ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1304/19 от 16.06.2020 Полевской городского суда (Свердловская область)

Решение в окончательной форме

принято 16 июня 2020 года

66RS0045-01-2019-001998-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Полевской 09 июня 2020 года

Полевской городской суд <. . .> в составе председательствующего судьи Суетиной О.В., с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, действующего по устному ходатайству истца, представителя ответчика ОАО «Полевская коммунальная компания» ФИО3, действующей по доверенности от . . ., представителя третьего лица АО «Расчетный центр Урала» ФИО4, действующей по доверенности от . . ., при секретаре Сидоровой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2 – 93\2020 по иску ФИО1, ФИО5 к открытому акционерному обществу «Полевская коммунальная компания» о признании незаконным начислений за электроэнергию при содержании общего имущества, взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование денежными средствами, компенсации морального вреда, взыскании штрафа,

у с т а н о в и л:

ФИО1, ФИО5 обратились в суд с иском к ОАО «Полевская коммунальная компания» о признании незаконным начислений за электроэнергию при содержании общего имущества, взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование денежными средствами, компенсации морального вреда, взыскании штрафа. Мотивируют требования тем, что проживают в квартире по адресу: <. . .>. Многоквартирный дом находится под управлением управляющей компании ОАО «Полевская коммунальная компания». Исходя из общей площади жилых и нежилых помещений в доме, площади квартиры, площади мест общего пользования, норматива, месячный объем электроэнергии на СОИ для их квартиры составляет по нормативу 11.6133 кВт. Ответчик незаконно в период с . . . ежемесячно предъявлял по 17.7754 кВт, в период с 1 апреля по . . . по 40.7747 кВт, за август 2018 года - 15.14 к Вт. В результате незаконных действий ответчик получил неосновательное обогащение в размере 592,28 рублей. Просит признать незаконным начисление за электроэнергию при содержании общего имущества, взыскать с ответчика неосновательное обогащение в размере 592,28 рублей, проценты за пользование денежными средствами за период с . . . по . . . в размере 60,42 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей в пользу каждого из истцов и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от присужденной суммы, в пользу каждого из истцов.

Определением Полевского городского суда от 24.01.20120 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «Расчетный центр «Урала».

Истец ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом судебной повесткой, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Полевского городского суда, о причинах не явки суд не уведомил.

Истец ФИО1, её представитель ФИО2, действующий по устному ходатайству истца, исковые требования и доводы искового заявления поддержали в полном объеме.

Представитель истца ФИО2 суду показал, что ответчиком в расчет электроэнергии при СОИ незаконно включена площадь подвала.

Представитель ответчика ОАО «ПКК» ФИО3 с иском не согласилась, суду показала, что состав расходов, входящих в расчет платы за коммунальные услуги и платы за содержание жилого помещения, был изменен Законом №176-ФЗ, которым расходы на оплату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, были исключены их состава платы за коммунальные услуги и отнесены к плате за содержание жилого помещения. Указанные положения подлежат применению с . . .. С 01.012017 и до утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления коммунальных ресурсов действовал переходный период, в котором плата за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме, не должна превышать нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные органами власти субъектов Российской Федерации по состоянию на . . .. В соответствии с изменениями в пункт 40 Правил порядок расчета подлежащей внесению собственником помещения в многоквартирном доме платы в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, но с учетом корректировки исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета, подлежит применению только в случаях непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме. В случае же управления многоквартирным домом управляющей компанией с . . . подлежит применению порядок расчета платы за содержание, установленных с учетом положений части 2 статьи 154, части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пункта 29 Правил – в размере нормативов потребления коммунальных ресурсов без учета показаний общедомового прибора учета. Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме отнесены: нежилые помещения, которые не являются частями квартир и которые предназначены для обслуживания более одного помещения в данном доме (в частности, лестничные площадки, лифты, коридоры, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование); крыши и ограждающие конструкции; оборудование, находящиеся в доме, - механическое, электрическое, санитарно – техническое, расположенное как за пределами, так и внутри помещений. Подвальное помещение дома оборудовано энергоснабжением. ОАО «ПКК» при определении размера платы за электроэнергию, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обоснованно включало в состав общего имущества управляемого им многоквартирного жилого дома площадь подвала. В августе 2018 года собственниками принято решение о начислении платы по показаниям общедомового прибора учета. В связи с отсутствием нарушений прав истцов их требования не подлежат удовлетворению, просила в иске отказать.

Представитель третьего лица АО «Расчетный центр Урала» ФИО4 с иском не согласилась, поддержала доводы представителя ответчика, показала, что истцами произведен неверный расчет платы за электроэнергию - по недействующему тарифу.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Истцы являются потребителями коммунальных услуг в виде жилищных (содержание общего имущества и содержание жилья) и коммунальных услуг (водоотведение, горячее и холодное водоснабжение, отопление) в <. . .>, предоставляемых ОАО «Полевская коммунальная компания» на основании договора управления многоквартирным домом от . . ..

Истцы ФИО1 Ю ФИО5 являются собственниками <. . .>, что не оспаривается сторонами.

Из квитанций за апрель по августа 2018 года (л.д.4-6) следует, что с апреля по июнь 2018 года размер оплаты за ЭЭ при содержании общего имущества оставлял 151,27 рублей, за июль 2018 года 158,61 рублей, за август – 58,89 рублей. В платежном документе указана информация о том, что начисление платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится исходя из площади МОП в размере 222,6 кв.м. с учетом подвалов (л.д.4).

Размер платы (тарифа) с апреля 2018 г. по июнь 2018 г. и составлял 3,71 рублей, с июля по август 2018 года – 3,89 рублей, что соответствует постановлениям РЭК <. . .>..

При этом, расчет платы за электроэнергию на содержание общего имущества за период с января по май 2017 года осуществлялся без учета площади подвала в доме, что подтверждается квитанциями (л.д.7, 8, обор стор.8,9, обор стор.9, 10) и расчетом (л.д.34), по нормативам, утвержденным постановлением РЭК <. . .>.

В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Положения пункта 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации изложены в редакции Федерального закона от . . . N 176-ФЗ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с . . . (ч. 9 ст. 12 Федерального закона от . . . N 176-ФЗ (ч. 9 в ред. Федерального закона от . . . N 73-ФЗ).

Таким образом, положение о включении расходов на оплату электроэнергии при содержании общего имущества в МКД в состав платы за содержание жилого помещения действует с . . ..

При этом, согласно ч. 9.2. ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исключения составляют случаи: 1. Оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, 2. Принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Учитывая положения ч.2 ст.154, ч. 9.2 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание определяется в размере нормативов потребления.

Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от . . . установлено, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Согласно пункту 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от . . ., размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Пунктом 48 названных Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Пунктом 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от . . . (далее - Правила ) установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.

Пункт 37 Приложения к Правилам предусматривает, что норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды рассчитывается на основании расхода электрической энергии, в том числе, такой группой оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, как осветительные установки, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены.

Норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с п. 37 Правил по формуле , в которой в Sои входят все помещения без исключения, то есть помещения, отнесенные ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу многоквартирного дома.

В силу п.1 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

При таких обстоятельствах, при расчете норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества правомерно учитывается площадь подвала.

Кроме того, пункт 27 Приложение к Правилам относится к определению норматива потребления иных услуг, помимо электроснабжения (коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды), пункт 37 (формула 34) является специальной нормой, регулирующей порядок определения норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества, в которой отсутствует указание на площади конкретных помещений в МКД, не подлежащих учету, отсутствует и ссылка на пункт 27. Соответственно, при расчете норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества правомерно учитывается площадь подвала.

Таким образом, расчет оплаты за электроэнергию на содержание общего имущества производится правильно, в соответствии с действующим законодательством, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным начислений за электроэнергию при содержании общего имущества, следует отказать.

Требования о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование денежными средствами являются производными от требования о признании незаконным начислений за электроэнергию при содержании общего имущества, при отказе в удовлетворении основного требования, следует отказать в удовлетворении исковых требований истцов о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование денежными средствами.

Согласно п.п.1 и 6 ст.13 Закона «О защите прав потребителя», за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В соответствии со ст.15 Закона, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Поскольку факт нарушения прав истцов как потребителей не установлен, отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда и штрафа.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО5 к открытому акционерному обществу «Полевская коммунальная компания» о признании незаконным начислений за электроэнергию при содержании общего имущества, взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование денежными средствами, компенсации морального вреда, взыскании штрафа, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Полевской городской суд.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий судья О.В.Суетина