ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1308/2015Г от 15.09.2015 Новокубанского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-1308/2015 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новокубанск 15.09.2015 г.

Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Оврах В.Е.,

при секретаре Сильчевой О.Г.,

с участием помощника прокурора Новокубанского района Костенко А.В., представителя ответчика администрации муниципального образования Новокубанский район по доверенности Васильчикова Д.С., представителя ответчика Асатуровой А.А. по доверенности Потемкина Н.И., представителя третьего лица администрации Новокубанского городского поселения по доверенности Потычук А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новокубанский район и Асатуровой А. А.евне о признании договора аренды земельного участка недействительным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Новокубанский район и Асатуровой А. А.евне о признании договора аренды № 2100006236 от 04.09.2014 года земельного участка площадью 600 кв. м., с кадастровым номером № . . . расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, на расстоянии 80 метров по направлению на северо-запад от пересечения улицы Нева и улицы Московская, заключенного между администрацией муниципального образования Новокубанский район и Асатуровой А. А.евной недействительным, указав, что прокуратурой Новокубанского района проведена проверка законности предоставления администрацией муниципального образования Новокубанский район земельного участка, площадью 600 кв.м., с кадастровым номером № . . ., расположенного в г. Новокубанске на расстоянии 80 м по направлению на северо-запад от пересечения ул. Нева и ул. Московская, по результатам которой выявлены нарушения федерального законодательства.

Как установлено проверкой, администрацией муниципального образования Новокубанский район названный земельный участок поставлен на кадастровый учет 04.07.2014 г. с видом разрешенного использования для размещения магазина и кафе, а в последующем он предоставлен с данным видом использования в аренду Асатуровой А.А. по договору от 04.09.2014 г.

08.09.2014 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за № . . . сделана запись о праве аренды Асатуровой А.А. на земельный участок, с кадастровым номером № . . ..

При утверждении схемы расположения земельного участка и последующей постановки участка на кадастровый учет использовались сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, выданные 13.03.2014 г. начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Новокубанский район Мисько Л.А..

В данных сведениях отражено, что в соответствии с генеральным планом Новокубанского городского поселения, утвержденным Решением Совета Новокубанского городского поселения от 19.10.2012 г. № 384 и карты градостроительного зонирования правил землепользования и застройки Новокубанского городского поселения, утвержденных Решением Совета Новокубанского городского поселения от 25.12.2008 № 949 (в редакции от 30.01.2014 г. № 516), земельный участок находится в зоне общественно-жилого назначения (О-Ж).

В зоне общественно-жилого назначения в основных видах разрешенного использования недвижимости предусмотрено размещение магазинов и торговых павильонов, предприятий общественного питания (рестораны, столовые, кафе, закусочные, бары) с количеством посадочных мест до 50 с ограничением по времени работы.

Как установлено проверкой, данные сведения являются необъективными, фактически в месте расположения земельного участка с кадастровым номером № . . ., согласно генеральному плану Новокубанского городского поселения расположена зона транспортной инфраструктуры (ИТ-2).

Кроме того, 01.08.2014 г. решением Совета Новокубанского городского поселения № 585 утверждены новые Правила землепользования и застройки Новокубанского городского поселения, согласно карты градостроительного зонирования данных правил земельный участок также расположен в зоне транспортной инфраструктуры (ИТ-2).

В соответствии с требованиями п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, каждый земельный участок должен принадлежать только одной территориальной зоне.

Согласно ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основным документом для разработки Правил землепользования и застройки города является генеральный план городского поселения.

Как это следует из п. 1 ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, несоответствие правил землепользования и застройки схеме территориального планирования муниципального района, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа является основанием для внесения соответствующих изменений в правила землепользования и застройки.

При наличии разночтения в назначении территории, к которой относится земельный участок с кадастровым номером 23:21:0401005:4196, установленном генеральным планом и правилами землепользования и застройки Новокубанского городского поселения у администрации муниципального образования Новокубанский район не имелось правовых оснований для установления вида разрешенного использования для размещения магазина и кафе.

Согласно правилам землепользования и застройки Новокубанского городского поселения в основных и вспомогательных видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне транспортной инфраструктуры (ИТ-2) не предусмотрено размещение магазинов и кафе. Размещение данных объектов в зоне транспортной инфраструктуры (ИТ-2) предусмотрено как условно-разрешенный вид использования, на который необходимо получение разрешения в соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам обсуждения на публичных слушаниях с привлечением населения, по результатам которых специальная комиссия администрации Новокубанского городского поселения осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования или об отказе в его предоставлении, и уже потом глава администрации Новокубанского городского поселения принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования.

Как установлено проверкой, публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования по обозначенному земельному участку администрацией Новокубанского городского поселения не проводилось.

При таких обстоятельствах перед установлением цели использования земельного участка - размещение магазина и кафе, получение разрешения в порядке ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации является обязательным.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.07.2010 г. № 931-О-О "По жалобе гражданки Андроновой О. О. на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", приоритетной целью регламентации градостроительной деятельности является обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии, что необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

В нарушение вышеуказанных требований администрация муниципального образования Новокубанский район без предварительного получения разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка утвердила схему размещения земельного участка с видом разрешенного использования земельного участка «размещение магазина и кафе», а в последующем предоставила земельный участок в аренду Асатуровой А.А. для обозначенных целей.

Данными действиями нарушен принцип соблюдения баланса публичных и частного интересов, предусмотренный ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, послуживший основанием для коллективного обращения в прокуратуру Новокубанского района и в адрес и.о. главы муниципального образования Новокубанский район жителей многоквартирных домов г. Новокубанска по <адрес> и 40, <адрес> и 42, о несогласии со строительством магазина и кафе на обозначенном земельному участке.

По заявлению Асатуровой А.А. администрацией Новокубанского городского поселения Новокубанского района 14.07.2015 г. был подготовлен градостроительный план земельного участка и согласованы земляные работы по переносу линии связи, попадающей в пятно застройки, отображенного на градостроительном чертеже. Работы по строительству в настоящее время не проводились, был осуществлен перенос линии связи.

По информации администрации Новокубанского городского поселения на собрании жильцов многоквартирного жилого дома по <адрес> в г. Новокубанске, прошедшего 17.07.2015 г., принято участие главы Новокубанского городского поселения на котором им выражено решение о возможном запрете строительства на вышеуказанном земельном участке.

Между тем, в силу п. 17 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 данного Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.

Кроме того, фактически земельный участок с кадастровым номером № . . ., расположен в озелененной территории общего пользования (газоны), вдоль дороги по <адрес> г. Новокубанска.

Прокуратурой района выявлено, что Правила землепользования и застройки Новокубанского городского поселения в указанной зоне противоречат требованиям градостроительного законодательства, ввиду чего подлежат приведению в соответствие требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.

Так, согласно карте функциональных зон генерального плана Новокубанского городского поселения по ул. Нева от ул. Ленина до ул. Шоссейная расположена зона инженерной и транспортной инфраструктур (территории магистральных улиц общегородского и районного значения).

В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Новокубанского городского поселения в указанной территории ул. Нева расположена как зона транспортной инфраструктуры (ИТ-2), так и зона рекреации (Р). Расположение зоны рекреации на данной территории осуществлено с наложением на фактическое расположение дороги местного значения по ул. Нева, а зоны транспортной инфраструктуры наложены на существующие газоны вдоль ул. Нева по четной и нечетной сторонам, обозначающимися по смыслу содержания карты зонирования территории Правил землепользования и застройки Новокубанского городского поселения по ул. Первомайская, ул. 3-го Интернационала (от ул. Первомайская по ул. Кубанская) и ул. Ставропольская, зоной рекреации.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения (п.п. 1 и 2 ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с п. 1.1.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказ Госстроя РФ от 15.12.1999 г. № 153, зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

В силу ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

Согласно ч. 10 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по результатам указанной в ч. 9 данной статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в ч. 9 названной статьи, в комиссию на доработку.

Таким образом, на органах местного самоуправления лежит задача проверки соответствия проекта правил землепользования и застройки обязательным требованиям технических регламентов, а также документам территориального планирования.

При проверке проекта Правил землепользования и застройки Новокубанского городского поселения органом местного самоуправления не были выполнены надлежащим образом перечисленные требования федерального закона, которые имеют прямое указание, в результате чего не определено надлежащим образом на указанной территории ул. Нева расположение зон рекреации и транспортной инфраструктуры, и как следствие правовые условия формирования территории рекреации при перспективном градостроительном развитии, что ставит под сомнение обоснованность существующей застройки с уничтожением озелененных территорий, в том числе на примере размещения объектов розничной торговли и кафе на земельном участке с кадастровым номером № . . . (на расстоянии 80 м по направлению на северо-запад от пересечения ул. Нева и ул. Московской) в соответствии с договором аренды от 04.09.2014 г., заключенным между администрацией муниципального образования Новокубанский район и Асатуровой А.А.

По данному факту на Правила землепользования и застройки Новокубанского городского поселения прокуратурой района принесен протест в Совет Новокубанского городского поселения.

Также процедура предоставления земельного участка в аренду проведена с нарушением принципов публичности.

Так, извещение о проведении 04.09.2014 г. торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером № . . . опубликовано в Муниципальном вестнике № 99 тиражом 230 экземпляров.

В Муниципальном вестнике № 99 указано, что данное издание является приложением к газете «Свет маяков» от 02.08.2014 г. № 93 (11448). Между тем, выпуск газеты «Свет Маяков» от 02.08.2014 г. № 93 (11448) издан тиражом 4976 экземпляров и Муниципальный вестник № 99 не представлялся издателем подписчикам газеты, не направлялся в розничную продажу или свободное распространение для населения Новокубанского района, газета распространяется самостоятельно без приложения.

Приложение «Муниципальный вестник» не могут считаться вкладышем к газете «Свет Маяков» (зарегистрированной как самостоятельное средство массовой информации), поскольку не имеет сквозную нумерацию страниц и выходные данные зарегистрированного средства массовой информации газеты «Свет Маяков», которые должны размещаться в объеме основного издания и соответствовать регистрационным данным этого (основного) издания.

Приложение «Муниципальный вестник» полиграфически самостоятельно оформлено, имеет выходные сведения отдельного периодического печатного издания, предусмотренные ст. 27 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Таким образом, фактически «Муниципальный вестник» является самостоятельным периодическим печатным изданием, неподлежащим регистрации, ввиду издания тиражом менее одной тысячи экземпляров (ст. 12 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

Подписчики газеты «Свет Маяков» не имели возможности ознакомиться с печатным изданием «Муниципальный вестник» путем приобретения, поскольку в свободной продаже названное приложение отсутствует, а также оно не распространяется бесплатно в киосках.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002 г. № 1369 утвержден Перечень средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений.

Согласно данному Перечню по Новокубанскому району утверждено одно средство массовой информации (газета) «Свет Маяков».

В связи с чем, сообщения, связанные с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений, опубликовано не в газете «Свет Маяков», а в ином печатном издании, отсутствующем в свободной продаже и тираж которого в десятки раз меньше тиража газеты.

В силу требований п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 28.12.2013 г. № 72), органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Требование к соблюдению данных принципов путем осуществления публикации подобных сообщений непосредственно в официальных печатных изданиях с наибольшим тиражом для ознакомления широкого круга общественности, сформировано также в правовой позиции Высшего Арбитражного суда РФ в определении от 25.01.2013 № ВАС-18149/12 по делу № А56-71998/2011.

Несмотря на перечисленные требования законодательства ООО «Редакция газеты «Свет Маяков» необоснованно давалось разрешение на выход в свет печатного издания «Муниципальный вестник», а также ранее давалось разрешение по печатному изданию «Официальный вестник», с регулярным указанием в его наименовании «Приложение к газете «Свет Маяков», хотя фактически данное издание не является приложением (вкладышем) газеты «Свет Маяков».

С учетом изложенных нарушений закона прокуратурой района в феврале 2015 года внесены представления в адрес генерального директора ООО «Редакция газеты «Свет Маяков» и главы администрации муниципального образования Новокубанский район, по результатам которых нарушения устранены.

По представлению администрацией организовано опубликование сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений, непосредственно в официальном печатном издании с наибольшим тиражом – газете «Свет Маяков», а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Совокупность приведенных обстоятельств подтверждает, что сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0401005:4196, сделано в порядке и способом, не соответствующим цели такой публикации, заведомо не позволяющим обеспечить доступность для широкого круга общественности сведений о предоставлении земельного участка для целей строительства магазина и кафе.

Изложенные обстоятельства нарушают интересы неопределенного круга лиц на благоприятные условия жизнедеятельности, в связи с чем прокурор просит признать недействительным договор аренды № 2100006236 от 04.09.2014 года земельного участка площадью 600 кв. м., с кадастровым номером № . . ., расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, на расстоянии 80 метров по направлению на северо-запад от пересечения <адрес>, заключенного между администрацией муниципального образования Новокубанский район и Асатуровой А. А.евной, и аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № . . . от 08.09.2014 года о праве аренды Асатуровой А. А.евны на земельный участок площадью 600 кв. м., с кадастровым номером № . . ., расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, на расстоянии 80 метров по направлению на северо-запад от пересечения улицы Нева и улицы Московская.

В судебном заседании помощник прокурора Новокубанского района Костенко А.В. иск поддержал по доводам указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Новокубанский район по доверенности Васильчиков Д.С. иск не признал.

Представитель ответчика Асатуровой А.А. по доверенности Потемкин Н.И. иск также не признал.

Представитель третьего лица администрации Новокубанского городского поселения по доверенности Потычук А.Г. с иском прокурора был согласен и просил его удовлетворить.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает необходимым иск удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Новокубанского района проведена проверка законности предоставления администрацией муниципального образования Новокубанский район земельного участка, площадью 600 кв.м., с кадастровым номером № . . ., расположенного в г. Новокубанске на расстоянии 80 м по направлению на северо-запад от пересечения ул. Нева и ул. Московская, по результатам которой выявлены нарушения федерального законодательства.

Как установлено проверкой, администрацией муниципального образования Новокубанский район, данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 04.07.2014 г. с видом разрешенного использования для размещения магазина и кафе, а в последующем он предоставлен с данным видом использования в аренду Асатуровой А.А. по договору от 04.09.2014 года.

08.09.2014 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за № . . . сделана запись о праве аренды Асатуровой А.А. на земельный участок, с кадастровым номером № . . ..

При утверждении схемы расположения земельного участка и последующей постановки участка на кадастровый учет использовались сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, выданные 13.03.2014 г. начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Новокубанский район Мисько Л.А..

В данных сведениях отражено, что в соответствии с генеральным планом Новокубанского городского поселения, утвержденным Решением Совета Новокубанского городского поселения от 19.10.2012 г. № 384 и карты градостроительного зонирования правил землепользования и застройки Новокубанского городского поселения, утвержденных Решением Совета Новокубанского городского поселения от 25.12.2008 г. № 949 (в редакции от 30.01.2014 г. № 516), земельный участок находится в зоне общественно-жилого назначения (О-Ж).

В зоне общественно-жилого назначения в основных видах разрешенного использования недвижимости предусмотрено размещение магазинов и торговых павильонов, предприятий общественного питания (рестораны, столовые, кафе, закусочные, бары) с количеством посадочных мест до 50 с ограничением по времени работы.

Как установлено проверкой, данные сведения являются необъективными, фактически в месте расположения земельного участка с кадастровым номером № . . ., согласно генеральному плану Новокубанского городского поселения расположена зона транспортной инфраструктуры (ИТ-2).

Кроме того, 01.08.2014 г. решением Совета Новокубанского городского поселения № 585 утверждены новые Правила землепользования и застройки Новокубанского городского поселения, согласно карты градостроительного зонирования данных правил земельный участок также расположен в зоне транспортной инфраструктуры (ИТ-2).

В соответствии с требованиями п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, каждый земельный участок должен принадлежать только одной территориальной зоне.

Согласно ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основным документом для разработки Правил землепользования и застройки города, является генеральный план городского поселения.

Как это следует из п. 1 ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, несоответствие правил землепользования и застройки схеме территориального планирования муниципального района, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа является основанием для внесения соответствующих изменений в правила землепользования и застройки.

При наличии разночтения в назначении территории, к которой относится земельный участок с кадастровым номером 23:21:0401005:4196, установленном генеральным планом и правилами землепользования и застройки Новокубанского городского поселения у администрации муниципального образования Новокубанский район не имелось правовых оснований для установления вида разрешенного использования для размещения магазина и кафе.

Согласно правилам землепользования и застройки Новокубанского городского поселения в основных и вспомогательных видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне транспортной инфраструктуры (ИТ-2) не предусмотрено размещение магазинов и кафе. Размещение данных объектов в зоне транспортной инфраструктуры (ИТ-2) предусмотрено как условно-разрешенный вид использования, на который необходимо получение разрешения в соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам обсуждения на публичных слушаниях с привлечением населения, по результатам которых специальная комиссия администрации Новокубанского городского поселения осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования или об отказе в его предоставлении, и только потом глава администрации Новокубанского городского поселения принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования.

Как установлено проверкой, публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования по обозначенному земельному участку администрацией Новокубанского городского поселения не проводилось.

При таких обстоятельствах перед установлением цели использования земельного участка - размещение магазина и кафе, получение разрешения в порядке ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации является обязательным.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.07.2010 г. № 931-О-О "По жалобе гражданки Андроновой О. О. на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", приоритетной целью регламентации градостроительной деятельности является обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии, что необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

В нарушение вышеуказанных требований администрация муниципального образования Новокубанский район без предварительного получения разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка утвердила схему размещения земельного участка с видом разрешенного использования земельного участка «размещение магазина и кафе», а в последующем предоставила земельный участок в аренду Асатуровой А.А. для обозначенных целей.

Данными действиями нарушен принцип соблюдения баланса публичных и частного интересов, предусмотренный ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, послуживший основанием для коллективного обращения в прокуратуру Новокубанского района и в адрес и.о. главы муниципального образования Новокубанский район жителей многоквартирных домов г. Новокубанска по улице Нева, 42 и 40, улице Московская, 40 и 42, о несогласии со строительством магазина и кафе на обозначенном земельному участке.

По заявлению Асатуровой А.А. администрацией Новокубанского городского поселения Новокубанского района 14.07.2015 г. был подготовлен градостроительный план земельного участка и согласованы земляные работы по переносу линии связи, попадающей в пятно застройки, отображенного на градостроительном чертеже. Работы по строительству в настоящее время не проводились, был осуществлен перенос линии связи.

По информации администрации Новокубанского городского поселения на собрании жильцов многоквартирного жилого дома по <адрес> в г. Новокубанске, прошедшего 17.07.2015 г., принято участие главы Новокубанского городского поселения на котором им выражено решение о возможном запрете строительства на вышеуказанном земельном участке.

В силу п. 17 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 данного Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.

Кроме того, фактически земельный участок с кадастровым номером № . . ., расположен в озелененной территории общего пользования (газоны), вдоль дороги по <адрес> г. Новокубанска.

Прокуратурой района выявлено, что Правила землепользования и застройки Новокубанского городского поселения в указанной зоне противоречат требованиям градостроительного законодательства, ввиду чего подлежат приведению в соответствие требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.

Так, согласно карте функциональных зон генерального плана Новокубанского городского поселения по ул. Нева от ул. Ленина до ул. Шоссейная расположена зона инженерной и транспортной инфраструктур (территории магистральных улиц общегородского и районного значения).

В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Новокубанского городского поселения в указанной территории ул. Нева расположена как зона транспортной инфраструктуры (ИТ-2), так и зона рекреации (Р). Расположение зоны рекреации на данной территории осуществлено с наложением на фактическое расположение дороги местного значения по ул. Нева, а зоны транспортной инфраструктуры наложены на существующие газоны вдоль ул. Нева по четной и нечетной сторонам, обозначающимися по смыслу содержания карты зонирования территории Правил землепользования и застройки Новокубанского городского поселения по ул. Первомайская, ул. 3-го Интернационала (от ул. Первомайская по ул. Кубанская) и ул. Ставропольская, зоной рекреации.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения (п.п. 1 и 2 ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с п. 1.1.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказ Госстроя РФ от 15.12.1999 г. № 153, зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

В силу ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

Согласно ч. 10 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по результатам указанной в ч. 9 данной статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в ч. 9 названной статьи, в комиссию на доработку.

Таким образом, на органах местного самоуправления лежит задача проверки соответствия проекта правил землепользования и застройки обязательным требованиям технических регламентов, а также документам территориального планирования.

При проверке проекта Правил землепользования и застройки Новокубанского городского поселения органом местного самоуправления не были выполнены надлежащим образом перечисленные требования федерального закона, которые имеют прямое указание, в результате чего не определено надлежащим образом на указанной территории ул. Нева расположение зон рекреации и транспортной инфраструктуры, и как следствие правовые условия формирования территории рекреации при перспективном градостроительном развитии, что ставит под сомнение обоснованность существующей застройки с уничтожением озелененных территорий, в том числе на примере размещения объектов розничной торговли и кафе на земельном участке с кадастровым номером № . . . (на расстоянии 80 м по направлению на северо-запад от пересечения ул. Нева и ул. Московской) в соответствии с договором аренды от 04.09.2014 г., заключенным между администрацией муниципального образования Новокубанский район и Асатуровой А.А.

По данному факту на Правила землепользования и застройки Новокубанского городского поселения прокуратурой района принесен протест в Совет Новокубанского городского поселения.

Также процедура предоставления земельного участка в аренду проведена с нарушением принципов публичности.

Так, извещение о проведении 04.09.2014 г. торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером № . . . опубликовано в Муниципальном вестнике № 99 тиражом 230 экземпляров.

В Муниципальном вестнике № 99 указано, что данное издание является приложением к газете «Свет маяков» от 02.08.2014 г. № 93 (11448). Между тем, выпуск газеты «Свет Маяков» от 02.08.2014 г. № 93 (11448) издан тиражом 4976 экземпляров и Муниципальный вестник № 99 не представлялся издателем подписчикам газеты, не направлялся в розничную продажу или свободное распространение для населения Новокубанского района, газета распространяется самостоятельно без приложения.

Приложение «Муниципальный вестник» не могут считаться вкладышем к газете «Свет Маяков» (зарегистрированной как самостоятельное средство массовой информации), поскольку не имеет сквозную нумерацию страниц и выходные данные зарегистрированного средства массовой информации газеты «Свет Маяков», которые должны размещаться в объеме основного издания и соответствовать регистрационным данным этого (основного) издания.

Приложение «Муниципальный вестник» полиграфически самостоятельно оформлено, имеет выходные сведения отдельного периодического печатного издания, предусмотренные ст. 27 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Таким образом, фактически «Муниципальный вестник» является самостоятельным периодическим печатным изданием, неподлежащим регистрации, ввиду издания тиражом менее одной тысячи экземпляров (ст. 12 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

Подписчики газеты «Свет Маяков» не имели возможности ознакомиться с печатным изданием «Муниципальный вестник» путем приобретения, поскольку в свободной продаже названное приложение отсутствует, а также оно не распространяется бесплатно в киосках.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002 № 1369 утвержден Перечень средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений.

Согласно данному Перечню по Новокубанскому району утверждено одно средство массовой информации (газета) «Свет Маяков».

В связи с чем, сообщения, связанные с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений, опубликовано не в газете «Свет Маяков», а в ином печатном издании, отсутствующем в свободной продаже и тираж которого в десятки раз меньше тиража газеты.

В силу требований п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 28.12.2013 г. № 72), органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Несмотря на перечисленные требования законодательства ООО «Редакция газеты «Свет Маяков» необоснованно давалось разрешение на выход в свет печатного издания «Муниципальный вестник», а также ранее давалось разрешение по печатному изданию «Официальный вестник», с регулярным указанием в его наименовании «Приложение к газете «Свет Маяков», хотя фактически данное издание не является приложением (вкладышем) газеты «Свет Маяков».

С учетом изложенных нарушений закона прокуратурой района в феврале 2015 года внесены представления в адрес генерального директора ООО «Редакция газеты «Свет Маяков» и главы администрации муниципального образования Новокубанский район, по результатам которых нарушения устранены.

По представлению администрацией организовано опубликование сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений, непосредственно в официальном печатном издании с наибольшим тиражом – газете «Свет Маяков», а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Совокупность приведенных обстоятельств подтверждает, что сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером № . . ., сделано в порядке и способом, не соответствующим цели такой публикации, заведомо не позволяющим обеспечить доступность для широкого круга общественности сведений о предоставлении земельного участка для целей строительства магазина и кафе, в связи с чем иск прокурор подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным договор аренды № 2100006236 от 04.09.2014 года земельного участка площадью 600 кв. м., с кадастровым номером № . . ., расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, на расстоянии 80 метров по направлению на северо-запад от пересечения <адрес>, заключенный между администрацией муниципального образования Новокубанский район и Асатуровой А. А.евной.

Аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 23-23-09/045/2014-129 от 08.09.2014 года о праве аренды Асатуровой А. А.евны на земельный участок площадью 600 кв. м., с кадастровым номером № . . ., расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, на расстоянии 80 метров по направлению на северо-запад от пересечения <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Оврах В.Е.