ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1303/2018 от 05.06.2018 Азовского городского суда (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

5 июня 2018г. Азовский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Кравченко И.Г.,

при секретаре Акименко Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета имущественных отношений Азовского района к Щербаковой ФИО7 понуждении продать на торгах земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Комитет имущественных отношений Азовского района обратился в суд с иском к Щербаковой ФИО7 о понуждении продать на торгах земельный участок.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ Щербакова ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь гражданкой Украины, вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства: серия 82 , дата выдачи: ДД.ММ.ГГГГ, орган, выдавший документ: УФМС России по <адрес>, почтовый адрес: Россия, <адрес>, 15.06.2016г. зарегистрировала за собой право 1/2 общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:01:0040901:693, площадью 1483 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – личное подсобное хозяйство, адрес места нахождения объекта: <адрес>.

Муниципальное образование «Азовский район» включено в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 №26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельные участками» утвержден перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельные участками».

Земельные участки, расположенные на приграничных территориях, входящих в утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 №26 Перечень, и находящиеся на праве собственности у иностранных граждан, должны быть отчуждены в установленном Российским законодательстве порядке.

Порядок отчуждения такого имущества определен в статье 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 которой, если по основаниям, допускаемымзаконом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные впункте 1настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена определенная процедура принудительного прекращения права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности граждан.

С учетом времени издания Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден Перечень приграничных территорий, на которых находящиеся на праве собственности у иностранных граждан, должны быть отчуждены в установленном Российским законодательством порядке, срок добровольного отчуждения ответчиком принадлежащей ему доли в праве общей долевой собственности истек в 2017 году.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относятся полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Письмом от 05.03.2018 №730 гражданка Щербакова А. уведомлена о незаконности владения долей в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок, однако до настоящего времени не произвела отчуждение доли земельного участка.

Истец просил суд понудить Щербакову ФИО7 продать на торгах принадлежащую ей долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:01:0040801:693, площадью 1483 кв.м., категория земель –земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – личное подсобное хозяйство, адрес места нахождения объекта: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.

Представитель истца по доверенности Давыденко А.Н. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Ответчик Щербакова А. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему :

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ Щербакова ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь гражданкой Украины, вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства: серия 82 , дата выдачи: ДД.ММ.ГГГГ, орган, выдавший документ: УФМС России по <адрес>, почтовый адрес: Россия, <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировала за собой право 1/2 общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 1483 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – личное подсобное хозяйство, адрес места нахождения объекта: <адрес>.

Согласно статье 62 (часть) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленныхфедеральным закономили международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

Исходя из того, что в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац четвертый пункта 1 статьи 2), и в соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяется на основе федерального закона. Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель, в силу статьи 55 (часть1) Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой – в статье 9 (часть1), согласно которой земля и другие природные ресурсы, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экологического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4 части 1 и 3 Конституции Российской Федерации).

Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.

Так, действующим законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц предусмотрены определенные ограничения в отношении права собственности на земельные участки некоторых категорий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238).

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях,переченькоторых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии сфедеральным законодательствомо Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Муниципальное образование «Азовский район» включено в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 №26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельные участками» утвержден перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельные участками».

Земельные участки, расположенные на приграничных территориях, входящих в утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 №26 Перечень, и находящиеся на праве собственности у иностранных граждан, должны быть отчуждены в установленном Российским законодательстве порядке.

Порядок отчуждения такого имущества определен в статье 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 которой, если по основаниям, допускаемымзаконом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные впункте 1настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена определенная процедура принудительного прекращения права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности граждан.

С учетом времени издания Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2011 №26, которым утвержден Перечень приграничных территорий, на которых находящиеся на праве собственности у иностранных граждан, должны быть отчуждены в установленном Российским законодательством порядке, срок добровольного отчуждения ответчиком принадлежащей ему доли в праве общей долевой собственности истек в 2017 году.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относятся полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Письмом от 05.03.2018 №730 гражданка Щербакова А. уведомлена о незаконности владения долей в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок, однако до настоящего времени не произвела отчуждение доли земельного участка.

Оценивая представленные доказательства, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Комитета имущественных отношений Азовского района к Щербаковой ФИО7 о понуждении продать на торгах земельный участок удовлетворить.

Понудить Щербакову ФИО7 продать на торгах принадлежащую ей долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 1483 кв.м., категория земель –земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – личное подсобное хозяйство, адрес места нахождения объекта: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Азовский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированной части решения.

Судья:

Мотивированная часть решения изготовлена 11 июня 2018г.