Дело №2-173/2022 (2-1302/2021)
УИД 26RS0015-01-2021-002560-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2022 года г. Ипатово
Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе судьи Блохиной Н.В.,
при секретарях судебного заседания Кураса С.А., Полубояровой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ипатовского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, отделу культуры и молодежной политики администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, муниципальному бюджетному учреждению культуры «Ипатовская централизованная клубная система» о возложении обязанности обеспечить финансированием на создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разработать и утвердить порядок создания, использования и восполнения указанных резервов, порядок контроля за их созданием, хранением, использованием и восполнением, а также создать указанный резерв,
установил:
прокурор Ипатовского района Мануйлов А.И. обратился в суд с исковым заявлением, впоследствии уточнённым, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, отделу культуры и молодежной политики администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, МБУК «Ипатовская ЦКС», в котором просит суд обязать администрацию Ипатовского городского округа Ставропольского края в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить отдел культуры и молодежной политики администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края финансированием на создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обязать отдел культуры и молодежной политики администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МБУК «Ипатовская ЦКС» на создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обязать МБУК «Ипатовская ЦКС» разработать и утвердить в течение 3 месяцев с момента получения денежных средств порядок создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их номенклатуру и объем, а также порядок контроля за их созданием, хранением, использованием и восполнением, создать указанный резерв.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что в здании, закрепленном за МБУК «Ипатовская ЦКС», расположен объект гражданской обороны. Однако, в образовательном учреждении не определены и не созданы резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не приняты соответствующие нормативные акты о порядке создания, использования и восполнения данных резервов, их номенклатура и объем, а также не установлен соответствующий контроль.
Истец прокурор Ипатовского района, будучи надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика МБУК «Ипатовская ЦКС», уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика отдела культуры и молодежной политики администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края в судебное заседание не явился. Начальник отдела ФИО1 представила суду отзыв на исковое заявление, в котором ходатайствовала о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя отдела. Исковые требования прокурора в части возложения на отдел обязанности в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МБУК «Ипатовская ЦКС» на создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера просит удовлетворить, указав, что финансирование расходов на создание указанных резервов будет осуществлено в 2022 году за счет средств бюджета Ипатовского городского округа Ставропольского края, предусмотренных на финансовое обеспечение деятельности МБУК «Ипатовская ЦКС». В настоящее время в МБУК «Ипатовская ЦКС» ведется работа по разработке и утверждению порядков создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их номенклатуры и объема, а также порядка за контроля за их созданием, хранением, использованием и восполнением. В срок, указанный в уточненном исковом заявлении, документы будут разработаны и утверждены.
Представитель ответчика администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края ФИО2 в судебное заседание не явилась. В возражениях на исковое заявление просила исключить администрацию из числа ответчиков, поскольку администрация Ипатовского городского округа Ставропольского края не является главным распорядителем средств бюджета Ипатовского городского округа по отношению к МБУК «Ипатовская ЦКС». Таковым является отдел культуры и молодежной политики администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, которым финансирование расходов на создание в МБУК «Ипатовская ЦКС» резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера будет осуществлено в 2022 году за счет сметных назначений МБУК «Ипатовская ЦКС».
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что в здании, закрепленном за МБУК «Ипатовская ЦКС», расположенном по адресу: <...>, расположен объект гражданской обороны - противорадиационное убежище класса «П-4», вместимостью до 40 человек, площадью 120 кв.м.
По результатам проведенной прокурорской проверки установлено, что в данном учреждении не определены и не созданы резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Учреждением не приняты соответствующие нормативные акты о порядке создания, использования и восполнения данных резервов, их номенклатура и объем, а также о контроле за их созданием, хранением, использованием и восполнением.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон №28-ФЗ) организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с п.п. «а»,«б»,«ж» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон №68-ФЗ) организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуации.
При этом Законом №68-ФЗ не предусмотрено каких-либо исключений либо особенностей в обязанности создания резерва материальных ресурсов учреждениями, в том числе бюджетными. Следовательно, муниципальное бюджетное учреждение обязано создавать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 25.07.2020 № 1119 утверждены Правила создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что резервы материальных ресурсов создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинские изделия, лекарственные препараты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 №379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. В силу п.6 Положения организации определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб; создают и содержат запасы; осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.
Согласно пункту 4 Правил резервы материальных ресурсов создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов, а также контроль за созданием, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов устанавливаются создавшим их органом.
В целях определения порядка организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 №794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение).
Согласно п.п. 2, 3 Положения единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях (п. 6 Положения).
В силу пункта 20 Положения для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Исходя из системного толкования норм Положения и Закона №68-ФЗ бюджетное учреждение, являющееся самостоятельным юридическим лицом - некоммерческой организацией, входит в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня.
Основной задачей единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в числе прочего является создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 4 Закона № 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Ставропольского края от 14.06.2004 №147-п утвержден порядок сознания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае.
В соответствии с п. 4 указанного Порядка резервы краевых, местных, объектовых материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, строительные материалы, топливо, средства связи, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению краевых резервов осуществляется за счет средств бюджета края, местных резервов материальных ресурсов - за счет местных бюджетов, объектовых резервов материальных ресурсов - за счет средств организаций.
Постановлением главы администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 19.07.2018 № 878 утвержден порядок сознания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ипатовском городском округе.
Перечень организаций, создающих резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также сведения по номенклатуре и объему созданных резервов в Ипатовском городском округе ежегодно уточняются отделом сельского хозяйства, охраны окружающей среды, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и антитеррора администрации Ипатовского городского округа.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица, использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов, используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В связи с изложенным, осуществление деятельности образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Рассматривая исковые требования прокурора Ипатовского района к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края суд приходит к следующему.
Суд соглашается с доводами представителя администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о том, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку исходя из собранных по делу доказательств установлено, что последняя не является лицом, в обязанности которого входит распределение и контроль за распределением средств бюджета Ипатовского городского округа, доведенных до главных распорядителей, в данном случае до отдела культуры и молодежной политики администрации Ипатовского городского округа.
По указанным основаниям исковые требования к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного исковое заявление прокурора Ипатовского района подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Ипатовского района удовлетворить частично.
Обязать отдел культуры и молодежной политики администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства муниципальному бюджетному учреждению культуры «Ипатовская централизованная клубная система» на создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ипатовская централизованная клубная система» разработать и утвердить в течение 3 месяцев с момента получения денежных средств порядок создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их номенклатуру и объем, а также порядок контроля за их созданием, хранением, использованием и восполнением.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ипатовская централизованная клубная система» создать в течение 3 месяцев с момента получения денежных средств резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В удовлетворении иска к администрации Ипатовского округа Ставропольского края отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ипатовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено 10.03.2022.
Судья