ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1308/2018 от 19.06.2018 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июня 2018 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Куреновой А.В., при секретаре судебного заседания Борта В.Ю.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» ФИО2, действующей на основании доверенности от 21.03.2018 № 08-904, действительной до 31.12.2018, представителя третьего лица ИРО ФСС ФИО3, действующей на основании доверенности от 27.12.2017 № 409, действительной по 31.12.2018,

рассмотрев гражданское дело № 2-1308/2018 по иску ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» о признании решения об отказе в выплате пособия незаконным, обязании назначить выплату пособия по уходу за ребенком до трех лет,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований с учетом уточнений истец указала о том, что в связи с рождением ребенка ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. ДД.ММ.ГГГГ ребенку исполнилось полтора года, место в дошкольном учреждении им пока не определено, считает, что имеет право на получение пособия до трех лет, поскольку вместе с ней проживают еще двое несовершеннолетних детей. Проживание несовершеннолетнего сына с отцом, а не с ней не должно влиять на ее право на получение пособия на ребенка до трех лет. В связи с чем считает, что решение ОГКУ «УСЗН по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» № 1 от 20.04.2018 об отказе в назначении пособия на ребенка до трех лет незаконным. Просит признать данное решение незаконным, обязать ответчика выплачивать пособие с ДД.ММ.ГГГГ по август 2018 года.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что с 01.09.2018 ее ребенок будет зачислен в дошкольное образовательное учреждение, в связи с чем право на получение меры социальной поддержки по этим основаниям она утратит.

В судебном заседании представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» ФИО2 исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, в которых указала, что исходя из анализа действующего законодательства и документов, представленных истцом, следует, что истцом не соблюдено условие, дающее право на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего или последующих детей, а именно совместное проживание истца с сыном Ч.И.М., не достигшим совершеннолетия. Просила в иске отказать.

В судебном заседании представитель третьего лица ГУ ИРО ФСС ФИО3 поддержала доводы отзыва, в котором указала, что средства Фонда социального страхования Российской Федерации на вид выплат как пособие по уходу за ребенком до трех лет не выделяются и не расходуются, поскольку не относится к государственным пособиям в связи с тем, что является дополнительной мерой государственной поддержки семей, имеющих детей, принятой на региональном уровне. Просила оставить решение вопроса на усмотрение суда.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Иркутской области от 18.09.2009 № 261/40-1111 «О министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области» утверждено Положение о министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, которое устанавливает правовой статус, задачи, функции, организацию деятельности министерства.

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан.

Согласно пп. 46 п. 8 вышеназванного Положения, министерство в целях реализации мер социальной поддержки предоставляет социальные выплаты и единовременные денежные выплаты отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством.

Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно, через территориальные подразделения (управления) министерства, обладающие правами юридического лица, и (или) через государственные учреждения Иркутской области, учредителем которых от имени Иркутской области выступает министерство.

В соответствии с Уставом, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» создано в соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области от 07.07.2014 № 564-рп. Предметом деятельности учреждения является реализация задач и функций учредителя министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Согласно статье 1 Закона Иркутской области от 02.11.2012 N 101-ОЗ (ред. от 13.03.2018) "О ежемесячной денежной выплате в Иркутской области семьям в случае рождения, усыновления (удочерения) третьего или последующих детей", настоящий Закон устанавливает дополнительную меру социальной поддержки проживающим (пребывающим) на территории Иркутской области семьям в виде ежемесячной денежной выплаты в случае рождения, усыновления (удочерения) (далее - усыновление) третьего или последующих детей.

Статьей 2 Закона предусмотрено, что право на ежемесячную денежную выплату имеют проживающие (пребывающие) на территории Иркутской области: семьи, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в целом по Иркутской области в расчете на душу населения (далее - величина прожиточного минимума), в которых в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года родился третий или последующий ребенок (пп. 1 п. 1). При определении права семьи на ежемесячную денежную выплату учитываются предыдущие рожденные (усыновленные) (совершеннолетние, несовершеннолетние) дети (далее - предыдущие дети) (п. 2). При определении права семьи на ежемесячную денежную выплату не учитываются: 1) ребенок, в связи с рождением которого возникло право на получение ежемесячной денежной выплаты, и предыдущие дети, в отношении которых родитель ребенка, обратившийся за предоставлением ежемесячной денежной выплаты, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах (п. 3). За предоставлением ежемесячной денежной выплаты вправе обратиться один из родителей (усыновителей) ребенка (далее - родитель) при соблюдении следующих условий: 1) наличие у родителя, ребенка и предыдущих детей гражданства Российской Федерации; 2) наличие у родителя, ребенка и предыдущих детей, не достигших совершеннолетия, места жительства (места пребывания) на территории Иркутской области; 3) совместное проживание родителя с ребенком и предыдущими детьми, не достигшими совершеннолетия (п. 4). Ежемесячная денежная выплата предоставляется: 1) семьям, указанным в пунктах 1 - 4 части 1 настоящей статьи, - со дня достижения ребенком возраста полутора лет до достижения ребенком возраста трех лет (п. 5). Ежемесячная денежная выплата предоставляется семьям, указанным в пунктах 1 - 4 части 1 настоящей статьи, в случае, если ребенок и (или) предыдущие дети (один из предыдущих детей) не посещает (не посещают) муниципальные дошкольные образовательные организации или посещает (посещают) группы кратковременного пребывания детей в муниципальных дошкольных образовательных организациях в связи с отсутствием мест в таких организациях, отсутствием в населенном пункте по месту жительства (месту пребывания) муниципальных дошкольных образовательных организаций либо по медицинским показаниям. Если ребенок и (или) предыдущие дети (один из предыдущих детей) не посещает (не посещают) муниципальные дошкольные образовательные организации по иным причинам, ежемесячная денежная выплата не предоставляется (п. 5.1).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 ст. 4 Закона, ежемесячная денежная выплата предоставляется семьям, указанным в пунктах 1 - 4 части 1 статьи 2 настоящего Закона, - со дня достижения ребенком возраста полутора лет, но не более чем за один месяц до дня обращения родителя за предоставлением ежемесячной денежной выплаты.

В соответствии с решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 21.09.2017 по гражданскому делу № 2-1814/2017 место жительства несовершеннолетнего ребенка Ч.И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родителями которого являются Ч.М.С. и Ч.А.А., определено с отцом Ч.М.С. В удовлетворении встречного иска ФИО1 к Ч.М.С. об определении места жительства ребенка отказано.

Решение суда вступило в законную силу 28.10.2017.

Из материалов дела также следует, что ФИО1 является матерью несовершеннолетних Ч.Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ч.Т.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отцом которых является Ч.М.С., М.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отцом которого является М.С.С.

29.03.2018 ФИО1 обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГМ.А.С. с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения третьего или последующих детей в соответствии с Законом Иркутской области от 02.11.2012 № 101-оз «О ежемесячной денежной выплате в Иркутской области семьям в случае рождения, усыновления (удочерения) третьего или последующих детей».

Согласно заявлению в качестве членов семьи заявителя, участвующих в расчете меры социальной поддержки, указаны несовершеннолетние дети заявителя Ч.Т.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ч.Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

К заявлению также были приложены справки о доходах М.С.С., ФИО1, о составе семьи и места жительства.

Согласно справке АО «Братскэнергоремонт» от 15.05.2018, ФИО1 перечисляются алименты в размере 33% от дохода на содержание несовершеннолетних детей от сотрудника Ч.М.С. Взыскания алиментов за последние 6 месяцев составили: ноябрь 2017 года – 16 379,16 рублей, декабрь 2017 года – 18 695,62 рублей, январь 2018 года – 15 807,24 рублей, февраль 2018 года – 11 676,92 рублей, март 2018 года – 10 760,26 рублей, апрель 2018 года – 11 676,92 рублей, всего 84 996,12 рублей.

Из справки ООО фирма «Орел» от 17.05.2018 следует, что М.С.С. работает с 08.02.2016, его заработная составила: ноябрь 2017 года – 17 600 рублей, декабрь 2017 года – 16 800 рублей, январь 2018 года – 14 400 рублей, февраль 2018 года – 16 000 рублей, март 2018 года – 16 800 рублей, апрель 2018 года – 16 800 рублей.

Согласно справке ИП ФИО14, ФИО1 работает с 04.12.2015. С 15.03.2018 по настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Сумма выплат пообия по уходу за ребенком до 1,5 лет составила за 6 месяцев: ноябрь 2017 года – 7 970,78 рублей, декабро 2017 года – 7 970,78 рублей, январь 2018 года – 7 970,78 рублей, февраль 2018 года – 8 170,05 рублей, март 2018 года 3 689,79 рублей, апрель 2018 года – 0,00 рублей.

Решением ОГКУ Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» № 1 от 20.04.2018 ФИО1 отказано в мерах социальной поддержки по ежемесячной денежной выплате семьям в случае рождения третьего или последующих детей в соответствии с Законом Иркутской области № 101-ОЗ от 02.11.2012 в связи с отсутствием совместного проживания родителя с предыдущими детьми, не достигшими совершеннолетия.

С таким решением суд не может согласиться, поскольку одним из условий для получения дополнительной меры социальной поддержки является рождение в семье в период с 01.01.2013 по 31.12.2017 третьего или последующего ребенка.

Как установлено в судебном заседании, истица является матерью четверых детей. Проживание несовершеннолетнего сына истицы Ч.И.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с отцом Ч.М.С. по месту жительства последнего, не должно нарушать право истицы на получение дополнительной меры социальной поддержки, поскольку с истицей продолжают проживать трое несовершеннолетних детей, с рождением одного из которых, а именно М.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, у истицы возникло право на получение меры социальной поддержки в виде пособия по уходу за ребенком до достижения трех лет. В связи с чем суд считает, что данное условие для получения меры социальной поддержки истицей соблюдено.

Согласно справке МБДОУ «Детский сад № 1 «Чебурашка» от 24.05.2018 № 5, М.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, будет зачислен на 2018-2019 учебный год в МБДОУ «Детский сад № 1 «Чебурашка» с 01.09.2018.

Таким образом, несовершеннолетний М.А.С. с момента обращения истицы и до настоящего времени не посещает муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение.

Из решения ОГКУ, его возражений следует, что иных оснований для отказа истице в получении дополнительной меры социальной поддержки не усматривается и в судебном заседании иных обстоятельств, по которым истице должно быть отказано в назначении меры социальной поддержки, не установлено.

При таких обстоятельствах, суд считает решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» № 1 от 20.04.2018 об отказе в назначении МСП незаконным. Учитывая, что истица своевременно в пределах одного месяца со дня достижения ребенком возраста полутора лет обратилась за назначением дополнительной меры социальной поддержки суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по назначению истице пособия до трех лет в связи с рождением третьего и последующих детей начиная с момента достижения несовершеннолетнего М.А.С. возраста полутора лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку в судебном заседании установлена дата зачисления несовершеннолетнего М.А.С. в дошкольное образовательное учреждение с 01.09.2018 и с момента зачисления несовершеннолетнего ребенка в дошкольное учреждение истица теряет право на меру социальной поддержки суд считает возможным определить период выплаты пособия с 15.03.2018 по 31.08.2018.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать решение ОГКУ Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» № 1 от 20.04.2018 об отказе в назначении ФИО1 меры социальной поддержки незаконным.

Обязать областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» назначить и выплачивать ФИО1 ежемесячно пособие по уходу за ребенком до трех лет в связи с рождением ребенка М.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 15 марта 2018 года по 31 августа 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Куренова