об отказе в удовлетворении протеста прокурора не имеет законных оснований для отказа в удовлетворении протеста Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ ж-2012,поэтому подлежит отмене.Доводы, изложенные в заявлении Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора,суд находит обоснованными.

Так,статьей 25 Земельного кодекса определено, что права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с ч.2 ст.264 Гражданского кодекса РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

В соответствии с п.1 ст.28 Земельного кодекса земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Положениями п.2 ст. 11, ст.29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

Статьей 34 Земельного кодекса определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

В связи с тем, что действующим законодательством не определен порядок предоставления юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, то в соответствии со ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно применение положения ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации по аналогии закона.

В соответствии с п.5 ст.34 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю.

Таким образом, распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «О предоставлении земельного участка» и решение заместителя Главы <адрес> по ЖКХ и благоустройству ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ-И об отказе в удовлетворении протеста Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГж-2012 на распоряжение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р,являются незаконными.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199,255-258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение заместителя Главы <адрес> по ЖКХ и благоустройству ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ-И об отказе в удовлетворении протеста Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГж-2012 на распоряжение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р.

Признать незаконным распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «О предоставлении земельного участка».

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Кемеровский областной суд.

Председательствующий: подпись

Верно.Судья: Н.Ф.Горбачева