ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1305/13 от 23.10.2013 Плесецкого районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-1305/13

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Плесецк 23 октября 2013 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Куйкина Р.А.,

при секретаре Попковой К.С.,

рассмотрев в открытом в судебном заседании гражданское дело по иску федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» к ФИО1 и ФИО2 о возмещении вреда, причиненного автомобильным дорогам,

установил:

федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ Упрдор «Холмогоры») обратилось в суд с иском с учетом уточненных исковых требований к ФИО1 и ФИО2 о возмещении вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортным средством, перевозящим тяжеловесный груз, в связи с превышением установленных предельно допустимых значений осевых нагрузок транспортного средства и отсутствием специального разрешения на осуществление перевозки тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования федерального значения, просит взыскать с ответчиков № рублей № копеек, убытки, связанные с направлением почтовой корреспонденции, в размере № рублей № копейки и расходы по оплате государственной пошлины в размере № рублей № копейки.

Заявленные требования обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области, осуществляющими весовой контроль транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, был выявлен факт несанкционированного провоза водителем ФИО2 тяжеловесного груза транспортным средством – тягачом марки №, регистрационный знак № №, с прицепом №, регистрационный знак № №, принадлежащим на праве собственности ФИО1, по федеральной автомобильной дороге общего пользования №), по федеральной автомобильной дороге общего пользования <адрес> по маршруту движения <адрес> с превышением предельно допустимых значений осевых нагрузок транспортного средства. Владелец транспортного средства специальное разрешение на перевозку тяжеловесных грузов у владельца дороги не получал, согласование маршрута движения транспортного средства не осуществлял, плату в счет возмещения вреда, причиняемого федеральной автомобильной дороге перевозкой тяжеловесного груза, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ № 934 от 16 ноября 2009 года, в федеральный бюджет не вносил. С нарушением указанных требований ответчик проехал с тяжеловесным грузом по федеральным автомобильным дорогам № км. На основании Акта № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам взвешивания транспортного средства ФКУ Упрдор «Холмогоры» произведен расчет платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным дорогам, подлежащей взиманию с владельца транспортных средств в целях компенсации вреда, причиненного федеральным автомобильным дорогам, размер которой составил № рублей № копеек. До настоящего времени вред, причиненный ответчиками федеральной автодороге, в указанном размере в добровольном порядке не возмещен.

Представитель истца ФКУ Упрдор «Холмогоры» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчики ФИО1 и ФИО2 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без их участия. Истец ФИО2 представил письменное заявление, согласно которому с исковыми требованиями в отношении него согласен.

Представитель ответчика ФИО1 ФИО3 в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что на момент выявления факта несанкционированного провоза ФИО2 тяжеловесного груза ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство – тягач марки №, регистрационный знак № №, с прицепом №, регистрационный знак № №, принадлежащее на праве собственности ФИО1, находилось в аренде у ФИО2 по договору аренды автотранспортного средства без экипажа от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ФИО1 является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Поскольку владельцем источника повышенной опасности является ФИО2, именно он должен нести ответственность и возмещать вред, причиненный автомобильным дорогам.

Представитель третьего лица Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без участия представителя.

В соответствие со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя ответчика ФИО3, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) пользователям автомобильных дорог запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам тяжеловесных грузов без специального разрешения и осуществлять действия, наносящие ущерб автомобильной дороге.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ для получения специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи.

Согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ орган, выдающий специальное разрешение, указанное в части 1 настоящей статьи, согласовывает маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут, а маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозки крупногабаритных грузов, с владельцами автомобильных дорог и с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В случаях, если для движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, требуется укрепление отдельных участков автомобильных дорог или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог и пересекающих их сооружений и инженерных коммуникаций в пределах согласованного маршрута, проводятся согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Допускается установление постоянных маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Взимание платы за согласование маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, не допускается.

В силу ч. 5 и ч. 8 Федерального закона № 257-ФЗ порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 года № 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Пунктом 4 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 года № 934, установлено, что размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств.

Таким образом, внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении владельцем транспортного средства специального разрешения на движение транспортного средства и является условием для получения специального разрешения.

В соответствии с пунктами 5.2.53.30. и 5.2.53.31. положения о Министерстве транспорта РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 395, Министерство транспорта РФ наделено полномочиями утверждать порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также утверждать порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств.

Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержден приказом Минтранса России от 24 июля 2012 года № 258.

Согласно пунктов 6 и 7 указанного Порядка заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее - заявление), согласно образцу приложения № 2 к настоящему Порядку подается владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченные органы: на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, - в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). По выбору заявителя заявление подается в уполномоченный орган либо в уполномоченное им подведомственное учреждение (организацию), если маршрут перевозки начинается с автомобильной дороги и (или) территории обслуживания, закрепленной за данным учреждением (организацией), информация о чем также размещается на сайте уполномоченного органа.

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 года № 374 утверждено Положение о Федеральном дорожном агентстве, на которое, в том числе, возложено осуществление следующих полномочий: организация расчета платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (пункт 5.3.3.Положения); введение периодов временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения с целью обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 5.4.3.Положения); выдача специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких дорог (пункт 5.4.(6) (Положения).

В соответствие с уставом Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» (сокращенное наименование - ФКУ Упрдор «Холмогоры») является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Функции и полномочия учредителя Управления осуществляет Федеральное дорожное агентство (п. 1.2 и п. 1.3 Устава).

За Учреждением закреплены на праве оперативного управления следующие автомобильные дороги общего пользования федерального значения: <адрес>, <адрес> к <адрес> на участке км <адрес>, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права.

Приказом Минтранса РФ от 31 июля 2007 года № 107 утвержден «Административный регламент Федерального дорожного агентства по предоставлению государственной услуги по расчету платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения», который определяет порядок взаимодействия Росавтодора, его подведомственных организаций и их структурных подразделений с физическими и юридическими лицами при предоставлении государственной услуги по расчету платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в счет возмещения вреда (п. 1 Регламента).

Пунктом 3 указанного Регламента определено, что предоставление государственной услуги осуществляется подведомственными Росавтодору организациями, осуществляющими расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, перечень которых указан в приложении № 1 к Регламенту.

ФКУ Упрдор «Холмогоры» водит в указанный перечень подведомственных Росавтодору организаций и определено в перечне под номером 17.

В силу пункта 5.5.2. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 398, на Федеральную службу возложено осуществление весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, и организация на федеральных автомобильных дорогах стационарных пунктов для проведения такого контроля. На территории Вологодской области функции весового контроля автотранспортных средств осуществляет Управление государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на основании пункта 6.4.3. Положения об Управлении государственного автодорожного надзора по Вологодской области, утвержденного приказом Федеральной службе по надзору в сфере транспорта от 12 августа 2009 года. № ВП-878 фс.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ч. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в постановлении от 17 июля 1998 года № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит преждевременному износу дорожного полотна, нанося дополнительный ущерб федеральным автодорогам, т.е. федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев соответствующих автотранспортных средств. Плата в счет возмещения вреда за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате (размеру возмещенного ущерба). Таким образом, возникновение обязанности по уплате указанного платежа в счет возмещения вреда причиняемого федеральной автодороге основано на выборе способа транспортировки груза. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основании установленных параметров.

Целью взимания с владельцев транспортных средств платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, является защита от сверхнормативного износа и соразмерное возмещение наносимого федеральным автодорогам ущерба, возникающих в результате осуществления систематических перевозок. Устанавливая обязанность по возмещению вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, Правительство РФ тем самым стимулирует перевозчиков к использованию менее вредных для дорожного полотна способов перевозки, что призвано способствовать нормальному функционированию федеральных автомобильных дорог. Их содержание в постоянной технической исправности и готовности к эксплуатации служит целям обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, мобилизационной готовности и обороноспособности страны, экологической и общей безопасности населения, то есть призвано гарантировать общественно значимые публичные интересы.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области (далее - УГАДН), осуществляющими весовой контроль транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, выявлен факт несанкционированного (без специального разрешения) провоза ответчиком ФИО2 тяжеловесного груза автотранспортным средством – тягачом марки №, регистрационный знак №№ №, с прицепом №, регистрационный знак № № 29, принадлежащим на праве собственности ФИО1 по федеральной автомобильной дороге общего пользования <адрес> по федеральной автомобильной дороге общего пользования <адрес> без специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, без согласования маршрута движения транспортного средства, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральной автомобильной дороге перевозкой тяжеловесного груза. С нарушением требований вышеуказанных нормативных актов и превышением значений предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства ответчик проехал с тяжеловесным грузом по федеральным автомобильным дорогам расстояние равное <адрес> км.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства, свидетельствующим о превышении допустимых весовых параметров при эксплуатации транспортного средства – тягача марки №, регистрационный знак №№, с прицепом №, регистрационный знак № №, и не оспариваются ответчиками.

С актом № от ДД.ММ.ГГГГ водитель транспортного средства ФИО2 ознакомлен.

На основании указанного акта истцом ФКУ Упрдор «Холмогоры» произведен расчет платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации вреда, причиненного федеральным автомобильным дорогам, размер которого составил № рублей № копеек.

В адрес ответчика ФИО1 было направлено претензионное письмо с предложением возместить ущерб, причиненный федеральным автомобильным дорогам перевозкой тяжеловесного груза, но до настоящего времени вред в добровольном порядке не возмещен.

В судебном заседании установлено, что транспортное средство тягача марки №, регистрационный знак №№, с прицепом №, регистрационный знак № №, принадлежит на праве собственности ФИО1 что подтверждается свидетельством о регистрации.

При этом, согласно договору аренды автотранспортного средства без экипажа от ДД.ММ.ГГГГ, указанное транспортное средство передано ФИО1 в аренду ФИО2 на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией указанного договора, а также копией нотариально удостоверенной доверенности на право владения и распоряжения указанным транспортным средством, выданной ФИО1 ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, владельцем указанного транспортного средства в силу вышеуказанных положений закона является ответчик ФИО2, который и должен нести ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности.

Истцом представлен суду расчет суммы иска, который проверен судом и признан обоснованным, в связи с чем суд руководствуется данным расчетом при принятии решения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в части взыскания с ответчика ФИО2 в пользу истца № рублей № копеек в возмещение вреда, причиненного федеральным автомобильным дорогам.

При этом, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований к ответчику ФИО1, поскольку он в силу закона не являлся владельцем транспортного средства в момент выявления факта причинения ущерба.

В соответствие со ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика ФИО2 в пользу истца судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере № рублей № копейки и почтовые расходы, связанные с направлением искового заявления в суд, в размере № рублей № копейки.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» к ФИО2 о возмещении вреда, причиненного автомобильным дорогам, удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» № рублей № копеек в возмещение ущерба, а также в возмещение расходов по оплате государственной пошлины в размере № рублей № копейки и в возмещение почтовых расходов в размере № рублей № копейки, всего № рубля № копеек.

В удовлетворении исковых требований федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» к ФИО1 о возмещении ущерба отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Плесецкий районный суд Архангельской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 октября 2013 года.

Председательствующий Р.А. Куйкин.

<данные изъяты>