ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1302/2015 от 12.08.2015 Петушинского районного суда (Владимирская область)

Дело №2-1302/2015 г. *

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 августа 2015 года г. Петушки

Петушинский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи О.П.Перегудовой,

при секретаре судебного заседания Т.В.Носовой,

с участием лиц, согласно протоколу судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Петушки гражданское дело по заявлению ФИО1, БарА. А. В. и ФИО2 о признании незаконным отказа администрации Петушинского района Владимирской области в утверждении проекта планировки и застройки земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, БарА. А.В. и ФИО2 обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Петушинского района Владимирской области от дата в утверждении проекта планировки и застройки земельных участков с кадастровыми номерами по .

В обоснование заявления указано, что дата собственники земельных участков с кадастровыми номерами обратились в администрацию адрес с заявлением об утверждении проекта планировки и застройки вышеуказанных земельных участков.

дата администрацией адрес дан ответ , которым отказано в утверждении проекта планировки и застройки данных земельных участков, на основании того, что земельные участки с вышеуказанными кадастровыми номерами относятся к землям ограниченно благоприятным для освоения и обозначена как зона затопления территории и не подлежит застройке жилыми домами. Не согласившись с данным отказом, заявители обратились в суд с заявлением о признании его незаконным, не основанным на правовых нормах.

Заявители ФИО1, являющийся также председателем СНТ «Парус», ФИО2, представитель заявителей, в том числе БарА. А.В., по доверенностям адвокат Аксенова И.В. в судебном заседании поддержали свои требования по основаниям, изложенным в заявлении, просили заявление удовлетворить.

Заявитель БарА. А.В. в судебное заседание не явилась, извещена.

Заинтересованное лицо администрация Петушинского района Владимирской области в судебное заседание своего представителя не направила, в отзыве от дата просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, при вынесении решения полагаются на усмотрение суда. Указывают, что отказ администрации от дата мотивирован отнесением земельных участков СНТ «Парус» к землям ограничено благоприятным для освоения и обозначением как – зона затопления территории, неподлежащая застройке жилыми домами, что подтверждается выпиской из генерального плана МО «Нагорное сельское поселение».

Заинтересованное лицо администрация Нагорного сельского поселения Петушинского района в судебное заседание своего представителя не направила, в заявлении от дата просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, при вынесении решения полагаются на усмотрение суда.

Заинтересованные лица ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28 и ФИО29, извещены, в судебное заседание не явились, направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, считают требования законными и обоснованными.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что данный отказ органа местного самоуправления не основан на законе и нарушает права заявителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу п.20 ч.1 и ч.4 ст.14 ФЗ от 06.10.20003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» администрация Петушинского района Владимирской области является уполномоченным органом на утверждение проекта планировки территории СНТ.

Согласно аб. 2 ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения и хозяйственных строений и сооружений).

Согласно ч. 1 ст. 32 указанного закона, организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.

Организация территории огороднического некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта межевания территории.

Подготовка и утверждение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проект планировки территории и (или) проект межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов соответствующего объединения (собранием уполномоченных).

При этом в силу ч. 1 ст. 34 указанного закона, возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории, а также градостроительным регламентом.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной им в своем Постановлении от 14.04.2008 N 7-П гражданское законодательство в новых социально-экономических условиях не предполагает введение ограничений, касающихся предельных размеров жилых строений, возводимых на садовых земельных участках, однако требует при этом от собственника земельного участка соблюдения строительных норм и правил (п. 1 ст. 263 ГК РФ), которые унифицировано регламентируют соответствующие вопросы (СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан" и СП 11-106-97 "Разработка, согласование, утверждение и состав проектно-планировочной документации на застройку территории садоводческих (дачных) объединений граждан").

Таким образом, наличие проекта организации и застройки территории является необходимым условием для осуществления деятельности в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении.

Из материалов дела установлено, что постановлением администрации Петушинского района за от дата земельный участок, общей площадью 67702 кв.м. с кадастровым номером предоставлен в совместную собственность членам СНТ «Парус». Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для садоводства.

На основании вышеуказанного постановления, между КУМИ Петушинского района и членами СНТ «Парус» заключен договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка, который был оформлен в совместную собственность членов СНТ «Парус». Существующих ограничений (обременений) права не зарегистрировано.

Соглашением от дата вышеуказанный земельный участок разделен между членами СНТ «Парус». Каждому участку присвоен кадастровый номер (), оформлены кадастровые паспорта, свидетельства о государственной регистрации права.

Согласно п.9 Устава СНТ «Парус» организация и застройка территории товарищества осуществляется в соответствии с проектами, разработанными в соответствии с требованиями СНиП и утвержденными органом местного самоуправления.

дата председатель СНТ «Парус» ФИО1 обратился с заявлением собственников земельных участков с кадастровыми номерами по об утверждении проекта планировки и застройки вышеуказанных земельных участков.

Проект планировки и застройки земельных участков с кадастровыми номерами по изготовлен ГУП «ОПИАПБ» в г. Петушки, утвержден общим собранием членов СНТ «Парус» от дата (протокол от дата). Из содержания вышеуказанного проекта следует, что застройку предусмотрено осуществлять садовыми домами и хозяйственными постройками по действующим типовым и индивидуальным проектам. 06.07.2015 года администрация Петушинского района отказала в утверждении проекта планировки и застройки данных земельных участков. Отказ мотивирован тем, что земельные участки с вышеуказанными кадастровыми номерами относятся к землям ограниченно благоприятным для освоения и обозначена как зона затопления территории и не подлежит застройке жилыми домами, то есть представленный проект планировки и застройки СНТ «Парус» противоречит генеральному плану Нагорного сельского поселения.

Однако, отказывая в утверждении проекта планировки и застройки земельных участков, администрация Петушинского района сослалась на несоответствие его генеральному плану, не указав при этом на конкретные правовые нормы, препятствующие утверждению данного проекта планировки и застройки земельных участков.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Из выписки из генерального плана МО «Нагорное сельское поселение», утвержденного решением Совета народных депутатом от дата следует, что земельные участки с кадастровыми номерами по относятся к землям ограниченного благоприятным для освоения.

В генеральном плане эта территория обозначена как – зона затопления территории (соответствующие обозначения нанесены на схеме ограничений генерального плана). В тексте материалов по обоснованию проекта генерального плана указывается – «зона поймы р. Клязьма, территория, подверженная затоплению паводком 1% обеспеченности и регулярному подтоплению. Эта территория должна быть свободна от застройки. Возведение строений нарушает свободную динамику русловых процессов. Зона благоприятна для рекреации и луговодства, без выпаса скота и сплошной распашки».

Порядок использования водоохранных зон регламентирован положениями Водного кодекса РФ. Объекты и работы, размещение и проведение которых запрещено в водоохранных зонах перечислены в п. 15 ст. 65 ВК РФ. Названная норма не содержит запрета на размещение жилых домов, проведение земляных и строительных работ в водоохранных зонах. Напротив, из положений п. 16 этой же статьи размещение домов в таких зонах не исключается при условии соблюдения ряда требований закона.

Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов утверждены Постановлением Правительства РФ N 17 от 10 января 2009 г. Названными правилами установлено, что установление границ водоохранных зон осуществляется органами государственной власти субъектов РФ либо Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами. Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов вносятся в государственный водный реестр.

В соответствии с ч. 2 ст. 67.1 Водного Кодекса РФ размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.

Вместе с тем, исходя из буквального толкование ч. 2 ст. 67.1 Водного Кодекса Российской Федерации, в ней не содержится безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых в силу части 4 указанной нормы возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществившее строительство жилого дома.

Действующим законодательством запрещается строительство зданий, сооружений и коммуникаций в зонах возможного затопления (при глубине затопления 1,5 м. и более), не имеющих соответствующих сооружений инженерной защиты.

Как видно из приведенных норм, запрет на строительство зданий и сооружений установлен в отношении земельных участков, расположенных в зонах возможного затопления.

Постановление Правительства РФ от 18.04.2014 г. №360» «Об определении границ зон затопления, подтопления», утверждены правила определения границ зон затопления, подтопления.

Согласно пп.а п.1 приложений к данным Правилам, зоны затопления определяются в отношении территорий, которые прилегают к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках, однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) либо в результате заторов и зажоров.

Из акта проверки Управления Роспотребнадзора по Владимирской области соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды от дата в отношении СНТ «Парус» следует, что территории расположенные в пойме р. Киржач и граничащие с землями СНТ «Парус» находятся в границах зарегулированного водотока. Определение границы затопления при осуществлении хозяйственной деятельности СНТ «Парус», а именно разработке проектной документации по осуществлению мероприятий по защите территории СНТ «Парус» от вредного воздействия вод р. Киржач не требуется.

Таким образом, наличие 1% возможности подтопления земельных участков само по себе в силу закона не является основанием для отказа заявителям в утверждении проекта планировки территории СНТ.

Доказательств угрозы жизни и здоровью граждан утверждением проекта планировки и застройки администрацией Петушинского района не представлено.

Поскольку оспариваемый заявителями отказ органа местного самоуправления не содержит ссылок на нарушение конкретных правовых норм (требований земельного и градостроительного законодательства), нарушений охраняемых законом прав и интересов других лиц не установлено, то оснований для отказа в утверждении проекта планировки и застройки СНТ «Парус» по данному основанию у администрации Петушинского района не имелось.

Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого отказа в утверждении проекта планировки и застройки земельных участков с кадастровыми номерами по и обоснованности требований заявителей.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым признать незаконным отказ администрации Петушинского района Владимирской области от дата и обязать администрацию Петушинского района повторно рассмотреть заявление председателя СНТ «Парус» ФИО1. об утверждении проекта планировки территории СНТ «Парус»,

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать отказ администрации Петушинского района Владимирской области от дата в утверждении проекта планировки и застройки земельных участков с кадастровыми номерами по , расположенных северо-западнее пос. Городищи Петушинского района Владимирской области незаконным.

Обязать администрацию Петушинского района Владимирской области повторно рассмотреть заявление председателя правления СНТ «Парус» ФИО1 об утверждении проекта планировки территории СНТ, расположенной северо-западнее пос. Городищи Петушинского района Владимирской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

*

*

*

*

Судья Петушинского районного суда О.П. Перегудова