ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13071/2016 от 11.12.2017 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 2-388/2017

Решение

Именем Российской Федерации

«11» декабря 2017 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Ермолова Г.Н.,

при секретаре Щегольковой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прикубанского административного округа города Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к ЖСК «Вира-София» об обязании устранить нарушения законодательства, допущенные при строительстве многоквартирного жилого дома,

Установил:

Прокурор Прикубанского административного округа города Краснодара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ЖСК «Вира-София» об обязании устранить нарушения законодательства, допущенные при строительстве многоквартирного жилого дома.

В обоснование иска указал, что прокуратурой округа проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Установлено, что ЖСК «Вира-София» на земельном участке по адресу: <адрес>, возведен многоквартирный жилой дом. Право собственности членов ЖСК «Вира-София» на помещения в указанном многоквартирном доме признано решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 26.03.2015 года. В настоящее время многоквартирный дом по <адрес> заселен. Проведенной проверкой установлено, что строительство многоквартирного жилого дома: <адрес>, осуществлено с грубыми нарушениями действующего законодательства. Просит суд признать действия ЖСК «Вира-София» по строительству многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, с нарушениями требований законодательства Российской Федерации, технических регламентов, незаконными; обязать ЖСК «Вира-София» устранить допущенные нарушения закона.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Прикубанского административного округа города Краснодара Ким Н.В. исковые требования поддержала, просила суд иск удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ЖСК «Вира-София» отсутствовал, о дне, времени и месте слушания был уведомлен надлежащим образом.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу о необходимости исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, прокуратурой округа проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.

Установлено, что ЖСК «Вира-София» на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке по адресу: <адрес>, возведен многоквартирный жилой дом. Право собственности членов ЖСК на жилые и нежилые помещения в указанном многоквартирном жилом доме признано решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 26.03.2015 года.

В соответствии с п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Таким образом, застройщиком многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, является ЖСК «Вира-София».

Согласно требованиям ст. 48 и ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, в том числе, включаются сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений.

Согласно информации ОАО «Краснодаргоргаз» данной организацией ДД.ММ.ГГГГ ЖСК «Вира-София» выданы технические условия газификацию теплогенераторной среднеэтажного многоквартирного жилого дома по <адрес>. До настоящего времени заявлений о заключении договора поставки газа по указанному адресу не поступало, договор поставки газа не заключён.

По информации, представленной ООО «Краснодар Водоканал», технические условия на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения многоквартирного дома по <адрес> не выдавались, договор водоснабжения и водоотведения дома не заключался.

В соответствии с информацией АО «НЭСК» технические условия для присоединения к электрическим сетям дома по <адрес> получены и продлены до ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о заключении договора электроснабжения многоквартирного дома по <адрес> отсутствуют.

Между тем, согласно п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановление Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

Аналогичные требования содержатся в разделах V, II, VI Приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354.

Право на жилище гарантированно ст. 40 Конституции Российской Федерации, а также Жилищным кодексом Российской Федерации.

Как следует из ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, квартира является жилым помещением.

Застройщиком не выполнены изложенные требования законодательства в ходе строительства многоквартирного дома по <адрес>.

Более того, согласно данным Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара при строительстве данного многоквартирного жилого дома допущены нарушения законодательства о пожарной безопасности, в частности: квартиры не обеспечены шлангом, присоединенным к сети хозяйственно-питьевого водопровода и оборудованного распылителем в целях использования его в качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения (нарушен п. 7.4.5 СНиП 31-01-2003); на путях эвакуации предусмотрено устройство лестниц с различной высотой ступеней в пределах марша лестницы (нарушен п. 6.28* СНиП 21-01-97*); деревянные конструкции кровли не обработаны огнезащитным составом с составлением акта (нарушение п. 7.1.14 СНиП 31-01-2003); жилые помещения квартир не оборудованы автономными дымовыми пожарными извещателями (нарушен п. 7.3.3 СНиП 31-01-2003); отсутствуют указатели пожарных гидрантов (нарушение п. 55 Правил противопожарного режима в РФ); не выполнены противопожарные расстояния до рядом расположенных зданий и сооружений (нарушение СНиП 2.07.01-89* прил. № 1, табл. 1).

При этом согласно ст.ст. 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане, должностные лица и организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Согласно акта санитарно-эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» на момент обследования многоквартирного дома по <адрес> обнаружено захламление подвальных помещений бытовым и строительным мусором, что является нарушением п. 9.1. СанПиН 2.1.2.2645-10.

Также застройщиком не выполнены требования п. 3.10. СанПиН 2.1.2.2645-10, согласно которым жилые здания высотой более пяти этажей должны быть оборудованы лифтами (грузовыми и пассажирскими). Фактически действующие лифты в доме отсутствуют.

Сети водоснабжения, канализации - центральные, горячее водоснабжение, на момент обследования отсутствует, что противоречит п. 8.1.1. СанПиН 2.1.2.2645-10 (в жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение).

На момент обследования контейнерная площадка с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями по периметру для сбора бытовых отходов и мусора отсутствовала, что является нарушением п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10.

На момент проверки, отсутствует отопления обследованных квартир.

Кроме того, согласно требований п. 8.3 «СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» лестничные марши и площадки внутренних лестниц должны иметь ограждения с поручнями высотой не менее 0,9 м. Ограждения должны быть непрерывными, оборудованы поручнями и рассчитаны на восприятие горизонтальных нагрузок не менее 0,3 кН/м.

Между тем, в нарушение указанных требований ограждения лестничных маршей и площадок внутренних лестниц дома отсутствуют.

Судом для разрешения спора по существу была назначена судебная экспертиза. Согласно заключения эксперта ООО «Центр судебной экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ, на дату проведения экспертизы нарушения градостроительного законодательства, указанные в справке Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Прикубанского округа г. Краснодара главного управления МЧС России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ выявленные при обследовании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, подтверждаются в части: квартиры не обеспечены шлангом, присоединенным к сети хозяйственно-питьевого водопровода и оборудованного распылителем в целях использования его в качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения (п. 7.4.5 СНнП 31-01-2003); жилые помещения квартир не оборудованы автономными дымовыми пожарными извешателями (п. 7.3.3 СНиП 31-01-2003); деревянные конструкции кровли не обработаны огнезащитным составом с составлением акта (п. 7.1.14 СНиП 31-01-2003); не выдержано противопожарное расстояние до рядом расположенных зданий сооружений (СНиП 2.07.01-89* прил. 1, табл. № 1); отсутствуют указатели пожарных гидрантов (п. 55 Правил противопожарного режима в РФ); не выдержано противопожарное расстояние до рядом расположенных зданий и сооружений (СНиП 2.07.01-89* прил. № 1, табл. № 1). На дату проведения экспертизы нарушения градостроительного законодательства, указанные в акте санитарно-эпидемиологического обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» от ДД.ММ.ГГГГ указаны нарушения санитарных требований, выявленные при обследовании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> подтверждаются в части: захламление подвальных помещений строительным мусором (п. 9.1. СанПиН 2.1.2.2645-10); жилое здание оборудовано лифтом пассажирским, но лифт не введен в эксплуатацию (п. 3.10. СанПиН 2.1.2.2645-10); на момент обследования контейнерная площадка с бетонным или асфальтным покрытием для сбора бытовых отходов и мусора имеется, но не ограждена (п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10); на момент проверки проверить наличие отопления не представляется возможным ввиду того, что отопительный сезон не начался. Устранение выявленных нарушений градостроительного законодательства возможно. Выявленные нарушения являются устранимыми следующими способами: квартиры необходимо обеспечить шлангом, присоединенным к сети хозяйственно-питьевого водопровода и оборудованного распылителем в целях использования его в качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения; деревянные конструкции кровли обработать огнезащитным составом с привлечением специализированной организации и составлением акта, и приобщить к материалам дела; выполнить расчет пожарного риска для соседних зданий до которых противопожарное расстояние меньше нормативного, предусмотренного СНиП 2.07.01-89* прил. 1, табл. № 1. При превышении нормативных значений пожарного риска разработать и выполнить компенсационные противопожарные мероприятия; жилые помещения квартир оборудовать автономными дымовыми пожарными извещателями; оборудовать территорию жилого многоквартирного дома указателями пожарных гидрантов или источников наружного пожаротушения; подвальные помещения освободить от строительного мусора; завершить пусконаладочные работы и ввести в эксплуатацию пассажирский лифт; выполнить ограждение контейнерной площадки с асфальтным покрытием для сбора бытовых отходов и мусора. Выявленные нарушения градостроительного законодательства являются устранимыми. При выполнении указанных мероприятий на объекте, по адресу: <адрес>, угроза для жизни и здоровья граждан, в том числе соседних домовладений в результате возведения и эксплуатации объекта капитального строительства по адресу: <адрес>, будет устранена.

Оснований ставить под сомнение выводы данного заключения у суда не имеется. Данные выводы также подтверждаются совокупностью представленных и исследованных в судебном заседании вышеперечисленных доказательств.

Таким образом, указанный объект, возведенный с грубыми нарушениями действующего законодательства Российской Федерации, технических регламентов, в процессе эксплуатации может создавать угрозу жизни и здоровью граждан.

Допущенные при строительстве указанного объекта нарушения законодательства делают нахождение в многоквартирном жилом доме, а также вблизи от него опасным для жизни и здоровья жильцов, в том числе несовершеннолетних детей, и посетителей многоквартирного дома, а также жителей ближайших к нему домов.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в качестве одного из способов защиты права называет присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Ответственность по надлежащему подключению дома к инженерным системам (в т.ч. электро-, газо- и водоснабжению), соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического, жилищного законодательства при строительстве многоквартирного дома лежит на застройщиках ЖСК «Вира-София».

Бездействием ответчика нарушены жилищные права, а также право на охрану жизни и здоровья, безопасные условия жизни неопределенного круга лиц: собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого дома и лиц в них проживающих, а также жильцов и посетителей ближайших домов.

Изложенные обстоятельства являются основанием для обращения прокурора в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ об устранении нарушений, допущенных при строительстве многоквартирного дома по <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования прокурора Прикубанского административного округа города Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к ЖСК «Вира-София» об обязании устранить нарушения законодательства, допущенные при строительстве многоквартирного жилого дома.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Прикубанского административного округа города Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к ЖСК «Вира-София» об обязании устранить нарушения законодательства, допущенные при строительстве многоквартирного жилого дома, удовлетворить.

Признать действия ЖСК «Вира-София» по строительству многоквартирного дома по адресу: <адрес>, с нарушениями требований законодательства Российской Федерации, технических регламентов, незаконными.

Обязать ЖСК «Вира-София» за свой счет устранить нарушения закона, а именно: принять меры к подключению многоквартирного дома к инженерным коммунальным сетям газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электросетям, в частности, получить технические условия подключения многоквартирного дома к сетям водоснабжения и водоотведения, заключить договоры газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения многоквартирного дома; обеспечить квартиры многоквартирного дома шлангом, присоединенным к сети хозяйственно-питьевого водопровода и оборудованного распылителем в целях использования его в качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения; обеспечить на путях эвакуации устройство лестниц с одинаковой высотой ступеней в пределах марша лестницы; обработать деревянные конструкции кровли огнезащитным составом с составлением акта; оборудовать жилые помещения квартир автономными дымовыми пожарными извещателями; обеспечить противопожарное расстояние до рядом расположенных зданий и сооружений; обеспечить наличие указателей пожарных гидрантов; очистить подвальные помещения от бытового и строительного мусора; оборудовать многоквартирный жилой дом действующими лифтами (грузовым и пассажирским); обеспечить наличие контейнерной площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченной бордюром и зелёными насаждениями по периметру для сбора бытовых отходов и мусора; на лестничных маршах и площадках внутренних лестниц установить непрерывные ограждения с поручнями высотой не менее 0,9 м, рассчитанные на восприятие горизонтальных нагрузок не менее 0,3 кН/м.

Взыскать с ЖСК «Вира-София» государственную пошлину в размере 3 000 рублей в доход государства.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий –