Дело №2-1301/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 октября 2017 года г. Клинцы
Клинцовский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Кобызь Е.Н.,
при секретаре Самсоновой Е.С.,
с участием старшего помощника прокурора г. Клинцы Брянской области – Полещука Д.А.,
представителя ответчика Комитета по управлению имуществом города Клинцы ФИО1
представителя ответчика ООО «СтройЭлит» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Клинцы Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Клинцовской городской администрации, Комитету по управлению имуществом города Клинцы Брянской области, ООО «СтройЭлит» о признании постановления Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ об изменении территориальных зон для земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, не соответствующими законодательству Российской Федерации со дня их принятия; о признании недействующим с момента принятия постановления Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении аукциона по продаже в собственность земельного участка, расположенного на территории городского округа «город Клинцы Брянской области»; о признании договора купли - продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Комитетом по управлению имуществом города Клинцы Брянской области с ООО «СтройЭлит» ничтожным, а также применении последствий недействительности сделки,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Клинцы Брянской области обратился в суд с иском к Клинцовской городской администрации, Комитету по управлению имуществом города Клинцы Брянской области, ООО «СтройЭлит», указав, что прокуратурой города Клинцы Брянской области в 2016 году проведена проверка исполнения на территории муниципального образования «городской округ «город Клинцы Брянской области» градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации.
Проведенной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением № главой Клинцовской городской администрации ФИО3 принято решение изменить территориальную зону для земельного участка площадью 9800,00 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> с зоны Р-1 (зона зеленных насаждений общего пользования) на зону ОД-3 (зона учреждений и объектов образования) для строительства садика.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением № заместителем главы Клинцовской городской администрации ФИО4 принято решение изменить территориальную зону для земельного участка площадью 9800,00 кв. метров, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, с зоны ОД-3 (зона учреждений и объектов образования) на зону Ж-3 (зона застройки многоэтажными жилыми домами).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Клинцовской городской администрации № принято решение о проведении аукциона по продаже в собственность земельного участка, расположенного на территории городского округа «<адрес>», а именно земельного участка площадью 9800,00 кв. метров, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ на сайте: www.torgi.gov.ruбыло размещено извещение о проведении торгов по продаже земельного участка площадью 9800,00 кв. метров, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ указанный аукцион по продаже земельного участка площадью 9800,00 кв. метров, кадастровый № признан несостоявшимся, а единственному участнику - ООО «СтройЭлит», в соответствии со статьей 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (действующей на момент проведения аукциона), предложено заключить договор купли - продажи земельного участка площадью 9800,00 кв. метров, кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом <адрес> в лице заместителя председателя комитета ФИО5 и Обществом с ограниченной ответственностью «СтройЭлит» в лице генерального директора ФИО2 заключен договор купли - продажи №, согласно которого ООО «СтройЭлит» приобретает в собственность земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 32:30:0020901:372, площадью 9800 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование - для размещения многоэтажной жилой застройки. Договор купли - продажи № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации №. Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от 27 октября 2011 года №5-533 утверждены Правила землепользования и застройки на территории городского округа «город Клинцы Брянской области», в том числе перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования и карта градостроительного зонирования.
Прокурор указывает, что главой Клинцовской городской администрации ФИО3 и заместителем главы Клинцовской городской администрации ФИО4 приняты решения, которые находятся за пределами их полномочий, кроме того, принятие указанных решений нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. Приняв решение от ДД.ММ.ГГГГ о проведении аукциона по продаже в собственность указанного земельного участка, Клинцовская городская администрация выставила на торги фактически не существующий земельный участок, так как процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка соблюдена не была, а размещение многоэтажной жилой застройки в изначально существующей территориальной зоне Р-1 (зона зеленых насаждений общего пользования) не допустимо. С учетом заявления об изменении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ, прокурор г. Клинцы просит признать постановления Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ об изменении территориальных зон для земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> не соответствующими законодательству Российской Федерации со дня их принятия; признать противоречащим законодательству Российской Федерации и недействующим с момента принятия постановление Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении аукциона по продаже в собственность земельного участка, расположенного на территории городского округа «город Клинцы Брянской области»; признать договор купли - продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный Комитетом по управлению имуществом города Клинцы Брянской области с ООО «СтройЭлит» ничтожным; применить последствия недействительности сделки: обязать ООО «СтройЭлит» возвратить Комитету по управлению имуществом города Клинцы земельный участок и обязать Комитет по управлению имуществом города Клинцы возвратить ООО «СтройЭлит» уплаченную им стоимость земельного участка; погасить (аннулировать) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности ООО «СтройЭлит» на земельный участок кадастровый №.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Клинцы Полещук Д.А. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, кроме того, указал, что спорный земельный участок относится к землям общего пользования, и в силу статьи 85 Земельного кодекса РФ, не подлежит приватизации.
Представитель ответчика Клинцовской городской администрации в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что считает требования прокурора г. Клинцы не подлежащими удовлетворению, поскольку в настоящее время устранено несоответствие территориальной зоны для спорного земельного участка решением сессии Клинцовского городского Совета народных депутатов №6-414 от 24 мая 2017 года, которым утверждены Правила землепользования и застройки на территории городского округа «город Клинцы Брянской области». Поскольку истцом не представлено неоспоримых доказательств, необходимых для признания действий Клинцовской городской администрации незаконными, оснований для признания незаконными постановлений об изменении территориальной зоны для спорного земельного участка, не имеется. Кроме того, указывает, что процедура проведения открытого аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый 32:30:0020901:372, нарушений не имела, поскольку проведена в строгом соответствии с требованиями закона (в соответствии с Федеральными законами «О приватизации государственного и муниципального имущества», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа «город Клинцы Брянской области», Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от 20.04.2011 №5-432 «Об утверждении Положения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества городского округа «город Клинцы Брянской области» в новой редакции»). Следовательно, постановление Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении аукциона по продаже в собственность земельного участка» законно. Остальные требования прокурора города Клинцы – признание договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Комитетом по управлению имуществом г. Клинцы с ООО «СтройЭлит» ничтожным, применении последствий недействительности сделки, являются производными от вышеуказанных требований, и, соответственно, также удовлетворению не подлежат.
В судебном заседании представитель ответчика Комитета по управлению имуществом города Клинцы ФИО1 исковые требования прокурора г. Клинцы не признал в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в отзыве Клинцовской городской администрации.
Представитель ответчика ООО «СтройЭлит» ФИО2 в судебном заседании исковые требования прокурора города Клинцы признал в полном объеме, о чем представил письменное заявление.
Представитель третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ принято изменить территориальную зону для земельного участка площадью 9800,0 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> с зоны Р-1 (зона зеленых насаждений общего пользования) на зону ОД-3 (зона учреждений и объектов образования) для строительства детского сада.
В дальнейшем, постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, принято решение изменить территориальную зону для земельного участка площадью 9800,0 кв. метров, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, с зоны ОД-3 (зона учреждений и объектов образования) на зону Ж-3 (зона застройки многоэтажными жилыми домами).
Поскольку прокурором города Клинцы заявлены требования об оспаривании вышеназванных постановлений Клинцовской городской администрации как нормативных правовых актов, суд проверяет, содержат ли они правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.
В действующем законодательстве отсутствует определение понятия «нормативный правовой акт». Вместе с тем в юридической доктрине принято исходить из того, что нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Кроме того существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт были перечислены в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48, а именно: издание его в установленном порядке управомоченным органом или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Таким образом, норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.
Изучив текст оспариваемых постановлений в совокупности с нормами Градостроительного кодекса РФ, Правил землепользования и застройки на территории городского округа «город Клинцы Брянской области», суд приходит к выводу, что оно отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку
- направлено на урегулирование (изменение) общественных отношений, в частности градостроительного зонирования земельного участка, тем самым изменяя ранее установленный для него градостроительный регламент;
- распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, поскольку градостроительное зонирование, как и установленные для территориальных зон градостроительные регламенты обязательны для исполнения не только собственником земельного участка, но и иными лицами – застройщиками, органами государственной власти и местного самоуправления;
- рассчитано на неоднократное применение, поскольку градостроительным зонированием определяется правовой режим земельных участков как в процессе их застройки, так и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с пунктами 6,7,9 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;
- территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
- градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения;
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Согласно статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Кроме этого статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены виды и состав территориальных зон.
Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от 27 октября 2011 года №5-533 были утверждены Правила землепользования и застройки на территории городского округа «город Клинцы Брянской области», в том числе перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования и карта градостроительного зонирования.
По своей правовой природе оспариваемые постановления являются решениями по внесению изменений в Правила землепользования и застройки, утвержденные Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от 27 октября 2011 года №5-533.
В соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Утверждение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется, согласно статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации представительным органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 23 части 2 статьи 30 Устава города Клинцы, Клинцовский городской Совет народных депутатов утверждает генеральный план городского округа, правила землепользования и застройки города в соответствии с федеральным законодательством.
Таким образом, Клинцовской городской администрацией принято решение, которое находится за пределами её полномочий.
Согласно пункту 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации, нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Пунктами 17-18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» указано, что при рассмотрении дела по существу, суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №48, нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Исходя из вышеизложенного, постановления Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изменении территориальной зоны для земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>являются незаконными подлежат признанию недействующими со дня их принятия.
Разрешая заявленные прокурором г. Клинцы требования об отмене постановления Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении аукциона по продаже в собственность земельного участка, расположенного на территории городского округа «город Клинцы Брянской области», признать договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом по управлению имуществом г. Клинцы и ООО «СтройЭлит» ничтожным и применении последствий недействительности сделки, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3).
Исходя из данных конституционных предписаний и требований ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, в том числе круг объектов, не подлежащих такому отчуждению.
Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу ч. ч. 1, 2, 3 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ была утверждена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 9800,0 кв. метров, из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес> (далее по тексте – спорый земельный участок).
На основании решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер №.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением № главы Клинцовской городской администрации ФИО3 принято решение изменить территориальную зону для земельного участка площадью 9800,0 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> с зоны Р-1 (зона зеленных насаждений общего пользования) на зону ОД-3 (зона учреждений и объектов образования) для строительства детского сада.
Постановлением Клинцовской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования спорного земельного участка изменен с вида «для размещения объекта дошкольного образования» на вид «для размещения многоэтажной жилой застройки».
ДД.ММ.ГГГГ постановлением № заместителя главы Клинцовской городской администрации ФИО4 принято решение изменить территориальную зону для земельного участка площадью 9800,0 кв. метров, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, с зоны ОД-3 (зона учреждений и объектов образования) на зону Ж-3 (зона застройки многоэтажными жилыми домами).
ДД.ММ.ГГГГ соответствующие изменения были внесены в государственный кадастр недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Клинцовской городской администрации № принято решение о проведении аукциона по продаже в собственность земельного участка, расположенного на территории городского округа «<адрес>», а именно земельного участка площадью 9800,00 кв. метров, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ на сайте: www.torgi.gov.ruбыло размещено извещение о проведении торгов по продаже земельного участка площадью 9800,00 кв. метров, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ указанный аукцион по продаже земельного участка площадью 9800,00 кв. метров, кадастровый № признан несостоявшимся, а единственному участнику - ООО «СтройЭлит», в соответствии со статьей 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (действующей на момент проведения аукциона), предложено заключить договор купли - продажи земельного участка площадью 9800,00 кв. метров, кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом <адрес> в лице заместителя председателя комитета ФИО5 и Обществом с ограниченной ответственностью «СтройЭлит» в лице генерального директора ФИО2 заключен договор купли - продажи №, согласно которого ООО «СтройЭлит» приобретает в собственность земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 32:30:0020901:372, площадью 9800 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование - для размещения многоэтажной жилой застройки. Договор купли - продажи № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации №
В соответствии с платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ с учетом неустойки за несвоевременное исполнение обязательств по договору в размере 64854 рубля 17 копеек, ООО «СтройЭлит» уплатило Комитету по управлению имуществом г Клинцы 8564854 (восемь миллионов пятьсот шестьдесят четыре тысячи восемьсот пятьдесят четыре) рубля 17 копеек.
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно части 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ ничтожная сделка недействительна независимо от такого признания ее судом.
На основании ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
Согласно ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий.
В силу ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным: инженерных и транспортных инфраструктур: рекреационным: иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно выкопировки из карты градостроительного зонирования к Правилам землепользования и застройки на территории городского округа «город Клинцы Брянской области» в редакции от 27 октября 2011 года (действовавшей на момент издания постановления о проведении аукциона спорного земельного участка), земельный участок по адресу: <...> расположен в зоне Р-1.
В соответствии со статьей 34 Правил землепользования и застройки на территории городского округа «город Клинцы Брянской области» Р-1 – «зона зеленых насаждений общего пользования», относится к рекреационным зонам, предназначены для организации мест отдыха населения, зона включает благоустроенные озелененные территории на всей территории города, предназначенные для повседневного кратковременного отдыха населения.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в зоне рекреационного назначения, относятся к землям особо охраняемых территорий, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
На основании ч. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В соответствии с абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе такие, как улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи.
Согласно ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
В соответствии с п. 5 ст. 98 Земельного кодекса РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Таким образом, постановление Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении аукциона по продаже в собственность земельного участка, расположенного на территории городского округа «город Клинцы Брянской области» следует признать противоречащим законодательству Российской Федерации и недействующим с момента принятия.
Так как на момент издания Клинцовской городской администрацией постановления о проведении аукциона, а также заключения оспариваемого договора купли-продажи, действовали Правила землепользования и застройки на территории городского округа «город Клинцы Брянской области», предусматривающие расположение спорного земельного участка в пределах территориальной зоны Р-1 «Зона зеленых насаждений общего пользования», в силу условий с абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», статьи 85, пункта 5 статьи 98 ЗК РФ, статьи 30 Градостроительного Кодекса РФ, он не подлежал приватизации.
Таким образом, не имеет правового значения довод Клинцовской городской администрации, о том, что территориальная зона для спорного земельного участка была приведена в соответствие Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов №6-414 от 24 мая 2017 года, которым утверждены «Правила землепользования и застройки на территории городского округа «город Клинцы Брянской области» в новой редакции».
Согласно части 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Согласно и. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно ч.1 и 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации - недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В связи с этим суд приходит к выводу о ничтожности заключенного между Комитетом по управлению имуществом г. Клинцы и ООО «СтройЭлит» договора купли-продажи, а, следовательно, наличии законных оснований для применения последствий недействительности сделки в виде возвращения сторон в первоначальное положение – возврата, всего полученного сторонами по сделке, а также аннулирования записи о регистрации прав за ООО «СтройЭлит» на спорный земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Клинцы Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Клинцовской городской администрации, Комитету по управлению имуществом города Клинцы Брянской области, ООО «СтройЭлит» о признании постановления Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ об изменении территориальных зон для земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> не соответствующими законодательству Российской Федерации со дня их принятия; о признании недействующим с момента принятия постановления Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении аукциона по продаже в собственность земельного участка, расположенного на территории городского округа «город Клинцы Брянской области»; о признании договора купли - продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Комитетом по управлению имуществом города Клинцы Брянской области с ООО «СтройЭлит» ничтожным, а также применении последствий недействительности сделки, - удовлетворить.
Признать противоречащим законодательству Российской Федерации и недействующим с момента принятия постановления Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изменении территориальной зоны для земельного участка, расположенного по адресу<адрес>
Признать противоречащим законодательству Российской Федерации и недействующим с момента принятия постановление Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении аукциона по продаже в собственность земельного участка, расположенного на территории городского округа «город Клинцы Брянской области».
Признать договор купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Комитетом по управлению имуществом г. Клинцы и ООО «СтройЭлит» ничтожным.
Применить последствия недействительности сделки:
- обязать ООО «СтройЭлит» возвратить Комитету по управлению имуществом города Клинцы земельный участок с кадастровым №, площадью 9800 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>,
- обязать Комитет по управлению имуществом города Клинцы возвратить ООО «СтройЭлит» уплаченную им стоимость земельного участка в размере 8564854 (восемь миллионов пятьсот шестьдесят четыре тысячи восемьсот пятьдесят четыре) рубля 17 копеек,
- погасить (аннулировать) в Едином государственном реестре недвижимости запись № о государственной регистрации права собственности ООО «СтройЭлит» на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 9800 кв.метров, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в месячный срок с даты изготовления судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Клинцовский городской суд Брянской области.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.Н. Кобызь