ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1304/2017 от 08.06.2017 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Стиба Л.Н.,

при секретаре судебного заседания ФИО7.,

с участием представителя истца ФИО5,

представителя ответчика Министерства финансов РФ ФИО6,

представителя соответчика <адрес>ФИО3,

представителя третьего лица МЧС России ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству финансов РФ, <адрес> о признании права на получение государственного жилищного сертификата, о предоставлении государственного жилищного сертификата, обязании совершению действий по погашению сертификата за счет бюджетных ассигнований,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к <адрес>, министерству финансов Российской Федерации о предоставлении государственного жилищного сертификата, обязании совершению действий по погашению сертификата за счет бюджетных ассигнований.

В обоснование заявленных требований указав на то, что ДД.ММ.ГГГГ. произошел взрыв бытового газа, в результате которого она утратила жилое помещении – <адрес> в <адрес>. Она была признана пострадавшей в результате ЧС, и ей была оказана единовременная помощь а также финансовая помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, при этом неоднократные обращения о предоставлении ГЖС в связи с утратой жилого помещения в результате ЧС органами государственной власти оставлены без удовлетворения.

Министерство финансов РФ не поддержало предложение МЧС России и <адрес> о выдаче ей ГЖС, как пострадавшей в результате ЧС. С отказом не согласна, полагает отказ в предоставлении ей жилого помещения противоречит действующим нормам права, обязывающим государство выделять пострадавшим в результате ЧС ГЖС на приобретение жилого помещения.

Просила признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в результате ЧС – взрыва бытового газа в <адрес> в р.<адрес> муниципального района <адрес>, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ. из расчета 33 кв.м. общей площади. Обязать правительство <адрес> предоставить ей государственный жилищный сертификат. Возложить на Министерство финансов РФ обязанность погасить <адрес> государственный жилищный сертификат, выделенный за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на текущий финансовый год в рамках бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий.

Определением Центрального районного суда <адрес> к участию в деле в качестве третьего лица привлечен комитет по гражданской защите <адрес>.

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель третьего лица -комитета по гражданской защите <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в предоставленном указал о несогласии с исковыми требованиями.

Представитель третьего лица -министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в предоставленном указал о несогласии с исковыми требованиями.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель истца ФИО5 в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ ФИО6 в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать по основаниям указанным в письменном отзыве.

Представитель ответчика <адрес>ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме по основаниям указанным письменных возражениях на иск, просила в иске отказать.

Представитель третьего лица МЧС России ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на доводы письменных возражений, просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС) определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ).

Согласно статье 4 Федерального закона № 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

Статьями 10, 11 Федерального закона № 68-ФЗ определены полномочия Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 68-ФЗ Правительство Российской Федерации издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечивает их исполнение, устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации, обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС Федерального характера, а также определяет порядок использования указанных резервов.

В силу статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера, осуществляют Финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера, принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения ЧС природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

При этом органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

В статье 18 Федерального закона № 68-ФЗ закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Постановление ) установлена классификация ЧС природного и техногенного характера, в соответствии с которой ЧС подразделяются на: ЧС локального характера, ЧС муниципального характера, ЧС межмуниципального характера, ЧС регионального характера, ЧС межрегионального характера, ЧС федерального характера.

При этом пунктом 1 статьи 24 Федерального закона № 68-ФЗ определено, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ПО «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (Далее - Правила ).

Правила введены в действие с ДД.ММ.ГГГГ и определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации ЧС Федерального, межрегионального и регионального характера.

В соответствии с пунктом 2 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией ЧС, в том числе:

- оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> на человека;

- оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - <данные изъяты> на человека, за полностью утраченное имущество - <данные изъяты> на человека);

- семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом № 68-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ-пр «О создании и об использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории <адрес>», которым утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории <адрес> (далее - Правила -пр). Пунктом 3 данных Правил предусмотрено выделение органам исполнительной власти края, органам местного самоуправления муниципальных образований края бюджетных ассигнований для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение вышеуказанных мероприятий в тех же размерах, что и в пункте 2 Правил .

Пунктом 1 Правил определено, что данные Правила устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации ЧС федерального, межрегионального и регионального характера.

Пунктом 5 Правил установлен порядок обращения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда при недостаточности бюджетных ассигнований, а также порядок рассмотрения обращений и принятия решений.

Подпунктом «а» пункта 4 Правил предусмотрено выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда федеральным органам исполнительной власти и (или) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в целях погашения в установленном порядке ГЖС, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации.

В пунктах 10 и 11 Правил дан перечень документов, которые представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда, в том числе для погашения в установленном порядке ГЖС, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате ЧС.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или пресечением террористических актов правомерными действиями» (далее - Постановление ) гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате ЧС, выдаются ГЖС на основании решения Правительства Российской Федерации.

ГЖС выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.

ГЖС выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий:

- наличие гражданства Российской Федерации;

- постоянное проживание в утраченном жилом помещении;

- регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении;

- утраченное жилое помещение являлось единственным.

Судом установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, Хабаровский муниципальный район, р.<адрес>, в связи с ЧС признано на основании Заключения межведомственной комиссии, назначенной постановлениями администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, и Акта обследования помещения, составленного и подписанного межведомственной комиссией б/н от ДД.ММ.ГГГГ, непригодным для проживания с полной его утратой.

Согласно информации, содержащейся в выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также согласно письме Администрации Хабаровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в собственности ФИО1 на момент ЧС находилась и находится ? доли в жилом помещении общей площадью 60,7 кв.м, расположенном в р.<адрес>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Минфин России отказал в согласовании представленных МЧС России документов по вопросу выдачи <адрес> 7 ГЖС для предоставления их пострадавшим гражданам и возвратил документы в связи с необоснованностью и несоответствием представленных документов и данного обращения требованиям законодательства Российской Федерации.

В обоснование отказа Минфин России указал, что финансовое обеспечение мер по ликвидации последствий ЧС регионального характера является расходным обязательством субъекта Российской Федерации и при принятии решений о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда следует руководствоваться пунктом 5 Правил . Вместе с тем, запрашиваемые <адрес>м бюджетные ассигнования значительно меньше расчетного показателя, при котором осуществляется выделение бюджетных ассигнований субъекту Российской Федерации из резервного фонда. Кроме того, представленные документы не в полной мере подтверждают обоснованность заявленных требований, имеет место быть несоответствие отдельных сведений в представленных документах, нарушен порядок рассмотрения вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда, установленный Правилами .

При изложенных обстоятельствах, суд, установив, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации взрыва бытового газа в <адрес>, утраченное истцом ФИО1 в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение по адресу: <адрес>, Хабаровский муниципальный район, р.<адрес>, являлось не единственным жилым помещением, находившимся на момент ЧС в ее собственности. Данное обстоятельство на основании пункта 2 Постановления является основанием для отказа в признании за ФИО1 права на получение ГЖС и его выдаче ФИО1 в связи с чем, правовых оснований к удовлетворению требований истца не имеется в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Министерству финансов РФ, <адрес> о признании права на получение государственного жилищного сертификата, о предоставлении государственного жилищного сертификата, обязании совершению действий по погашению сертификата за счет бюджетных ассигнований, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд <адрес>.

Дата изготовления решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ. (с учетом выходных и праздничных дней).

Председательствующий: Л.Н.Стиба