ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1307/17 от 30.11.2017 Боровского районного суда (Калужская область)

Дело № 2-1307/2017Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

город Боровск 30 ноября 2017 года

Калужской области

Боровский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Жаркова Ю.А.,

при секретаре Шкода Л.А.,

с участием:

истца Поташевской Н.А.,

представителя истца по ордеру Блохиной В.Е.,

представителя ответчика ПАО «Сбербанк» по доверенности Теленкова Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Поташевской Н.А. к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о взыскании ущерба, компенсации морального вреда, штрафа,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ Поташевская Н.А. обратился в суд с исковым заявлением к ПАО «Сбербанк» о взыскании ущерба в размере <данные изъяты> рублей, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей и взыскании штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Определением Боровского районного суда Калужской области от 22 сентября 2017 года производство по данному делу было окончено оставлением искового заявления без рассмотрения из-за неявки истца в судебное заседание по вторичному вызову.

Определением Боровского районного суда Калужской области от 26 октября 2017 года определение Боровского районного суда Калужской области от 30 августа 2016 года отменено.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Поташевская Н.А. заключила с ООО СК «Сбербанк страхование» договор (полис страхования имущества и гражданской ответственности физических лиц перед третьими лицами при эксплуатации жилого помещения «Мобильная защита дома» серии ). ДД.ММ.ГГГГ застрахованное имущество, жилой дом, уничтожено в результате пожара, в результате чего она сообщила в ООО СК «Сбербанк страхование» о наступлении страхового случая, направив все необходимые документы, независимый эксперт, направленный ООО СК «Сбербанк страхование», оценил причиненный ущерб в сумме <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ она получила от ООО СК «Сбербанк страхование» письмо о принятии решения о непризнании данного события страховым случаем, так как не был оплачен страховой взнос за второй период страхования. При этом ДД.ММ.ГГГГ на карте, с которой осуществлялся «Автоплатеж» необходимые денежные средства для оплаты страхового периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а согласно п.2.1 Условий предоставления услуги «Автоплатеж» время исполнения платежа сутки, банк не выполнил эти условия. По вине ПАО «Сбербанк» некорректно проведена операция «Автоплатеж», из-за чего ей отказано в возмещении ущерба по страховому полису. ПАО «Сбербанк» и ООО СК «Сбербанк страхование» она направила претензии, ООО СК «Сбербанк страхование» отказало в удовлетворении претензии, а ПАО «Сбербанк» на претензию не ответило, и она направила ПАО «Сбербанк» повторную претензию. Считает, что в данном случае нарушены ее права потребителя, в результате ей причинен ущерб в размере <данные изъяты> рублей (размер страхового возмещения) которые она могла бы получить по договору страхования имущества. Моральный вред, вследствие нарушения ее прав потребителя, она оценивает в <данные изъяты> рублей. За несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в ее пользу подлежит взысканию штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в ее пользу.

Третье лицо ООО СК «Сбербанк страхование» в судебное заседание своего представителя не направило, о дне, месте и времени слушания дела извещалось надлежащим образом.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося представителя третьего лица ООО СК «Сбербанк страхование».

Истец Поташевская Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, дополнительно пояснив, что автоплатеж по договору страхования она подключила добровольно, удаленно, путем ответа на СМС-сообщение направлением согласия СМС-сообщением. После того, как она ДД.ММ.ГГГГ пополнила счет, с которого по системе «Автоплатеж» происходило списание денежных средств в счет оплаты по договору страхования, она была уверена, что денежные средства спишут и платеж прошел. Платеж за второй период страхования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен был быть осуществлен до ДД.ММ.ГГГГ. ПАО «Сбербанк» должно было ее оповестить, что денежные средства будут списаны только через три дня. До нее ПАО «Сбербанк» не донесло полную информацию о системе «Автоплатеж», поэтому она и пострадала.

Представитель истца Блохина В.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, дополнительно пояснив, что Поташевская Н.А. удаленно подключила услугу «Автоплатеж», предоставляемую ПАО «Сбербанк», на списание денежных средств в счет оплаты периодов страхования по договору страхования, заключенному с ООО СК «Сбербанк страхование», и ДД.ММ.ГГГГ произошло списание денежных средств в счет оплаты страховой премии за первый период страхования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Утром ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ Поташевская Н.А. произвела зачисление денежных средств на счет, с которого по системе «Автоплатеж» происходило списание денежных средств в счет оплаты периодов страхования по договору страхования, и предполагала, что все нормально, но оказалось, что она фактически не оплатила за второй период страхования, так как позже выяснилось, что списание денежных средств произошло только ДД.ММ.ГГГГ. При подключении услуги «Автоплатеж» Поташевская Н.А. согласилась на ее предоставление, но в условиях подключения данной услуги не говориться о последствиях отсутствия денежных средств на счете списания и об ответственности за непрочитанные СМС-сообщения, а также о том, что денежные средства должны быть на счете до даты списания. Поташевская Н.А. обеспечила наличие денежных средств на дату списания по системе «Автоплатеж» ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика ПАО «Сбербанк» Теленков Ю.В. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, пояснив, что Поташевская Н.А. подключив дистанционно услугу «Автоплатеж» путем СМС-сообщения согласилась со всеми условиями ее предоставления, подтвердив, что ознакомилась с ними. Вины банка нет в том, что не был произведен платеж за второй период по договору страхования, так как Поташевская Н.А. своевременно не обеспечила наличие необходимой суммы денежных средств на счете, с которого происходило списание денежных средств по системе «Автоплатеж». Банк за сутки уведомил Поташевскую Н.А., направив ей СМС-сообщение, о том, что ДД.ММ.ГГГГ будет произведено списание денежных средств со счета по системе «Автоплатеж». При осуществлении ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ минут услуги «Автоплатеж» на счете не оказалось достаточно денежных средств, в связи с чем автоплатеж по договору страхования не был осуществлен, при этом Поташевской Н.А. об этом было направлено СМС-сообщение с указанием на то, что повторная попытка списания денежных средств будет произведена через три дня, и если это не устраивало Поташевскую Н.А., она должна была позаботиться о произведении платежа по договору страхования другим способом.

Суд, выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст.4 Закона РФ от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Согласно ст.14 Закона РФ от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет. Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

Согласно ст.848 Гражданского кодекса Российской Федерации банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

В соответствии со ст.854 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.

В соответствии со ст.847 Гражданского кодекса Российской Федерации договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (п.2 ст.160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

ДД.ММ.ГГГГ Поташевская Н.А. заключила с ООО СК «Сбербанк страхование» договор страхования имущества и гражданской ответственности физических лиц перед третьими лицами при эксплуатации жилого помещения «Мобильная защита дома». Предмет страхования: внутренняя отделка и инженерное оборудование, а также имущество, находящееся в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> Страхование, обусловленное настоящим Полисом, вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ минут ДД.ММ.ГГГГ (п.6.8). Согласно п.6.9: настоящий Полис включает в себя 8 Периодов, в течение которых может действовать страхование по Полису (далее - Периоды); первый период начинается с даты вступления страхования, обусловленного Полисом, в силу и действует в течение трех месяцев; второй и каждый последующий Периоды начинаются с числа третьего и каждого последующего третьего месяца в течение срока действия настоящего Полиса, соответствующего числу даты вступления Полиса в силу; каждый период действует до даты, предшествующей дате начала следующего периода; страхование, обусловленное Полисом, действует только в течение тех Периодов, за которые страховой взнос был оплачен только до начала такого Периода; страхователь вправе по своему усмотрению выбирать периоды, в течение которых будет действовать страхование по Полису, посредством осуществления оплаты страхового взноса за такой Период до начала такого Периода и указания Периода страхования в назначении платежа; в случае отсутствия платы страхового взноса за соответствующий период до начала действия такого Периода страхование по Полису в течение такого периода не действует и события, произошедшие в течение такого Периода, не являются страховыми случаями. (л.д.6)

Из чека ПАО «Сбербанк» по операции по услуге автоплатеж следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ минут с карты <данные изъяты> произведена безналичная оплата услуг в сумме <данные изъяты> рубля, получатель платежа СК СБЕРБАНК СТРАХОВАНИЕ, страхователь Поташевская Н.А., адрес имущества: <адрес> (л.д.44-45)

Из отчета по счету карты <данные изъяты> следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были произведены следующие операции: ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей, ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей, ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рубля. (л.д.9)

Согласно сведениям ПАО «Сбербанк» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ при звонке на номер телефона <данные изъяты> клиента банка Поташевской Н.А. была сформирована услуга «Автоплатеж» на списание с карты клиента в пользу ООО СК «Сбербанк страхование» за оплату продукта страхования «Защита дома» с суммой перечисления <данные изъяты> и периодичностью раз в квартал. Подтверждением согласия клиента на подключение данной услуги согласно условиям «Автоплатежа» является код оферты, который был отправлен банком ДД.ММ.ГГГГ и согласно данным банка был получен с номера телефона клиента подключенного к услуге «Мобильный банк». «Автоплатеж» исполнен ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, сбоев при исполнении «Автоплатежа» в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года не выявлено. (л.д.74)

Из информации ПАО «Сбербанк» об условиях услуги «Автоплатеж» следует, что получатель ООО СК «Сбербанк страхование» по услуге «Защита дома», счет списания: <данные изъяты> Electron руб., дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, наименование автоплатежа: «Защита дома», автоплатеж осуществляется регулярно на фиксированную сумму <данные изъяты> рубля, ежеквартально, <данные изъяты> числа. (л.д.97)

Согласно условиям предоставления услуги «Автоплатеж» (п.п.2, 2.1, 3, 8, 8.1, 13), перевод денежных средств осуществляется в валюте РФ со счета банковской карты, эмитированной ПАО Сбербанк (далее - Банк), в том числе следующим способом, исполнение платежа осуществляется в дату и на сумму, определенную клиентом в заявлении. За один рабочий день до даты исполнения платежа Клиенту направляется СМС-сообщение о предстоящем платеже с указанием суммы платежа, суммы комиссии, даты платежа и кодом оферты с информацией о способе отказа. Время исполнения платежа в течение суток устанавливается Банком. При наличии подключенной услуги «Мобильный банк» Клиент будет информироваться о проведении и исполнении операций. Одна из причин неисполнения услуги «Автоплатеж», если общая сумма платежа и сумма комиссий за платеж превышает расходный лимит карты. Во всех случаях Банк направляет Клиенту СМС-уведомление о невозможности исполнения платежа с указанием причины. Банк не несет ответственности за невозможность предоставления услуги «Автоплатеж» по независящим от Банка обстоятельствам. (л.д.76-77)

Из информации ПАО «Сбербанк» по СМС-сообщениям следует, что процессинговым центром на мобильный номер <данные изъяты> клиента банка Поташевской Н.А. были направлены, в том числе, следующие СМС-сообщения:

- ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ минут: Автоплатеж «Защита дома» с карты <данные изъяты> руб. будет исполнен ДД.ММ.ГГГГ. Комиссия <данные изъяты> руб. Для отмены операции отправьте СМС с кодом <данные изъяты> на ;

- ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> минут: ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> ОТКАЗ (недостаточно средств) оплата услуг <данные изъяты> AUTOPLATEZH;

- ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ минут: Не удалось исполнить Автоплатеж «Защита дома»: на карте недостаточно средств для оплаты счета на сумму <данные изъяты> руб. Следующая попытка исполнения произойдет через <данные изъяты> дня;

- ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ минут: ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> зачисление <данные изъяты>;

- ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ минут: Автоплатеж «Защита дома» с карты исполнен. Ваш счет на сумму <данные изъяты> руб. оплачен. Комиссия составила <данные изъяты>. (л.д.75-75 оборот)

Согласно сведениям об оказанных услугах связи по абонентскому номеру <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ с номера <данные изъяты> поступали СМС-сообщения в указанное в информации ПАО «Сбербанк» по СМС-сообщениям время. (л.д.121)

Из технологической схемы предоставления услуги «Автоплатеж» для осуществления регулярных платежей (в редакции, действовавшей на ДД.ММ.ГГГГ) следует, что подключение услуги «Автоплатеж» возможно после того, как клиент подтвердит, что он согласен с условиями предоставления данной услуги. (л.д.127-141)

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Поташевская Н.А. подключила услугу «Автоплатеж», подтвердив, что ознакомлена с условиями подключения данной услуги, на списание с карты в пользу ООО СК «Сбербанк страхование» за оплату продукта страхования «Защита дома» сумму <данные изъяты> рубля, периодичностью раз в квартал <данные изъяты> числа. ДД.ММ.ГГГГ Поташевская Н.А. была уведомлена СМС-сообщением о предстоящем ДД.ММ.ГГГГ платеже, но на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе на время исполнения платежа <данные изъяты> минут, установленное Банком, не обеспечила наличие денежных средств на счете списания, в связи с чем, Поташевская Н.А. была проинформирована СМС-сообщением о невозможности исполнения платежа с указанием причины и о том, что следующая попытка списания произойдет через три дня, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, последней даты оплаты за второй период страхования по договору страхования, заключенному Поташевской Н.А. с ООО СК «Сбербанк страхование».

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии вины ПАО «Сбербанк» в том, что несвоевременно произведена оплата за второй период страхования по договору страхования, заключенному Поташевской Н.А. с ООО СК «Сбербанк страхование», в связи с чем, исковые требования Поташевской Н.А. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Поташевской Н.А. к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о взыскании ущерба, компенсации морального вреда и штрафа.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Боровский районный суд Калужской области.

Председательствующий подпись имеется Ю.А. Жарков

Копия верна

Судья