№ 2-1301/17
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
24 октября 2017 года Первореченский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе:
Председательствующего: судьи Н.П.Симоновой
При секретаре: Е.С.Степановой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «ДЭК» о защите прав потребителя
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с иском к МУПВ «ВПЭС» о защите прав потребителя в связи с повреждением бытовой техники в квартире истца в результате скачка напряжения и резкого сверхнормативного отклонения параметров в сети электропитания 07.08.2017 года и 02.09.2017 года. Просит взыскать ущерб, причиненный повреждением бытовой техники в размере 163 975,50 рублей, неустойку 222 016,44 рублей, компенсацию морального вреда 100 000 рублей, судебные издержки 48 900 рублей, штраф.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца была произведена замена ответчика с МУПВ «ВПЭС» на ПАО «ДЭК».
В судебном заседании истец и его представитель на иске настаивали, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснили, что ответчик в рамках договора энергоснабжения как гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. Разводка электрической сети в квартире истца, установка внутриквартирного распределительного щита и подключение электроприборов выполнены привлеченными самостоятельно истцом специалистами, также истцом в подтверждение представлены рабочие чертежи размещения электрооборудования и осветительного оборудования. Причина выхода из строя бытовой техники в квартире истца установлена заключением эксперта, техника повреждена из-за перенапряжения в электрической сети, что означает поставку ответчиком электрической энергии ненадлежащего качества.
Третье лицо на стороне ответчика ФИО1 (супруга истца) полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению, согласна на взыскание ущерба в пользу супруга. Пояснила, что 7.08.2016 года в квартире погас свет, однако на площадке освещение имелось, дежурная сообщила, что имело место мигание освещения, через 20 мин вернулась домой, почувствовала запах паленого пластика паленого, в гостиной имелось легкое задымление. О ситуации сообщила вахтеру, затем самостоятельно по рекламному объявлению вызвали электрика, который установил наличие питания в сети и в розетках, технику трогать не стал, предложил вызвать специалиста, 2 случай произошел ночь 02.09.2016 года самостоятельно включился кондиционер, муж встал, выключит рубильник. Утром обнаружили, что неисправны приводы для отрывания верхних фасадов кухонной мебели.
Представитель ответчика иск не признала, пояснила, что ПАО «ДЭК» является сбытовой организацией и вопросы технического обслуживания сетей в ее компетенцию не входят. В организации отсутствует персонал, производящий ремонтные работы в электрических сетях, и на балансе ПАО «ДЭК» отсутствуют объекты электросетевого хозяйства, деятельности по производству электроэнергии не осуществляет. ПАО «ДЭК» как сбытовая компания, действующая в интересах потребителя, урегулирует отношения, связанные с передачей электроэнергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией. Взаимоотношения между ПАО «ДЭК» и МУПВ «ВПЭС» урегулированы в рамках договора №1/2007 от 17.08.2007 года об оказании услуг по передаче электрической энергии и покупки электроэнергии на компенсацию потерь. Исходя из содержания Акта разграничения балансовой принадлежности, заключенного между сетевой организацией МУПВ «ВПЭС» и ТСЖ «Хрустальная башня» граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между Потребителем и Сетевой организацией устанавливается на вводных рубильниках ТР-ров РУ-0,4 кв в ТП 370. Далее начинается зона ответственности ТСЖ.
01.11.2014 года ТСЖ «Хрустальная башня» и ПАО «ДЭК» заключили договор энергоснабжения №6410, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществляет продажу электроэнергии (мощности) через привлеченных третьих лиц (Сетевая организация), оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электроэнергии Покупателю, для целей обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги энергоснабжения, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а Покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, а также соблюдать режим потребления энергии и мощности, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии. Исполнителем коммунальной услуги энергоснабжение по отношению к потребителям жилого дома <адрес> является ТСЖ «Хрустальная башня», которое выставляет квитанции гражданам и собирает плату за потребленную электроэнергию. Таким образом, все взаимоотношения по энергоснабжению указанного жилого дома складываются исключительно между гражданами жилого дома и ТСЖ. Поставку энергоресурса в многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> осуществляет сетевая организация МУПВ ВПЭС». Отсутствуют доказательств обращения ТСЖ или истца в установленном Правилами предоставления коммунальных услуг №354 порядке в адрес гарантирующего поставщика и сетевой организации по факту аварийной ситуации на предмет необходимости проверки причины аварии и составления акта, т.е. отсутствуют доказательства зафиксированного в установленном порядке перепада (скачка) напряжения.
Представитель МУПВ «ВПЭС» - третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования, полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи с отсутствием в указанные истцом дни каких либо аварий, скачков перенапряжения, которые могли привести к выходу из строя бытовой техники только в одной из квартир в многоквартирном доме.
Представитель ТСЖ «Хрустальная башня» третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования, пояснил, что 07.08.2017 года действительно имело место кратковременное (1-2 секунды) мигание индикаторов лифтов, однако никакой аварийной ситуации в доме не было. Отключение электричества имело место днем 01.09.2017 года и ночью 02.09.2017 года с 02:45 до 05:30, дежурно-вахтенная служба получила по телефону подтверждение от ЕДДС города об аварийном отключении по причине аварии в районе. Вместе с тем никто кроме истца с подобными проблемами не обращался, все общедомовое оборудование работало исправно, вводной щит, осмотренный при обращении истца 05.09.2017 года, расположенный в лифтовом холе, находится в исправном состоянии. В квартире истца электропроводка выполнена самим истцом, установлен еще один внутриквартирный щит, качество выполненных электроработ внутри квартиры ТСЖ не контролирует.
Выслушав участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со ст.539, 542 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В силу п. 1 ст. 1064 ГК РФ ответственность наступает при наличии совокупности следующих условий: возникновение вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственная связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями. Отсутствие одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении ущерба.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылается на поставку ответчиком электроэнергии ненадлежащего качества с резким сверхнормативным отклонением параметров в сети электропитания (скачками напряжения) 07.08.2017 и 02.09.2017 года, в результате которого вышла из строя бытовая техника в квартире истца по адресу: <...>. В подтверждение своих требований ссылается на заключение эксперта, установившего причину повреждения бытовой техники - из-за влияния перенапряжения. Доказательством такого перенапряжения считает зафиксированное ТСЖ «Хрустальная башня» кратковременное однократное мигание освещения и 2-х табло индикации 2-х пассажирских лифтов «Сигма» в лифтовом холле 1-го этажа 07.08.2017 года и полученным круглосуточной дежурно-вахтовой службой дома № 8 по проспекту Острякова в г.Владивостоке подтверждением от диспетчера Единой дежурной диспетчерской службы г.Владивостока об аварийном отключении 01.09.2016г. с 12:15 до 14:40 и 02.09.2016г. с 02:45 до 05:30.
Вместе с тем Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354,раздел Х регламентирован порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно п. 105 Правил при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). На основании п. 106-108 сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.
Как следует из представленных истцом материалов предполагаемый скачок напряжения произошел 07.08.2016 года в период времени 10:00-10:30 в квартире. Вместе с тем, в нарушение требований действующего законодательства РФ истцом был не соблюден порядок обращения в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя и отсутствует акт, подтверждающий факт скачка напряжения в жилом доме.
В материалах дела имеется претензия истца в адрес ТСЖ «Хрустальная башня» от 16.08.2016 года по поводу сгоревшей 07.08.2016 года бытовой техники, однако документальное подтверждение факта скачка напряжения со стороны аварийно-диспетчерской службы исполнителя коммунальных услуг отсутствует. Отсутствие аварийной ситуации в доме и обращения иных собственников помещений по вопросу некачественных услуг по электроснабжению, а также лишь кратковременное мигание индикатора лифта 07.08.2016 года подтвердила свидетель ФИО2
По факту скачка напряжения в ночь с 01 по 02.09.2016 года истец обратился в ТСЖ только 05.09.2016 года. В материалах дела имеется акт №5/9 от 05.09.2016 года, в котором сведения об установлении факта скачка напряжения также отсутствуют, имеются сведения об исправном состоянии вводного шита.
Как следует из пояснений МУПВ «ВПЭС» 07.08.2016 года и 02.09.2016 года в электрических сетях, эксплуатируемых сетевой организацией, посредством которых осуществляется энергоснабжение многоквартирного жилого дома №8 по проспекту Острякова, аварийных отключений электроэнергии, перепадов напряжения не зафиксировано, жалоб от других абонентов не поступало.
Аналогично отсутствовали обращения других потребителей многоквартирного жилого дома №8 по проспекту Острякова в ТСЖ «Хрустальная башня» по вопросам перепадов (скачков напряжения).
Согласно сообщения Единой дежурной диспетчерской службы г.Владивостока от 18.09.2017 года в оперативном журнале зафиксирован факт аварийного отключения Фидера -9 п/ст «инструментальная» с 12 до 14 часов 01.09.2017 года, в ночь с 01.09.2016 на 02.09.2016 год. В соответствии с п.35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 потребитель не вправе использовать бытовые машины (приборы, оборудование), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей.
Вместе с тем согласно сообщения генерального директора АО «Приморгражданпроект» проектом не предусматривалась внутриквартирная планировка и разводка электрических сетей, для каждой квартиры должен быть разработан дополнительный проект, при установке групповых автоматов в квартирных щитках (непроектное решение) должны быть учтены селективность автоматов, равномерное распределение по фазам.
В судебном заседании, исходя из пояснений истца и представителя ТСЖ «Хрустальная башня», установлено, что внутриквартирная планировка и разводка электрических сетей, а также установка групповых автоматов в щитке внутри квартиры истца осуществлялась силами истца при отсутствии соответствующего проекта, на момент обращения в суд групповой автомат в квартире истца заменен. Представленные истцом рабочие чертежи проектом внутриквартирной планировки и разводки электрических сетей не являются, представляют собой часть дизайн - проекта квартиры и отражают лишь расположение электроприборов и осветительного оборудования при отсутствии сведений о технических характеристиках использованных материалов и оборудования при разводке в квартире электрических сетей и подключении электроприборов.
При таких обстоятельствах суд признает недоказанным поставку ответчиком электроэнергии ненадлежащего качества, скачка напряжения и резкого сверхнормативного отклонения параметров в сети, в связи с чем отсутствуют доказательства причинно-следственной связи между повреждением бытовой техники в квартире истца и качеством поставляемой ответчиком электроэнергии.
Руководствуясь ст. ст. 13, 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ПАО «ДЭК» о защите прав потребителя - отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г. Владивостока в течение 1 месяца с момента составления мотивированного решения Через Первореченский районный суд г.Владивостока.
Председательствующий: