ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1302/20 от 21.07.2020 Куйбышевского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2020 года Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Акимовой Н.Н.,

при секретаре Пержаковой Д.И.,

с участием представителя истца <ФИО>4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1302/2020 по иску Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области к местной религиозной организации <данные изъяты> о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре,

УСТАНОВИЛ:

Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области (далее по тексту Служба, истец) обратилась в суд с иском, уточненным с порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), к местной религиозной организации православный <данные изъяты> о возложении обязанности выполнить консервацию зданий, расположенных по адресу: <адрес>, состоящего из зданий литера «К», литера «З», литера «Ж», входящих в состав объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>», путем закрытия оконных и дверных проемов, обеспечения устройства временной кровли в целях ограничения доступа в здания третьих лиц, в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу; о возложении обязанности выполнить первоочередные противоаварийные мероприятия по сохранению указанного объекта культурного наследия, в соответствии с выданными заданиями <номер>, <номер>, <номер> в срок 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Требования мотивирует тем, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения «<данные изъяты> в., зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под регистрационным номером <номер> на основании Приказа Министерства культуры Российской Федерации от <дата><номер>-р, здание, расположенное по адресу: <адрес>, так же является объектом культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>., зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под регистрационным номером <номер> на основании Приказа Министерства культуры Российской Федерации от <дата><номер>-р. Приказом службы от <дата><номер>-спр утверждено охранное обязательство на данные объекты культурного наследия. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата><номер>, собственником нежилого здания, площадью 668,1 кв.м. и нежилого здания площадью 1446 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, состоящего из зданий литера «К», литера «З», литера «Ж», является <данные изъяты>

<дата> Службой нарочно вручено Местной религиозной организации <данные изъяты> охранное обязательство <номер> от <дата>, опубликованное на сайте <дата>.

Согласно пункту 25 раздела 6 «Охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль» дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия предусмотрено следующее:

Лит. К «<данные изъяты>»:

- выполнить консервацию здания (закрыть оконные и дверные проемы, ограничить доступ в здание третьих лиц) в срок до <дата>;

- выполнить первоочередные противоаварийные мероприятия по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с выданным Заданием <номер> в срок до <дата>.

Лит. З, лит. Ж «<данные изъяты>»:

- выполнить консервацию здания (закрыть оконные и дверные проемы, обеспечить устройство временной кровли, ограничить доступ в здание третьих лиц) в срок до <дата>;

- выполнить первоочередные противоаварийные мероприятия по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с выданным Заданием <номер> в срок до <дата>.

Лит. Ж:

- выполнить первоочередные противоаварийные мероприятия по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с выданным Заданием <номер> в срок до <дата>.

В 2019 году Службой проведено систематическое наблюдение за исполнением требований собственником объекта культурного наследия Местной религиозной организацией <данные изъяты> однако мероприятия, предусмотренные, охранным обязательством были не выполнены.

Таким образом, требования истца ответчиком до настоящего времени не исполнены, в связи с чем истец просит возложить на ответчика обязанность в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

Представитель истца Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области, <ФИО>5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Местная религиозная организация <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовал, представителя не направил.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Согласно ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

С учетом мнения представителя истца, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с названным Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

Снос выявленного объекта культурного наследия запрещен (пункт 10 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу статьи 6 Закона N 73-ФЗ, под государственной охраной объектов культурного наследия в целях данного Закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона N 73-ФЗ меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо структурные подразделения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Согласно Постановлению Правительства Иркутской области от 09.03.2010 N 31-пп (ред. от 18.05.2020) "О службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области" (вместе с "Положением о службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области") установлена предельная штатная численность службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области в количестве <номер> единиц, в том числе <номер> единицы государственных гражданских служащих Иркутской области, <номер> единиц работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Иркутской области.

В соответствии с п. 1 ст. 40 Федерального закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно ст. 41 Федерального закона N 73-ФЗ под консервацией объекта культурного наследия понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия). Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости - часть 1 ст.47.1 Закона N 73-ФЗ.В соответствии со статьями 47.2 и 47.3 Закона N 73-ФЗ лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 (физическое или юридическое лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора), при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязаны обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Законом N 73-ФЗ, а при содержании и использовании объекта культурного наследия - также осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.

Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.

Судом установлено, что на основании решения Иркутского облисполкома <номер> от <дата> объект культурного наследия регионального значения «Ансамбль: Учительская семинария: главный корпус, флигели, дом жилой» кон XIX в., расположенный по адресу: <адрес> включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Как следует из заданий на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации <номер>, <номер> и <номер> от <дата>, по визуальному осмотру от мая 2016, техническое состояние зданий (Ансамбль: Учительская семинария: главный корпус, флигели, дом жилой, расположенный по адресу: <адрес> лит. З, лит. Ж), входящих в состав объекта культурного наследия – неудовлетворительное. Здания не эксплуатируются.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 октября 2017 года <номер>, здание, расположенное по адресу: <адрес> являющееся объектом культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>., зарегистрировано в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под регистрационным номером <номер>.

Так же на основании Приказа Министерства культуры Российской Федерации от <дата><номер>-р, здание, расположенное по адресу: <адрес>, являющееся объектом культурного наследия регионального значения «<данные изъяты> в., зарегистрировано в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под регистрационным номером <номер>.

Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости, вышеуказанный объект культурного наследия зарегистрирован в качестве двух объектов недвижимого имущества: «нежилое здание», общей площадью 1446 кв.м., с кадастровым номером <номер>, и «нежилое здание», общей площадью 668,1 кв.м., с кадастровым номером <номер>, и принадлежит право собственности Местной религиозной организации <данные изъяты>).

<дата> Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области вынесен приказ <номер>-спр от <дата>, которым утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты> в., расположенного по адресу: <адрес>

Указанный приказ и охранное обязательство размещены на официальном сайте службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернат», а так же на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), так же официально опубликован в общественно-политической газете «Областная».

<дата> охранное обязательство вручено собственнику объекта культурного наследия регионального значения, согласно которому собственник – <данные изъяты>), принял на себя обязательства по сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия, предусмотренные охранным обязательством <номер> от <дата>.

Так, в соответствии с разделом 6 охранного обязательства, собственнику необходимо выполнить: Лит. К «<данные изъяты>» - выполнить консервацию здания (закрыть оконные и дверные проемы, ограничить доступ в здание третьих лиц) в течение 3 месяцев с момента утверждения охранного обязательства; Лит. З, Лит. Ж «<данные изъяты> - выполнить консервацию здания (закрыть оконные и дверные проемы, обеспечить устройство временной кровли, ограничить доступ в здание третьих лиц) в течение 3 месяцев с момента утверждения охранного обязательства.

В период с <дата> по <дата> Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области проведено систематического наблюдение за исполнением требований, предусмотренных приказом <номер>-спр от <дата>.

По информации, изложенной в служебной записке от <дата> отдела государственной охраны памятников архитектуры и оформления охранных обязательств службы, требования охранного обязательства в части консервации зданий лит. К, лит. З, лит. Ж, расположенных по <адрес>, не исполнены, в связи с чем <дата> в отношении Местной религиозной организации <данные изъяты> составлен протокол об административном правонарушении <номер>, о привлечении ответчика к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Постановлением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от <дата> Местная религиозная организация <данные изъяты> признана виновной в совершении в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В силу части 2 статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 декабря 2011 года N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же, или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Как следует из искового заявления мероприятия, предусмотренные охранным обязательством №293-спр от 24.10.2018, Местной религиозной организацией <данные изъяты> до настоящего времени не выполнены.

На основании изложенного, учитывая совокупность исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что объект культурного наследия длительное время не используется, меры по сохранению, содержанию и поддержанию в надлежащем техническом и противопожарном состоянии объекта культурного наследия не принимаются, защита объекта культурного наследия от свободного проникновения посторонних лиц не обеспечена.

Преамбулой к Федеральному закону N 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

На основании изложенного, с учетом того, что ответчиком не представлено достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что им принимаются меры по охране указанного объекта культурного наследия, истцом принято охранное обязательство со сроками исполнения обязательств, суд полагает, что исковые требования истца об обязании ответчика выполнить действия, указанные в исковом заявлении в отношении объекта культурного наследия являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку истец согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины, то на основании ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6 000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 233 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области к Местной религиозной организации <данные изъяты> о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия в натуре удовлетворить.

Возложить обязанность на Местную религиозную организацию <данные изъяты> исполнить в натуре обязательства по сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, состоящего из зданий литера «К», литера «З», литера «Ж» в соответствии с охранным обязательством от <дата><номер>, в виде выполнения консервации объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, состоящего из зданий - литера «К», литера «З», литера «Ж», путем закрытия оконных и дверных проемом, обеспечения устройства временной кровли в целях ограничения доступа в здания третьих лиц, в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Обязать Местную религиозную организацию <данные изъяты> выполнить первоочередные противоаварийные мероприятия по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль», расположенного по адресу: <адрес>, состоящего из зданий литера «К», литера «З», литера «Ж», в соответствии с выданными заданиями <номер>, <номер>, <номер> в срок 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Местной религиозной организации <данные изъяты>) в доход бюджета города Иркутска государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Н.Н. Акимова