ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1304 от 20.09.2013 Сенгилеевского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2-1304

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

р.п.Тереньга 20.09.2013

Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Савкина И.В. при секретаре Розове Р.А.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области к администрации МО «Т**** район» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,

установил:

Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (далее- Министерство) обратилось с иском к администрации МО «Т**** район» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и строительного мусора общей площадью около 5000 кв.метров, расположенную на расстоянии 700 метров к западу от павильона автобусной остановки «Я****» на трассе Ульяновск-Сызрань в <адрес>. Согласно иска данная свалка была выявлена Министерством при осуществлении государственного экологического надзора и зафиксирована по акту от 20.05.2013 за № 17-02/13. На основании ст.ст.8,13 ч.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст.14 и 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» Министерство просит обязать администрацию МО «Т**** район» ликвидировать выявленную несанкционированную свалку.

В судебном заседании представитель Министерства Ф***А*С* иск поддержал.

Представитель администрации МО «Т**** район» в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Ранее представитель администрации К***Е*Н* иск не признала и поддержала изложенную в отзыве позицию о том,что МО «Т**** район» в соответствии со ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделено полномочиями лишь по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, каковые выполняет. Обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора закреплены за поселениями, в связи с чем администрация МО «Т**** район» считает себя ненадлежащим ответчиком. Выявленная свалка территориально расположена в пределах МО «Я**** сельское поселение»,но с учетом того,что она находится на земельном участке, предоставленном Ф**** «У****» ФСИН России (далее Ф****), обязанность по ликвидации свалки следует возложить на пользователя земельным участком.

Представитель администрации МО «Я**** сельское поселение», привлеченной в качестве соответчика, в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие и о несогласии с иском ввиду того, что выявленная свалка находится на земельном участке, относящемся к ведению Ф**** «У****» ФСИН России.

Представитель привлеченного в качестве соответчика Ф**** «У****» ФСИН России Ц***О*С* иск не признала, подтвердив,что действительно выявленная свалка находится на земельном участке, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании Ф****. Однако свалка образовалась не в результате деятельности предприятия, участок,на котором обнаружена свалка,длительное время предприятием не обрабатывался в связи с отсутствием возможности и о наличии свалки известно не было, о ее выявлении Ф**** не уведомлялось. Обследование свалки было в отсутствие представителя предприятия, какие-либо меры к Ф**** в связи с ее выявлением не принимались. Наличием свалки причинен ущерб предприятию и с учетом действующего законодательства обязанность по ее ликвидации следует возложить на администрацию МО «Я**** сельское поселение»,которая должна была создать необходимые условия для сбора и вывоза мусора, препятствующие образованию несанкционированных свалок.

Выслушав стороны,исследовав материалы дела,суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.08.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления предусмотрены п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.14 ст.15 указанного закона..

Как установлено в ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Однако наряду с этим согласно ст.13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: …

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; …

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;…

Аналогичные обязанности собственников, пользователей земельных участков закреплены в ст.42 ЗК РФ.

Как видно из акта фиксации № 17-02/13 от 20.05.2013, государственым инспектором Ульяновской области по охране природы Б***И*С* на расстоянии 700 м. к западу от павильона автобусной остановки «Я****» на трассе Ульяновск-Сызрань в <адрес> обнаружена несанкционированная свалка ТБО и строительного мусора: бумага,бутылки,пакеты,использованная тара,ртутные лампы,непригодные запчасти для автомобилей,автопокрышки,непригодные кирпичи,обломки железобетонных изделий,шифер,доски и т.д. Далее в лесополосе и овраге обнаружено еще 3 крупных навала ТБО.Примерный размер первой свалки 120х40 метров,размеры остальных навалов –10х10, 8х6 и 6х4 метра,общая площадь обнаруженной несанкционированной свалки ТБО- около 5000 кв.метров.

К акту приложены фотографии, подтверждающие наличие свалки и навалов.

Согласно информации Управления Росреестра по Ульяновской области выявленная несанкционированная свалка находится в пределах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, собственником которого является Российская Федерация. Данный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование Ф**** «У****».

Как видно из выданного 19.04.2011 Ф**** свидетельства о государственной регистрации права, в постоянном (бессрочном) пользовании Ф**** имеется земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> категории земель сельскохозяйственного назначения разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, общая площадь 648300000 кв.м.. адрес объекта <адрес> ГУСП «Я****».

При таких обстоятельствах с учетом объяснений сторон суд приходит к выводу о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки следует возложить как на администрацию МО «Я**** сельское поселение»,так и на Ф**** «У****» ФСИН России, т.к. в результате бездействия данных лиц стало возможно ее наличие, поскольку Ф**** «У****» ФСИН России не в полном объеме выполняются обязанности, возложенные на них ЗК РФ: земельный участок надлежащим образом не используется, мер по недопущению его захламления не принимается, своевременно наличие захламления не выявлено и мер по его устранению не принято. Также и администрацией МО «Я**** сельское поселение» полномочия по сбору и вывоза мусора должным образом не реализуются, т.к. выявленная свалка расположена в границах поселения, однако выявлена она не была, мер к сбору и вывоза мусора принято не было. То обстоятельство, что свалка не находится в черте населенного пункта не может освобождать администрацию поселения от ответственности, так как в соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 11 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Поскольку к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится лишь организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, указанные полномочия администрацией МО «Т**** район» выполняются, т.к. утверждено соответствующее Положение, предоставлен земельный участок для переработки,уничтожения,утилизации захоронения отходов. Доказательств невыполнения данных полномочий, вследствие чего стала возможна выявленная несанкционированная свалка не представлено, оснований для возложения на администрацию МО «Т**** район» обязанности по ликвидации несанкционированной свалки не имеется. К тому же требований по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в связи с выявленной несанкционированной свалкой к администрации МО «Т**** район» не предъявлялось.

В связи с удовлетворением иска с Ф**** «У****» ФСИН России и администрации МО «Я**** сельское поселение» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, но с учетом положений п.19 ст.333.36 НК РФ об освобождении органов местного самоуправления от уплаты госпошлины, ее следует взыскать в размере 100 рублей с Ф**** «У**** « ФСИН России.

На основании изложенного,руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,суд

решил:

Обязать администрацию МО «Я**** сельское поселение» и Ф**** «У****» ФСИН России ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и строительного мусора общей площадью около 5000 кв.метров, расположенную на расстоянии 700 метров к западу от павильона автобусной остановки «Я****» на трассе Ульяновск-Сызрань в <адрес>

Взыскать с Ф**** «У****» ФСИН России в доход местного бюджета 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В.Савкин