ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1301/2013 от 25.10.2013 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)

                                                  РЕШЕНИЕ

                          Именем Российской Федерации

25 октября     2013 года                                                                город Дербент

      Дербентский городской суд республики Дагестан в составе председательствующего судьи Мустафаева С.М. единолично,        при секретаре Омаровой С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Алиевой Шахризат Рамазановны о восстановлении срока обжаловании действий должностных лиц, то есть отказ начальника управления ЧС и ГО по г. Дербенту во включении членов ее семьи в списки получателей единовременной материальной и финансовой помощи; признании действий по отказу администрации г. Дербента в лице начальника управления по делам ГО и ЧС о включении ее семьи в списки получателей единовременной материальной и финансовой помощи из резервного фонда Правительства РФ незаконным; обязании ответчика включить          их в список лиц, пострадавших от ливневых дождей, прошедших в городе Дербенте с 9 на 10 октября 2012 года на оказание материальной помощи; список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате ливневых дождей, прошедших 9-10 октября 2012 года на территории города Дербента,        

                                              Установил

Алиева Ш. обратилась в суд с заявлением и просит восстановить срок обжалования действий должностных лиц, то есть отказ начальника управления ЧС и ГО по г. Дербенту во включении членов ее семьи в списки получателей единовременной материальной и финансовой помощи; признании действий по отказу администрации г. Дербента в лице начальника управления по делам ГО и ЧС о включении ее семьи в списки получателей единовременной материальной и финансовой помощи из резервного фонда Правительства РФ незаконным; обязании ответчика включить          их в список лиц, пострадавших от ливневых дождей, прошедших в городе Дербенте с 9 на 10 октября 2012 года на оказание материальной помощи; список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате ливневых дождей, прошедших 9-10 октября 2012 года на территории города Дербента, мотивируя требования тем, что в ночь с 9 на 10 октября 2012 года в результате стихийного бедствия ее и членов ее семьи имуществу был причинен материальный ущерб, который ей без помощи государства не представляется возможным разрешить. Она со своей семьей, в частности свекровью ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ее сестрой ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения <данные изъяты> проживает в доме <адрес изъят> в городе Дербенте. Все члены ее семьи проживают в жилом <адрес изъят>, но зарегистрированы в колхозе имени Казимова, по старому месту жительства, так как не оформлены право устанавливающие документы на домовладение. Ее домовладение построено на земельном участке, принадлежащем ей на праве собственности. У нее имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности от 7 мая 2008 года. Факт проживания ее и членов ее семьи установлен решением Дербентского городского суда от 14 февраля 2013 года. Так она 19 октября 2012 года обратилась в администрацию городского округа «город Дербент» о причинении ущерба стихийным бедствием. В декабре 2012 года комиссия дала ответ о том, что ее семья не была включена в списки в связи с тем, что по месту проживания в доме они не прописаны.

После получения ответа она повторно написала заявление в администрацию, и оно находится в управлении ГО и ЧС. Однако до сих пор ей ответ не дали. Потому она просит признать уважительными причины пропуска срока обращения в суд уважительными.

В результате стихийного бедствия их имуществу причинен значительный ущерб, затоплены подвальные помещения, мебель пришла в негодность, испорчена продукты питания, сгорел водяной насос, цемент 500 кг и т.д. По ее неграмотности в первое ее заявление не указала требования о включении в списки пострадавших лиц. Но ее заявление, которое повторно было передано в администрацию, до сих пор находится в управлении и не дали ответ.

          Она считает письменный отказ незаконным от 4 декабря 2012 года незаконным, так как все их имущество находится в этом доме. Фактически управления МКУ по делам ГО и ЧС городского округа «город Дербент» факт затопления дома, повреждения имущества не отрицает, так как комиссия с выходом на место составила акт об этом. Фактически она с членами его семьи постоянно проживает в данном доме.                  

Данный отказ является незаконным, поскольку постановление Правительства РФ от 11 октября 2008 года №750 регламентирует порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Законодательством не запрещено иметь жилье в собственности,     быть не зарегистрированным по месту нахождения имущества.        

              В судебном заседании заявитель      Алиева Ш. поддержала требования, изложенные в заявлении.     

                   Представитель управления МКУ « управление по делам ГО и ЧС»       администрации городского округа «город Дербент» Сайбунов С. фактически признал требования Алиевой Ш. и заявил, что действительно после дачи 4 декабря 2012 года ответа, Алиева Ш. повторно обратилась в администрацию городского округа «город Дербент» с заявлением о включении ее и членов ее семьи в списки пострадавших граждан. В силу занятости и нахождением части документов в следственных органах, своевременно Алиевой ответ не был дан. Потому он также считает, что причины пропуска срока являются уважительными.           

                     Суд, выслушав объяснения     Алиевой Ш.,       объяснения представителя управления МКУ « управление по делам ГО и ЧС»       администрации городского округа «город Дербент» Сайбунова С.,             исследовав представленные доказательства и материалы дела, считает, что заявление подлежит          удовлетворению.

                 В соответствии со п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года за № 750 « о порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и после действий стихийных бедствий» бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:

а) проведение аварийно-спасательных работ;

б) проведение неотложных аварийно- восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, промышленности, транспортной инфраструктуры, связи и сельского хозяйства;

в) развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более одного месяца) пунктов временного проживания и питания для эвакуируемых граждан (из расчета за временное проживание - до 550 рублей на человека в сутки, за питание - до 100 рублей на человека в сутки);

г) оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью);

д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

                     Из письменного ответа начальника управления МКУ « управление по делам ГО и ЧС» городского округа «город Дербент» ФИО10 от 4 декабря 2012 года на имя            Алиевой Ш.Р. видно, что данный письменный ответ направлен по адресу: <адрес изъят>,       то есть по месту проживания     заявителя. Данным письмом на заявление      ей сообщено о том, что заявление рассмотрено. Установлено, что     ее семья не зарегистрирована по данному адресу. В соответствии с рекомендациями МЧС РФ в списки для получения единовременной материальной помощи включаются граждане, зарегистрированные и проживающие на день ЧС по данному адресу, в связи, с чем ей отказано во включении в списки на оказание единовременной материальной помощи.

             Из данного ответа вытекает, что      заявитель с членами ее семьи проживает в затопленном доме, расположенном       в городе Дербенте <адрес изъят>.                

                 В подтверждение своих доводов заявитель представила свидетельство о государственной регистрации права собственности от 7 мая 2008 года, из которого видно, что земельный участок площадью 450 кв.м., расположенный в городе Дербенте <адрес изъят> принадлежит Алиевой Шахризат Рамазановне и предоставлен для строительства индивидуального жилого дома; справку участкового уполномоченного отдела МВД России по г. Дербент ФИО6     Из данной справки видно, что Алиева Шахризат Рамазанована ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно проживают в городе Дербенте <адрес изъят>.         

            Как видно из п.9 п.п. «г» указанного Положения для частичного покрытия на финансовое обеспечение финансовые средства выделятся для     оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью).

                Факт причинения ущерба имуществу Алиевой Ш.          и членов ее семьи      и их проживания в указанном доме никто не оспаривает.

                 В связи с изложенным письменный отказ начальника управления МКУ «управление по делам ГО и ЧС» городского округа «город Дербент» ФИО10 от         04 декабря 2012 года является незаконным. Причины пропуска срока обращения в суд являются уважительными.

              Факт затопления жилого дома не отрицает представитель управления ЧС Сайбунов С.

             Согласно ст.18 ч.2 федерального закона от 21 декабря 1994 года за № 68-ФЗ « о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

             В соответствии п.1, 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах российской Федерации регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

              Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

             Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

         В соответствии ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

               Судом установлено, что на день стихийного бедствия местом постоянного проживания заявителя и членов ее семьи являлся <адрес изъят> городе Дербенте.        Что касается регистрации по месту проживания, то с учетом того, что рассматривается вопрос о возмещении, выплатах компенсаций за причиненный имуществу ущерб, то регистрация по месту жительства, то есть отметка в паспорте о том, что он зарегистрирован по конкретному адресу, не является основанием и не может являться причиной для отказа при решении вопроса о включении заявителя в списки для получения единовременной материальной помощи.

                 Являются необоснованными доводы представителя управления Сайбунова С. об обоснованности отказа в удовлетворении заявления     Алиевой Ш.            по основаниям отсутствия регистрации в жилом доме.

                 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

                                           Решил

             Иск Алиевой Шахризат Рамазановны удовлетворить. Признать уважительными причины пропуска обращения Алиевой Ш.Р. в суд, восстановить срок обжалования действий должностных лиц, то есть отказ начальника управления ЧС и ГО администрации городского округа «город Дербент» ФИО10 от 4 декабря 2013 года о включении ее и членов ее семьи в списки получателей единовременной материальной и финансовой помощи; признании действий по отказу администрации г. Дербента в лице начальника управления по делам ГО и ЧС о включении ее семьи в списки получателей единовременной материальной и финансовой помощи из резервного фонда Правительства РФ незаконным; обязать ответчика включить          их в список лиц, пострадавших от ливневых дождей, прошедших в городе Дербенте с 9 на 10 октября 2012 года на оказание материальной помощи; список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате ливневых дождей, прошедших 9-10 октября 2012 года на территории города Дербента,        

          На решение может быть поданы апелляционная жалоба      в Верховный суд республики Дагестан через Дербентский городской суд в месячный срок со дня его вынесения. Решение составлено в совещательной комнате.

Судья                                                       С.М.Мустафаев     

Верна: судья                                           С.М.Мустафаев