ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1306/20 от 29.01.2021 Апатитского городского суда (Мурманская область)

Гр. дело № 2-15/2021 Мотивированное решение составлено 29.01.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Верхуша Н.Л.,

при секретаре Светловой И.А.,

с участием истца ФИО2,

представителя истца ФИО3,

третьего лица ФИО4,

представителя ответчика КУИ Администрации г.Апатиты - ФИО5,

представителя соответчика Администрации г.Апатиты - ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Комитету по управлению имуществом Администрации города Апатиты Мурманской области, Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области и Министерству имущественных отношений Мурманской области о понуждении к предоставлению земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Комитету по управлению имуществом Администрации города Апатиты Мурманской области (далее – КУИ Администрации г.Апатиты, Комитет, КУИ) о признании действий незаконными и понуждении к предоставлению земельного участка либо выплате денежной компенсации.

В обоснование исковых требований указала, что ее семья имеет троих детей <.....>, и является многодетной. В 2012 году она обратилась в Администрацию г.Апатиты с заявлением о предоставлении многодетной семье земельного участка на строительство жилого дома в черте г.Апатиты. 17 сентября 2013 года семья поставлена на учет в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно. 21 мая 2018 года в ее адрес поступило уведомление о принятии участия в жеребьевке по выбору земельных участков, которая должна была состояться 30 мая 2018 года, при этом её обязали предоставить справку, подтверждающую факт обучения старшего сына в общеобразовательной организации по очной форме. 30 мая 2018 года она предоставила заявление, в котором просила объяснить причины непредоставления земельного участка в период, когда ее старшему ребенку не исполнилось восемнадцати лет, а также указать сроки предоставления данного участка. 25 июня 2018 года ей поступил ответ со ссылками на нормы законодательства. 25 октября 2018 года в ее адрес вновь поступило обращение с аналогичными требованиями, а 23 ноября 2018 года – уведомление о дате проведения жеребьевки, назначенной на 4 декабря 2018 года, которая не состоялась. В 2019 году ей была предложена денежная компенсация взамен земельного участка, с которой она согласилась. 10 июня 2020 года ответчик вновь запросил у нее документы, подтверждающие право на получение земельного участка бесплатно в собственность многодетной семьи. Считает, что в виду представления подтверждающих право семьи на получение такого земельного участка документов, ответчик незаконно истребовал их повторно, а предоставление земельного участка в собственность многодетной семьи должно осуществляться без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения.

Просит признать действия ответчика незаконными, обязать КУИ Администрации г.Апатиты предоставить семье Б-вых, состоящей из пяти человек, земельный участок, а в случае невозможности – выплатить денежную компенсацию в размере 340 000 рублей.

Определением Апатитского городского суда Мурманской области от 17 ноября 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне истца привлечен ФИО4

Определениями Апатитского городского суда Мурманской области от 3 декабря 2020 года и от 29 декабря 2020 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области и Министерство имущественных отношений Мурманской области.

Определением Апатитского городского суда Мурманской области от 29 декабря 2020 года производство по делу в части требований к Комитету по управлению имуществом Администрации города Апатиты Мурманской области и Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области о признании действий незаконными, прекращено в связи с отказом истца от заявленных исковых требований в данной части.

В судебном заседании 29 декабря 2020 года истец представила заявление об уточнении исковых требований, согласно которому просит обязать ответчиков предоставить земельный участок в соответствии с нормами, предусмотренными в Мурманской области.

Истец в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала. Пояснила, что в период с 30.10.2016 по 03.12.2017 ее сын ФИО1 проходил срочную службу в армии. В период с 09.11.2018 по 15.05.2019 являлся слушателем факультета профессиональной подготовки Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина по очной форме обучения. Указала, что дважды в 2018 году её приглашали принять участие в жеребьевке с предоставлением документов. Она явилась на жеребьевку 4 декабря 2018 года и предъявила справку об обучении старшего сына №1/3395 от 26.11.2018, однако к жеребьевке её не допустили по причине отсутствия в данном документе указания об обучении ФИО1 по очной форме обучения. Впоследствии она принесла в КУИ справку об обучении №1/3616 от 26.12.2018, которая содержала необходимую информацию, однако земельный участок ей предоставлен не был.

Представитель истца ФИО3 в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования ФИО2, настаивая на их удовлетворении, указала, что семья истца длительное время состоит на учете, однако не обеспечена земельным участком, право на который предусмотрено действующим законодательством. Принимая во внимание то, что в 2021 году старшему сыну истца исполнится 23 года, и он не является студентом очной формы обучения, семья Б-вых будет снята с учета, в связи с чем считает возможным выделение истцу земельного участка только на основании решения суда. Также указала, что КУИ при наличии сомнений мог самостоятельно запросить справку об обучении ФИО1 и обратила внимание, что в 2019-2020 г.г. жеребьевки на распределение земельных участков не проводились.

Третье лицо ФИО4 в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования ФИО2

Представитель ответчика КУИ Администрации г. Апатиты в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым многодетная семья ФИО2 поставлена на учет для предоставления земельного участка на основании личного заявления и распоряжения КУИ Администрации г. Апатиты №145 от 17 сентября 2013 года. Выбор земельных участков осуществляется путем проведения жеребьевки в порядке очередности, установленной Правилами организации образования и бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Мурманской области, многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, утвержденными Постановлением №58-ПП. В жеребьевке, проводимой 25 сентября 2014 года, многодетная семья ФИО2 участия не принимала в связи с ненаступлением ее очередности предоставления земельных участков. В состоявшихся 30 мая 2018 года и 4 декабря 2018 года жеребьевках по выбору земельных участков из перечня земельных участков, предлагаемых к предоставлению в собственность многодетным семьям, семья ФИО2 участия не принимала, о проведении жеребьевок была заранее уведомлена. При этом выбор конверта за многодетную семью председателем Комитета не осуществлялся в связи с тем, что на указанные даты проведения жеребьевок ФИО2 не были представлены справки, подтверждающие факт обучения детей, достигших возраста 18-ти лет, в образовательной организации по очной форме обучения. После проведения указанных жеребьевок ФИО2 была предоставлена справка от 26 декабря 2018 года №1/3616, свидетельствующая о том, что ее сын - ФИО1 в период с 9 ноября 2018 года по 15 мая 2019 года являлся слушателем факультета профессиональной подготовки Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина по очной форме обучения. 31 января 2020 года на основании Закона Мурманской области от 19 декабря 2019 года №2454-01-ЗМО в адрес ФИО2 было направлено уведомление о возможности получения единовременной денежной выплаты взамен предоставления земельного участка в собственность граждан. В связи с поступившим согласием данной семьи на предоставление денежной выплаты, 18 февраля 2020 года Комитетом проведена актуализация сведений о многодетной семье на предмет отсутствия или наличия обстоятельств, предусмотренных п.6 ст. 15.1 Закона №462-01-ЗМО. 18 марта 2020 года в адрес семьи ФИО2 было направлено уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих обучение членов семьи в возрасте от 18-ти до 23-х лет в образовательных учреждениях по очной форме обучения, поскольку на момент актуализации сведений ФИО1 достиг возраста 21-го года. ФИО2 была уведомлена, что в случае непредоставления запрашиваемых документов, многодетная семья будет считаться отказавшейся от предоставления денежной выплаты. Ответ в адрес Комитета не поступил, в связи с чем 26 мая 2020 года данный запрос был направлен повторно. При указанных обстоятельствах многодетная семья ФИО2 считается отказавшейся от предоставления денежной выплаты, но сохраняет очередность для предоставления земельного участка до достижения ФИО1 возраста 23-х лет. На основании изложенного просит суд отказать в удовлетворении иска.

Представитель ответчика Администрации г. Апатиты в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним, согласно которым считает Администрацию города Апатиты ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу пункта 2.2 Положения о Комитете по Управлению имуществом Администрации города Апатиты Мурманской области, к его задачам относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Апатиты. Отмечает, что распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации города Апатиты №145 от 17.09.2013 многодетная семья ФИО2 поставлена на учет для бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Учитывая возражения представителя Комитета по управлению имуществом Администрации г.Апатиты, считает несостоятельным довод истца о том, что отказ в предоставлении земельного участка ее семье явился следствием допущенной ответчиками волокиты, поскольку сотрудники Комитета при решении вопроса о предоставлении земельного участка действовали в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований к Администрации города Апатиты, поскольку полномочия органов местного самоуправления г.Апатиты в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью г.Апатиты, по контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью определены Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственность городского округа Апатиты, утвержденного Решением Совета депутатов МО города Апатиты от 31.03.2008 №406. Постановлением Правительства Мурманской области от 28.02.2012 №58-ПП «О правилах учета многодетных семей и правилах организации образования и бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства» определено, что выбор земельных участков осуществляется путем проведения жеребьевки в порядке очередности. Решением Совета депутатов МО г.Апатиты от 24.04.2012 №567 утвержден Порядок организации образования и бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства.

Представитель соответчика Министерства имущественных отношений Мурманской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представил отзыв на исковое заявление, согласно которому поддерживает возражения, представленные Комитетом по управлению имуществом Администрации города Апатиты, просит в удовлетворении заявленных истцом требований отказать.

Суд в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя соответчика Министерства имущественных отношений Мурманской области.

Заслушав истца и его представителя, третье лицо, представителя ответчика и представителя соответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований (пункт 1 статьи 39.19 Земельного кодекс Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекс Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в вышеприведенном подпункте 6 статьи 39.5 настоящего Кодекса, а также порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.

В Мурманской области указанный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям урегулирован Законом Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области».

Статьей 15.1 указанного Закона установлено, что многодетныесемьи, проживающие на территории Мурманской области, имеют право приобрести бесплатно без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Мурманской области, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в случае, если они состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из жилищногофонда Мурманской области и (или) жилищных фондов муниципальных образований Мурманской области и данные земельные участки предоставляются для осуществления дачного строительства (с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, хозяйственных строений и сооружений) и индивидуального жилищногостроительства. Земельные участки предоставляются многодетнымсемьям бесплатно в собственность в соответствии с настоящей статьей однократно.

Согласно примечанию к указанной норме для целей указанной статьи под многодетнойсемьей понимается семья граждан Российской Федерации, к членам которой относятся зарегистрированные в браке родители или одинокие мать, отец, проживающие на территории Мурманской области, трое и более их несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных, пасынков и падчериц (далее - дети). К членам многодетнойсемьитакже относятся дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Законом Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО также определен Порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетнымсемьям, в соответствии с которым, в целях реализации прав многодетныхсемей, установленных статьей 15.1 указанного Закона, исполнительные органы государственной власти Мурманской области и органы местного самоуправления: осуществляют учет многодетныхсемей в целях бесплатного
предоставления в их собственность земельных участков, находящихся в
государственной собственности Мурманской области, муниципальной
собственности или государственная собственность на которые не
разграничена (далее - учет многодетныхсемей); осуществляют формирование (образование) земельных участков; принимают решение о предоставлении земельных участков.

Отсутствие на территории муниципального образования свободных сформированных (образованных) и поставленных на кадастровый учет земельных участков не является основанием для отказа в постановке многодетных семей на учет и прекращения ведения такого учета (пункт 2.4 Порядка).

Пунктами 2.1, 2.2, 3.2, 3.3, 3.4, 4.1, 4.2, 4.3, 4.6, 4.7 Порядка определено, что решения о постановке на учет многодетныхсемей принимают местные администрации городских и сельских поселений, городских округов. Учет многодетныхсемей осуществляют местные администрации муниципальных районов и городских округов.

Формирование (образование) земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности Мурманской области, осуществляется уполномоченным Правительством Мурманской области исполнительным органом государственной власти Мурманской области. Формирование (образование) земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется местными администрациями муниципальных образований. Формирование (образование) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется местными администрациями поселений и городских округов.

Для целей жилищногостроительства предоставлению подлежат земельные участки, в отношении которых определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).

Решение о предоставлении многодетнойсемье в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, или об отказе в его предоставлении принимается местной администрацией муниципального образования в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами.

Решение о предоставлении многодетнойсемье в собственность бесплатно земельного участка принимается в месячный срок со дня постановки земельных участков, сформированных (образованных) в соответствии с разделом 3 настоящего Порядка, на государственный кадастровый учет.

Предоставление земельных участков осуществляется в следующей очередности: в первую очередь земельные участки предоставляются многодетнымсемьям, имеющим в своем составе ребенка-инвалида; во вторую очередь земельные участки предоставляются иным многодетнымсемьям.

В случае своевременной постановки на учет многодетныесемьи сохраняют право на соответствующую очередь до окончания обучения детьми, обучающимися в образовательных организациях по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Постановлением Правительства Мурманской области от 28.02.2012 №58-ПП утверждены Правила учета многодетных семей в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства(далее-Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил право на постановку на учет в целях получения бесплатно в собственность земельного участка имеет многодетная семья, за исключением многодетных семей, указанных в пункте 6 статьи 15.1 Закона, в случае если она состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда Мурманской области и (или) жилищных фондов муниципальных образований Мурманской области, при условии ее постоянного проживания на территории Мурманской области и отсутствия в собственности членов многодетной семьи земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого строения или жилого дома) на территории Мурманской области.

Согласно пункту 9 указанных Правил уполномоченный орган муниципального района или городского округа в течение двух рабочих дней со дня получения решения определяет очередность многодетной семьи и вносит сведения о ней в единый по муниципальному району или городскому округу журнал очередности, форма которого установлена приложением N 3 к настоящим Правилам.

В силу пункта 12 Правил орган местного самоуправления, принявший решение о постановке многодетной семьи на учет, в соответствии с перечнем многодетных семей в порядке очередности осуществляет актуализацию сведений о наличии у многодетной семьи права на получение земельного участка.

По результатам актуализации руководителем уполномоченного органа выносится заключение о наличии либо отсутствии такого права.

На основании пункта 14 Правил многодетная семья находится на учете до получения земельного участка или снимается с учета в случаях, установленных статьей 15.1 Закона и приложением к нему.

В соответствии с подпунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области от 27.12.2019 № 2459-01-ЗМО «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности и в области земельных отношений между органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области и органами государственной власти Мурманской области» с 1 января 2021 года предоставление гражданам, указанным в подпункте 6 статьи 39.5 ЗК РФ, земельных участков в собственность бесплатно, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Советом депутатов города Апатиты принято решение от 24 апреля 2012 года №567 «Об утверждении Порядка организации образования и бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства».

Данный Порядок предоставления земельных участков регулирует правоотношения, возникающие в связи с бесплатным предоставлением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Апатиты, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Апатиты в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, поставленным в установленном порядке на учет.

В соответствии с указанным Порядком предоставления земельных участков выбор земельных участков осуществляется путем проведения жеребьевки в порядке очередности с учетом количества образованных земельных участков. Жеребьевка организуется и проводится Комитетом по управлению имуществом Администрации города Апатиты Мурманской области (пункт 3.4).

Состав, полномочия и порядок работы жеребьевочной комиссии утверждены постановлением администрации города Апатиты от 15 августа 2014 года №1026 (в редакции от 01.03.2018 № 2269).

Как установлено судом и следует из материалов дела, семьяистца состоит из пяти человек: ФИО2, ее супруга ФИО4 и троих детей <.....>

Согласно материалам учетного дела №67 на многодетную семью ФИО2, 17 июня 2013 года ФИО2 обратилась в Администрацию города Апатиты с заявлением о принятии на учет в целях получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства (том 1 л.д.147).

Распоряжением КУИ Администрации г. Апатиты №145 от 17 сентября 2013 года многодетная семья ФИО2 поставлена на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.

На момент постановки на учет семьи Б-вых все дети истца являлись несовершеннолетними.

С даты постановки семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям, с учетом существующей застройки города Апатиты земельных участков с готовой инфраструктурой для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования города Апатиты было проведено несколько жеребьевок по выбору земельного участка.

Так, в 2012 году была определена зона для застройки индивидуальными жилыми домами в районе 7-го микрорайона города Апатиты. В данной зоне образованы 34 земельных участка и поставлены на государственный кадастровый учет 11 декабря 2013 года, что подтверждается представленной в материалы дела справочной информацией по объектам недвижимости в виде выписки из ЕГРН (том 1 л.д. 199-208).

Согласно справке о результатах проведенной жеребьевки по выбору граждан земельного участка №1 от 30 ноября 2020 года, в жеребьевке, проводимой 25 сентября 2014 года, семья ФИО2 участия не принимала в связи с ненаступлением ее очередности предоставления земельных участков многодетным семьям, при этом многодетным семьям предоставлен 31 участок, не предоставлено - 3, в связи с непредоставлением согласия на получение земельного участка многодетными семьями по результатам жеребьевки (том 1 л.д.59-62).

В дельнейшем, в целях образования земельных участков для застройки индивидуальными жилыми домами были определены дополнительно две зоны, расположенные южнее здания №14 по улице Строителей и в районе проспекта Сидоренко в юго-восточной части города Апатиты, что следует из возражений КУИ.

Земельные участки, расположенные южнее здания №14 по улице Строителей города Апатиты образованы и поставлены на государственный кадастровый учет 24 июня 2016 года, что подтверждается представленной в материалы дела справочной информацией по объектам недвижимости в виде выписки из ЕГРН (том 2 л.д. 36-84).

Всего на учет поставлено 49 участков, из которых многодетным семьям предоставлено 29 участков.

Земельные участки, расположенные в юго-восточной части города Апатиты образованы и поставлены на государственный кадастровый учет, в период с 25.04.2018 по 20.06.2018 (том 2 л.д.1-36).

Всего 35 участков, из которых многодетным семьям предоставлено 20 участков.

В отношении вышеуказанных земельных участков жеребьевки по выбору земельных участков из перечня земельных участков, предлагаемых к предоставлению в собственность многодетным семьям, проведены 30 мая 2018 года и 4 декабря 2018 года.

Из пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании следует, что в период с 24 июня 2016 года до 30 мая 2018 года Комитетом жеребьевочные комиссии не проводились в связи с тем, что после постановки на государственный кадастровый учет, земельные участки в трех зонах были образованы в лесном массиве, где объекты коммунальной и дорожной инфраструктуры отсутствуют. При этом, в адрес Комитета и администрации города Апатиты поступали многочисленные обращения многодетных семей о невозможности использовать предоставленные земельные участки для индивидуального жилищного строительства в районе 7-го микрорайона города Апатиты.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Руководствуясь Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Минрегиона России от 09.09.2013 №372, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно следует принимать во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.

С учетом изложенного, вопрос предоставления многодетным семьям земельных участков, не обеспеченных коммунальной (электро- и водоснабжение) и дорожной инфраструктурой был отложен до определения источников финансирования расходных обязательств муниципального образования на выполнение работ по обеспечению земельных участков коммунальной и дорожной инфраструктурой, что следует из пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании.

Действуя в интересах многодетных семей, несмотря на отсутствие финансирования мероприятий по обеспечению коммунальной и дорожной инфраструктурой, Комитетом принято решение о проведении соответствующих жеребьевок, состоявшихся 30.05.2018 и 04.12.2018.

В соответствии с пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 28 февраля 2012 года №58-ПП, органом местного самоуправления (Комитетом по управлению имуществом Администрации города Апатиты), в соответствии с перечнем многодетных семей в порядке очередности была осуществлена актуализация сведений о наличии у многодетной семьи истца права на получение земельного участка.

23 октября 2017 года в адрес ФИО2 было направлено уведомление о необходимости в срок до 20 ноября 2017 года представить документы, подтверждающие обучение членов ее многодетной семьи в возрасте от 18 до 23 лет в образовательных учреждениях по очной форме обучения (том 1 л.д.122).

21 мая 2018 года в адрес ФИО2 было направлено уведомление о проведении жеребьевки 30 мая 2018 года. При этом ей дополнительно было предложено представить не позднее дня проведения жеребьевки справку, подтверждающую факт обучения ребенка в образовательной организации по очной форме обучения. Указанное уведомление было лично получено ФИО2 28 мая 2018 года, что подтверждается уведомлением о вручении (том 1 л.д.116).

На момент проведения жеребьевки 30 мая 2018 года, один из детей многодетной семьи истца – ФИО1 достиг возраста 18-ти лет.

Согласно справке о результатах проведенной жеребьевки по выбору граждан земельного участка №2 от 30 ноября 2020 года, в жеребьевке, проводимой 30 мая 2018 года, семья ФИО2 (номер очередности 33) для участия в жеребьевке не явилась, выбор конверта за данную семью председателем комиссии не осуществлялся, в связи с непредставлением справки, подтверждающей факт обучения ребенка, достигшего возраста 18 лет в образовательной организации по очной форме обучения (том 1 л.д.63-67).

Из материалов дела и пояснений сторон также следует, что 30 мая 2018 года истец обратилась в Комитет с заявлением о разъяснении ситуации, при которой земельный участок не предоставлен ее многодетной семье в тот период, когда старшему сыну еще не было 18-ти лет, а также когда будет предоставлен земельный участок.

В ответ на вышеуказанное заявление Комитет письмом от 25 июня 2018 года разъяснил положения действующего законодательства Российской Федерации в части предоставления земельных участков в собственность бесплатно семьям, имеющих трех и более детей, а также сообщил сведения о том, что по состоянию на момент рассмотрения заявления в журнале очередности ее семья зарегистрирована под номером 67, перед заявителем в очереди стоят 15 многодетных семей, еще не получивших земельные участки. По результатам жеребьевки, проведенной 30 мая 2018 года, на которой представитель семьи истца не присутствовал, остались не распределенными 20 земельных участков. Проведение жеребьевки по указанным земельным участкам планировалось во втором полугодии 2018 года (том 1 л.д.114-115).

Следующая актуализация сведений о наличии у многодетной семьи истца права на получение земельного участка была проведена Комитетом по управлению имуществом Администрации города Апатиты перед проведением жеребьевки, в связи с чем 25 октября 2018 года в адрес ФИО2 было направлено уведомление о необходимости в срок до 6 ноября 2018 года представить документы, подтверждающие обучение членов ее многодетной семьи в возрасте от 18 до 23 лет в образовательных учреждениях по очной форме обучения (том 1 л.д.113).

23 ноября 2018 года в адрес ФИО2 было направлено уведомление о проведении жеребьевки 4 декабря 2018 года. При этом ей дополнительно было предложено представить не позднее дня проведения жеребьевки справку, подтверждающую факт обучения ребенка в образовательной организации по очной форме обучения(том 1 л.д.112).

Согласно справке о результатах проведенной жеребьевки по выбору граждан земельного участка №3 от 30 ноября 2020 года жеребьевка была проведена 4 декабря 2018 года, семья ФИО2 (номер очередности 15) для участия в жеребьевке не явилась, выбор конверта за данную семью председателем комиссии не осуществлялся, в связи с непредставлением справки, подтверждающей факт обучения ребенка, достигшего возраста 18 лет в образовательной организации по очной форме обучения (том 1 л.д.71).

Факт получения указанных сообщений и уведомлений о жеребьевках истцом не оспаривается и подтверждается уведомлениями о вручении (том 1 л.д. 112,113,116,122).

Из пояснений истца, данных в ходе судебного заседания следует, что она присутствовала на жеребьевке, состоявшейся 4 декабря 2018 года и предоставила комиссии справку из Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина» от 30 ноября 2018 года №1/3395, подтверждающую, что ФИО1 в период с 9 ноября 2018 года по 15 мая 2019 года был зачислен слушателем факультета профессиональной подготовки Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина на основании приказа БелЮИ МВД России имени И.Д.Путилина от 09.11.2018 №997 л/с (том 1 л.д.160).

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании из пояснений истца, третьего лица и представителя ответчика, указанная справка не была принята комиссией, поскольку в ней не содержались сведения об очной форме обучения. В жеребьевке ФИО2 участия не принимала.

После даты проведения жеребьевки, ФИО2 в Комитет была предоставлена справка от 26 декабря 2018 года №1/3616, свидетельствующая о том, что ФИО7 (сын) в период с 09.11.2018 по 15.05.2019 является слушателем факультета профессиональной подготовки Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина по очной форме обучения.

Из содержания заявления ФИО2 от 15 июня 2020 года, направленного в адрес Комитета по управлению имуществом администрации города Апатиты Мурманской области следует, что жеребьевка 4 декабря 2018 года не состоялась по неизвестным причинам (л.д.86).

По мнению суда, отсутствие в материалах учетного дела справки, подтверждающей прохождение сыном истца ФИО1 обучения по очной форме в образовательной организации, а также установленные в судебном заседании обстоятельства, свидетельствуют о том, что ФИО2 своевременно не было предоставлено сведений о прохождении ее сыном, достигшим возраста 18 лет обучения по очной форме в образовательной организации, что исключало для ее семьи возможность участия в жеребьевках по выбору земельного участка.

При этом, суд учитывает, что справка Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина», подтверждающая что ФИО1 в период с 9 ноября 2018 года по 15 мая 2019 года был зачислен слушателем факультета профессиональной подготовки Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина по очной форме обучения датирована 26 декабря 2018 года, то есть после даты проведения жеребьевки (л.д.87).

В настоящее время на все зоны жилой застройки разработана проектная документация, в двух зонах в 2020 году проведены подготовительные работы в части устройства просек для прокладки в дальнейшем улично-дорожной сети, земельные участки поставлены на кадастровый учет, что подтверждается представленной в материалы дела справочной информацией по объектам недвижимости в виде выписки из ЕГРН (том 1 л.д. 211-232). Из пояснений представителя ответчика следует, что следующая жеребьевочная комиссия состоится в мае 2021 года.

Семья ФИО2 состоит на учете, и в соответствии с положениями действующего законодательства, сохраняет право на получение земельного участка до окончания обучения детьми, обучающимися в образовательных организациях по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23-х лет.

Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Данное право относится к числу основных и неотъемлемых прав человека, признанных международным сообществом (адрес ст. 26 адрес прав человека, адрес ст. 13 адрес об экономических, социальных и культурных правах).

На основании пп. 1 п. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусматривается право обучающихся на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения 18-ти лет.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что сын истца ФИО1 не лишен права учиться по очной форме обучения в любой образовательной организации после достижения им возраста 18-ти лет. При этом семья истца не лишена права на участие в жеребьевке по выбору земельного участка при предоставлении документов, подтверждающих факт обучения детей в образовательных организациях по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет. В связи с чем доводы истца и её представителя в указанной части несостоятельны.

Кроме того, в нормативных документах, регулирующих порядок постановки многодетной семьи на учет и предоставление участков под жилищное строительство, срок, в который необходимо обеспечить реализацию права многодетной семьи на получение земельного участка, исчисляемый от даты постановки такой семьи на учет, законодательно не установлен.

Довод стороны истца о том, что ответчиками допущена волокита при решении вопроса о предоставлении земельного участка ее многодетной семье, признается судом безосновательным, поскольку принимаемые уполномоченным органом меры по запросу необходимых документов по актуализации сведений в отношении семьи, состоящей на учете и имеющей право на предоставление в собственность граждан земельного участка бесплатно, а также действия по порядку предоставления земельных участков осуществляются в рамках предоставленных ему полномочий в соответствии с требованиями, установленными Законом Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области».

Кроме того, суд учитывает, что ФИО1 проходил срочную службу в ВС РФ со 2 декабря 2016 года по 30 ноября 2017 года, впоследствии был принят на службу в Мурманский ЛО МВД России на транспорте стажером 3 мая 2018 года, где приступил к исполнению служебных обязанностей 3 августа 2018 года, 5 ноября 2018 года направлен в Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, срок обучения с 5 ноября 2018 года по 18 мая 2019 года, что следует из справки №93 от 17 декабря 2020 года, выданной Мурманским линейным отделом Министерства внутренних дел РФ на транспорте (том 1 л.д.197).

Таким образом, после достижения ФИО1 совершеннолетия при отсутствии факта его обучения в учебном заведении по очной форме обучения, в силу примечания к статье 15.1 Закона Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО, оснований для отнесения семьи Б-вых к многодетной семье не имеется.

Доводы представителя истца о том, что КУИ администрации г.Апатиты при наличии сомнений мог самостоятельно запросить справку об обучении ФИО1 отклоняются судом как основанные на неправильном толковании норма материального права, поскольку действующим законодательством обязанность истребования указанного документа на уполномоченный орган не возложена. Кроме того, как следует из пояснений истца и третьего лица, справка от 30 ноября 2018 года №1/3395 была предоставлена ФИО2 4 декабря 2018 года, что исключало объективную возможность до проведения жеребьевки в указанную дату осуществить проверку данных сведений.

Факт предоставления справки об обучении ФИО1 по очной форме обучения после 4 декабря 2018 года не порождает у истца права на внеочередное получение земельного участка в собственность без проведения жеребьевки.

То обстоятельство, что в 2019-2020 г.г. жеребьевки на распределение земельных участков не проводились, не свидетельствует о нарушении прав истца, поскольку с 19 мая 2019 года ФИО1 не проходит обучение в образовательной организации по очной форме обучения.

Право многодетной семьи истца на получение земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с Законом Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО никем не оспаривается, в связи с чем истец не лишена возможности приобрести такой участок в порядке, установленном действующим законодательством в Мурманской области.

Заявляя требование о предоставлении земельного участка, истец фактически просит предоставить земельный участок без учёта установленной очереди по категории «многодетная семья», тогда как предоставление участков должно производиться в порядке сформированной в КУИ Администрации г.Апатиты очереди, поэтому оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить семье истца земельный участок, с учетом отсутствия сведений о том, что номер очереди семьи Б-вых, среди многодетных семей на момент рассмотрения дела в суде является первым, не имеется. К многодетным семьям первой очереди семья истца не относится и в настоящее время не обладает признаками многодетной семьи, указанным в примечании к ст. 15.1 Законом Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО, т.к. ФИО1 достигший возраста 18-ти лет, не обучается в образовательной организации по очной форме обучения.

Действующими нормативными правовыми актами регламентирована очередность бесплатного предоставления для индивидуального жилищного строительства земельных участков многодетным семьям, поэтому земельный участок многодетной семье истца может быть предоставлен согласно утвержденному Порядку в порядке очереди.

Доказательств того, что семья истца до настоящего времени не получила земельный участок в силу нарушения данного порядка, представлено не было. Напротив, установлено, что все действия по предоставлению земельных участков выполняются Комитетом в соответствии с названным порядком, так как иным семьям, очередь которых предшествует очереди истца, земельные участки для индивидуального жилищного строительства выданы.

Как следует из представленных участвующими в деле лицами доказательств, КУИ Администрации г.Апатиты осуществляет меры, направленные на обеспечение многодетных семей земельными участками. При этом истец неоднократно приглашалась на жеребьевку для распределения земельных участков многодетным семьям.

На основании изложенного, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств нарушения его прав, в связи с чем, исковые требования о понуждении к предоставлению земельного участка не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Комитету по управлению имуществом Администрации города Апатиты Мурманской области, Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области и Министерству имущественных отношений Мурманской области о понуждении к предоставлению земельного участка - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Л. Верхуша