ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1304/2023 от 25.04.2023 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

������������������

УИД 86RS0007-01-2023-001209-77

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2023 года город Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Ефремовой И.Б.

при секретаре Морозовой М.С.

с участием Нефтеюганского

межрайонного прокурора Нургатина Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» об обязании оборудовать здания системой контроля и управления доступом

и по исковому заявлению Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к комитету культуры и туризма администрации города Нефтеюганска, администрации города Нефтеюганска об обязании обеспечить финансирование выполнения мероприятий по приведению объектов муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» в соответствие с требованиями антитеррористической защищенности

У С Т А Н О В И Л:

Нефтеюганский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» об обязании в срок не позднее 31 декабря 2023 года оборудовать системой контроля и управления доступом здания, расположенные по адресу – (адрес) и (адрес)

Также Нефтеюганский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковыми требованиями к комитету культуры и туризма администрации города Нефтеюганска, администрации города Нефтеюганска об обязании в срок не позднее 31 декабря 2023 года обеспечить финансирование выполнения мероприятий по приведению объектов муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» в соответствие с требованиями антитеррористической защищенности.

Исковые требования мотивированы тем, что Нефтеюганской межрайонной прокуратурой в ноябре 2021 года проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму в отношении объектов культуры, в частности в отношении МБУ ДО «Детская школа искусств». Проверкой установлено, что МБУ ДО «Детская школа искусств» согласно п. 1.2, п. 1.6, п. 1.8 устава, является некоммерческой организаций, созданной в форме учреждения бюджетного типа, учредителем которого является администрация г. Нефтеюганска, учреждение находится в ведомственном подчинении комитета культуры и туризма администрации г. Нефтеюганска. В соответствии с п. 3.1 устава финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета города Нефтеюганска, а также средств, полученных учреждением от приносящей доход деятельности в соответствии с утвержденным плавном финансово-хозяйственной деятельности. По результатам проверки межрайонной прокуратурой выявлены нарушения требований законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности. Так, надзорными мероприятиями установлено, что МБУ ДО «Детская школа искусств» состоит из двух объектов, каждому из которых по результатам категорирования объектов присвоена вторая категория опасности, разработан и утвержден паспорт безопасности каждого из объектов. При проверке выполнения требований антитеррористической защищенности объекта МБУ ДО «Детская школа искусств», расположенного по адресу: (адрес), выявлены следующие нарушения - в паспорте безопасности указанного объекта в качестве недостатков и рекомендаций по укреплению антитеррористической защищенности объекта предусмотрена установка системы контроля и управления доступом. Аналогичная запись о необходимости установки системы контроля и управления доступом содержится в паспорте безопасности объекта ДШИ, расположенного по адресу: (адрес). При этом необходимые мероприятия по установке системы контроля и управления доступом внесены в паспорт безопасности в 2020 году, на момент проверки срок их выполнения истек. В ходе рассмотрения представления об устранении нарушений закона установлено, что мероприятия по установке системы контроля и управления доступом на объектах учреждения не проведены по причине недостаточного денежного финансирования данных мероприятий. Учредителем МБУ ДО «Детская школа искусств» является администрация г. Нефтеюганска, на которую, в соответствии с п. 7.1. ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возложены обязанности по принятию мер в сфере профилактики терроризма. В соответствии с п. 1.7, 1.9 Положения о комитете культуры и туризма администрации г. Нефтеюганска, утвержденного решением Думы города Нефтеюганска от 31.05.2017 комитет культуры и туризма администрации г. Нефтеюганска осуществляет полномочия учредителя в отношении подведомственных ему учреждений, а также осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств, выделяемых на содержание комитета и реализацию возложенных на комитет полномочий. В соответствии с п. 2.1.6 Положения о комитете культуры и туризма администрации г. Нефтеюганска к полномочиям комитета относится организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях. Согласно п. 3.9 – 3.12 Положения о комитете культуры и туризма администрации г. Нефтеюганска комитет участвует в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлениями, а также осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения в обозначенной сфере. Соответственно, комитет культуры и туризма администрации г. Нефтеюганска является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых администрацией города Нефтеюганска на нужды муниципальных учреждений в сфере культуры и обязан обеспечивать финансирования мероприятий, необходимых для предоставления дополнительного образования детей в сфере культуры с соблюдением действующего законодательства, в том числе об обеспечении антитеррористической защищенности. При этом в настоящее время надлежащее финансирование мероприятий по приведению в соответствие предъявляемым требованиями объектов МБУ ДО «Детская школа искусств» со стороны комитета культуры и туризма администрации г. Нефтеюганска не обеспечено. Таким образом, обязанности по обеспечению состояния антитеррористической защищенности в муниципальном бюджетном учреждении города Нефтеюганска ни самостоятельно администрацией города Нефтеюганска, ни созданным в этих целях уполномоченным муниципальным органом, не исполнены.

В судебном заседании Нефтеюганский межрайонный прокурор исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» Полунина И.А., действующая на основании доверенности от (дата) (л.д.40), в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, возражений относительно искового заявления не имеет (л.д.47).

Представитель администрации города Нефтеюганска Антонова Ю.С., действующая на основании доверенности от (дата) (л.д.85), в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.84-85).

Представитель комитета культуры и туризма администрации города Нефтеюганска Турышева И.А., действующая на основании доверенности от (дата) (л.д.41), в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дела в ее отсутствие, возражений относительно исковых требований не имеет (л.д.86).

В соответствии во ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав Нефтеюганского межрайонного прокурора, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 176 от 11.02.2017 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – ППРФ № 176) утверждены требования антитеррористической защищенности объектов культуры и критерии дифференцирования указанных требований с учетом возможных последствий совершения террористического акта.

Комплекс мероприятий посредством осуществления которых обеспечивается антитеррористическая защищенность объектов культуры определен пунктами 20-27 ППРФ № 176.

В соответствии с пунктом 25 ППРФ № 176 в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется назначение прошедших соответствующую подготовку должностных лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности объектов, организация пропускного и внутриобъектового режимов, выполнение мероприятий, установленных паспортом безопасности объекта.

Пунктом 19 ППРФ № 176 установлено, что срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).

Из материалов дела следует, что при проверке выполнения требований антитеррористической защищенности объекта МБУ ДО «Детская школа искусств», расположенного по адресу - (адрес), выявлены следующие нарушения - в паспорте безопасности указанного объекта в качестве недостатков и рекомендаций по укреплению антитеррористической защищенности объекта предусмотрена установка системы контроля и управления доступом. Аналогичная запись о необходимости установки системы контроля и управления доступом содержится в паспорте безопасности объекта ДШИ, расположенного по адресу - (адрес). Необходимые мероприятия по установке системы контроля и управления доступом внесены в паспорт безопасности в 2020 году, на момент проверки срок их выполнения истек (л.д.21-28).

Таким образом, учитывая, что меры по устранению нарушений законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности ответчиком МБУ ДО «ДШИ» не исполнены, суд приходит к выводу, что исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» об обязании в срок не позднее 31 декабря 2023 года оборудовать системой контроля и управления доступом здания, расположенные по адресу – (адрес) и (адрес), подлежат удовлетворению.

Кроме того, в соответствии с п. 7.1. ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложены обязанности по принятию мер в сфере профилактики терроризма.

Учредителем МБУ ДО «Детская школа искусств» является администрация г. Нефтеюганска (п.1.6 устава) (л.д.50 оборот).

В соответствии с п. 1.7, 1.9 Положения о комитете культуры и туризма администрации г. Нефтеюганска, утвержденного решением Думы города Нефтеюганска от 31.05.2017 комитет культуры и туризма администрации г. Нефтеюганска осуществляет полномочия учредителя в отношении подведомственных ему учреждений, а также осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств, выделяемых на содержание комитета и реализацию возложенных на комитет полномочий (л.д.94).

В соответствии с п. 2.1.6 Положения о комитете культуры и туризма администрации г. Нефтеюганска к полномочиям комитета относится организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (л.д.95).

Согласно п. 3.9 – 3.12 Положения о комитете культуры и туризма администрации г. Нефтеюганска комитет участвует в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлениями, а также осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения в обозначенной сфере (л.д.95).

Таким образом, комитет культуры и туризма администрации г. Нефтеюганска является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых администрацией города Нефтеюганска на нужды муниципальных учреждений в сфере культуры и обязан обеспечивать финансирования мероприятий, необходимых для предоставления дополнительного образования детей в сфере культуры с соблюдением действующего законодательства, в том числе об обеспечении антитеррористической защищенности.

Принимая во внимание, что обязанности по обеспечению состояния антитеррористической защищенности в муниципальном бюджетном учреждении города Нефтеюганска администрацией города Нефтеюганска, а также комитетом культуры и туризма администрации г. Нефтеюганска, не исполнены, исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора об обязании не позднее 31 декабря 2023 года комитета культуры и туризма администрации г. Нефтеюганска, администрации г. Нефтеюганска обеспечить финансирование выполнения мероприятий по приведению объектов муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» в соответствие требованиям антитеррористической защищенности подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» в бюджет города Нефтеюганска подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6 000 рублей, от уплаты которой Нефтеюганский межрайонный прокурор, при подаче искового заявления, в соответствии с п. 9 ч.1 ст. 333. 36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» оборудовать здание, расположенное по адресу - (адрес) системой контроля и управления доступом в срок не позднее 31 декабря 2023 года.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» оборудовать здание, расположенное по адресу - (адрес) системой контроля и управления доступом в срок не позднее 31 декабря 2023 года.

Обязать комитет культуры и туризма администрации г. Нефтеюганска обеспечить финансирование выполнения мероприятий по приведению объектов муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» в соответствие требованиям антитеррористической защищенности в срок не позднее 31 декабря 2023 года.

Обязать администрацию г. Нефтеюганска обеспечить финансирование выполнения мероприятий по приведению объектов Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» в соответствие требованиям антитеррористической защищенности в срок не позднее 31 декабря 2023 гоад.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» в доход бюджета города Нефтеюганска государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы, представления через Нефтеюганский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Нефтеюганского

районного суда