ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1303/16 от 21.06.2016 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2-1303/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Елизово Камчатского края 21 июня 2016 года

Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Анофриковой С.Н., при секретаре Романовой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя Камчатского транспортного прокурора Колошук Р.Г., представителей ответчика Камгазова А.М., Галкина А.Б., представителя третьего лица Орешко А.В., гражданское дело по иску Камчатского транспортного прокурора к ФКП «Аэропорты Камчатки» о возложении обязанности обеспечения спецтранспортом,

установил:

Камчатский транспортный прокурор обратился в суд с исками к Федеральному казенному предприятию (далее ФКП) «Аэропорты Камчатки» о возложении на ответчика обязанности в срок до 31.12.2016 года обеспечить филиал «Аэропорт <данные изъяты>» спецавтотранспортом и средствами механизации для зимнего и летнего содержания аэродрома и восстановительного ремонта искусственных покрытий, обеспечения хозяйственной деятельности: тепловой и ветровой машиной, машиной для очистки от снега посадочных огней, машиной для распределения химреагентов, пескоразбрасывателем, аэродромным передвижным электроагрегатом, машиной и оборудованием для обработки и удаления обледенения с искусственных покрытий аэродрома, поливомоечной машиной, маркировочной машиной, электромагнитным очистителем; разбрасывателем минеральных удобрения, оборудованием для очистки и заливки швов, бульдозером, экскаватором, автокраном, автобусом.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что в ходе проверки исполнения требований законодательства в области обеспечения безопасности полетов выявлены нарушения в вышеперечисленных филиалах. В ходе проверки установлено, что аэродром «<данные изъяты>», расположен в 0,3 км южнее пос. <адрес>, зарегистрирован в Государственном реестре гражданских аэродромов российской Федерации за № , имеет искусственную взлетно-посадочную полосу в виде покрытия из асфальтобетона и годен к эксплуатации воздушных судов, вертолетов круглый год, круглосуточно (свидетельство о государственной регистрации аэродрома от ДД.ММ.ГГГГ.)

Эксплуатацию аэродрома осуществляет Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Камчатки». ФКП в соответствии с Сертификатом соответствия выданного ДД.ММ.ГГГГ Камчатским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, осуществляет в филиалах аэродромное обеспечение. Держатель сертификата обязан в течение всего срока действия выданного сертификата соответствия поддерживать филиал на уровне предписанных сертификационных требований. Вместе с тем проведенной проверкой установлено, что при осуществлении аэропортовой деятельности по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов филиал не располагает для зимнего и летнего содержания аэродрома необходимым спецавтотранспортом и средствами механизации.

В судебном заседании представитель Камчатского транспортного прокурора уточнил заявленные требования. Просил суд обязать ФКП «Аэропорты Камчатки» в срок до 31.12.2016 года обеспечить следующим автотранспортом и средствами механизации для зимнего и летнего содержания аэродрома и обеспечения хозяйственной деятельности:

Представители ответчика с требованиями прокурора не согласились, суду пояснили, что необходимость приобретения вышеуказанного спецавтотранспорта и средств механизации существовала лишь при сертификации, но поскольку в настоящее время сертификация отменена данные требований ФАП не применяются.

Представитель третьего лица Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Орешко А.В. в судебном заседании полагал, что требований прокурора законные и обоснованные и подлежат удовлетворению, поскольку без обеспечения спецавтотранспортом и средствами механизации не возможно надлежащим образом осуществлять аэропортовую деятельность.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Часть 2 статьи 49 Воздушного кодекса Российской Федерации предусматривает, что эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

Требования к оператору аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Статьей 8 Воздушного кодекса РФ установлено, что аэродромы подлежат обязательной сертификации. Операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного документа, подтверждающего соответствие операторов требованиям федеральных авиационных правил.

В соответствии со ст. 8 ВК РФ приказом Минтранса России от 25.09.2015 г. № 286 утверждены федеральные авиационные правила «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил».

Понятие аэропортовой деятельности определено Приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 06.05.2000 N 121, которым утверждены Федеральные авиационные правила «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов». Пункт 1.3. приказа предусматривает, что аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации включает в себя, в том числе: эксплуатационное содержание и текущий ремонт аэродромных покрытий, водоотводных и дренажных систем, грунтовой части летного поля, внутриаэропортовых дорог и привокзальной площади; обеспечение спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома и восстановительному ремонту искусственных покрытий; эксплуатацию грузоподъемных машин и механизмов; техническое обслуживание и ремонт спецмашин, средств механизации, технологического оборудования.

Пункты 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 указанных Правил устанавливают требования и обязанности по содержанию имущества аэропортов лицами, осуществляющими аэропортовую деятельность, в том числе, наличие у лица аэродромной службы и службы спецавтотранспорта; наличие утвержденного плана мероприятий по содержанию и ремонту аэродрома; наличие специального транспорта и механизмов для зимнего, летнего содержания аэропорта, выполнения эксплуатационного содержания и восстановительного ремонта аэродромных покрытий; наличие сертификационных материалов (мастики, эмали и т.д.) для эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий аэродрома. В пункте 2.4.2 Правил № 121 указана номенклатура спецавтотранспорта и средств механизации которыми должно располагать лицо, осуществляющее аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов.

По сертификату соответствия от ДД.ММ.ГГГГ ФКП осуществляет в филиале «Аэропорт <данные изъяты>» вид деятельности аэродромное обеспечение. Пунктами 4, 10 приложения к указанному Сертификату установлено, что аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению в филиале «Аэропорт <данные изъяты>» включает в себя: обеспечение спецмашинами и средствами механизации работ по эксплуатационному содержанию аэродрома (л.д. 49-51).

Пунктом 4 приказа Минтранса России от 25.09.2015 г. № 286 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил» установлено, что ранее выданные сертификаты соответствия аэропорта действуют до указанного в них срока.

Истец, как держатель сертификата обязан в течение всего срока действия выданного сертификата соответствия поддерживать филиал «Аэропорт <данные изъяты>» на уровне предписанных сертификационных требований.

Как следует из акта проверки требований законодательства в сфере авиационной, транспортной безопасности и противодействии терроризму, при осуществлении аэропортовых видов деятельности в филиале «Аэропорт <данные изъяты>» ФКП «Аэропорты Камчатки» от ДД.ММ.ГГГГ года в «Аэропорту <данные изъяты>» отсутствует спецавтотранспорт и средства механизации для зимнего и летнего содержания аэродрома и восстановительного ремонта искусственных покрытий, обеспечения хозяйственной деятельности: тепловая и ветровая машина, машина для очистки от снега посадочных огней, машина для распределения химреагентов, пескоразбрасыватель, аэродромный передвижной электроагрегат, машина и оборудование для обработки и удаления обледенения с искусственных покрытий аэродрома, поливомоечная машина, маркировочная машина, электромагнитный очиститель; разбрасыватель минеральных удобрения, оборудование для очистки и заливки швов, бульдозер, экскаватор, автокран, автобус (л.д. 32-37).

Поскольку филиал не обеспечен вышеперечисленным спецавтотранспортом и средствами механизации, суд находит требований транспортного прокурора подлежащими удовлетворению.

Доводы представителей ответчика о том, что ст. 8 Воздушного кодекса РФ предусмотрена сертификация аэродрома и оператора аэродрома, а не видов деятельности, сертификация которых предусмотрена ФАП № 121, а ФАП № 286 «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил» не содержит конкретного перечня спецавтотранспорта и средств механизации которыми должен располагать оператор аэродрома гражданской авиации, кроме того в настоящее время в связи с ремонтными работами аэропортовая деятельность в филиале «Аэропорт <данные изъяты>» не ведется не является основанием к отказу в заявленных требованиях, поскольку пункт 1.9 ФАП № 121 «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов» прямо запрещает осуществление деятельности по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных линиях Российской Федерации без сертификата соответствия или с нарушением порядка, установленного этими Федеральными авиационными правилами.

Доводы ответчика о том, что с 16 мая 2016 года аэродром филиала «Аэропорт <данные изъяты> выведен из эксплуатации на период строительства, аэродромное обеспечение полетов в филиале приостановлено, осуществляется деятельность по обеспечению воздушных перевозок на посадочной площадке <данные изъяты>», а к моменту ввода в действие аэродрома сертификация аэродрома будет проведена по новым требованиям Воздушного кодекса РФ и действующих ФАП не могут являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку суд принимает решение исходя из норм закона, действующих на момент рассмотрения спора.

Доводы ответчика о том, что в настоящее время в связи со строительством «Аэропорта <данные изъяты>» не возможно установить срок его ввода в действие, заслуживают внимание, в связи с чем, суд устанавливает ответчику срок для выполнения требований прокурора в течение шести месяцев с момента ввода в эксплуатацию аэродрома филиала «Аэропорт «<данные изъяты>

Поскольку ответчик, являющийся держателем сертификата и обязанный в течение всего срока действия выданного сертификата соответствия поддерживать филиал на уровне предписанных сертификационных требований суд возлагает на него обязанность обеспечить вышеперечисленным спецавтотранспортом и средствами механизации для зимнего и летнего содержания аэродрома и обеспечения хозяйственной деятельности филиал «Аэропорт <данные изъяты>».

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика расходы по уплате госпошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать ФКП «Аэропорты Камчатки» в течение шести месяцев с момента ввода в эксплуатацию аэродрома филиала «Аэропорт <данные изъяты>» обеспечить филиал «Аэропорт <данные изъяты>» следующим спецавтотранспортом и средствами механизации для зимнего и летнего содержания аэродрома и обеспечения хозяйственной деятельности: тепловой и ветровой машиной, машиной для очистки от снега посадочных огней, пескоразбрасывателем, оборудованием для очистки и заливки швов.

Взыскать с ФКП «Аэропорты Камчатки» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме - 27.06.2016 года.

Судья С.Н.Анофрикова