Дело № 2-1306/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 августа 2013 года г. Тында
Тындинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Муратова В.А.,
с участием помощника Тындинского городского прокурора Яковенко Е.Г.,
заявителя ФИО1,
представителей Избирательной комиссии Муниципального образования Восточный сельсовет ФИО2, ФИО3,
при секретаре судебного заседания Астафьеве А.А..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата на должность главы Восточного сельсовета ФИО1 на нарушение его избирательных прав Избирательной комиссией муниципального образования Восточный сельсовет, об отмене решения Избирательной комиссии Муниципального образования Восточный сельсовет от 26.07.2013 № «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидату на должность главы Восточного сельсовета по выборам главы Восточного сельсовета 08 сентября 2013 года» и обязании Избирательной комиссии Муниципального образования Восточный сельсовет зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата на должность главы Восточного сельсовета по выборам главы Восточного сельсовета 08 сентября 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование требований указал, что избирательной комиссии Муниципального образования Восточного сельсовета принято решение от 26.07.2013 № «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидату на должность главы Восточного сельсовета по выборам главы Восточного сельсовета 08 сентября 2013года», решение принято на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 43 Закона Амурской области от 26.06.2009 № 222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области», так как было выявлено, что все проверенные подписи признаны недействительными, поскольку собраны до дня, следующего за днём уведомления комиссии о выдвижении кандидата. Заявитель отмечает, что информация о проведении выборов главы Восточного сельсовета впервые была опубликована 22.06.2013, согласно п.2 ст. 6 Закона Амурской области № 222-ОЗ самовыдвижение кандидата может производиться со дня, следующего за днем официального опубликования решения о назначении выборов; период, включающий в себя выдвижение кандидатов, а также сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, составляет 25 дней, исчисляемых с указанного дня. Поэтому конечным днем приема документов является 17 июля 2013 года. О начале сбора документов для возможности выдвижения в кандидаты заявитель узнал значительно позже их официального опубликования ориентировочно после 8 июля 2013г., также ему требовалось время для обдумывания решения о выдвижении кандидатом. После обращения в избирательную комиссию Восточного сельсовета он узнал дополнительную информацию и получил бланк заявления на подачу для выдвижения в кандидаты, но бланки подписных листов ему не выдали, сообщив, что только после регистрации в выдвижении он сможет получить подписные листы и начать собирать подписей. Заявление на выдвижение в качестве кандидата на выборы необходимо заполнить достоверными данными, основанными на документах, соответственно, в один день этого совершить не всегда возможно, учитывая хозяйственные дела и приложение некоторых документов не реально, подписные листы, установленной формы, являются приложением к Закону, общедоступны и несекретны. Более того, весь срок для подачи документов ограничен одним днем 17 июля 2013 года, последним днем 25-ти дневного периода для выдвижение кандидатов и сбора подписей в поддержку их выдвижения. В силу хозяйственных обстоятельств заявитель осознал, что подать заявление для регистрации на выдвижение кандидата и собрать подписи избирателей к указанному 17.07.2013 он может не успеть, поэтому осуществил сбор подписей на установленных законом бланках 16 и 17 июля 2013, не получая указанные бланки в избирательной комиссии. Заявление на выдвижение в качестве кандидата на пост главы Восточного сельсовета, ФИО1 подал 17 июля 2013 года вместе с подписными листами, где уже были собраны подписи граждан в мою поддержку. Позже заявитель получил обжалуемое решение от 26 июля 2013 года № об отказе в регистрации в качестве кандидата на выборы главы муниципального образования Восточного сельсовета.
ФИО1 полагает, что указанное решение нарушает его конституционное права «быть избранным», так как Избирательная комиссия вынесла решение об отказе в регистрации, чем нарушила его конституционные права «быть избранным» - установленное Конституцией Российской Федерации право граждан использовать своё «право быть избранными» при возникновении пассивного избирательного права. ФИО1 обратился в Конституционный Суд Российской Федерации, счаитя, что его конституционные права нарушены нормами подпункта 1 пункта 8 статьи 43 Закона Амурской области от 26.06.2009 №222-ОЗ.
Заявитель просил суд отменить решение Избирательной комиссии Муниципального образования Восточный сельсовет от 26.07.2013 № «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидату на должность главы Восточного сельсовета по выборам главы Восточного сельсовета 08 сентября 2013 года», обязать Избирательную комиссии Муниципального образования Восточный сельсовет зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата на должность главы Восточного сельсовета по выборам главы Восточного сельсовета 08 сентября 2013 года.
В судебном заседании ФИО1 поддержал свои требования, высказал доводы о неконституционности примененных избирательной комиссией положений Закона Амурской области.
Представители Избирательной комиссии Муниципального образования Восточный сельсовет в возражении и объяснениях, данных в судебном заседании, полагали принятое избирательной комиссией решение законным и обоснованным, заявление ФИО1 поданным в нарушении установленных сроков обращения в суд.
Помощник Тындинского городского прокурора в заключении полагал заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению, как поданное с нарушением установленного срока для обращения в суд, кроме того, принятое избирательной комиссией решение считал законным и обоснованным.
Изучив все материалы гражданского дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Статьями 32 - 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов, реализации инициативы проведения референдума. В частности, предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума (ст.37 Федерального закона). По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. Недействительными признаются, в частности, подписи избирателей, участников референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума (ст.38 Федерального закона).
Соответствующие положения предусмотрены статьями 36 - 44 Закона Амурской области от 26.06.2009 № 222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области».
Согласно статье 36 названного Закона Амурской области право выдвинуть свою кандидатуру на выборах депутатов представительного органа, главы муниципального образования принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему пассивным избирательным правом. Самовыдвижение кандидата может производиться со дня, следующего за днем официального опубликования решения о назначении выборов. Период, включающий в себя выдвижение кандидатов, а также сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, составляет 25 дней, исчисляемых с указанного дня. Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидата, в форме заявления, указанного в подпункте 1 пункта 4 данной статьи, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В силу ст.40 названного Закона Амурской области подписи избирателей собираются в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования, кандидатов в депутаты по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов при выборах главы муниципального образования, депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным избирательным округам, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных соответственно на территории муниципального образования, одномандатного избирательного округа согласно пункту 10 статьи 16 Федерального закона, но не может составлять менее 10 подписей. Если при расчете количества подписей избирателей, необходимого в соответствии с настоящей статьей для регистрации кандидата, результат расчета оказывается нецелым числом, то такой результат подлежит округлению до ближайшего целого числа в большую сторону независимо от величины дробной части, но не может быть менее 10 подписей избирателей. На выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата. Период сбора подписей заканчивается в сроки, установленные пунктом 2 статьи 36, пунктом 4 статьи 37 названного Закона Амурской области.
Пунктом 5 ст. 43 названного Закона Амурской области предусмотрено, что по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В подпункте 1 пункта 8 вышеуказанной ст. 43 Закона Амурской области установлено, что недействительными признаются подписи избирателей, собранные до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата.
Выборы главы Восточного сельсовета Тындинского района Амурской области на 08 сентября 2013 года были назначены решением Восточного сельского Совета народных депутатов от 19.06.2013 № «О назначении выборов главы Восточного сельсовета», которое было опубликовано в газете «Амурская правда» за 22.06.2013 № 112.
Решением избирательной комиссии муниципального образования Восточный сельсовет от 23.06.2013 №, установлена норма сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на выборах главы Восточного сельсовета в количестве 10 подписей. Количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах может превышать установленное количество на 4 подписи.
Как следует, из материалов дела, в частности, заявления ФИО1 от 17.07.2013 (в котором он дает согласие баллотироваться кандидатом на должность главы Восточного сельсовета), справки о приеме документов для выдвижения кандидата на должность главы Восточного сельсовета от 17.07.2013 исх. №, заявитель ФИО1 подал в избирательную комиссию муниципального образования Восточный сельсовет документы для регистрации в качестве кандидата на должность главы Восточного сельсовета 17.07.2013.
Согласно справке о приеме документов для регистрации кандидата главу Восточного сельсовета от 17.07.2013, исх. №, в этот же день 17.07.2013, ФИО1 подал в избирательную комиссию муниципального образования Восточный сельсовет документы для регистрации в качестве кандидата на должность главы Восточного сельсовета 17.07.2013, в том числе, подписные листы кандидата.
Протоколом об итогах проверки подписных листов, представленных кандидатом на выборах главы муниципального образования Восточный сельсовет ФИО1 от 23.07.2013 количество подписей, признанных недействительными составило 14, в связи с тем, что подписи избирателей собраны до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата.
Обжалуемым заявителем решением Избирательной комиссии Муниципального образования Восточный сельсовет от 26.07.2013 № «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидату на должность главы Восточного сельсовета по выборам главы Восточного сельсовета 08 сентября 2013 года» ФИО1 отказано в регистрации кандидатом на должность главы Восточного сельсовета, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
ФИО1 06.08.2013 года (во вторник) обратился в Тындинский районный суд с заявлением на нарушение его избирательных прав Избирательной комиссией муниципального образования Восточный сельсовет, в котором просил суд отменить решение Избирательной комиссии Муниципального образования Восточный сельсовет от 26.07.2013 № «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидату на должность главы Восточного сельсовета по выборам главы Восточного сельсовета 08 сентября 2013 года» и обязать Избирательную комиссию Муниципального образования Восточный сельсовет зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата на должность главы Восточного сельсовета по выборам главы Восточного сельсовета 08 сентября 2013 года
Дата обращения ФИО1 в суд с вышеуказанным заявлением – 06 августа 2013 года подтверждается как собственными объяснениями ФИО1, данными в судебном заседании, так и штампом суда о регистрации заявления, рапортом помощника судьи, ответом начальника отдела по обеспечению судопроизводства Тындинского районного суда, копиями листов журнала посещений Тындинского районного суда.
Между тем, в соответствии с частью 2 ст. 260 ГПК РФ заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит.
Пунктом 2 ст. 78 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.
Статьей 95 Закона Амурской области от 26.06.2009 № 222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» в пункте 1 установлено, что жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.
Как исчерпывающим образом разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 23 Постановления от 31.03.2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьей 260 ГПК РФ, статьями 31 и 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлены сроки обращения в суд (в том числе сокращенные), продолжительность которых зависит от стадии избирательной кампании, кампании референдума и от характера предъявленных требований. Судам надлежит проверять соблюдение этих сроков, а в случае их пропуска - обсуждать вопрос о допустимости их восстановления, предложив заявителю указать причины пропуска сроков обращения в суд. Сроки для обращения в суд с заявлениями, касающимися решений избирательной комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а также по заявлениям об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) установлены частями 2 и 3 статьи 260 ГПК РФ, пунктами 2 и 5 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. Эти сроки не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска. При установлении факта пропуска сокращенных сроков обращения в суд, которые не подлежат восстановлению, суд, исходя из положений части 6 статьи 152 и части 4 статьи 198 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства.
Согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.
Обжалуемое ФИО1 решение Избирательной комиссии Муниципального образования Восточный сельсовет от 26.07.2013 № «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидату на должность главы Восточного сельсовета по выборам главы Восточного сельсовета 08 сентября 2013 года» было принято 26.07.2013.
С заявлением на нарушение его избирательных прав Избирательной комиссией муниципального образования Восточный сельсовет (в котором содержались требования об отмене решения Избирательной комиссии Муниципального образования Восточный сельсовет от 26.07.2013 № «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидату на должность главы Восточного сельсовета по выборам главы Восточного сельсовета 08 сентября 2013 года» и обязании Избирательной комиссии Муниципального образования Восточный сельсовет зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата на должность главы Восточного сельсовета по выборам главы Восточного сельсовета 08 сентября 2013 года) ФИО1 обратился в Тындинский районный суд 06.08.2013.
Таким образом, ФИО1 обратился в суд с названным заявлением по истечении вышеуказанного десятидневного срока для обращения в суд с заявлением об обжаловании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации в качестве кандидата.
Поскольку, принимая во внимания разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 26 названного Постановления от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», последним днем обращения в суд с заявлением об обжаловании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации в качестве кандидата для ФИО1 следует считать 05.08.2013 (понедельник).
Поэтому соответствующее ходатайство ФИО1 о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд с заявлением об обжаловании решения избирательной комиссии об отказе ему в регистрации в качестве кандидата на должность главы Восточного сельсовета (мотивированное допущенным обывательским просчетом) не подлежит удовлетворению, поскольку названными нормативными правовыми актами прямо и недвусмысленно установлено, что срок для обращения в суд с заявлением об обжаловании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата восстановлению не подлежит.
С учетом всех вышеуказанных обстоятельств, принимая во внимание, что ФИО1 обратился в суд с заявлением на нарушение его избирательных прав Избирательной комиссией муниципального образования Восточный сельсовет (в котором содержались требования об отмене решения Избирательной комиссии Муниципального образования Восточный сельсовет от 26.07.2013 № «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидату на должность главы Восточного сельсовета по выборам главы Восточного сельсовета 08 сентября 2013 года» и обязании Избирательной комиссии Муниципального образования Восточный сельсовет зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата на должность главы Восточного сельсовета по выборам главы Восточного сельсовета 08 сентября 2013 года) с пропуском сокращенного срока обращения в суд, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении названного заявления ФИО1 следует отказать.
При таких обстоятельствах,
руководствуясь ст. 198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления кандидата на должность главы Восточного сельсовета ФИО1 на нарушение его избирательных прав Избирательной комиссией муниципального образования Восточный сельсовет, об отмене решения Избирательной комиссии Муниципального образования Восточный сельсовет от 26.07.2013 № «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидату на должность главы Восточного сельсовета по выборам главы Восточного сельсовета 08 сентября 2013 года» и обязании Избирательной комиссии Муниципального образования Восточный сельсовет зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата на должность главы Восточного сельсовета по выборам главы Восточного сельсовета 08 сентября 2013 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения.
Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2013 года.
Судья В.А. Муратов
Копия верна:
судья В.А. Муратов