Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2023 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Дорохиной А.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстолыткиной А.Ю.,
с участием представителя ответчика по доверенности Будылкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УИД № 71RS0028-01-2023-001227-61 (производство №2-1306/2023) по иску Пряхина Игоря Алексеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области о назначении досрочной страховой пенсии,
у с т а н о в и л :
Пряхина И.А. обратился в суд с иском к ОСФР по Тульской области о назначении досрочной страховой пенсии, ссылаясь на то, что 07.01.2023г. он обратился в ОСФР по Тульской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от 15.02.2023г. № 745/23 в назначении пенсии ему было отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа (20 лет), при этом пенсионным органом зачтен стаж работы по Списку №1 – 8 лет 00 месяцев 2 дня, при требуемом 8 лет, ИПК- 66,66. В страховой стаж не включены периоды работы с 22.01.1991 по 31.12.2001 (10 лет 11 месяцев 10 дней) и с 01.01.2002 по 30.04.2012 в АО Навоийском горно-металлургическом комбинате Северное рудоуправление в Республике Узбекистан, поскольку Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года утратило силу, денонсировано с 01.01.2023, принят страховой стаж - 12 лет 9 месяцев 26 дней, при требуемом 20 лет.
С данным решением истец не согласился, что явилось причиной обращения с исковым заявлением. Пряхин И.А. осуществлял трудовую деятельность в Республике Узбекистан. При этом в зачет стажа не приняты периоды работы: 22.01.1991 по 31.12.2001 (10 лет 11 месяцев 10 дней) и с 01.01.2002 по 30.04.2012 на Навоийском горно-металлургическом комбинате Северное рудоуправление в Республике Узбекистан.
В ходе судебного разбирательства Пряхин И.А. уточнил исковые требования.
Просил суд, с учетом уточненных исковых требований признать решение ОСФР по Тульской области от 15.02.2023 незаконным, обязать ответчика включить в подсчет страхового и льготного стажа периоды работы с 22.01.1991 по 31.12.2001 и с 01.01.2002 по 30.04.2012 на Навоийском горно-металлургическом комбинате Северного рудоуправления в Республике Узбекистан, обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию с 07.01.2023г.
В судебное заседание истец Пряхин И.А. не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования просил удовлетворить, при этом ранее в судебном заседании пояснил, что просит обязать ответчика включить в подсчет именно общего страхового стажа периоды его работы на Навоийском горно-металлургическом комбинате проходившие в Республике Узбекистан, не льготного.
Представитель ответчика ОСФР по Тульской области по доверенности Будылкина Е.А. в судебном заседании иск не признала, в обоснование своей позиции ссылалась на обоснованность отказа в назначении пенсии истцу, ввиду того, что Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года утратило силу, денонсировано с 01.01.2023, периоды работы в Республике Узбекистан не подлежат зачету в стаж истца. При этом подтвердила, что стаж истца работы по Списку №1 составил 8 лет 00 месяцев 2 дня, который принят пенсионным органом и он имеет необходимую величину ИПК, однако не имеет 20 лет общего стажа, ввиду чего, не имеет права на досрочную пенсию. Просила в удовлетворении иска отказать. При этом указала, что в случае включения в подсчет стажа истца спорных периодов право на досрочную пенсию возникало бы 30.12.2022 поскольку специальный стаж по Списку №1 выработан на 31.12.2022 – 8 лет 2 дня, при этом истцу исполнилось 52 года, но на момент подачи заявления 07.01.2023 в пенсионный орган денонсировано Соглашение от 13.03.1992.
Выслушав представителя ответчика, изучив письменные материалы гражданского и пенсионного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст. 2 и ст. 7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст. 15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.
Статья 19, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 07.01.2023г. истец Пряхин И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ОСФР по Тульской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по основаниям подп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ОСФР по Тульской области от 15.02.2023г. № 745/23 в назначении пенсии ему было отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа.
В зачет специального стажа приняты периоды работы в строительно-монтажном Управлении №162 АО «Трансинжстрой» в качестве электрослесаря-монтажника подземного горнопроходческого оборудования по Списку 1 – 8 лет 2 дня. ИПК составил - 66,66.
При этом в зачет страхового стажа не приняты периоды работы: с 22.01.1991 по 31.12.2001 и с 01.01.2002 по 30.04.2012 в АО Навоийский горно-металлургический комбинат – северное рудоуправление в Республике Узбекистан, поскольку Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года утратило силу, денонсировано с 01.01.2023, принят страховой стаж - 12 лет 9 месяцев 26 дней, при требуемом 20 лет.
Между тем, с данными выводами ответчика согласиться нельзя, суд исходит из следующего.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.04 г. N 2-П при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", может производиться по нормам действовавшего на 31.12.01 г. правового регулирования.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
К числу международных договоров относилось Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", которым урегулированы вопросы пенсионного обеспечения граждан, переселившихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию после распада СССР, в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Республика Узбекистан входила в число государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, которым урегулировались вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (документ денонсирован Федеральным законом от 11.06.2022 N 175-ФЗ и не действует в Российской Федерации с 01.01.2023).
Настоящее Соглашение распространялось на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения (ст. 5 Соглашения).
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (ст. 6 Соглашения).
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
С целью максимального соблюдения прав граждан, прибывших либо прибывающих в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, на пенсионное обеспечение распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, согласно которым необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации; при этом документы, выданные на иностранном языке, принимаются для указанных целей при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации (ч. 4). Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР; при этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках указанного Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ; периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации; при этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
С 01 января 2002 года вступил в силу федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ (не применяется с 01.01.2015). В силу ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 10 вышеуказанного Федерального закона N 173-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Аналогичные положения содержатся в ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Ранее действующий Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" (от 20.11.1990 N 340-1) не содержал положений, определяющих условием назначения трудовой пенсии уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Таким образом, при определении права на пенсию и исчислении ее размера, периоды работы с 01 января 1991 года по 31 января 2001 гола, приобретенные на территории государств-участников Содружества Независимых Государств, учитываются до 01 января 2002 года независимо от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в ред. на 31 декабря 2018 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Узбекистан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из Республики Узбекистан, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Пряхин И.А. осуществлял трудовую деятельность в Республике Узбекистан. При этом в зачет стажа не приняты периоды работы: 22.01.1991 по 31.12.2001 (10 лет 11 месяцев 10 дней) и с 01.01.2002 по 30.04.2012 на Навоийском горно-металлургическом комбинате Северное рудоуправление в Республике Узбекистан.
Как следует из трудовой книжки истца, Пряхин И.А. осуществлял трудовую деятельность на Навоийском горно-металлургическом комбинате Северное рудоуправление в Республике Узбекистан с 22.01.1991 по 01.01.1995 в должности слесаря аварийно-восстановительных работ цеха ремонта горного оборудования, с 02.01.1995 по 31.01.2000 в должности старшего мастера участка по ремонту насосов Геотехнологического рудника и производству товаров народного потребления цеха ремонта горного оборудования, с 01.02.2000 в должности старшего мастера участка по ремонту горного и технологического оборудования цеха ремонта горного оборудования и с 30.04.2012 уволен, трудовой договор прекращен, все периоды работы имеют ссылки на приказы о приеме и увольнении и печати организации.
Сделанные записи об указанных периодах работы согласуются со сведениями о работе, содержащимися в архивной справке Навоийского горно-металлургического комбината Северное рудоуправление от 25.04.2022 №1804-08-07/2853.
Согласно сведений АО Навоийского горно-металлургического комбината Северное рудоуправление организация – производила отчисления до 01.01.1991 в бюджет Государственного социального страхования, с 01.01.1991 в Пенсионный фонд СССР, с 01.01.1994 в Узбекское республиканское отделение Пенсионного фонда СССР, с 01.01.1997 в Пенсионный фонд при Министерстве социального обеспечения Республики Узбекистан, с 01.01.2001 во внебюджетный Пенсионный фонд Республики Узбекистан по установленным тарифам, представлены справки о заработке.
Из выше изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Узбекистан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В материалы дела представлена справка от 06.05.2022 компетентного органа Республики Узбекистан - Учкудукского Внебюджетного Пенсионного фонда при МинФине Республики Узбекистан, направленная в ГУ ОПФ РФ в ответ за запрос в отношении Пряхина И.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с приложением документов, согласно которым за период с января 1991 по апрель 2012 взносы ежемесячно отчисляемые за работника Пряхина И.А. уплачены во Внебюджетный пенсионный фонд.
Данные доказательства удовлетворяют требованиям относимости и допустимости и могут быть приняты в качестве доказательства в обоснование заявленных истцом требований.
На основании ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости включения в страховой стаж истца периодов его работы на Навоийском горно-металлургическом комбинате Северное рудоуправление в Республике Узбекистан с 22.01.1991 по 30.04.2012.
Суд не находит оснований для включения спорного периода работы в Республике Узбекистан с 22.01.1991 по 30.04.2012 на Навоийском горно-металлургическом комбинате Северное рудоуправление в подсчет льготного стажа, в материалы дела не представлены исчерпывающие доказательства наличия специального стажа в данный период.
В соответствии со справкой ОСФР по Тульской области, представленной на запрос суда при включении периодов работы с 22.01.1991 по 31.12.2001 на Навоийском горно-металлургическом комбинате Северное рудоуправление в Республике Узбекистан страховой стаж Пряхина И.А. составит 23 года 9 месяцев 5 дней с учетом ранее принятого, при включении периодов работы с 01.01.2001 по 30.04.2012 на Навоийском горно-металлургическом комбинате Северное рудоуправление в Республике Узбекистан страховой стаж Пряхина И.А. составит 34 года 1 месяц 5 дней.
При этом периоды работы истца подтверждены Учкудукским Внебюджетным Пенсионным фондом и могли быть приняты ОСФР по Тульской области к рассмотрению в случае обращения до 31.12.2022.
Специальный стаж по Списку №1 Пряхина И.А. выработанный на 31.12.2022 составляет 8 лет 2 дня, право на установление пенсии в случае соблюдения условий по общему страховому стажу (20лет) у Пряхина И.А. возникло бы по достижении 52 лет не ранее 30.12.2022.
Федеральным законом от 11.06.2022 года N 175-ФЗ, вступившим в законную силу 30.06.2022 года, РФ денонсировано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения, при этом действие указанного Соглашения прекращено только с 01.01.2023 года.
Таким образом, суд учитывает, что на момент возникновения права 30.12.2022 на установление пенсии по старости согласно п.1 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ у Пряхина И.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения, подписанного в г. Москве 13.03.1992 года не утратило силу.
Довод ответчика об изменении с 01.01.2023 г. законодательства в области пенсионного обеспечения в отношении граждан, имеющих стаж на территории государств - участников СНГ в связи с принятием Федерального закона N 175-ФЗ от 11.06.2022 г., которым было денонсировано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г., в связи с чем это Соглашение не подлежало применению к спорным правоотношениям, суд находит несостоятельным.
Данное Соглашение денонсировано Федеральным законом от 11.06.2022 г. N 175-ФЗ и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками только с 01.01.2023 г. и таким образом оно подлежит применению к спорным правоотношениям, имевшим место в период его действия. При этом, учитывая, что истцом представлены надлежащие, отвечающие требованиям допустимости, относимости и достаточности, доказательства осуществления им в спорный период работы на территории Республики Узбекистан.
Таким образом, из анализа перечисленных выше документов, общепризнанных принципов и норм международного права, буквального толкования положений статьи 6 Соглашения следует, что приобретенный трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Согласно сообщению МИД России от 30 декабря 2022 г. "О прекращении действия Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения", с 1 января 2023 года прекращается действие Соглашенияо гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения, подписанного в Москве 13 марта 1992 года, в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения.
Таким образом, Соглашение от 13.03.1992 г. действовало на территории Российской Федерации до 31.12.2023 г.
Поскольку действие указанного Соглашения прекращено только с 01.01.2023 года, то есть после возникновения спорных правоотношений, данное Соглашение на момент оценки пенсионных прав Пряхина И.А., момента возникновения права на пенсию в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ - 30.12.2022, являлось действующим и должно было учитываться ответчиком.
Вопреки доводам представителя ответчика о денонсации Соглашения от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Пряхин И.А. как гражданин Российской Федерации имеет право на назначение страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, частью которого являлось Соглашение от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" прекращение международного договора означает прекращение существования созданных им норм с 01.01.2023, несмотря на тот факт, что договор оставляет после себя определенные юридические последствия.
По общему правилу, если обратное не предусмотрено международным договором, возникшие в результате выполнения договора права, обязанности или юридические последствия участников сохраняют свою силу.
Согласно пункту 2 статьи 13 Соглашения СНГ пенсионные права граждан государств-участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями названного Соглашения, не теряют своей силы и в случае выхода государства-участника, на территории которого они проживают, из указанного Соглашения.
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 10-П).
Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 13Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, пенсионные права граждан государств-участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства-участника, на территории которого они проживают.
В силу п. 1 и п. 2 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Поскольку истец (в возрасте 52 лет) обратился в ОСФР по Тульской области с заявлением в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости 07.01.2023, право на которую у него возникло 30.12.2022, то есть в период действия Соглашения от 13.03.1992 г., при этом именно ГУ – ОПФР по Тульской области по обращению по проведению заблаговременной работы для назначении пенсии, оказывалось содействие в истребовании документов из компетентных органов в Республике Узбекистан, в том числе запрос от 04.03.2022, на который в адрес ГУ – ОПФР по Тульской области из Учкудукского Внебюджетного Пенсионного фонда получен ответ от 06.05.2022, с учетом компетенции именно пенсионного органа в определении даты возникновения права на пенсию, суд полагает необоснованными доводы представителя ответчика о том, что положения Соглашения от 13.03.1992 г. не должны быть применены к спорным правоотношениям, которые возникли в период действия данного нормативно-правового акта.
Суд приходит к выводу о том, что сотрудниками пенсионного органа не была надлежащим образом выполнена обязанность по разъяснению истцу его права на пенсионное обеспечение, что не должно повлечь нарушение ее права на своевременную реализацию права на досрочное назначение пенсии, исходя из следующего.
В силу п.3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-I (Документ утратил силу с 1 января 2023 года в связи с изданием Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"), Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к его компетенции.
Реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения были возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации (в настоящее время Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации), в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган по обращению по проведению заблаговременной работы для назначении пенсии, должен был разъяснить права Пряхину И.А., связанные с его пенсионным обеспечением, в том числе, на подачу заявления о досрочном назначении пенсии, в целях своевременной реализации права на нее, учитывая также прекращение действия Соглашения от 13.03.1992 г. с 01 января 2023 г.
Сотрудники пенсионного органа, проводившие заблаговременную работу для назначении пенсии, не могли не знать о том, что с января следующего года прекратит действие Соглашение от 13.03.1992 г., поскольку на момент получения в адрес ГУ – ОПФР по Тульской области из Учкудукского Внебюджетного Пенсионного фонда ответа на запрос (вх. от 21.07.2022 15-24/1060 (л.д.28)) уже был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации федеральный закон от 11 июня 2022 г. N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Учитывает суд и то, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П, а также в ряде его определений, статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с общепризнанными принципами равенства и справедливости, на которых основано осуществление конституционных прав и свобод человека и гражданина, в Российской Федерации установлено правило о правовой определенности и связанной с ней предсказуемости правоприменительной практики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы стороны соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими право на пенсию по старости будет реализовано.
Право Пряхина И.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на установление пенсии по старости согласно п.1 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ возникло 30.12.2022 в период действия Соглашения от 13.03.1992, истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 07.01.2023, необходимые документы, в том числе подтверждение стажа компетентными органами Узбекистана, имелись у ответчика на момент его обращения и принятия пенсионным органом решения об отказе Пряхину И.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако ответчиком необоснованно спорные периоды работы не были включены в страховой стаж истца, дающий право для назначения страховой пенсии по старости.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку при включении периодов с 22.01.1991 по 30.04.2012 на Навоийском горно-металлургическом комбинате Северное рудоуправление в Республике Узбекистан в страховой стаж Пряхина И.А. для назначения досрочной страховой пенсии по старости на 30.12.2022 г. специальный стаж составляет полных 8 лет, а страховой стаж - более 20 лет, суд также считает необходимым возложить на ответчика обязанность назначить Пряхину И.А. пенсию с даты обращения, то есть с 07.01.2023.
Кроме того, суд считает, что требования истца о признании незаконным решения ОСФР по Тульской области от 15.02.2023г. № 745/23 не подлежат удовлетворению, поскольку требования законодательства для Фонда и его территориальных органов являются обязательными для исполнения, право толкования положений законодательства фонду не предоставлено.
Руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
иск Пряхина Игоря Алексеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области о назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области включить в страховой стаж Пряхина Игоря Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, периоды работы с 22.01.1991 по 30.04.2012 на Навоийском горно-металлургическом комбинате Северное рудоуправление в Республике Узбекистан и обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области назначить Пряхину Игорю Алексеевичу досрочную страховую пенсию с 7 января 2023 года.
В удовлетворении остальной части требований Пряхина Игоря Алексеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 07.09.2023.
Председательствующий