ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1309/2015 от 24.12.2015 Икрянинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 декабря 2015 года с. Икряное

Икрянинский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Хамидуллаевой Р.Р.,

при секретаре Турагалиевой Д.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Икрянинский район», Администрации МО «Село Трудфронт» о понуждении органа местного самоуправления МО «Икрянинский район», Администрации МО «Село Трудфронт» исполнить обязательство в натуре путем организации сбора и вывоза отходов с территории муниципального образования,

УСТАНОВИЛ:

Астраханский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Икрянинский район» Астраханской области о понуждении органа местного самоуправления МО «Икрянинский район» Астраханской области исполнить обязательство в натуре путем организации сбора и вывоза отходов с территории муниципального образования, указав, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Россельхознадзора по Астраханской области проведена проверка исполнения федерального законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков, занимаемых полигонами твердых бытовых отходов.

Прокурорской проверкой установлено, на земельном участке <адрес> органами местного самоуправления сельского поселения организована площадка для складирования бытового мусора, твердых бытовых отходов, площадью <данные изъяты> га. Земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> для размещения твердых бытовых отходов был определен администрацией МО «<адрес>» <адрес> постановлением от <дата изъята>г. <номер изъят> и сформирован на основании распоряжения данной администрации <номер изъят> от <дата изъята>г. из земель сельскохозяйственного назначения, однако обустройство санкционированной свалки в соответствии с санитарными нормами и правилами и требованиями законодательства об отходах не произведено, изменение целевого назначения данного земельного участка в установленном порядке не произведено.

До настоящего времени решение уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ о переводе вышеуказанного земельного участка, используемого на территории <адрес> для складирования ТБО и мусора, из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию не принято Напротив, письмом от <дата изъята>г. <номер изъят> Агентством по управлению государственным имуществом <данные изъяты> отказано администрации МО «<адрес>» в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения, на котором организована свалка ТБО, в категорию земель промышленности и иного специального назначения.

Таким образом, в настоящее время в результате отсутствия надлежащей деятельности органов местного самоуправления МО «<адрес>» по сбору и вывозу мусора, бытовых отходов с поверхности вышеуказанного земельного участка в МО «<адрес>», целью их последующей утилизации, совершается нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения, создаются антисанитарные условия.

По указанной причине прокуратурой <дата изъята>г. в адрес главы администрации МО «<адрес>» внесено представление об устранении нарушений закона и организации сбора и вывоз отходов и мусора с захламленного земельного участка сельскохозяйственного назначения в границах МО «<адрес>». В соответствии с ответом администрации от <дата изъята>г. <номер изъят> ликвидация несанкционированной свалки отходов на земельном участке сельскохозяйственного назначения в границах МО «<адрес>» не является компетенцией органов местного самоуправления муниципального района. Поскольку с <дата изъята>г. организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территориях сельских поселений осуществляется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, результаты прокурорской проверки свидетельствует о том, что администрация МО «<адрес>» до настоящего времени в границах МО «<адрес>» деятельность по сбору и ввозу ТБО с вышеуказанного захламленного участка не организована

Вместе с тем, в результате неисполнения ответчиком обязанности в сфере организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора ухудшается состояние земельных участков, создается неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории муниципального образования, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

Просит возложить на органы местного самоуправления МО «Икрянинский район» Астраханской области обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО «Село Трудфронт» путем ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора, твердых бытовых отходов площадью <данные изъяты> га на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном <адрес>.

В ходе судебного заседания прокурор уточнил исковые требования, просит возложить на органы местного самоуправления МО «Икрянинский район» Астраханской области, Администрацию МО «Село Трудфронт» Икрянинского района Астраханской области в течение месяца со дня вступления решения в законную силу обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО «Село Трудфронт» путем ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора, твердых бытовых отходов площадью <данные изъяты> га на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном <адрес>

Прокурор в судебном заседании поддержал иск в полном объеме.

Представитель Администрации МО «Икрянинский район» Лиджиев А.К. иск не признал и пояснил, что в заявлении прокурора указано, что установлено лицо, которым организована площадка для складирования бытового мусора, твердых бытовых отходов, а именно - органы местного самоуправления сельского поселения. Земельный участок формировался и изначально отводился администрацией МО «<адрес>». Соответственно свалка образовалась по инициативе администрации МО «Село Трудфронт». Однако земельный участок и полигон или площадка временного хранения ТБО оформлены надлежащим образом не были. Администрация МО «Икрянинский район» какое-либо отношение к образованию несанкционированной свалки не имеет. Земельный участок в муниципальной собственности МО «Икрянинский район» не находится, на ином другом праве не предоставлен. В заявлении указано, что совершается нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения, однако документов, подтверждающих использование именно администрацией района указанного земельного участка не представлено. Лица, непосредственно осуществлявшие захламление и загрязнение территории не установлены. В настоящее время в действующем законодательстве имеются Федеральные законы, нормы которых противоречат друг другу. Федеральным законом от <дата изъята>г. <номер изъят>-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решение части вопросов местного значения сельских поселений возложено на органы местного самоуправления муниципальных районов. В то же время из п.п.1,2 ст.7 Федерального закона от <дата изъята>г. <номер изъят> ФЗ «Об охране окружающей среды» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских и сельских поселений, а к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Также на основании п.1 ст.8 Федерального закона от <дата изъята>г. <номер изъят>-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Кроме того, в проверке, проведенной с участием Росельхознадзора, администрация района участия не принимала. Точное местонахождение несанкционированной свалки определить по адресным ориентирам невозможно, так как адресные ориентиры указаны условно. Просит в иске отказать.

Представитель Администрации МО «Село Трудфронт» Осипов О.В. иск не признал и пояснил, что с <дата изъята> полномочия в сфере сбора и вывоза бытовых отходов отнесены к компетенции администрации района. Полномочия сельского поселения в данной сфере с <дата изъята> прекращены. Считает надлежащим ответчиком является Администрация МО «Икрянинский район».

Представитель Управления Роспотребнадзора по Астраханской области Карпенко А.А. просил иск прокурора удовлетворить и возложить обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на Администрацию МО «Икрянинский район».

Представитель Управления Россельхознадзора по Астраханской области, надлежаще извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. Причину неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Законом решение муниципальными образованиями вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как неотъемлемо части обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, прямо отнесено к вопросам местного значения.

В силу п.12 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В судебном заседании установлено, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Управления Россельхознадзора по Астраханской области проведена проверка исполнения Администрации МО «Икрянинский район» федерального законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков, занимаемых полигонами твердых бытовых отходов, в ходе проверки установлено наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном <адрес> площадью <данные изъяты> га.

Данные обстоятельства подтверждаются актом обследования земельного участка от <дата изъята>г. приложенными к нему фотоснимками мест размещения отходов, согласно которым указанная свалка находится в пределах границ <адрес>.

Согласно примечанию к пункту 7.8. Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Согласно ч.3 и 4 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с <дата изъята>г. организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п.18 ч.1 ст.14) к вопросам местного значения сельского поселения не относится, поскольку данное полномочие не закреплено за сельскими поселениями законом субъекта РФ. Указанные вопросы на территориях сельских поселениях решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В связи с изменением федерального законодательства внесены соответствующие изменения в Устав Администрации МО «<адрес>». (л.д. 13-17 ).

Устанавливая надлежащего ответчика, суд исходит из того, что поскольку земельный участок с несанкционированной свалкой находится на территории Администрации МО «Село Трудфронт» являющегося составной частью территории Администрации МО «Икрянинский район», то в силу закона организация сбора, вывоза и утилизации отходов входит в полномочия администрации МО «Икрянинский район».

Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд приходит к выводу о бездействии администрации МО «Икрянинский район» в части неисполнения возложенных на нее обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора.

Бездействие администрации нарушает гарантированные права граждан на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах, исковые требования истца подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ

РЕШИЛ:

Исковое заявление Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Икрянинский район» Астраханской области, Администрации МО «Село Трудфронт» Икрянинского района Астраханской области о понуждении органа местного самоуправления МО «Икрянинский район», Администрации МО «Село Трудфронт» исполнить обязательство в натуре путем организации сбора и вывоза отходов с территории муниципального образования удовлетворить.

Возложить на Администрацию МО «Икрянинский район» Астраханской области в течение месяца со дня вступления решения в законную силу обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО «Село Трудфронт» путем ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора, твердых бытовых отходов, площадью <данные изъяты> га на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в <адрес>, освободив от такой обязанности Администрацию МО «Село Трудфронт» Икрянинского района Астраханской области.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2015 г.

Судья- Р.Р.Хамидуллаева