ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1308/2021 от 24.03.2021 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 марта 2021 года Свердловский районный суд г.Иркутска

в составе председательствующего судьи Новоселецкой Е.И.,

при секретаре Федунь А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0036-01-2021-000464-03 (2-1308/2021) по иску ФИО1 к Областному государственному учреждению Центр занятости населения *** об отмене приказа о снятии с учета в качестве безработного,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 (далее – истец) обратилась в суд с исковым заявлением к Областному государственному учреждению Центр занятости населения *** (далее – ответчик) об отмене приказа о снятии с учета в качестве безработного, мотивируя свои требования тем, что *** дистанционно, посредством информационно-аналитической системы, она обратилась в ОГКУ ФИО2 с заявлением о регистрации в целях поиска подходящей работы, постановки на учет в качестве безработного (***).

На период подачи заявления и до настоящего времени она проживает по адресу: ***, имеет временную регистрацию по адресу: *** Постоянной регистрации в *** у нее нет в связи с отсутствием в собственности жилого помещения.

*** в ходе очередной (очной) перерегистрации в качестве безработного специалист Центра заметила в ее паспорте отсутствие о постоянной регистрации по месту жительства, в связи с чем, приказом от ****** она была снята с учета в качестве безработной в связи с попыткой получении пособия «обманным путем».

Выплата пособия по безработице прекращена с ***, в декабре 2020 года ей предъявлены требования о возврате денежных средств в размере 21748,81 руб., полученных за период с *** по ***.

С указанным приказом она не согласна, поскольку факт ее проживания в *** с 2002 года непрерывно подтверждается постановкой ее на регистрационный учет, записями в трудовой книжке.

Полагает действия ответчика незаконными, в связи с чем, просит суд отменить приказ ОГКУ Центр занятости населения *** от ******

Истец ФИО1, ее представитель по устному заявлению ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель ответчика ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый

имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от ****** «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации»).

В статье 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации /п. 1 ст. 3 Закона/.

Согласно п. 2 указанной статьи, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

В соответствии с п. 2 ст. 35 Закона, выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с *** по *** ФИО1 была зарегистрирована по адресу: ***.

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания *** от ***ФИО1, ***, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: *** на срок с *** по ***.

Ранее в период с *** по ***, с *** по *** ФИО1 также была зарегистрирована по месту пребывания по вышеуказанному адресу.

Из представленной суду трудовой книжки *** от *** следует, что с 2002 года ФИО1 осуществляла трудовую деятельность на территории *** и ***, *** уволена по собственному желанию.

*** ФИО1 дистанционно, посредством информационно-аналитической системы обратилась в ОГКУ Центр занятости населения *** с заявлением *** о постановке ее на учет в качестве безработной. В качестве места жительства указан адрес: ***

Приказом ОГКУ Центр занятости населения *** от ****** ФИО1 зарегистрирована в качестве безработной с ***. Установлен период выплаты пособия по безработице 6 месяцев с *** по ***.

Приказом ОГКУ Центр занятости населения *** от ****** ФИО1 снята с регистрационного учета в качестве безработной с *** в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.

На основании приказа ОГКУ Центр занятости населения *** от ****** ФИО1 прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного с *** в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.

Не согласившись с приказами, ФИО1 обратилась в суд, указав, указав, что положения Закона «О занятости населения в РФ» не связывают определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Так с 2002 года она работала и проживала на территории ***, местом ее фактического проживания является ***, а осуществить регистрацию по месту жительства в городе Иркутске она не может по причине отсутствия недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Проверяя законность требования истца, суд приходит к следующему.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительством Российской Федерации издано постановление от ******, которым утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Пунктом 1 Правил предусмотрено, что в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Согласно п. 2 Правил, регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме /п. 8 Правил/.

Таким образом, решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости, а регистрация безработных граждан - осуществляется по месту жительства таких граждан.

Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В статье 2 Закона Российской Федерации от ****** "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от ****** "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации от *** N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Как указано в статье 3 Закона Российской Федерации от ****** "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также абзаце 2 пункта 1 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации (Определения от *** N 189-О, от *** N 199-О, от *** N 105-О и др.).

Пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от *** N 1868-О).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от *** N 14-П указал, что из статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом место жительства может означать как постоянное проживание, так и преимущественное проживание и, согласно названному Закону, не всегда совпадать с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.

По смыслу приведенных выше норм права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в случаях, прямо предусмотренных законодателем, условие о наличии учетных данных по месту жительства гражданина является обязательным.

Поскольку доказательств регистрации ФИО1 по месту жительства в городе Иркутске не представлено, в то время как регистрация безработных граждан осуществляется органами службы занятости по месту жительства таких граждан, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

При этом доводы истца о постоянном проживании в городе Иркутске и наличия в связи с этим оснований для постановки на учет в качестве безработной, являются несостоятельными, так как факт проживания истца в городе Иркутске решением суда не устанавливался.

Доводы истца со ссылками на судебные постановления Конституционного Суда РФ о том, что конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания; регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, подлежат отклонению, поскольку постановка на учет в качестве безработного и получения пособия по безработице истцу гарантирована независимо от места ее жительства, реализация данного права осуществляется по месту жительства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Областному государственному учреждению Центр занятости населения *** об отмене приказа *** от *** о снятии с учета в качестве безработного – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд *** в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Е.И. Новоселецкая

Решение в окончательной форме изготовлено 31.03.2021