ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1309 от 23.11.2011 Соломбальского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

                                                                                    Соломбальский районный суд г.Архангельска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Соломбальский районный суд г.Архангельска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1309 решение не вступило в законню силу г. Архангельск 23 ноября 2011 года

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Соломбальский районный суд г. Архангельска

в составе председательствующего судьи Федюк Т.С.,

при секретаре Кортуновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермолиной Е.С. к ТСЖ о понуждении к предоставлению информации, проведению проверки внутридомовой системы электроснабжения, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Ермолина Е.С. (далее-истец), уточнив исковые требования, обратилась в суд с иском к ТСЖ о понуждении представить информацию об объемах общедомового потребления и объемах индивидуального потребления электрической энергии жильцами дома, на основании которой был произведен расчет с января 2011 года; информацию о состоянии квартирных счетчиков электроэнергии в доме, их исправности, проверки или замены по истечении межповерочного интервала; информацию об опломбировке коллективного прибора учета, его проверке, наличии технического паспорта; журнал учета показаний коллективного прибора учета потребления электроэнергии по всему дому , а также график снятия показаний общедомовых приборов учета. Также просит провести комплексную проверку на предмет технического состояния внутридомовой системы электроснабжения, правильного подключения общедомового прибора учета электроэнергии и несанкционированного подключения всех имеющихся электроприборов к коллективному прибору учета, выявления причины перерасхода электроэнергии в доме  с участием представителей гарантирующего поставщика, сетевой организации и исполнителя коммунальных услуг. Кроме того, просит взыскать компенсацию морального вреда в сумме ХХХ руб. за ненадлежащим образом оказанную услугу и расходы на оплату услуг представителя.

В судебном заседании Ермолина Е.С. и ее представитель Ермолин А.В. заявили отказ от исковых требований в части предоставления информации об объемах общедомового и индивидуального потребления электроэнергии, журнала учета показаний коллективного прибора учета, поскольку данная информация была предоставлена в ходе судебного разбирательства.

В данной части производство по делу прекращено определением суда от 23 ноября 2011 года.

В остальной части истец и ее представитель на иске настаивали. В обоснование иска указали, что по договору, заключенному между ТСЖ и ОАО «Архангельская сбытовая компания», истцу со стороны ТСЖ оказываются услуги по энергоснабжению.

С ноября 2010 года в квитанциях за услугу энергоснабжения появилась отделанная графа «За общедомовое потребление». Ермолина Е.А. не согласна с суммами, выставляемыми в квитанциях за данную услугу, так как полагает, что они не соответствуют фактически потребленной электроэнергии. Истец обратилась в ОАО «Архангельская сбытовая компания» с просьбой разъяснить ей вопрос о законности начислений сумм за услугу энергоснабжения, истец с данным вопросом был направлен в ТСЖ. 28.07.2011 года Ермолина Е.С. обратилась с жалобой в ТСЖ, представив предварительный расчет, указав, что в квартире  исправный прибор электроучета отсутствует, начисления производятся по нормативу на одного человека, хотя в квартире зарегистрировано 4 человека. Указала на перерасход энергии по общедомовому потреблению, и в связи с этим просила ТСЖ провести проверку внутридомовой системы энергоснабжения на предмет незаконного подключения и сделать перерасчет. Однако ТСЖ на запрос истца никаких действий не предприняло.

Представитель ответчика Иванова С.В. не отрицала, что ТСЖ несет ответственность перед жильцами дома за предоставленную услугу, указала, что между ТСЖ и ОАО «Архэнергосбыт» 23.01.2010 заключен договор об обеспечении со стороны энергоснабжающей организации надежной и бесперебойной поставки электрической энергии фактическим потребителям, о возложении обязанности на ОАО «Архэнергосбыт» по предоставлению расчетов и квитанций жильцам дома за услуги по элекропотреблению. Обязанность проведения необходимых проверок на основании договора от 01.12.2010 года между ТСЖ и ООО «Эртрейд» возложена на ООО «Эртрейд».

Третье лицо ОАО «Архэнергосбыт» в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о дате, месте и времени проведения судебного заседания, представил отзыв, согласно которому расчет общедомового потребления электроэнергии производится, исходя из всех показаний приборов учета, а затем применяется расчет по формуле. Факт несанкционированного подключения может быть установлен в ходе проверки. Такие проверки обязана проводить Управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг.

Представитель третьего лица ООО «Эртрейд» в судебном заседании в рамках исполнения требований истца представило суду информацию об объемах общедомового потребления и объемах индивидуального потребления электрической энергии жильцами дома, на основании которой был сделан расчет и выставлена плата за электроэнергию, а так же журнал учета показаний коллективного прибора учета потребления электроэнергии дома  Представитель пояснила, что ООО «Эртрейд» является исполнителем платной услуги по обследованию системы электроснабжения по отношению к ТСЖ и не обязано предоставлять потребителю необходимую информацию, поскольку с истцом у ООО договор не заключен.

Выслушав стороны, оценив все доводы в совокупности с исследованными письменными доказательствами по делу, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец является нанимателем жилого помещения - квартиры  в г.Архангельске, потребителем электрической энергии.

В силу п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с п. 2 раздела 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее по тексту - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (начало действия - 9 июня 2006 года), действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно п. 3 раздела 1 Правил к коммунальным услугам относится деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;

"исполнителем" является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

к "потребителям" коммунальных услуг Правила относят граждан, использующих коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 (Приложение №2) и Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ от 23.05.2006 № 306, количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя, в том числе, и освещение помещений общего пользования (пп. «б» п.11 Правил), которая должна оплачиваться потребителем как самостоятельный платеж.

Аналогичная позиция дана в Разъяснениях, данных Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, о применении вышеуказанного пункта Правил.

Судом установлено, что в доме  в гор. Архангельска в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано товарищество собственников жилья «Соломбальский округ-1» (л.д.60-69).

В силу п.2.2 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товарищество собственников жилья несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество в частности может оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Таким образом, ТСЖ по отношению к истцу является исполнителем коммунальных услуг.

Данное обстоятельство подтверждается также квитанциями на оплату ЖКУ, оформленными от имени ТСЖ.

ОАО «Архэнергосбыт» только оформляет квитанции на оплату электроэнергии на основании договора, заключенного с ТСЖ, №1-01754 от 23.09.2010 (л.д.71-76).

В силу п. 13. Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся, в том числе и управляющей организацией. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра) (пункт 14 Правил).

Установлено, что по предоставлению платной услуги по обследованию системы электроснабжения жилых домов между ТСЖ и ООО «Эртрейд» заключен договор №24/2010 от 01.10.2010 года и №11/2010 от 01.08.2011 года (л.д.47-56).

П.п.1 вышеназванного договора установлено, что ООО «Эртрейд» фактически должно производить полное обследование энергоснабжения домов, входящих в состав ТСЖ, в том числе и дома, в котором проживает истец.

ТСЖ в рамках исполнения договора должно обеспечить беспрепятственную возможность исполнения договора (пп.2.3., 2.4 Договора).

Как исполнитель коммунальной услуги ТСЖ несет ответственность перед жильцами за своевременное проведение проверок.

По мнению истца, причиной завышения размера оплаты за электроэнергию на общедомовые нужды может быть, в частности, несанкционированное потребление электроэнергии или неисправности в энергосетях.

В материалах дела имеется акт проверки от 09.08.2011 о том, что в доме истца несанкционированных подключений не выявлено (л.д.57).

Истцом представлены доказательства о том, что 09.08.2011 проверка приборов учета электрической энергии на предмет несанкционированных подключений не проводилась (протокол собрания жильцов от 05.11.2011- л.д. 108-109).

Анализируя указанные факты, суд находит, что ТСЖ не исполняет надлежащим образом свои обязанности, и в соответствии с вышеуказанными нормативными актами обязана провести проверку энергоснабжения дома на предмет несанкционированного подключения электроприборов и технического состояния электросетей.

Таким образом, исковые требования Ермолиной Е.А. о понуждении ТСЖ провести энергоаудит подлежат удовлетворению.

Также суд считает разумным привлечь к проведению указанной проверки специалиста ОАО «Архэнергосбыт» как лица, обладающего специальными познаниями в данной области.

В соответствии с п. 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию:

а) общая информация об управляющей организации;

б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления);

в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке (п. 4 Стандарта).

Согласно п. 13 Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:

а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);

б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).

Согласно п. 14 в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения:

а) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций;

б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа;

в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей.

В силу пп. «е» п.49 Правил №307 при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета исполнитель (управляющая организация) ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал.

При указанных обстоятельствах ТСЖ «Соломбальский округ-1» как управляющая организация обязана предоставлять полную информацию потребителю об услугах в многоквартирном доме.

Таким образом, исковые требования в части предоставления информации подлежат удовлетворению.

Также истцом заявлено требование о взыскании с ответчика морального вреда в размере ХХХ руб.

В силу ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральные вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Судом установлено, что проверка системы электроснабжения дома ТСЖ была проведена ненадлежащим образом, поэтому действия ответчика суд расценивает как виновные. Следовательно, требование о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению. Размер компенсации определяется судом в ХХХ руб. При этом судом учитывается, что с требованием о представлении информации истец к ответчику не обращалась.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Истец при подаче иска была освобождена от уплаты госпошлины на основании пп.4 ч.2 ст.333.36 НК РФ.

С ТСЖ не освобожденного от уплаты, подлежит взысканию в доход бюджета госпошлина в размере ХХХ рублей.

В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истцом за услуги представителя оплачено ХХХ руб., ХХХ руб. - за составление искового заявления, ХХХ руб. - за участие представителя Знаменской С.В. в предварительном судебном заседании.

Уплата суммы подтверждается квитанциями.

Учитывая объем работы представителя, категорию дела, степень сложности, заявление ответчика о неразумности размера расходов, суд считает, что заявленная сумма является неразумной и подлежит уменьшению до ХХХ руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать ТСЖ предоставить ФИО10 информацию о состоянии квартирных счетчиков электроэнергии в доме, их исправности, проверки или замены по истечении межповерочного интервала; информацию об опломбировке коллективного прибора учета, его проверке, наличии технического паспорта; график снятия показаний общедомовых приборов учета в доме  в гор. Архангельске.

Обязать ТСЖ провести комплексную проверку на предмет технического состояния внутридомовой системы электроснабжения, правильного подключения общедомового прибора учета электроэнергии и несанкционированного подключения всех имеющихся электроприборов к коллективному прибору учета, выявления причины перерасхода электроэнергии в доме  с привлечением специалиста энергоснабжающей организации ОАО «Архэнергосбыт».

Взыскать с ТСЖ в пользу Ермолиной Е.С. компенсацию морального вреда в размере ХХХ руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме ХХХ руб., всего взыскать ХХХ руб.

Взыскать с ТСЖ госпошлину в доход бюджета в размере ХХХ рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

Судья Т.С. Федюк

Решение в окончательной форме составлено 28 ноября 2011 года.

Судья Т.С. Федюк