РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2013 г. г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Марковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ОАО «МРСК Сибири» -«Бурятэнерго» о признании требований, изложенных в представлении от 16.08.2013г. законными, прекращении начислений по общедомовым приборам учета электроэнергии, перерасчете уплаченных сумм по общедомовому прибору учета электроэнергии,
Установил:
Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ОАО «МРСК Сибири» -«Бурятэнерго» о признании требований, изложенных в представлении от 16.08.2013г. законными; прекращении начислений по общедомовым приборам учета электроэнергии, установленным в доме, расположенном по <адрес> производстве перерасчета уплаченных сумм по общедомовому прибору учета электроэнергии с 01.07.2013г. до принятия решения судом.
В судебном заседании помощник прокурора Бочарова Е.Н. поддержала исковые требования, пояснила, Северобайкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению жильцов дома № по <адрес> по факту установки общедомовых приборов учета электроэнергии. В ходе проведенной проверки установлено, что во исполнение требований Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 05.04.2012 года на вводе № дома № по <адрес> Северобайкальским РЭС филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» был установлен общедомовой коллективный прибор учета электрической энергии, о чем составлен акт проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии № от 05.04.2012г. На вводе № вышеуказанного дома общедомовой коллективный прибор учета электрической энергии установлен 09.04.2012 года, о чем составлен акт проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии № от 09.04.2012г. В ходе проверок схем учета электрической энергии коллективного прибора учета от 05.09.2012 года и от 25.07.2013 года незаконных подключений к данным приборам учета не обнаружено. В соответствии со справкой, предоставленной Северобайкальским РЭС филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго», от 31.07.2013 г. установка общедомовых приборов учета электрической энергии была произведена сотрудниками указанной организации в апреле 2012 года, то есть ранее установленного законом срока. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии). Согласно Акта обследования жилого помещения № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, заключения № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, Акта обследования жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> - признан аварийным и подлежащим сносу. Таким образом, Северобайкальским РЭС филиала ОАО «МРСК Сибири»- «Бурятэнерго» в нарушение требований ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» допущены нарушения в части установки общедомовых (коллективных) приборов учета электрической энергии в количестве двух штук на признанный в установленном законом порядке аварийным дом. 16.08.2013 года в адрес руководителя Северобайкальского РЭС филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» внесено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего вопросы энергоснабжения и энергосбережения. Представление рассмотрено, требования оставлены без удовлетворения, нарушения не устранены до настоящего момента. Просит иск удовлетворить.
Истцы ФИО2. ФИО1 исковые требования поддержали, просили удовлетворить, также пояснили, что их мнения по установке общедомовых приборов учета не спрашивали.
Представитель ответчика ФИО4 (по доверенности) иск не признала и пояснила, что соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Частью 3 ст. 30 ЖК РФ закреплено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.Закон РФ «О защите прав потребителей» обязывает потребителя оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем, при этом потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем (статья 37).Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.Статьей 541 ГК РФ предусмотрено, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Согласно п. 22 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. В соответствии с пп. «в» п. 52 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам»), действовавшим на момент установки общедомового прибора учета, потребитель обязан в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений. В силу п. 88 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (действовавших в спорный период), собственники жилых помещений в многоквартирном доме, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством РФ. Пункт 138 Основных положений предусмотрено, что для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений. В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее ФЗ «Об энергосбережении»» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета электрической энергии. Согласно ч. 12 этой же статьи, в случае неисполнения требований по установке коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, до 01.07.2012г отношении данных объектов действия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии обязана совершить сетевая организация. Многоквартирный жилой дом № по <адрес> имеет два ввода. Во исполнение требований вышеуказанного закона, 05 апреля 2012г. на вводе № дома № <адрес> Северобайкальским РЭС филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» установлен общедомовой коллективный прибор учета электрической энергии, о чем составлен акт проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии № от 05.042012г. На вводе № вышеуказанного дома общедомовой коллективный прибор учета электрической энергии установлен 09 апреля 2012г., о чем составлен акт проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии № от 09.042012г. Данные приборы учета электрической энергии были установлены до 01.07.2012г., но расчеты по ним не проводились, поскольку введены в эксплуатацию только с 01.05.2013г. Соответственно, фактическое начисление расходов на общедомовые нужды для вышеуказанного дома производилось только с 01 мая 2013г. Кроме того, общедомовые приборы учета электрической энергии устанавливаются ОАО «МРСК Сибири» на безвозмездной основе, без взимания платы как за сам прибор учета, так и за действия по установке, хотя такая возможность предусмотрена действующим законодательством. Так, установка приборов учета электроэнергии в г. Северобайкальск выполнялась полностью за счет средств сетевой организации ОАО «МРСК Сибири» своими силами, а также силами подрядной организации в рамках инвестиционной программы филиала ОАО «МРСК Сибири» и программы перспективного развития систем учета электроэнергии ОАО «МРСК Сибири».Между ОАО «МРСК Сибири» и представителем собственника многоквартирного дома № по <адрес> ООО «Северобайкальские тепловые сети» в соответствии требованиями действующего законодательства надлежащим образом определены границы как балансовой принадлежности сетей, подписан акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон № 710 совместно со схемой раздела границ, согласно которому границей балансовой принадлежности являются изоляторы на трубостойке жилого дома. В ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены общие положения системы обеспечения обязательного учета используемых энергетических ресурсов, включающие и перечень объектов-исключений, на которых учет не осуществляется, это ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 1 января 2013 года. Положения п. 1 ст. 13 названного Закона указывают на нераспространение требований об обязательной организации учета энергетических ресурсов с применением приборов учета для ряда объектов, в том числе для аварийных, подлежащих сносу до 01.01.2013 года. Между тем отсутствие обязательности учета не означает запрет на его организацию. Названная норма, как и Закон об энергосбережении в целом, не содержат положений, запрещающих оборудование аварийного дома, подлежащего сносу до 01.01.2013 коллективным прибором учета, а поэтому оснований для признания установки соответствующего прибора незаконной не имеется. При этом Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введено требование об обязательном учете производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Кроме того, п. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении распространяется именно на аварийные дома, подлежащие сносу до 01.03.2013. Однако многоквартирный дом по <адрес> признан лишь аварийным и подлежащим сносу, однако дата и период сноса в заключении Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не установлены, до настоящего момента также не определены временные рамки сноса спорного дома. Считаем, что законодателем четко дано определение объектов-исключений, при этом в качестве обязательного признака для признания объекта исключением установлен период, до которого аварийный или ветхий дом должен быть снесен или подвергнут капитальному ремонту - до 01.01.2013. Законодатель, устанавливая такое требование в качестве обязательного признака для применения исключения, исходил, в первую очередь, из приоритета обязательности учета потребляемой энергии во всех объектах, в том числе и многоквартирных домах, при этом установил отсутствие именно обязательности учета в аварийных домах, подлежащих либо капитальному ремонту, либо сносу до 01.01.2013, т.к. если указанные объекты будут капитально отремонтированы в срок до 01.01.2013, то в последующем требования об обязательности учета потребленной энергии на них будут распространяться. Исходя из смысла норм действующего законодательства относительно расчетов за потребленную электроэнергию следует, что никаких исключений относительно порядка расчетов для многоквартирных домов, являющихся ветхими, аварийными, подлежащими сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, не предусмотрено. Таким образом, действия ОАО «МРСК Сибири» по установке коллективного прибора учета по <адрес>, а также действия по начислению платы абонентам исходя из показаний общедомового прибора учета являются правомерными. Кроме того, учитывая факт потребления многоквартирным домом электрической энергии, обязанности оплаты приобретенных энергоресурсов, предусмотренной нормами гражданского и жилищного законодательства, доводы прокурора относительно незаконности установки общедомового прибора учета не имеют под собой правовых оснований. Просит в иске отказать.
Представитель МП «Северобайкальскэнерго» ФИО5 доводы представителя ответчика поддержал, просил в иске отказать.
Представитель администрации МО «г. Северобайкальск» просила рассмотреть дело без их участия. Согласно направленного в суд заявления, полагают, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку дом № по <адрес> не подлежит оснащению общедомовым прибором учета электроэнергии по основаниям изложенным в иске. Кроме того, АМО «г.Северобайкальск» как собственник жилищного фонда не давала согласия на установку приборов учета. что подтверждается письмом от 22.03.2012г. №.
Истец ФИО3 извещенная о времени и месте рассмотрения дела не явилась. Суд, учитывая мнение участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявивщихся участников процесса.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
Установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 проживают в доме № по <адрес>. Жилой дом был дважды осмотрен межведомственной комиссией, составлены акты, из которых следует, из акта от ДД.ММ.ГГГГ дом(жилые помещения) не пригодны для проживания, из акта обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ дом признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно заключения МВК от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
05.04.2012 года на вводе № дома № по <адрес> Северобайкальским РЭС филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» был установлен общедомовой коллективный прибор учета электрической энергии, о чем составлен акт проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии № от 05.04.2012г. На вводе № вышеуказанного дома общедомовой коллективный прибор учета электрической энергии установлен 09.04.2012 года, о чем составлен акт проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии № от 09.04.2012г.
16.08.2013г. Северобайкальским межрайонным прокурором в адрес ответчика направлено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего вопросы энергоснабжения, однако, ОАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» требования прокурора не исполнены.
Согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно ч. 12 ст. 13 вышеуказанного закона до 01 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
В ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены общие положения системы обеспечения обязательного учета используемых энергетических ресурсов, включающие и перечень объектов-исключений, на которых учет не осуществляется, это - ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 1 января 2013 года.
При осуществлении расчетов за энергетические ресурсы без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, применяются расчетные способы определения количества энергетических ресурсов, установленные согласно законодательству Российской Федерации. Содержание и порядок выбора способов регулирования цен и тарифов в сфере теплоснабжения и электроэнергетики определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации"
Учитывая, что дом, в котором проживают истцы в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу, согласно требованиям ч.1 ст. 13 Закона об энергосбережении требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяется на ветхие, аварийные объекты, объекты подлежащие сносу, в связи с чем, расчеты между поставщиком и потребителями, проживающими в таких домах не могут быть основаны на показаниях таких приборов. Избранный поставщиком электрической энергии расчетный способ не подлежит применению, а действия ответчиков по установке общедомового прибора учета и начислению потребителям указанных домов платы за электроэнергию на основании данного прибора, не соответствуют требованиям действующего законодательства. Кроме того, установленные ответчиком за свой счет общедомовые приборы учета потребленной электроэнергии в ветхих (непригодных) домах, данные приборы подлежат использованию только для взаимозачетов между сетевой и энергоснабжающей организациями, а не для расчетов с потребителями, проживающими в помещениях в многоквартирных домах, в связи суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требовании Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 удовлетворить.
Признать представление Северобайкальского межрайонного прокурора от 16.08.2013г. законным.
Обязать ОАО «МРСК Сибири» -«Бурятэнерго» прекратить начисление по общедомовым приборам учета электроэнергии, установленным на доме № по <адрес>
Обязать ОАО «МРСК Сибири» -«Бурятэнерго» произвести перерасчет уплаченных ФИО1, ФИО2, ФИО3 сумм по общедомовому прибору учета электроэнергии с 01.07.2013г. до 12.11.2013г.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.
Решение принято в окончательной форме 17.11.2013г.
Судья Н.Г. Рабдаева