ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1309/20 от 19.05.2019 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-1309/20

....

Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

Председательствующего судьи Курлаповой Н.В.

при секретаре Ханмагомедовой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 19 мая 2019 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа «Ухта», Администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о признании незаконным отказа, возложении обязанности принять на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья»,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее по тексту КУМИ Администрации МОГО «Ухта» или Комитет), Администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным отказа в принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья от 27 ноября 2019 года, возложении обязанности по принятию на учет ее семьи по категории молодая семья на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

Требования мотивированы тем, что обратилась в Комитет с заявлением о принятии своей семьи, включая супруга ФИО2, детей ФИО3, ФИО4, на учет по категории молодая семья на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. КУМИ Администрации МОГО «Ухта» на данное заявление ответил отказом, который мотивирован тем, что их семья совместно не проживает, и ими совершены действия по ухудшению жилищных условий с намерением приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того их семья не нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку обеспечена жилым помещением сверх учетной нормы. Считая отказ Комитета незаконным, истец обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

Протокольным определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 19 мая 2019 года к участию в дело в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечен ФИО2

Представители ответчиков – Комитета, Администрации МОГО «Ухта» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело без участия представителей ответчиков.

Истец ФИО1 в судебном заседании на требованиях настаивала. Пояснила, что совместно с супругом ФИО2, детьми ФИО3, ФИО4 проживают по адресу: ..... Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности бабушке ФИО6 Она (истец) имеет регистрацию в квартире своей матери по адресу: ...., но фактически там не проживает, поскольку вступила в брак. Каких-либо жилых помещений в ее собственности и в собственности членов ее семьи не имеется.

Третье лицо ФИО2 поддержал заявленные исковые требования. Пояснил, что их семья проживает совместно по адресу: ..... Полагал, что Комитетом необоснованно сделан вывод о намеренном ухудшении жилищных условий в связи с продажей им доли жилого помещения по адресу: ..... На момент реализации доли данного жилого помещения он в браке не состоял и не планировал состоять на учете для улучшения жилищных условий.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».

В статье 1 Закона Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, к числу которых, в том числе, относятся молодые семьи; одним из условий для отнесения лиц к данным категориям является регистрация в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми.

На основании ст.2 указанного Закона на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или)заемных средств, при этом являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решением Совета МОГО «Ухта» от 01 марта 2006 года № 23 установлена учетная норма общей площади на одного человека -11 кв.м.

Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 Закона РК № 30-РЗ.

Основания для отказа в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья перечислены в пункте 13 статьи 2 Закона РК № 30-РЗ.

Судом установлено, что ФИО1 <...> г. обратилась в КУМИ Администрации МОГО «Ухта» с запросом о принятии ее и членов ее семьи - супруга ФИО2, дочери ФИО3, дочери ФИО4 на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «Молодая семья» в соответствии с Законом Республики Коми № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 года.

Уведомлением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» от 27 ноября 2019 года № 08/13247 ФИО1 отказано в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории «молодая семья». Отказ Комитетом мотивирован тем, что данная семья совместно не проживет и не ведет общее хозяйство; ФИО2 осуществлены действия по продаже доли жилого помещения, расположенного по адресу: ...., что свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий с целью постановки на жилищный учет; суммарное значение площадей учитываемых жилых помещений составило значение, превышающее минимальной значение учетной нормы, при этом Комитетом при расчете нуждаемости в жилых помещениях учтено наличие права пользования у ФИО1 жилым помещением, расположенным по адресу: .... наличие права пользования у ФИО2, ФИО3, ФИО4 жилым помещением, расположенным по адресу: город ...., наличие права собственности ФИО2 на ... доли жилого помещения по адресу: .....

Суд считает данный отказ КУМИ администрации МОГО «Ухта» незаконным по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что супруги ФИО2 и ФИО1 состоят в зарегистрированном браке с <...> г. (свидетельство о заключении брака ........ выдано территориальным отделом записи актов гражданского состояния г....<...> г., запись акта о заключении брака ....). От брака имеют двоих детей: ФИО3, <...> г. г.р., ФИО4, <...> г. г.р.

Согласно данным регистрационного учета граждан ФИО2 совместно с несовершеннолетними детьми ФИО3, ФИО4 зарегистрированы по адресу: город .... Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО12 (бабушке ФИО2)

ФИО1 зарегистрирована по адресу: ..... Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО19

Фактически семья ФИО1 и ФИО2 совместно проживает по адресу: .... Данная семья ведет общее хозяйство, общий бюджет, имеет общие расходы. Указанные обстоятельства подтверждены показаниями свидетелей ФИО14, ФИО15 и не опровергнуты представителями ответчиков. Раздельная регистрация супругов по месту жительства не свидетельствует об отсутствии совместного проживания данной семьи. В этой связи вывод Комитета, изложенный в отказе, об отсутствии совместного проживания и ведения общего хозяйства семьи, является несостоятельным.

Из материалов дела следует, что ФИО2 <...> г. продал принадлежащую ему на праве собственности ... долю жилого помещения по адресу: .....

Указанное обстоятельство, по мнению Комитета, препятствует постановке семьи ФИО1 на жилищный учет для получения социальной выплаты, поскольку продажа названной доли ФИО2 свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий.

Суд полагает данный вывод Комитета ошибочным.

В силу ст. 53 ЖК РФ лица, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной им в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Суд считает, что семьей ФИО1 не совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. В период владения вышеуказанной долей жилого помещения (с <...> г. по <...> г.) ФИО2 в браке с ФИО1 не состоял, брак данной семьи был зарегистрирован <...> г.. На дату продажи доли жилого помещения ФИО2 не мог претендовать на получение социальной выплаты, предусмотренной Законом Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по категории «молодая семья».

При таких обстоятельствах, отчуждение ФИО2 принадлежащего ему недвижимого имущества, не может быть признано умышленным недобросовестным действием, направленным на ухудшение жилищных условий, поскольку реализовывая данное имущество, ФИО2 не мог предполагать, что в будущем это повлечет для него возможность получения льгот в области жилищного обеспечения.

Уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, содержащими сведения по всем субъектам Российской Федерации за период с <...> г. по настоящее время, а также уведомлениями Ухтинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РК, содержащими сведения до <...> г., подтверждается, что иных жилых помещений (или долей в них) в собственности ФИО1, ФИО2 ФИО3, ФИО4 не имеется, нанимателями (членами семьи нанимателя) каких-либо иных жилых помещений данные лица не являются.

Таким образом, семья истца обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Позицию Комитета о необходимости учета при определении обеспеченности семьи ФИО1 общей площади жилого помещения по адресу: .... общей площади жилого помещения по адресу: .... суд считает ошибочной.

Согласно п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Вышеуказанные жилые помещения в собственности членов молодой семьи не находятся, в связи с чем площадь данных жилых помещений не должна учитываться при определении уровня обеспеченности семьи истца жилыми помещениями.

Из вышеизложенного следует, что обращение истца с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий отвечало установленным законом требованиям. Семья ФИО1 подпадает под категорию «молодая семья» и может являться участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.

В связи с чем суд полагает необходимым обязать Комитет принять семью ФИО1 в установленном порядке на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья» с 29 октября 2019 года, исходя из положений пп.1 п. 11 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005г. №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».

Руководствуясь ст. 194, 195 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» принять ФИО1, <...> г. года рождения, и членов ее семьи : супруга ФИО2, <...> г. года рождения, дочь ФИО3, <...> г. года рождения, дочь ФИО4, <...> г. года рождения, на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья» с 29 октября 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, с 27 мая 2020 года.

Судья Н.В. Курлапова