ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1303/2016 от 26.07.2016 Поронайского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-1303/2016

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Поронайский городской суд Сахалинской области

В составе председательствующего судьи Венек И.В.,

при секретаре судебного заседания Игнатьевой В.Е.,

с участием представителя истца ФИО1, действующего на основании доверенности от 28 марта 2016 г.,

представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности б/н от 4 июля 2016 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области к муниципальному унитарному предприятию «Поронайская коммунальная компания-1» о признании действий по выставлению платы за услугу «утилизация твердых бытовых отходов» в период с 1 марта 2013 г. по 03 ноября 2015 года незаконными и противоправными, возложении обязанности по прекращению выставления счетов в части оплаты услуги «утилизация твердых бытовых отходов» и доведению до сведений неопределенного круга потребителей решения суда,

У С Т А Н О В И Л:

Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области обратилось в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Поронайская коммунальная компания-1» (далее по тексту – МУП «ПКК-1») с вышеуказанными требованиями, указав, что на основании обращения, в том числе, ФИО3, и по поручению прокуратуры Сахалинской области, Поронайской городской прокуратурой была проведена проверка МУП «ПКК-1» на предмет соблюдения требований законодательства в сфере ЖКХ, по результатам которой было установлено, что МУП «ПКК-1» незаконно включало в квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг такой вид услуги как утилизация твердых бытовых отходов (ТБО) в период с 1 марта 2013 г. по 03 ноября 2015 года, что противоречит требованиям ч.1 ст. 4,ч.3 ст. 30, ч.ч.1,2 ст. 153, ч.3,4 ст. 154, ст.ст. 156,157 ЖК РФ, п.19 Правил пользования жилыми помещениями, которые утверждены постановлением Правительства РФ № 25 от 21.01.2016, п.11 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые утверждены постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г., п.17 ч.1 ст. 2 ФЗ от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Постановлением № 1 от 18 ноября 2015 МУП «ПКК-1» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ года. Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 04 апреля 2016 года, оставленным без изменений постановлением пятого арбитражного суда апелляционной инстанции от 19 мая 2016 г. в удовлетворении требований МУП «ПКК-1» о признании незаконным и отмене постановления № 1 от 18 января 2016 года отказано. Учитывая вышеизложенное, истец просит признать действия по выставлению платы за услугу «утилизация ТБО» в период с 1 марта 2013 г. по 03 ноября 2015 года незаконным, возложить обязанность по прекращению выставления счетов в части оплаты услуги «утилизация ТБО» и доведению решения до сведений неопределенного круга лиц потребителей путем его опубликования в средствах массовой информации.

В судебном заседании представитель истца иск поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика с иском не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на иск, согласно которому просит прекратить производству по делу в связи с тем, что истец представляет интересы значительного числа граждан – конкретных лиц, проживающих (зарегистрированных) в жилых помещениях, расположенных на территории г. Поронайска, которым выставляются счета на оплату, а не неопределенного круга лиц, в связи с чем у истца отсутствуют полномочия на предъявления иска в суд. Кроме того, просила учесть обстоятельства, установленные решением Поронайского городского суда от 23 марта 2016 года, оставленным без изменений решением судьи Сахалинского областного суда от 10 июня 2016 года, о привлечении ФИО4, как должностное лицо, к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ, в части того, что услуга по утилизации ТБО фактически оказывается населению, следовательно, должна быть оплачена.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью первой статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Пунктом 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) установлено, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322).

В силу статьи 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

При этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении спора.

Круг лиц, проживающих в домах, которые обслуживает МУП «ПКК-1» и выставляет к оплату услугу «утилизация ТБО» индивидуализировать невозможно в силу его нестабильности и постоянного изменения количества участников, следовательно, круг таких лиц в данном споре является неопределенным, в связи с чем довод представителя ответчика об отсутствии полномочий истца на предъявление иска в суд в связи с тем, что круг лиц является значительным, судом во внимание не принимается.

В соответствии с п.2.1, 2.2 Устава МУП «ПКК-1» основными целями и предметом деятельности предприятия являются обеспечение социальных гарантий населения и организаций Поронайского городского округа в области жилищно-коммунального обслуживания. Для достижения этих целей предприятие осуществляет, в том числе, утилизацию ТБО.

В силу ч.1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: управления многоквартирными домами; предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Перечень работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме определен п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года.

Перечень коммунальных услуг определен в п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 г.

Услуга по утилизации ТБО в вышеуказанные Перечни не включена.

В силу ч.3 ст. 156 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе, в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В силу ч.7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.

Согласно ч.2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с ч.2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу ч.3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

При проведении конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами Администрацией Поронайского городского округа в обязательных и дополнительных работах и услуг, такая услуга, как утилизация ТБО, не включена.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах о включении данной услуги в перечень работ или коммунальных услуг, которые предоставляет МУП «ПКК-1», отсутствует.

Таким образом, в период с 01 марта 2013 г. по 03 ноября 2015 г. в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг МУП «ПКК-1» незаконно выставляло плата за услугу «утилизация ТБО» потребителям – населению г. Поронайска.

Данные обстоятельства, отраженные в постановлении № 1 от 18 января 2016 г. территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области в Поронайском, Смирныховском и Макаровском районах о привлечении МУП «ПКК-1» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ, а также в решении Арбитражного суда Сахалинской области от 04 апреля 2016 года, оставленного без изменений постановлением пятого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2016 года, которым требований МУП «ПКК-1» о признании незаконным и отмене постановления № 1 от 18 января 2016 г. отказано, имеют для суда по настоящему делу преюдициальное значение и не подлежат доказыванию и оспариванию, в силу ч.2,3 ст. 61 ГПК РФ.

Довод представителя ответчика о том, что суд должен принять во внимание обстоятельства, установленные решением Поронайского городского суда от 23 марта 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Сахалинского областного суда от 10 июня 2016 г., которым постановление начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по Сахалинской области в Поронайском, Смирныховском и Макаровском районах от 18 января 2016 г. отменено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судом во внимание не принимается, так как дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ, было рассмотрено в отношении должностного лица, а не юридического.

При этом, фактическое оказание услуги по утилизации ТБО, на что ссылается представитель ответчика, не свидетельствует о законности действий МУП «ПКК-1».

Учитывая те обстоятельства, что МУП «ПКК-1» в период с 01 марта 2013 года по 03 ноября 2015 года без согласия неопределенного круга потребителей, выставляло плату за услугу «утилизация ТБО», что установлено вышеуказанными судебными постановлениями, в настоящее время услуга «утилизация ТБО» в квитанциях отображена и с потребителей продолжается взимание платы, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области к муниципальному унитарному предприятию «Поронайская коммунальная компания-1» о признании действий по выставлению платы за услугу «утилизация ТБО» в период с 1 марта 2013 г. по 03 ноября 2015 года незаконными и противоправными, о возложении обязанности по прекращению выставления счетов в части оплаты услуги «утилизация ТБО» подлежат удовлетворению.

Исходя из положений ч.2 ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, суд обязывает МУП «ПКК-1» довести в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации решение суда путем опубликования полного текста.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области к муниципальному унитарному предприятию «Поронайская коммунальная компания-1» о признании действий по выставлению платы за услугу «утилизация твердых бытовых отходов» в период с 1 марта 2013 г. по 03 ноября 2015 года незаконными и противоправными, возложении обязанности по прекращению выставления счетов в части оплаты услуги «утилизация твердых бытовых отходов» и доведению до сведений неопределенного круга лиц решения суда – удовлетворить.

Признать незаконными и противоправными действия муниципального унитарного предприятия «Поронайская коммунальная компания-1», выраженные в выставлении платы за услугу «утилизация твердых бытовых отходов» в период с 01 марта 2013 года по 03 ноября 2015 года без согласия потребителей – населения города Поронайска.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Поронайская коммунальная компания-1» прекратить противоправные действия путем прекращения выставления счетов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги населению города Поронайска в части оплаты услуги «утилизация твердых бытовых отходов».

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Поронайская коммунальная компания-1» довести до сведений потребителей решения суда в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу путем опубликования полного текста решения через средства массовой информации.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Поронайского городского суда: И.В. Венек