ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1306/201913И от 13.06.2019 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-1306/2019 13 июня 2019 года

29RS0014-01-2019-001387-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе:

председательствующего по делу судьи Кочиной Ж.С.,

при секретаре судебного заседания Лосевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к государственному казенному учреждению Архангельской области «Региональный центр по энергосбережению» о взыскании премии, возложении обязанности произвести перерасчет среднего заработка, используемого при расчете отпускных выплат, денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, выходного пособия, взыскании материальной помощи, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к государственному казенному учреждению Архангельской области «Региональный центр по энергосбережению» о взыскании премии за выполнение особо важных и сложных работ за второе полугодие 2018 года, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, взыскании материальной помощи за 2018 -2019 годы.

Впоследствии истцом требования увеличены в части взыскания с ответчика премии за выполнение особо важных и сложных работ за второе полугодие 2018 года в размере 206 537 рублей 76 копеек, возложении обязанности произвести перерасчёт среднего заработка, используемого при расчёте отпускных выплат за ежегодный оплачиваемый отпуск с 18 по <Дата>, денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении <Дата>, выходного пособия, выплаченного <Дата> при увольнении в связи с сокращением, взыскании материальной помощи за 2018 год в размере 70 410 рублей 60 копеек, материальной помощи за 2019 год в размере 70 410 рублей 60 копеек, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.

В обоснование требований указано, что истец работал заместителем директора государственного казенного учреждения Архангельской области «Региональный центр по энергосбережению» по трудовому договору <№> от <Дата>. В декабре 2018 года истцу не были выплачены следующие выплаты, предусмотренные «Положением о системе оплаты труда работников государственного казенного учреждения Архангельской области «Региональный центр по энергосбережению», утверждённым <Дата>: премиальная выплата за выполнение особо важных и сложных работ за второе полугодие 2018 года; материальная помощь в размере 1,5 месячного должностного оклада работника за 2018 год. Кроме этого, в марте 2019 года истцу не выплачена материальная помощь в размере 1,5 месячного должностного оклада работника за 2019 год, предусмотренная указанным выше Положением. В связи с отказом выплатить премию и материальную помощь за 2018 и 2019 годы истцу причинен моральный вред. Истец не согласен с отказом директора ГКУ АО «РЦЭ» ФИО2 в выплате премии и материальной помощи за 2018 и 2019 годы. В соответствии с пунктом 6.6 Положения, руководитель учреждения и его заместители имеют право на премиальную выплату за выполнение особо важных и сложных работ. Данная премиальная выплата предусмотрена и подпунктом 2.2 трудового договора <№> от <Дата>. <Дата> заместителем директора - руководителем нормативно-технического офиса ФИО3 на имя директора ГКУ АО «РЦЭ» ФИО2 было подготовлено представление на премирование ФИО1, заместителя директора государственного казенного учреждения Архангельской области «Региональный центр по энергосбережению» по итогам второго полугодия 2018 года. <Дата> истец узнал, что данная премия не была ему начислена. Другим заместителям директора учреждения, а также всем работникам отделов, которыми он руководит (информационно-аналитический отдел и отдел обеспечения деятельности учреждения) премия за выполнение особо важных и сложных работ за второе полугодие 2018 года была начислена. Дисциплинарных взысканий в 2018 году истец не имел. После обращения истца в Государственную инспекцию труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе по вопросу лишения премиальной выплаты за выполнение особо важных и сложных работ за второе полугодие 2018 года, истец получил ответ, из которого следует, что имеет место индивидуальный трудовой спор, который подлежит рассмотрению в одном из органов по разрешению трудовых споров. Для подготовки документов в суд истец обратился к директору ГКУ АО «РЦЭ» ФИО2 с просьбой дать письменные пояснения о причинах невыплаты премиальной выплаты за выполнение особо важных и сложных работ за второе полугодие 2018 года. В полученном ответе директора ГКУ АО «РЦЭ» ФИО2 причины невыплаты истцу премиальной выплаты за выполнение особо важных и сложных работ за второе полугодие 2018 года указаны не были. Предполагает, что указанная премия не начислена в связи с отменой незаконного увольнения, как лица предпенсионного возраста. Попытка увольнения была предпринята <Дата> путем выдачи уведомления об изменении определенных сторонами условий трудового договора <№> от <Дата>, в котором указано, с <Дата> вводится новое Положение о системе оплаты труда работников государственного казенного учреждения Архангельской области «Региональный центр по энергосбережению» от <Дата>. Положении были уменьшены оклады только заместителям директора и изменена шкала размеров премии в зависимости от количества баллов за расчетный период. Данные изменения могли привести к сокращению заработной платы. В связи с тем, что истец отказался работать в новых условиях, его должны были уволить с <Дата> по основанию, предусмотренному п. 7 ч. 1 ст.77 ТК РФ. <Дата> указанное выше уведомление от <Дата> было отозвано. По информации Федеральной службы по труду и занятости от <Дата> «Роструд пояснил порядок определения и начисления премиальных выплат» (опубликована в информационно-справочной системе «Гарант») если работодателем самостоятельно определена система премирования, то он уже обязан соблюдать закрепленный в ней порядок и условия выплаты премии. В связи с этим, невыплата премиальной выплаты за выполнение особо важных и сложных работ за второе полугодие 2018 года является по отношению к истцу дискриминацией в сфере труда. В соответствии с п. 2.3 трудового договора <№> от <Дата> в оплату труда работника входит материальная помощь в размере 1,5 месячного должностного оклада работника. Данное положение предусмотрено и п. 5.2 Положения. На заявление истца от <Дата> о выплате истцу материальной помощи в размере 1,5 месячного должностного оклада работника истцу было отказано. При этом, в 2017 году материальная помощь в размере 1,5 месячного должностного оклада работника была выплачена в июле 2017 года в полном объеме. В 2017 - 2018 годах каких-либо изменений или дополнений в указанное Положение и в трудовой договор <№> от <Дата> в части выплаты материальной помощи в размере 1,5 месячного должностного оклада работника не вносилось. Экономия фонда оплаты труда в учреждении в 2018 году имелась, так как по состоянию на <Дата> в учреждении имелось 8 вакансий, большая часть из которых не была занята несколько месяцев 2018 года. Заявление от <Дата> о выплате материальной помощи в размере 1,5 месячного должностного оклада работника за 2019 год (копия прилагается) осталось без ответа, и материальная помощь в размере 1,5 месячного должностного оклада работника за 2019 год на день подачи настоящего искового заявления, не была выплачена. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. Выше изложенное явилось основанием для обращения в суд с иском.

Истец в судебном заседании требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представители ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности от <Дата>, и ФИО2, действующий на основании распоряжения от <Дата>, с требованиями не согласились, поскольку ФИО1 в указанный период не выполнял особо важных и сложных работ, при рассмотрении трудового спора была проанализирована работа истца, установлены в последствии нарушения. Руководитель учреждения дополнил, что истец не был лишен премии, премия не начислена, поскольку премиальная выплата не носит обязательного характера. Представитель дополнил, что отдел, возглавляемый истцом, был премирован. Относительно материальной помощи в размере 1,5 месячного должностного оклада представители полагают, что основания для выплаты отсутствуют, поскольку пункт 5.2 Положения о системе оплаты труда в ГКУ АО «РЦЭ» не соответствует областному законодательству, каких – либо оснований, связанных с личными причинами, семейным статусом, истец, обращаясь за выплатой к работодателю, не указал. Согласно отзыву представленному в материалы дела, ответчик считает необоснованными требования истца. В ГКУ АО «РЦЭ» действует Положение о системе оплаты труда работников ГКУ АО «РЦЭ», утверждённое <Дата> и введённое в действие с <Дата>. В п. 5.2. раздела V «Выплаты социального характера и порядок их применения» Положения о системе оплаты труда работников ГКУ АО «РЦЭ» изложено следующим образом «к выплатам социального характера относится материальная помощь в размере 1,5 месячного должностного оклада работника. Выплата производится сотрудникам, имеющим стаж работы в учреждении не менее 9 месяцев. Выплата производится один в раз в календарном году по заявлению работника учреждения». В 2018 году учредителем ГКУ АО «РЦЭ» - министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее - министерство ТЭК и ЖКХ АО) было выявлено, что указанный выше п. 5.2. Положения о системе оплаты труда работников ГКУ АО «РЦЭ» не соответствует разделу V «Выплаты социального характера и порядок их применения» Положения об установлении систем оплаты труда работников государственных учреждений Архангельской области, утверждённого постановлением Администрации Архангельской области от <Дата><№>-па/24 «О переходе на новые системы юты труда работников государственных учреждений Архангельской области». В соответствии с вышеуказанным разделом V Положения <№>-па/24 материальная помощь может быть оказана работнику государственного учреждения только в связи со значимыми событиями в его жизни, за счет экономии фонда оплаты труда. Так же материальная помощь может быть оказана за счет экономии фонда платы труда близким родственникам работника государственного учреждения в связи с его смертью. Решение об оказании материальной помощи и ее конкретных размерах принимает руководитель государственного учреждения на основании письменного заявления работника. На сегодняшний день новая редакция Положения о системе оплаты труда работников ГКУ АО «РЦЭ», доработанная и приведённая в соответствие с Положением <№>-па/24, согласована и утверждена Ответчиком и министерством ТЭК и ЖКХ АО. От истца получено заявление от <Дата><№> о предоставлении материальной помощи за 2018 год в соответствии с п. 5.2 Положения о системе оплаты труда работников ГКУ АО «РЦЭ». В ответ на это заявление истцу был дан аргументированный ответ от <Дата> № ВН-2 о невозможности выплаты данной материальной помощи, так как данный вид социальной выплаты противоречит областному нормативному правовому акту - Положению <№>-па/24. Также от истца было получено заявление от <Дата><№> о предоставлении материальной помощи за 2019 год в соответствии с п. 5.2 Положения о системе оплаты труда работников ГКУ АО «РЦЭ». В ответ на это заявление истцу дан аналогичный ответ от <Дата> № ВН-13 о невозможности выплаты данной материальной помощи. Несмотря на то, что в п. 2.3. трудового договора между ответчиком и истцом от <Дата><№> изложено, что вышеуказанная материальная помощь выплачивается сотруднику, и на момент написания заявления Положение о системе оплаты труда работников ГКУ АО «РЦЭ» все еще действовало, выплата материальной помощи в размере 1,5 месячного должностного оклада работникам, имеющим стаж работы в учреждении не менее 9 месяцев, не может подлежать применению, так как это противоречит областному нормативному правовому акту - Положению <№>-па/24. В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, условия трудовых договоров и локальных нормативных актов не могут противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Архангельской области о труде. Выплата материальной помощи работнику на основании п. 5.2. Положения о системе оплаты труда работников ГКУ АО «РЦЭ» не является правомерной, так как противоречит Уставу ГКУ АО «РЦЭ», в соответствии с которым ГКУ АО «РЦЭ» в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Архангельской области и областными законами, договорами и соглашениями Архангельской области, иными нормативными правовыми актами Архангельской области, распоряжениями министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области и Уставом ГКУ АО «РЦЭ». ГКУ АО «РЦЭ» имеет право в установленном порядке определять систему оплаты труда работников учреждения в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Архангельской области по согласованию с учредителем. Финансовое обеспечение деятельности ГКУ АО «РЦЭ» осуществляется за счет средств бюджета Архангельской области. Директор ГКУ АО «РЦЭ» несет персональную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, иное нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Выплата материальной помощи, противоречащая областному законодательству, явилась бы злоупотреблением правом со стороны директора ГКУ АО «РЦЭ» и может послужить основанием к применению к нему мер ответственности за нецелевое расходование средств областного бюджета (в соответствии со ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, п. 3 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст. 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации). Все вышеперечисленные действия ответчика соответствуют нормам законодательства. Руководитель государственного учреждения вправе самостоятельно определять размер премии, так же как и наличие (отсутствие) оснований для ее выплаты. Исходя из вышеизложенного, так как премия не является гарантированной выплатой, а относится к выплатам стимулирующего характера и руководитель государственного учреждения вправе самостоятельно определять как размер премии, так и наличие или отсутствие оснований для его выплаты, то работник государственного учреждения, в том числе заместитель директора, не вправе самостоятельно определять размер причитающейся ему премии, равно как и принимать решение о ее выплате. В отношении каждого из заместителей директора руководителем, основываясь на показателях труда и результатах работы в премируемом периоде, принято решение о размере выплаты; для каждого из заместителей директоров она разная - от 0% до 470% к должностному окладу. В соответствии с Положением о системе оплаты труда работников ГКУ АО «РЦЭ», наличие либо отсутствие дисциплинарного взыскания в отношении работника является обязательным фактором при решении о начислении либо неначислении премии за качественное руководство государственным учреждением (ежемесячной премии) согласно п. 6.5. вышеуказанного Положения, а не при выплате премии за выполнение особо важных и сложных работ согласно п. 6.6. вышеуказанного Положения. Утверждение истца о том, что премия ему не была начислена в связи с отменой незаконного увольнения, считают субъективным утверждением, не имеющим под собой оснований. Введение нового Положения о системе оплаты труда работников было вызвано необходимостью приведения его в соответствие с Положением <№>-па/24 и отказ истца от работы в новых условиях не относится к вопросу о выплате ему премии. В соответствии с ч. 2 ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации работники ГКУ АО «РЦЭ» были предупреждены о введении нового Положения с <Дата> не менее, чем за 2 месяца до введения Положения в действие. Работникам ГКУ АО «РЦЭ», в частности, Истцу, <Дата> были выданы уведомления об изменении определённых сторонами условий трудового договора. После отказа <Дата> истца от продолжения работы в новых условиях, в соответствии с ч. 3 ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации, в тот же день ему были предложены имеющиеся на тот момент у Ответчика вакантные должности. Истец отказался от всех предложенных ему вакантных должностей. После выхода главного бухгалтера министерства из отпуска и дополнительной проверки положения, ответчику было указано о необходимости устранения замечаний. В связи с выявленной необходимостью доработки Положения руководителем ГКУ АО «РЦЭ» 25.12.2018 принято решение об отмене введения нового Положении и отзыве уведомлений об изменении определённых сторонами условий трудового договора. Работникам ГКУ АО «РЦЭ» и, в частности, истцу. <Дата> вручены уведомления об отмене введения нового Положения и отзыве уведомлений об изменении определённых сторонами условий трудового договора. Все эти действия производились в рамках трудового законодательства и никак не влияли на решение о выплате премии истцу.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В силу ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с ч. 1 ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Установлено, что ФИО1 работал в ГКУ АО «Региональный центр по энергосбережению» заместителем директора, трудовой договор заключен <Дата>.

В трудовой договор истца включено следующее: выплата премии за выполнение особо важных и сложных работ, выплата материальной помощи в размере 1,5 месячного должностного оклада работника с указанием того, что выплата производится сотруднику, имеющему стаж работы в учреждении не менее 9 месяцев один раз в календарном году по заявлению работника Учреждения.

Из Устава ГКУ АО «РЦЭ», утвержденного распоряжением министерства топливно – энергетического комплекса и жилищно – коммунального хозяйства Архангельской области <Дата>, следует, что учредителем учреждения является Архангельская область в лице министерства топливно – энергетического комплекса и жилищно – коммунального хозяйства Архангельской области. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности средств субсидиарную ответственность несет собственник имущества – Архангельская область.

В период с октября 2015 года по дату рассмотрения настоящего спора в Учреждении действовало Положение о системе оплаты труда работников, которое утверждено <Дата> как директором ГБУ АО «РЦЭ» ФИО5, так и представителем учредителя – Министром топливно – энергетического комплекса и жилищно – коммунального хозяйства Архангельской области ФИО6

В Положении о системе оплаты труда указано, что к выплатам стимулирующего характера отнесена, в том числе, премия за выполнение особо важных и сложных работ. Основанием для начисления выплат являются: качественное и своевременное выполнение работником должностных обязанностей, достижение плановых показателей, обесспече6ние бесперебойной работы, своевременности и полноты подготовки отчетности. Размер выплат может быть снижен по решению директора учреждения: за невыполнение, несвоевременное выполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, невыполнение мероприятий, предусмотренных планом работ, при нарушении требований охраны труда, нарушениях трудовой дисциплины. Премии не начисляются: при применении дисциплинарного взыскания, административного наказания, при применении мер материальной ответственности, при прекращении трудового договора по п.п.5-11 ч.1 ст.81 ТК РФ. В приказах директора о снижении размеров премиальных выплат указываются причины не начисления, снижения премии.

Из Положения о системе оплаты труда следует, что выплатами социального характера являются выплаты работникам учреждения, предусмотренные Положением и финансируемые за счет фондов оплаты труда, к выплатам социального характера отнесена материальная помощь в размере 1,5 месячного оклада работника, указано, что выплата производится один раз в календарном году по заявлению работника учреждения, имеющему стаж работы не менее 9 месяцев.

В Положение о системе оплаты труда работников внесены <Дата> изменения в части п.6.1. В новой редакции указано, что заработная плата директора учреждения, его заместителей, главного бухгалтера состоит из должностного оклада, выплат компенсационного, стимулирующего и социального характера.

Из материалов гражданского дела следует, что премия за выполнение особо важных и сложных работ за второе полугодие 2018 года ФИО1 не начислена работодателем, в удовлетворении заявлений о выплате материальной помощи в размере 1,5 месячного должностного оклада за 2018 год и 2019 год работодателем отказано.

Установлено, что <Дата> по сложившейся в учреждении практике, заместитель директора – руководитель нормативно – технического офиса подготовил директору ГКУ АО «РЦЭ» представление на премирование ФИО1, в котором указал, что истец обеспечивал контроль за сопровождением информационно – аналитическим отделом ГИС в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, замечаний о Министерства энергетики РФ по срокам и качеству предоставляемой информации не было. ФИО1 во втором полугодии 2018 года организовал контроль за работой возглавляемого им отдела, претензий и замечаний к работе нет, дисциплинарные взыскания отсутствуют, нарушения сроков исполнения поручений нет. Суд учитывает данные, представленные в характеристике, поскольку ФИО3 исполнял обязанности директора учреждения до <Дата>, и в периоды командировок руководителя, что не оспаривается сторонами по делу.

Приказом директора ГКУ АО «РЦЭ» от <Дата> все работники организации, за исключением ФИО1, премированы за выполнение особо важных и сложных работ во втором полугодии 2018 года.

В силу абз. 3 ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Архангельской области от 10.11.2004 N 260-33-ОЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Архангельской области, гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в государственных учреждениях Архангельской области, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (принят Архангельским областным Собранием депутатов 10.11.2004) (ст.5) государственные учреждения Архангельской области самостоятельно устанавливают системы оплаты труда работников: государственные казенные учреждения Архангельской области - в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом и отраслевыми положениями об оплате труда в государственных казенных учреждениях Архангельской области; государственные бюджетные и автономные учреждения Архангельской области - в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом и отраслевыми примерными положениями об оплате труда в государственных бюджетных и автономных учреждениях Архангельской области. Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений Архангельской области утверждаются руководителями данных государственных учреждений.

Постановлением Администрации Архангельской области от 05.06.2009 N 149-па/24 "О переходе на новые системы оплаты труда работников государственных учреждений Архангельской области" утверждено Положение о системе оплаты труда работников государственных учреждений Архангельской области, где указано, что Положение определяет порядок установления систем оплаты труда работников государственных учреждений Архангельской области (далее - государственные учреждения), в том числе, системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются в следующем порядке: государственные казенные учреждения Архангельской области - самостоятельно в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, областным законом N 260-33-ОЗ и отраслевыми положениями об оплате труда в государственных казенных учреждениях Архангельской области. В положении о системе оплаты труда указано, что основаниями для начисления премиальных выплат по итогам работы являются качественное и своевременное выполнение работником своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, в соответствующем периоде времени, достижение плановых показателей работы. При применении премиальной выплаты по итогам работы эта выплата начисляется в равном размере всем работникам государственного учреждения, которым она установлена в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением тех работников, в отношении которых в соответствии с положением о системе оплаты труда приняты решения о снижении размера премиальной выплаты или ее не начислении). Основания доя снижения или не начисления выплаты аналогичные тем, которые указаны в Положении о системе оплаты труда в ГКУ «РЦЭ». Размер премиальной выплаты по итогам работы может быть снижен: К выплатам социального характера отнесены: материальная помощь, оказываемая в соответствии с настоящим Положением; материальная помощь и иные выплаты, устанавливаемые в соответствии с областными законами. Решение об оказании материальной помощи и ее конкретных размерах принимает руководитель государственного учреждения на основании письменного заявления работника (близкого родственника работника). Положениями о системе оплаты труда определяются перечень оснований для оказания материальной помощи в соответствии с настоящим пунктом и порядок ее оказания.

Из указанного следует, что Положение о системе оплаты труда работников, которое утверждено как директором ГБУ АО «РЦЭ» ФИО5, так и представителем учредителя – Министром топливно – энергетического комплекса и жилищно – коммунального хозяйства Архангельской области ФИО6, не противоречит действующему законодательству. Перечень оснований определен в рамках полномочий бюджетного учреждения, Положение согласовано и утверждено учредителем юридического лица, право на выплату внесено в трудовой договор истца. Пункты Положения о системе платы труда работников учреждения, связанные с выплатой 1,5 оклада один раз в календарном году, исключены, впоследствии при применении работодателем процедуры, установленной ст. 74 ТК РФ.

Отказ в выплате материальной помощи истцу, без соблюдения указанной процедуры (ст. 74 ТК РФ), нарушает требования действующего законодательства, поскольку о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено указанным кодексом. Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие в связи с истечением срока действия; вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы (пункт 2 статьи 12 Трудового кодекса РФ).

Кроме того, иным работникам материальная помощь выплачивалась по указанному основанию в 2016-2017 г.г.

С учетом оклада истца в его пользу подлежит взысканию 140 821 рубль 20 копеек (27 612*1,5)*2*1,7) – материальная помощь за 2018 год и 2019 год.

Отказ ФИО1 в выплате премии за второе полугодие 2018 года также не соответствует требованиям закона, поскольку не установлено, что работник не выполнял, несвоевременно выполнял или ненадлежащим образом выполнял свои должностные обязанности. Не установлено в судебном заседании невыполнение истцом мероприятий, предусмотренных планом работ, нарушений требований охраны труда, нарушений трудовой дисциплины. К дисциплинарной ответственности ФИО1 не привлекался. Отдел, возглавляемый истцом, премирован, следовательно, оснований у работодателя для не начисления премии не было. В нарушении действующего в учреждении Положения о системе оплаты труда работников приказ руководителем о снижении, лишении премии не издавался.

Судом не принимается анализ работы истца, выполненный руководителем по состоянию на <Дата>, поскольку премия начислялась в конце 2018 года. По тем же основаниям не принимаются предполагаемые нарушения, допущенные истцом в 2017 году. Кроме того, в вину ФИО1, с учетом его должностных обязанностей, невозможно вменить не сдачу деклараций сторонними организациями, как и несоответствие объемов потребляемой энергии. Проведение одной проверки в рамках утвержденного плана, где запланировано тоже количество проверок, также не может вменяться в вину истцу.

Поскольку минимальный размер премии для заместителя руководителя был установлен в размере 206 537 рублей 76 копеек, то указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца.

Суд полагает, что в случае принятия решения о премировании работников учреждения, как за квартал, так и за год, выплата премии одним работникам и отказа в выплате премии другим работникам, имеющим равную квалификацию и производительность труда, отработавших полностью отчетный период, работодателем должно быть мотивировано. В противном случае, такое произвольное лишение премии работника, принимавшего равное с другими работниками участие в выполнении плановых показателей, является не чем иным, как дискриминацией в сфере труда.

В соответствии со ст. 139 ТК РФ, для всех случаев определения размера средней платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источника этих выплат.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. Подпунктом "н" п. 2 данного Положения предусмотрено, что для расчета среднего заработка учитывается премия и вознаграждение, предусмотренные системой оплаты труда.

Сторонами по делу не оспаривалось, что истцу предоставлен оплачиваемый отпуск с <Дата>, выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении <Дата>, и выходное пособие, выплаченное <Дата> при увольнении. Следовательно, требования о возложении обязанности на государственное казенное учреждение Архангельской области «Региональный центр по энергоснабжению» произвести ФИО1 перерасчет среднего заработка, используемого при расчете отпускных выплат за ежегодный оплачиваемый отпуск с 18 по <Дата>, денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении <Дата>, выходного пособия, выплаченного <Дата> при увольнении в связи с сокращением в связи с взысканием премии за выполнение особо важных и сложных работ за второе полугодие 2018 года в размере 206 537 рублей 76 копеек подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 63 Постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" суд в силу ст. 21 и ст. 137 Трудового кодекса Российской Федерации вправе удовлетворить требования работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе, при нарушении его имущественных прав.

Поскольку материалами дела установлен факт нарушения трудовых прав истца, то суд, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, характер причиненных истцу нравственных страданий, учитывая размер суммы премиальной выплаты, руководствуясь принципом разумности и справедливости, полагает подлежащей взысканию компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Принимая во внимание, что в силу положений ст. 19, п. 1 ст. 207 и п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), суд не относится к налоговым агентам и при исчислении заработной платы в судебном порядке не вправе удерживать с работника налог на доходы физических лиц, взыскиваемые судом суммы заработной платы подлежат налогообложению ответчиком в порядке п. 4 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации в общем порядке, то есть при их фактической выплате.

Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (глава 25.3 НК РФ). Для того, чтобы воспользоваться льготой по уплате государственной пошлины по подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ заинтересованное лицо обязано подтвердить статус государственного органа (органа местного самоуправления) и свое процессуальное положение (истец, ответчик). Целью деятельности учреждения является обеспечение государственной политики в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности на территории Архангельской области, следовательно, юридическое лицо подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к государственному казенному учреждению Архангельской области «Региональный центр по энергосбережению» о взыскании премии, возложении обязанности произвести перерасчет среднего заработка, используемого при расчете отпускных выплат, денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, выходного пособия, взыскании материальной помощи, компенсации морального вреда удовлетворить.

Взыскать с государственного казенного учреждения Архангельской области «Региональный центр по энергосбережению» в пользу ФИО1 премию за выполнение особо важных и сложных работ за второе полугодие 2018 года в размере 206 537 рублей 76 копеек, материальную помощь за 2018 год в размере 70 410 рублей 60 копеек, материальную помощь за 2019 год в размере 70 410 рублей 60 копеек, компенсацию морального вреда 5 000 рублей, всего взыскать 352 358 (триста пятьдесят две тысячи триста пятьдесят восемь) рублей 96 копеек.

Возложить обязанность на государственное казенное учреждение Архангельской области «Региональный центр по энергосбережению» произвести ФИО1 перерасчет среднего заработка, используемого при расчете отпускных выплат за ежегодный оплачиваемый отпуск с <Дата>, денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении <Дата>, выходного пособия, выплаченного <Дата> при увольнении в связи с сокращением в связи с взысканием премии за выполнение особо важных и сложных работ за второе полугодие 2018 года в размере 206 537 рублей 76 копеек.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий Ж.С. Кочина