ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1306/15 от 25.12.2015 Карталинского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-1306/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«25» декабря 2015 года гор. Карталы

Карталинский городской суд Челябинской области в составе :

Председательствующего судьи Крафт Г.В.,

При секретаре Собяниной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, действующего за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО1 к администрации Карталинского муниципального района Челябинской области, Управлению социальной защиты населения Карталинского муниципального района, Министерству социальных отношений Челябинской области о возложении обязанности включить в списки пострадавших, взыскании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО2, действующий за себя и как законный представитель несовершеннолетних ФИО5, ФИО1, обратился в суд с иском, с учетом последующего уточнения, о понуждении включить их в списки граждан на получение финансовой и единовременной помощи в связи с полной утратой имущества; взыскать финансовую и единовременную помощь в связи с полной утратой имущества по 100 000 руб. и по 10 000 рублей на каждого.

В обоснование иска указано, что решением Карталинского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ года за истцом и его несовершеннолетними детьми признано право на получение финансовой помощи, в связи с полной утратой принадлежащего им на праве собственности имущества, находящегося по адресу: <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера, в связи с прохождением паводковых вод с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Ранее истцам была оказана материальная помощь из областного бюджета в суме 30 тыс. руб. (по 10 тыс. рублей на каждого), единовременная помощь на восстановление и ремонт домовладении в сумме 50 тыс. руб.. Размер финансовой помощи, подлежащей выплате составляет 300 000 руб. (по 100 000 руб. каждому). Также. истцу не

была выплачена единовременная материальная помощь в размере по 10 000 рублей каждому. Вышеуказанное судебное решение было принято в администрацию Карталинского муниципального района на исполнение, однако до настоящего времени денежные средства не выплачены. На неоднократные обращения в адрес ответчиков по поводу длительного не исполнения решения суда было разъяснено, что денежные средства отсутствуют, срок исполнения не известны. Истец находит, что с ответчиков надлежит взыскать в их пользу финансовую помощь в установленном размере, т.к. нарушаются их права.

В судебном заседании истец ФИО2 на удовлетворении иска настаивал, поддержав обоснования, указанные письменно.

Представитель ответчика администрации Карталинского муниципального района в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Ранее представитель ответчика по доверенности ФИО3 заявила, что в случае предоставления истцом доказательств полной утраты имущества в результате ЧС, не возражает по поводу удовлетворения исковых требований.

Также пояснила, что администрация является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, с их стороны выполнены все действия в полном объеме, денежные средства администрация не выплачивала, т.к. это денежные средства из федерального бюджета, они сразу перечислялись на счета граждан. Судебные решения, на которые ссылаются истцы, администрацией были приняты, в списки на получение финансовой выплаты в связи с частичной или полной утраты имущества, а также на получение единовременной выплаты граждане были включены, т.е. орган местного самоуправления в полном объеме свои обязанности выполнил. Выплаты гражданам должны быть произведены из средств федерального бюджета.

Представитель ответчика УСЗН Карталинского муниципального района в судебное заседание не явилась, представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений по заявленным исковым требованиям не заявлено.

Представитель ответчика Министерство социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых указал, что в части оказания финансовой помощи пострадавшим во время ЧС муниципального характера Министерство социальных отношений Челябинской области руководствуется Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и действует в рамках полномочий, определенных распоряжением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-рп. Согласно данных нормативных правовых актов Челябинская область субъект Российской Федерации и Министерство социальных отношений Челябинской области уполномочены исключительно на предоставление списков граждан, пострадавших в ЧС в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В соответствии с п.8,9 Правил выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ производится на основании решения правительства РФ, принимаемого на основании документов представленных Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Согласно Приложению 8 «Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2015 года Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ « О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» средства резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предусмотрены министерству финансов РФ. Таким образом, министерство социальных отношений Челябинской области не обладает полномочиями по принятию решения о выплате денежных средств, их выделению и перечислению денежных средств гражданам, а также не располагает самими денежными средствами федерального бюджета. Кроме того, Министерством социальных отношений Челябинской области информация, представленная органами местного самоуправления Карталинского городского округа, была обобщена и направлена за подписью Губернатора Челябинской области ФИО4 в правительство РФ 14.11.2014 года. Однако, письмом заместителя Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 04.02.2015 года № 43-424-7 в выделении дополнительных ассигнований из резервного фонда правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для оказания помощи гражданам, Правительству Челябинской области отказано. В соответствие со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета-орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности. Ведомственной классификацией расходов федерального бюджета средства резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предусмотрены Министерству финансов РФ. Министерство социальных отношений Челябинской области, а также Челябинская область в целом не наделены правом распределять средства федерального бюджета. В ведомственной классификации расходов федерального бюджета Министерство социальных отношений Челябинской области не предусмотрено. Министерство социальных отношений Челябинской области было уполномоченным органом исключительно при реализации Распоряжения правительства РФ от 15.08.2013 года № 1413-р, которым Правительству Челябинской области было выделено 529 760 тысяч рублей. Распоряжением Правительства российской Федерации от 13.11.2014 года № 2258-р сумма выделенных бюджетных ассигнований была уменьшена до 346 560 тысяч рублей, т.е. с Челябинской области сняли 183 200 тысяч рублей. Поступившие в УФК Челябинской области из федерального бюджета 346 560 тысяч рублей были в полном объеме выплачены пострадавшим гражданам, на ДД.ММ.ГГГГ остаток средств федерального бюджета составляет 0 рублей. При таких обстоятельствах Министерство социальных отношений Челябинской области, равно как и Челябинская область не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу.

В судебное заседание представитель третьего лица по делу Министерство финансов РФ в лице представителя Управление Федерального казначейства по Челябинской области не явился, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица Министерство финансов Челябинской области в судебное заседание не явился, представлен отзыв на заявленные исковые требования из которого следует, что жителям Челябинской области, пострадавшим от ЧС в результате ливневых дождей в 2013 году, выплачивалась финансовая помощь из резервного фонда Правительства РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р, Распоряжением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-рп. Главным распорядителем бюджетных средств, в соответствие со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ на оказание помощи гражданам в связи с ЧС является Министерство социальных отношений Челябинской области, которое направляло указанные бюджетные средства в муниципальные образования Челябинской области, пострадавшие от ЧС. Конкретный размер оказываемой гражданам помощи определяется на основании проведенного обследования частного жилого помещения комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления. Выплата денежных средств непосредственно гражданам на оказание помощи в связи с ЧС осуществлялась органами местного самоуправления. Минфин Челябинской области никаких взаимоотношений с истцами не имел обязанность по выплате денежных средств гражданам, пострадавших от ЧС ( в том числе из федерального бюджета), на него законодательством РФ и Челябинской области не возложена. Министерство финансов Челябинской области осуществляет деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 20.08.2004 года № 433 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства финансов Челябинской

области». Полномочия органов государственной власти в бюджетном процессе указаны в ст.5 Закона Челябинской области от 27.09.2007 года № 205-ЗО « О бюджетном процессе в Челябинской области», а бюджетные полномочия Министерства финансов области регламентированы ст.8 вышеуказанного Закона. Ни в законе Челябинской области « О бюджетном процессе в Челябинской области», ни в Положении о Минфине области функция принятия решения Минфином области о предоставлении гражданам мер социальной поддержки и выплате финансовой помощи не предусмотрена.

В судебное заседание представитель третьего лица Правительство Челябинской области не явился, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебное заседание представитель третьего лица- МЧС России не явился, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представлено мнение по исковому заявлению из которого следует, что списки граждан, в том числе с включением в них истцов, направлялись в правительство РФ Министерством социального развития Челябинской области через МЧС РФ. Правительство РФ вернуло данные списки, без принятия решения по выплатам гражданам на основании судебных решений.

В судебное заседание представитель третьего лица ГУ МЧС по Челябинской области не явился, о дате рассмотрения дела извещены.

В судебное заседание представитель администрации Карталинского городского поселения не явился, о дате рассмотрения дела извещены.

Суд, заслушав участников процесса, свидетеля, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу.

Согласно статье 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон) граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации.

На основании статьи 2 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктом 9 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствии стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750, в редакции постановления от 20 июня 2013 года № 517, действовавшей в августе 2013 года, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: г) оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тысяч рублей на семью); д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).

Как следует из материалов дела, в связи с прохождением длительных интенсивных ливневых дождей, сопровождающихся шквалистым ветром произошли затопления местности в девяти населенных пунктах Челябинской области, в том числе в г. Карталы, нарушены условия жизнедеятельности населения. Первоначально распоряжением Главы Карталинского муниципального района Челябинской области от 07 августа 2013 года № 600- р с 19 часов 07 августа 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера

Согласно распоряжению Главы Карталинского муниципального района Челябинской области от 23 августа 2013 года № 626-р в г. Карталы- ул. Новостроющая попала в зону затопления (подтопления) на территории Карталинского муниципального района во время чрезвычайной ситуации связанной с прохождением паводковых вод в период с 07 по 15 августа 2013 года.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 09 августа 2013 года № 278 введен с 09 августа 2013 года режим чрезвычайной ситуации на территории Челябинской области с установлением регионального (межмуниципального) уровня реагирования.

Впоследствии распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 1431 -р принято решение в целях оказания помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате прошедших в летний период 2013 года на территориях Республики Башкортостан, Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края, Еврейской автономной области, Амурской области и Челябинской области ливневых дождей, сопровождавшихся паводками (далее - чрезвычайная ситуация), оказать единовременную материальную помощь гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и финансовую помощь гражданам, утратившим в результате чрезвычайной ситуации имущество, в размерах, установленных Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750. Правительству Челябинской области представить в МЧС России: а) список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной материальной помощи; б) список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества; в) список объектов, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Выделить на основании списков, указанных в пункте 2 настоящего распоряжения, из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий бюджетные ассигнования Правительству Челябинской области - до 529760 тысяч рублей, в том числе: до 56760 тысяч рублей - на оказание гражданам единовременной материальной помощи; до 94600 тысяч рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества; до 378400 тысяч рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2014 года № 2258-р в распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 1431-р внесены изменения, на основании которых выделенная Правительству Челябинской области на основании сводных данных о гражданах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, уменьшена до 346560 тысяч рублей,

в том числе: до 56760 тысяч рублей - на оказание гражданам единовременной материальной помощи; до 94600 тысяч рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества; до 195200 тысяч рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества. Таким образом, бюджетные ассигнования, выделенные Челябинской области, были уменьшены на 183 200 тысяч.

13.03.2014 года ВрИО Губернатора Челябинской области ФИО6 обращался в адрес Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий с просьбой перераспределения денежных средств в сумме 200 145 тысяч рублей, которые на момент обращения не были израсходованы из общей суммы выделенных средств Челябинской области 529 760 тысяч рублей. Основанием к перераспределению указано то, что увеличился поток граждан, претендующих на включение их в списки на оказание помощи из средств федерального бюджета в связи с частичной утратой имущества и повреждением жилого помещения, на основании судебных решений, в том числе граждан, подтвердившие факт постоянного проживания по месту жительства в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС.

Из письма МЧС России от 11.04.2014 года № 43-1591-7, направленного в адрес правительства Челябинской области следует, что МЧС России рассмотрело вышеуказанное обращение ВрИО Губернатора Челябинской области ФИО6 о перераспределении бюджетных ассигнований, указало, что в рамках указанного распоряжения Правительства РФ выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утрату имущества граждан, получившим это право на основании судебных решений, не предусмотрены. Таким образом, МЧС России внести изменения в распоряжение правительства РФ с целью перераспределения денежных средств не представляется возможным. Для решения вопроса выплаты пострадавшим гражданам по исполнение судебных решений в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 правительству Челябинской области необходимо обратиться в правительство Российской Федерации по указанному вопросу. МЧС России готово вернуться к рассмотрению данного вопроса после получения соответствующего решения Правительства РФ по выплатам гражданам на основании судебных решений, а также после уточнения правительством Челябинской области необходимых выплат гражданам по их личным заявлениям.

Из поручения Правительства РФ от 03.12.2014 года № РД-П4-8919, поступившего в адрес Правительства Челябинской области из МЧС России 04.02.2015 года № 43-424-7 усматривается, что МЧС России рассмотрело обращение губернатора Челябинской области № РД-П4-8919 от 03.12.2014 года, на основании представленных обосновывающих документов МЧС России подготовило и направило на согласование проект распоряжения Правительства РФ о выделении бюджетных ассигнований в размере 13 280 тысяч рублей из резервного фонда Правительству Челябинской области. В данный проект распоряжения Правительства РФ были включены выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате ЧС на территории Челябинской области и получившим это право на основании судебных решений.

Из обращения Губернатора Челябинской области ФИО6 к председателю Правительства Российской Федерации ФИО7 от 09.04.2015 года № 01/2203 следует, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 «О выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» для оказания помощи гражданам в связи с ЧС, сложившейся в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками, правительство Челябинской области обращалось с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости В МЧС России были подготовлены и направлены документы, обосновывающие выделение бюджетных ассигнований Правительству Челябинской области. В соответствии с поручением правительства РФ от 03.012.2014 года № РД-П4-8919, МЧС России совместно с министерством финансов России рассмотрело подготовленные документы. По итогам рассмотрения в феврале и в марте текущего года от МЧС России и Минфина России поступили замечания к оформлению документов, которые устраняются. В связи с чем, имело место просьба о продлении до 01 июня 2015 года срока исполнения поручения о выделении бюджетных ассигнований Правительству Челябинской области из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий.

Из письма Министерства финансов РФ от 26.02.2015 года № 06-07-17/10030, направленного в адрес МЧС России следует, что на основании поручения Заместителя Председателя Правительства РФ ФИО8 от 03.12.2014 года № РД-П4-8919, Минфин России рассмотрел проект распоряжения Правительства РФ о выделении бюджетных ассигнований в размере 13 280 тысяч рублей, указав, что данный проект не может быть согласован. Необходимо представить дополнительные обоснования о причинах увеличения количества граждан, включенных в списки пострадавших на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости, с указанием даты составления актов обследования утраченного имущества первой необходимости, подтверждающих факт частичной утраты имущества первой необходимости, поскольку с момента начала чрезвычайной ситуации прошло значительное время и распоряжением Правительства РФ от 13.11.2014 года № 2258-р по согласованию с Правительством Челябинской области ранее были уточнены необходимые объемы бюджетных ассигнований для оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС.

На момент рассмотрения настоящего гражданского дела распоряжение Правительства РФ о выделении Правительству Челябинской области бюджетных ассигнований в размере 13 280 тысяч рублей издано не было.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 октября 2015 года № 2086-р выделено Правительству Челябинской области в целях исполнения судебных решений из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, произошедшего в летний период 2013 года на территории Челябинской области, бюджетные ассигнования в размере 1210 тыс. рублей, в том числе 210 тыс. рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи и 1000 тыс. рублей на оказание гражданам финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости.

Решением Карталинского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ не обжалованного сторонами и вступившего в законную силу, за истцом ФИО2, его несовершеннолетними детьми ФИО5ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 было признано право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества, принадлежащего им на праве собственности, находившегося по адресу- <адрес> пострадавшего в результате ЧС имевшего место с 07 по ДД.ММ.ГГГГ.

Истцы не были включены в соответствующие списки на получение единовременной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества, истребуемые в исковом порядке денежные средства до настоящего времени не выплачены.

Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации в августе 2013 года в г. Карталы Челябинской области носит характер чрезвычайной ситуации федерального характера, что в силу статьи 24 Федерального закона является расходным обязательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлена классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно которой в результате чрезвычайной ситуации федерального характера количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 миллионов рублей.

По сведениям МЧС России в результате чрезвычайной ситуации в августе 2013 года в Челябинской области произошло подтопление 16 населенных пунктов в 6 муниципальных образованиях, повреждено 2702 жилых дома, в которых проживало 7 782 жителя, материальный ущерб нанесенный населению, объектам жизнеобеспечения, инфраструктуре, социальной сфере оценивается по данным Правительства Челябинской области более чем в 2 100 миллионов рублей, получили выплаты за счет средств федерального бюджета 5900 граждан, из областного бюджета 7782 гражданина.

Также по сведениям Министерства социальных отношений Челябинской области и УСЗН Карталинского муниципального района число пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в августе 2013 года в несколько раз превысило число граждан, указанное в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, для признания чрезвычайной ситуацией федерального характера.

Постановлением Губернатора Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ введен с ДД.ММ.ГГГГ режим чрезвычайной ситуации на территории Челябинской области с установлением регионального (межмуниципального) уровня реагирования.

Кроме того, федеральный характер чрезвычайной ситуации в августе 2013 года подтверждается распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р, в котором указано на распространение чрезвычайной ситуации на территорию семи субъектов Российской Федерации и принято решение об оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в этих регионах, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.

В соответствии с действующими в настоящее время Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: г) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека) (пункт 2 Правил). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и в случае, если объем запрашиваемых бюджетных ассигнований, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, составляет более 0,5 процента объема налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации (пункт 5 Правил). Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуации, производится на основании решения Правительства Российской Федерации, в решении указываются общая сумма выделяемых бюджетных ассигновании и их распределение по проводимым мероприятиям (пункт 8 Правил). Рассмотрение вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда и внесение по результатам их рассмотрения в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений осуществляются по поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации в части финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных подпунктами «г» - «е» пункта 2 настоящих Правил, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством финансов Российской Федерации - в срок, установленный в поручении, или в 10- дневный срок со дня подписания поручения, если в поручении срок не указан (пункт 9 Правил). Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда (пункт 10 Правил).

В соответствии с положениями статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации причинения истцам вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, либо должностных лиц этих органов, что давало бы основания возместить этот вред за счет казны Российской Федерации в ходе рассмотрения дела, данные обстоятельства не установлены.

В соответствии с распоряжением Правительства Челябинской области от 05 сентября 2013 года № 202-рп в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 1431-р Министерство социальных отношений Челябинской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области: 1)на предоставление в МЧС России списков граждан, пострадавших в результате прошедших в летний период 2013 года на территории Челябинской области ливневых дождей, сопровождавшихся паводками, указанных в подпунктах «а, б» пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 1431-р; 2) на оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и финансовой помощи гражданам, утратившим в результате чрезвычайной ситуации имущества.

По соглашению о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения поселения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Администрацией и муниципальным казенным учреждением Администрация Карталинского городского поселения. Администрация принимает на себя осуществление полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Распоряжением Главы Карталинского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-р во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ УСЗН поручено организовать на территории Карталинского муниципального района работу по обследованию утраченного имущества, выплате единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, провести обследование утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, с составлением протоколов обследования, на основании которых подготовить и согласовать акты по установленным формам, сформировать личные учетные дела пострадавших, сформировать списки граждан на получение из средств федерального бюджета единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, финансовой помощи в связи с полной утратой имущества.

Денежные средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации перечислялись на счет Министерства социальных отношений Челябинской области, открытый в Управлении Федерального казначейства по Челябинской области, с которого средства единовременной материальной помощи и финансовой помощи перечислялись на счета граждан, что следует из отзыва Министерства социальных отношений Челябинской области, копий платежных поручений, письма Министра от 27 октября 2014 года №3969-У. Указанные денежные средства израсходованы, что подтверждается информацией Управления Федерального казначейства по Челябинской области.

Таким образом, уполномоченными органами на составление списков граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой ими имущества из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий являются Администрация Карталинского муниципального района и УСЗН Карталинского муниципального района, а уполномоченным органом на предоставление этих списков в МЧС России и выплату средств единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, является Министерство социальных отношений Челябинской области.

Суммы единовременной материальной помощи и финансовой помощи подлежат выплате за счет средств федерального бюджета из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, поскольку чрезвычайная ситуация, произошедшая в августе 2013 года в г.Карталы Челябинской области, относится по классификации к чрезвычайной ситуации федерального характера и является расходным обязательством Российской Федерации.

Потребность в бюджетных ассигнованиях на финансирование материальной и финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате затопления в августе 2013 года, составляет по информации Министерства социальных отношений Челябинской области 33 050 тысяч рублей, при этом прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета на 2015 года составляет 111337 382,76 тысяч рублей (Закон Челябинской области от 18 декабря 2014 года № 71-30), а дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Челябинской области на 2015 года составляют 5 182 291 тысяч рублей (Федеральный закон от 01 декабря 2014 года № 384-Ф3), следовательно, объем запрашиваемых бюджетных ассигнований, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, составляет 2,89 процента объема налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, что более 0,5 процентов, предусмотренных пунктом 5 Правил.

Из информации УСЗН Карталинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что до настоящего времени финансовая помощь из средств федерального бюджета не оказана 757 гражданам, что составляет 318 семей на сумму 28 490 тыс. рублей.

Ссылки истцов на судебные решения в подтверждение доводов о праве на требуемую финансовую помощь не могут быть приняты во внимание, так как согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу,

обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию только при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Состав лиц, участвующих в настоящем деле отличается от круга лиц, участвующих в ранее рассмотренных делах. В этой связи судебные решения, вынесенные ранее, преюдициального значения по данному делу.

Следует указать, что в настоящем деле истцами выдвинуты требования о взыскании сумм единовременной и финансовой помощи фактически за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, а, следовательно, обстоятельства, связанные с требуемыми выплатами подлежат установлению и доказыванию в настоящем деле.

Принимая решение по настоящему делу, суд в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, основываясь на положении ст. 67 ГПК РФ, исходит из доказательств, имеющихся в материалах гражданского дела.

В качестве доказательств в обоснование требований истцы ссылались на письменные документы, имеющиеся в делах, при вынесении судом решений ранее, которые для данного дела преюдициального значения не имеют. Суд разрешает дело по имеющимся и представленным доказательствам.

Как установлено в судебном заседании, на момент ЧС собственником жилого дома, расположенного по адресу- <адрес>, является ФИО2.

Из свидетельств о рождении ФИО1 и ФИО5 от 06.04.2011г. видно, что ФИО2 является их отцом.

Справкой МУП «РКЦ города Карталы» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО2 зарегистрирован по адресу: <адрес>, вместе с ним зарегистрированы ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно домовой книги подтверждается, что истцы имеют регистрацию по адресу: <адрес>.

Из акта обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> следует, что в комнатах имеются трещины на стенах, потолке, местами отставание штукатурного слоя, отставание и повреждение обоев, в углах стен 15 см от пола следы сырости и плесени, наблюдаются прогибы и просадки отдельных досок пола, наблюдается деформация дверей- имеется проседание деревянного полотна не плотный притвор по периметру, деревянные коробки перекошены.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО подтвердил что является другом ФИО2 После затопления был в его доме, воды в доме было выше колен,т.е. более 50 см помогал выносить имущество, а именно диван, холодильник, телевизор, и другую мебель и бытовую технику. После наводнения в доме проживать невозможно, он переехал с детьми жить к брату по адресу: <адрес>. После смерти его матери он стал опекуном брата.

В подтверждение полной утраты имущества истцами представлена фототаблица составленная после затопления- июнь 2014 года из которой усматривается, что в жилом помещении ни кто не проживает в связи с отсутствием условий, на лице находится пришедшее в негодность в связи с ЧС имущество истца, а именно предметы мебели, бытовой техники, личных вещей.

Из материалов выплатного дела усматривается, что с заявлением об оказании материальной помощи на приобретение предметов первой необходимости обращался истец по вступлении в законную силу решения Карталинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, установлена полная утрата имущества в администрацию Карталинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, проанализировав материалы дела, пояснения истца, показания свидетеля приходит к мнению, что имеет место полная утрата имущества, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в иске к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Челябинской области, следует отказать, и возложить обязанность на уполномоченный орган исполнительной власти Челябинской области на оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в летний период 2013 года, и финансовой помощи гражданам, утратившим в результате этой чрезвычайной ситуации имущества на Министерство социальных отношений Челябинской области.

В соответствие со ст. 98 ГПК РФ, в пользу истца надлежит возместить с ответчиков понесенные судебные расходы в долевом отношении, а именно с администрации Карталинского муниципального района Управления социальной защиты населения Карталинского муниципального района, Министерства социальных отношений Челябинской области в пользу ФИО2 в сумме 1800 рублей в равных долях, т.е. по 600 рублей с каждого.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, -

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить.

Обязать администрацию Карталинского муниципального района, Управление социальной защиты населения Карталинского муниципального района Челябинской области включить ФИО2, ФИО5, ФИО1 в списки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение финансовой помощи за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Обязать Министерство социальных отношений Челябинской области произвести выплату ФИО2, ФИО5, ФИО1 за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации в размере по 100 000 рублей и единовременной материальной помощи в размере по 10 000 рублей каждому.

Возместить попову С. В. понесенные судебные расходы с администрации Карталинского муниципального района Управления социальной защиты населения Карталинского муниципального района, Министерства социальных отношений Челябинской области в сумме 1800 рублей в долевом отношении, т.е. по 600 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий :