ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1301/2013 от 31.10.2013 Железнодорожного районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-1301/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 октября 2013 г. Железнодорожный районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Соломоновой Л.Н., при секретаре Гавриловой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Читинской таможни о признании движимых вещей бесхозяйными и обращении их в федеральную собственность,

у с т а н о в и л :

Читинская таможня обратилась в суд с заявлением о признании движимой вещи бесхозяйной и обращении ее в федеральную собственность, мотивируя следующим. 13.05.2013 г. на СВХ ООО «С.» поместили товар на основании протокола задержания товаров и документов на них. Протокол задержания составлен на основании п. 4 ст. 354 Таможенного кодекса Таможенного союза, при этом задержан несопровождаемый багаж, прибывший из У.: личные вещи, б/у, упакованные в полипропиленовый мешок – вес 39 кг, доставленный перевозчиком в адрес ФИО1. 14.05.2013 г. в адрес ФИО1 было направлено уведомление о необходимости оформления товара в таможенном отношении. В связи с истечением срока хранения задержанных товаров, установленного п. 7 ст. 189 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», 14.06.2013 г. составлен акт об истечении срока хранения товаров в отношении ФИО1 До настоящего времени никаких действий в отношении указанного выше предмета ФИО1 предпринято не было. Иных лиц, оспаривающих права заявителя как владельца движимой вещи, не установлено. Таким образом, поскольку собственник имущества ФИО1 отказалась от своих прав на имущество (не предприняла никаких действий в отношении этих вещей) имущество (вышеуказанные товары) может быть признано бесхозяйным. Заявитель просил суд признать личные вещи, б/у, упакованные в полипропиленовый мешок белого цвета – вес 39 кг бесхозяйными и обратить их в федеральную собственность.

В процессе судебного разбирательства представитель Читинской таможни ФИО2 заявленные требования уточнила и просила признать бесхозяйными и обратить в федеральную собственность личные вещи б/у, упакованные в полипропиленовый мешок белого цвета – вес 39 кг, а именно: шарфы женские вязанные – 6 шт., носки женские – 1 упаковка, пуховик женский зеленый – 1 шт., джинсы женские синие – 1 шт., кофты женские – 4 шт., перчатки женские вязанные – 4 шт., платья женские – 5 шт., легинцы женские – 3 шт., варежки женские – 1 пара, свитера женские – 2 шт., куртка женская кожаная – 1 шт., толстовка женская красная – 1 шт., брюки женские черные – 5 шт., шапки женские – 3 шт., футболка женская – 1 шт., юбки женские черные – 2 шт., зонт серый – 1 шт., костюм женский красный – 1 шт., игрушка надувная – 1 шт., постельное белье синее – 1 комплект, сумки женские – 7 шт., аппарат для катышек – 1 шт., туфли женские черные 37 размера – 1 пара, обувь женская 37 размера – 2 пары, штаны женские красные – 1 шт., полотенца – 4 шт., полотенца банные – 2 шт., носовые платки – 1 упаковка (10 шт.), френч женский белый – 1 шт., куртка женская джинсовая синяя – 1 шт., чемодан для косметики красный – 1 шт., коробка с лентами – 1 шт.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 заявленные требования поддержала, пояснив аналогичное изложенному выше.

Представитель заинтересованного лица – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае – надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем суд на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заинтересованное лицо ФИО1 извещалась по последнему известному суду месту жительства (месту регистрации).

Заслушав объяснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу п. 1 ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи) могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 настоящей статьи.

В соответствии с п. 2 ст. 226 ГК РФ лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Согласно п. 1 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи.

В силу подп. «в» п. 12 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-311) таможенные органы для выполнения возложенных на них функций предъявляют в суды или арбитражные суды заявления о признании имущества бесхозяйным.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ-311 таможенными органами являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.

Согласно п. 2 ст. 186 ФЗ-311 товары обращаются в федеральную собственность на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаров в федеральную собственность в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, со дня вступления в силу судебного акта.

В судебном заседании установлено, что на основании дорожной ведомости ... (ст. ...) ФИО1 из России в У. (получатель К..) 25.10.2012 г. был отправлен несопровождаемый багаж – 1 место, 39 кг – личные вещи б/у, упакованные в полипропиленовый мешок белого цвета, а именно: шарфы женские вязанные – 6 шт., носки женские – 1 упаковка, пуховик женский зеленый – 1 шт., джинсы женские синие – 1 шт., кофты женские – 4 шт., перчатки женские вязанные – 4 шт., платья женские – 5 шт., легинцы женские – 3 шт., варежки женские – 1 пара, свитера женские – 2 шт., куртка женская кожаная – 1 шт., толстовка женская красная – 1 шт., брюки женские черные – 5 шт., шапки женские – 3 шт., футболка женская – 1 шт., юбки женские черные – 2 шт., зонт серый – 1 шт., костюм женский красный – 1 шт., игрушка надувная – 1 шт., постельное белье синее – 1 комплект, сумки женские – 7 шт., аппарат для катышек – 1 шт., туфли женские черные 37 размера – 1 пара, обувь женская 37 размера – 2 пары, штаны женские красные – 1 шт., полотенца – 4 шт., полотенца банные – 2 шт., носовые платки – 1 упаковка (10 шт.), френч женский белый – 1 шт., куртка женская джинсовая синяя – 1 шт., чемодан для косметики красный – 1 шт., коробка с лентами – 1 шт., общая стоимость вещей составила 42 800 руб.

На указанный товар ФИО1 25.10.2012 г. заполнена пассажирская таможенная декларация. На перевозочном документе ... имеется штамп Читинской таможни о том, что выпуск разрешен.

Согласно п.п. 2, 3 ст. 355 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица; таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.

Между тем, как следует из дорожной ведомости АГ ..., данный несопровождаемый багаж по неизвестным причинам был возвращен без растаможивания У. таможней маршрутом ... ФИО1 08.11.2012 г. и прибыл на Читинскую таможню 26.11.2012 г.

17 ноября 2012 г. ФИО1 выдала Б. нотариально удостоверенную доверенность, которой уполномочила его быть ее представителем во всех транспортно-грузовых компаниях г. Читы и Забайкальского края, на контейнерной станции, отделениях связи, с правом получения любых грузов, контейнеров, посылок, корреспонденции на ее имя согласно документов, в том числе быть представителем в таможенных органах, заключать договоры с таможенной службой, растаможивать и получать грузы, с правом подписания всех необходимых документов.

24.11.2012 г. Б. обратился в Читинский таможенный пост с письменным заявлением о разъяснении отказа таможенной службы на получение багажа (домашних вещей б/у) по доверенности, указывая, что багаж на У. не растаможивался и был отправлен обратно.

На указанное заявление Б. 26.11.2012 г. начальником Читинского таможенного поста был дан ответ, из которого следует, что в соответствии с Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18.06.2010 г. и Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. № 287 декларирование товаров для личного пользования производится декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, таким образом, иным лицам (в том числе действующим по доверенности декларанта) право выступать в качестве декларанта и подписывать пассажирскую таможенную декларацию таможенным законодательством Таможенного союза не предоставлено.

18 апреля 2013 г. начальнику Читинской таможни было направлено требование и.о. Читинского транспортного прокурора о том, что в ходе проведения проверки о правах пассажиров на вокзале ст. ... в багажном отделении вокзала установлен грузобагаж, находящийся под таможенным контролем, который прибыл по перевозочному документу серии АГ ... «К.-Ч.» 21.11.2012 г. в адрес ФИО1; прокурором предложено представить сведения о причинах нахождения указанного груза в багажном отделении и принимаемых Читинской таможней мерах к освобождению его из зоны таможенного контроля, в срок до 25.04.2013 г.

Как усматривается из ответа начальника Читинской таможни от 22.04.2013 г. на данное требование, ФИО1 с целью осуществления таможенного оформления багажа, прибывшего из У., в Читинскую таможню не обращалась, в устной и письменной форме в Читинский таможенный пост обращался Б. до которого была доведена информация по порядку проведения таможенного оформления и таможенного контроля, регламентированному таможенным законодательством, в том числе – по возможному нарушению установленных требований по декларированию и принятию решения о выпуске товара в случае, если в качестве декларанта выступает не лицо, перемещающее товары, а иное лицо, действующее по доверенности от него; Б. по вопросам правомерности действий таможенного органа обращался в Восточно-Сибирскую транспортную прокуратуру, соответствующий ответ в прокуратуру Читинским таможенным постом был представлен, прокуратурой в действиях таможенного органа нарушений не выявлено; Забайкальским филиалом РЖД в Читинскую таможню направлено письмо от 28.02.2013 г. ... относительно невостребованного грузобагажа, не оформленного в таможенном отношении (находящегося под таможенным контролем) по перевозочному документу серии АГ ... кг «К.-Ч.»; на основании приказа Читинской таможни от 09.04.2013 г. от 09.04.2013 г. ... по данному факту проводится служебная проверка.

13.05.2013 г. на основании п. 4 ст. 354 Таможенного кодекса Таможенного союза должностным лицом Читинского таможенного поста Б.Н.К. составлен протокол задержания товаров и документов на них, которым задержаны личные вещи, б/у, упакованные в полипропиленовый мешок белого цвета, вес 39 кг, и дорожная ведомость АГ ... от 08.11.2012 г. Согласно акта приема-передачи товаров на хранение от 13.05.2013 г., данные личные вещи поместили на СВХ ООО «С.». Как пояснила представитель заявителя ФИО2 в судебном заседании, указанные личные вещи б/у, упакованные в полипропиленовый мешок белого цвета, находятся на СВХ ООО «С.» до настоящего времени.

В силу ч.ч. 1-3 п. 4 ст. 354 Таможенного кодекса Таможенного союза товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством таможенного союза. По желанию лица, перемещающего товары для личного пользования, в отношении таких товаров могут быть совершены таможенные операции, связанные с их размещением на временное хранение, помещением под таможенные процедуры в соответствии с настоящим Кодексом, а также вывозом с таможенной территории таможенного союза, если они не покидали место прибытия. В случае несовершения таможенных операций, указанных в частях первой и второй настоящего пункта, товары подлежат задержанию в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 189 ФЗ-311 таможенные органы задерживают товары, не являющиеся предметами административных правонарушений или преступлений, и документы на эти товары по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 145 Таможенного кодекса Таможенного союза. При задержании товаров, не являющихся предметами административных правонарушений или преступлений, и документов на эти товары составляется протокол по форме, определяемой Комиссией Таможенного союза, копии которого подлежат вручению перевозчику, владельцу склада временного хранения или иному лицу, во владении которого находятся задержанные товары, а также получателю или отправителю этих товаров, если эти лица установлены таможенными органами. Задержанные товары и документы, указанные в части 1 настоящей статьи, изымаются таможенными органами не позднее дня, следующего за днем истечения сроков временного хранения, или иных сроков, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза для осуществления вывоза товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза, их таможенного декларирования либо совершения иных действий, предусмотренных статьями 152, 170, 185, 192, 208, 231, 234, 305 и 354 Таможенного кодекса Таможенного союза, на основании протокола о задержании, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. Задержанные товары размещаются на складах временного хранения в соответствии со статьей 202 настоящего Федерального закона или передаются на хранение организации, осуществляющей складские услуги в регионе деятельности таможенного органа. Задержанные товары и документы на эти товары подлежат возврату в случаях, установленных статьей 147 Таможенного кодекса Таможенного союза. При возврате указанных товаров составляется акт в трех экземплярах, который подписывается должностными лицами таможенного органа, осуществляющего возврат этих товаров, лицом, которому возвращаются такие задержанные товары, либо его представителем, а также лицом, осуществлявшим их хранение, либо его представителем. Первый экземпляр указанного акта остается у таможенного органа, второй экземпляр вручается лицу, которому возвращены задержанные товары, либо его представителю, третий экземпляр лицу, осуществлявшему хранение задержанных товаров, либо его представителю. Расходы на хранение задержанных товаров возмещаются лицами, которым возвращаются товары. В соответствии со статьей 146 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы осуществляют хранение задержанных товаров в течение одного месяца со дня их задержания, за исключением скоропортящихся продуктов, срок хранения которых составляет 24 часа с момента задержания, и товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу за пределы этой территории, срок хранения которых составляет трое суток с момента задержания. По истечении сроков, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, невостребованные задержанные товары подлежат реализации, уничтожению или утилизации в соответствии со статьей 190 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 147 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат задержанных товаров и документов на них производится декларантам, а если декларирование товаров не производилось - собственникам товаров, а в случаях, если собственник является иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, - лицам, во владении которых товары находились на момент задержания (далее в настоящей главе - декларант или иные лица), с учетом особенностей, установленных в настоящей статье (п. 1); товары, запрещенные к перемещению через таможенную границу, и документы на них, задержанные при ввозе на таможенную территорию таможенного союза, возвращаются любому из лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, обратившемуся первым в таможенный орган за возвратом таких товаров для обратного вывоза за пределы этой территории (п. 2); товары, запрещенные и (или) ограниченные к перемещению через таможенную границу, и документы на них, задержанные при вывозе с таможенной территории таможенного союза, возвращаются декларанту или иным лицам для использования на таможенной территории таможенного союза, если владение этими товарами допускается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары (п. 3); товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу, и документы на них, задержанные при ввозе на таможенную территорию таможенного союза, возвращаются декларанту или иным лицам для обратного вывоза за пределы этой территории либо для использования на таможенной территории таможенного союза при условии представления таможенному органу документального подтверждения соблюдения установленного ограничения и помещения товаров под таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом (п. 4); в иных случаях, не указанных в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, задержанные товары возвращаются после их помещения под одну из таможенных процедур лицам, поместившим их под эту таможенную процедуру, либо их представителям (п. 5).

В силу ст. 190 ФЗ-311 распоряжение задержанными товарами, товарами, изъятыми таможенными органами в соответствии со статьей 168 настоящего Федерального закона, осуществляется путем их реализации, уничтожения или утилизации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства (далее в настоящей статье - уполномоченный орган) (ч. 1); таможенный орган, осуществивший задержание или изъятие товаров, заблаговременно, но не позднее чем за 15 дней до истечения срока хранения задержанных товаров, установленного частью 7 статьи 189 настоящего Федерального закона, либо срока хранения изъятых товаров, установленного частью 4 статьи 168 настоящего Федерального закона, в письменной форме уведомляет декларанта, а если декларирование товаров не производилось, собственника товаров, а в случаях, если собственником является иностранное лицо либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, лицо, во владении которого товары находились на момент задержания, либо лицо, у которого товары были изъяты, о дате наступления события, позволяющего распоряжаться задержанными либо изъятыми товарами в соответствии с настоящей главой, и предстоящей передаче их уполномоченному органу. Такое письменное уведомление может быть вручено указанным в настоящей части лицам лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого уведомления (ч. 2); таможенный орган, осуществивший задержание или изъятие товаров, не позднее дня, следующего за днем истечения срока хранения задержанных товаров, предусмотренного частью 7 статьи 189 настоящего Федерального закона, либо срока хранения изъятых товаров, установленного частью 4 статьи 168 настоящего Федерального закона, составляет акт об истечении сроков хранения в двух экземплярах (ч. 3); экземпляр акта таможенного органа, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, не позднее трех рабочих дней после дня его составления направляется заказным письмом с уведомлением о вручении лицам, указанным в части 2 настоящей статьи. Второй экземпляр акта остается в таможенном органе (ч. 4); акт таможенного органа, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, является основанием для распоряжения задержанными либо изъятыми товарами в соответствии с настоящей статьей (ч. 5); таможенный орган, осуществивший задержание или изъятие товаров, не позднее трех рабочих дней со дня истечении срока хранения задержанных или изъятых товаров уведомляет уполномоченный орган об истечении сроков их хранения, о месте нахождения товаров, об их количестве и о других характеристиках, необходимых уполномоченному органу для организации принятия и вывоза товаров, с приложением копии протокола задержания, а также произведенного согласно части 6 настоящей статьи расчета причитающихся к уплате сумм таможенных пошлин, налогов. Об истечении сроков хранения задержанных или изъятых товаров таможенный орган также уведомляет соответственно декларанта товаров или их собственника либо иного законного владельца, если эти лица установлены, или лицо, у которого изъяты товары (ч. 7); таможенный орган, осуществивший задержание или изъятие товаров, передает такие товары по акту приема-передачи уполномоченному органу (ч. 8); в случае, если лица, указанные в части 2 настоящей статьи, исполнят до момента передачи товаров уполномоченному органу предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле обязанности по вывозу товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза, их таможенному декларированию либо совершению иных действий, предусмотренных статьями 152, 170, 185, 192, 208, 231, 234, 305 и 354 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенный орган не вправе препятствовать выдаче таким лицам задержанных или изъятых товаров (ч. 16).

В соответствии со ст. 148 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 147 настоящего Кодекса, в сроки, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежат реализации, а в случаях, установленных пунктом 3 настоящей статьи, - уничтожению или иному использованию в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого задержаны эти товары (п. 1); реализация, уничтожение или иное использование товаров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары, с учетом особенностей, определенных настоящим Кодексом (п. 2); товары, расходы по хранению и реализации которых превышают их стоимость, а также в других случаях, предусмотренных законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары, подлежат уничтожению, если иное не установлено законодательством этого государства - члена таможенного союза. Уничтожение, а также возмещение расходов, связанных с хранением и транспортировкой таких товаров, осуществляются за счет декларанта или иного лица, а при отсутствии указанных лиц - за счет средств бюджета государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого задержаны товары, если иное не предусмотрено в отношении отдельных категорий товаров (п. 3).

В судебном заседании установлено, что 14.05.2013 г. начальником Читинского таможенного поста в адрес ФИО1 было направлено уведомление о задержании несопровождаемого багажа и о необходимости оформления товара в таможенном отношении, в котором разъяснено, что в противном случае задержанный товар подлежит реализации или уничтожению. 24.05.2013 г. ФИО1 было направлено уведомление о предстоящем 13.06.2013 г. истечении предельного срока хранения товаров. 14.06.2013 г. составлен акт об истечении срока хранения товаров.

Между тем, 01.08.2013 г. Читинская таможня обратилась в суд с данным заявлением, вместо того, чтобы в соответствии со ст. 190 ФЗ-311 и ст. 148 Таможенного кодекса Таможенного союза произвести распоряжение задержанными товарами путем их реализации, уничтожения или утилизации.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что вышеперечисленные движимые вещи не являются бесхозяйными, поскольку заявителем не представлено суду доказательств того, что эти вещи не имеют собственника или собственник их неизвестен либо собственник от права собственности на них отказался. Напротив, в материалах дела имеются доказательства того, что представитель собственника обращался в таможенные органы и в прокуратуру по вопросу возврата ему данных вещей, но ему в этом было отказано.

Таким образом, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявления Читинской таможни о признании указанных выше движимых вещей бесхозяйными и обращении их в федеральную собственность.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 321 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Читинской таможни о признании движимых вещей бесхозяйными и обращении их в федеральную собственность отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Читы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья Л. Н. Соломонова