Дело № г.
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> ЧР ДД.ММ.ГГГГ
Гудермесский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Гардалоева А.С.,
при секретаре ФИО2,
с участием заместителя прокурора <адрес> ЧР ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №г. по иску прокурора <адрес> Чеченской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Комсомольского сельского поселения Гудермесского муниципального района ЧР о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> ЧР, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Комсомольского сельского поселения Гудермесского муниципального района ЧР о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, указывая, что администрация Комсомольского сельского поселения Гудермесского муниципального района ЧР не исполняет возложенные на нее законом обязанности, выразившиеся в неисполнении делегированных органам местного самоуправления полномочий в сфере пользования недрами, и просит возложить на администрацию обязанность по устранению выявленных им нарушения закона.
Как указывает представитель истца, во исполнение задания прокуратуры Чеченской Республики, прокуратурой <адрес> проведена проверка реализации органами местного самоуправления Гудермесского муниципального района делегированных им полномочий в сфере пользования недрами.
В ходе проведения проверки в деятельности администрации Комсомольского сельского поселения Гудермесского муниципального района (далее - Администрация) выявлены нарушения действующего законодательства, требующие принятия действенных мер прокурорского реагирования.
Так истец указывает, что согласно ст. 1.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-I « О недрах» (далее - Закон) органы местного самоуправления праве осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
В соответствии со ст. 5 Закона к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся:
- участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользования;
- развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
- приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках, в случае нарушения положений статьи 18 Закона;
- контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Далее, как указывает истец, аналогичные полномочия закреплены и в Законе Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О порядке предоставления и пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Чеченской Республики».
Как и другие декларативные нормы истоки названной нормы, как указывает истец, определены основополагающими положениями Конституции Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
При этом согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Конституции Чеченской Республики, правовое регулирование вопросов владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами осуществляется законодательством Чеченской Республики в пределах и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Исходя из этого, органы местного самоуправления могут предпринимать те действия, которые посчитают необходимыми в рамках действующего законодательства. Например, в их силах оказывать содействие заинтересованным субъектам деятельности в оформлении документов, снятии бюрократических барьеров и т.д.
Таким образом, как указывает истец, органы местного самоуправления наделены комплексом прав и обязанностей для осуществления задач и функций местного самоуправления по участию в регулировании отношений в сфере недропользования, участию в решении вопросов, связанных с защитой интересов населения при предоставлении недр в пользование, и осуществлению действенного муниципального контроля за рациональным пользованием недрами на территории муниципального образования.
Однако, как указывает прокурор, прокурорской проверкой установлено отсутствие принятых Администрацией нормативных правовых актов о проведении проверок пользователей недр на территории муниципального образования, отсутствие утвержденных графика и состава комиссии муниципального контроля за недропользованием.
В судебном заседании прокурор ФИО3 поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Администрации Комсомольского, надлежаще извещенный о дне и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Об уважительной причине своей неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствии не просил. Суд считает возможным рассмотрение настоящего гражданского дела в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав прокурора, проверив и оценив представленные доказательства, а именно: объяснение главы администрации Комсомольского сельского поселения <адрес> ЧР ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, справку о результатах проведенной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленную помощником прокурора <адрес> ЧР ФИО5, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> ЧР являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
1. Исковое заявление прокурора <адрес> ЧР к администрации Комсомольского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики, удовлетворить.
2. Признать бездействия администрации Комсомольского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики, выразившиеся в нереализации делегированных органам местного самоуправления полномочий в сфере недропользования, незаконным.
3. Возложить на администрацию Комсомольского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики устранить выявленные нарушения закона.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Чеченской Республики в течение месяца через Гудермесский городской суд Чеченской Республик
Председательствующий (подпись) А.С. Гардалоев
Копия верна:
Федеральный судья А.С. Гардалоев