ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1309/2023 от 05.12.2023 Карабудахкентского районного суда (Республика Дагестан)

УИД 05RS0029-01-2023-001713-06

Дело № 2-1309/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Карабудахкент 05.12.2023 г.

Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Мусаева Б.А., при секретаре ФИО5, с участием представителя истца - ст. помощника прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО7, представителя ответчика ФИО1 (по доверенности) ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению зам.прокурора ФИО6 к ФИО2 и ФИО1 о признании самовольными постройками возведённые 15 каркасных строений в виде треугольного вида (А-фрейм), и вырытый котлован, залитый армированный монолитный фундамент под бассейн на земельном участке за кадастровым сельскохозяйственного назначения, с видом под - сельскохозяйственное, выделенный в аренду согласно номеру государственной регистрации ФИО1 и ФИО2 вдоль дороги в сторону санатория «Каспий», об обязании ФИО1 и ФИО2 снести самовольно возведенные 15 каркасных строений в виде треугольного вида (А-фрейм), а также вырытый котлован и залитый армированный монолитный фундамент под бассейн на земельном участке за кадастровым , и принести земельный участок в первоначальный вид, и запрете ответчикам вести строительные работы и заселять граждан в 15 каркасных строений в виде треугольного вида (А-фрейм),

установил:

зам.прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО6 обратился в суд с указанным заявлением.

Из искового заявления следует, что в ходе осуществления надзорных мероприятий прокуратурой <адрес> с привлечением специалистов «Служба архитектурно-строительного надзора и торговли администрации МР «<адрес>» установлено, что земельном участке с кадастровым номером сельскохозяйственного назначения, с видом под - сельскохозяйственное использования, выделенный в аренду согласно номеру государственной регистрации ФИО1 вдоль дороги в сторону санатория «Каспий» ведутся строительные работы, а именно возведено 15 каркасных строений в виде треугольного вида (А - фрейм), по центру земельного участка вырыт котлован и залит армированный монолитный фундамент под бассейн.

Изучением разрешительных документов, на строение и на земельный участок, выявлены следующие нарушения требований норм земельного и градостроительного законодательства.

Так, в нарушение требований ч.5 ст.52 Градостроительного Кодекса РФ, перед началом строительства указанного объекта ответчиком не направлено в уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора орган исполнительной власти субъекта РФ извещение о начале работ.

В ходе проверки ФИО1 какие-либо правоустанавливающие и разрешительные документы на земельный участок и строительство объектов капитального характера не представлены.

Согласно акту выявления самовольного строения от ДД.ММ.ГГГГ отдела строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МР «<адрес>» и акту обследования и использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «УСХ» МР «<адрес>» в ходе рейдовый мероприятий при обследовании земельного участка с кадастровым номером 05:09:000034:2927, расположенного на прибрежной полосе Каспийского моря вдоль дороги в строну санатория «Каспий», ведутся строительные работы, возведено 15 каркасных строений в виде треугольного вида (А - фрейм), по центру земельного участка вырыт котлован и залит армированный монолитный фундамент под бассейн, без получения в установленном порядке разрешения на строительство и правоустанавливающих документов на земельный участок.

Так согласно ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.

Согласно ст.78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):

- крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд;

- хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарные и предприятиями, иными коммерческими организациями;

- некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами;

- опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций.

Согласно ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 ЗК РФ.

На основании положений ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Однако ФИО1 земельный участок, на котором осуществлено строительство объекта капитального характера, в установленном порядке уполномоченными органами для строительства не предоставлен, разрешение на осуществление строительных работ на земельном участке сельхоз назначения не выдавалось.

Согласно ч.1 ст.51 ГК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 2 ст.51 ГК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно ч.4 ст.51 ГК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Согласно ч.7 ст.51 ГК РФ в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные органы, куда прилагаются документы и сведения, регламентированные пунктами 1-10 ч.7 ст.51 ГК РФ.

Таким образом, требования приведенных норм действующего земельного и градостроительного законодательства во взаимосвязи предусматривают предоставление застройщику земельного участка и получение застройщиком разрешения на строительство до начала строительства объекта капитального характера, при строительстве объекта капитального характера соблюдены не были.

Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники и пользователи земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Данные действия указывают на нарушения действующего земельного законодательства, использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние для использования его по целевому назначению.

Согласно ответу отдела архитектуры администрации МР «<адрес>» ФИО1 разрешение на строительство данного объекта не выдавалось.

Согласно ст.222 ГК РФ здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, либо возведенные или созданные без получения на эго необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил является самовольной постройкой.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Согласно ст.76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Вышеуказанные нарушения отрицательно влияют на архитектурно - эстетический облик местности, приводят к нарушению устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим акте осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охран окружающей среды и экологической безопасности и другим нарушениям.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.

В соответствии о ст.25 ГК РФ лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первой: нее состояние.

Согласно п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Из изложенного следует, что заявление прокурором подается в суд в целях предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц.

Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Предъявление настоящего искового заявления обусловлено необходимостью защиты интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц, поскольку строящееся здание должно отвечать требованиям градостроительного законодательства, строительным нормам и правилам, а также требованиям и правилам пожарной безопасности.

На основании изложенного, просит суд признать самовольными постройками возведенные 15 каркасных строений в виде треугольного вида (А - фрейм), и вырытый котлован, залитый армированный монолитный фундамент под бассейн на земельном участке за кадастровым сельскохозяйственного назначение, с видом под - сельскохозяйственное использование, выделенный в аренду согласно номеру государственной регистрации ФИО1 вдоль дороги в строну санатория «Каспий».

Обязать ФИО1 и ФИО2 снести самовольно возведенные 15 каркасных строений в виде треугольного вида (А-фрейм), а также вырытый котлован и залитый армированный монолитный фундамент под бассейн на земельном участке за кадастровым , и привести земельный участок в первозданный вид.

Запретить ответчику вести строительные работы и заселять граждан в 15 каркасных строений в виде треугольного вида (А - фрейм). Судебные издержки взыскать с ответчиков.

Старший помощник прокурора <адрес> РД ФИО7, заявленные требования с уточненными требованиями, поддержал, просил удовлетворить по доводам изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО1 - ФИО8, исковые требования не признал и представил в суд возражение, из которого следует, что представитель ответчика полагает, что указанные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 222 I ражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет (п.2).

Статьей 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (п.1).

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2).

Согласно п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" положения ст. 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости. Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (ст. 304 ГК РФ). В случаях, когда самовольно возведенный объект, не являющийся новым объектом или недвижимым имуществом, создает угрозу жизни и здоровью граждан, заинтересованные лица вправе на основании п. 1 ст. 1065 ГК РФ обратиться в суд с иском о запрещении деятельности по эксплуатации данного объекта.

Из приведенных правовых норм и разъяснения следует, что отнесение того или иного объекта к недвижимому или движимому имуществу обусловливает и способ защиты права, которое может быть нарушено возведением такого объекта.

По смыслу приведенной правовой нормы, самовольной постройкой может быть признан исключительно объект недвижимости.

Данная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ).

При этом, указанные каркасные строения, согласно заключению специалиста ООО «Республиканский центр судебной экспертизы», сооружения являются легковозводимыми, сборно-разборными конструкциями, для которых возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов, без потери технических свойств и технологических функций.

Кроме того, имеющиися на участке искусственный водоем, согласно ГОСТ 19179-73, представляет собой Пруд-копань: небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли. Он предназначен для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.

В соответствии с позицией Департамента недвижимости Минэкономразвития России выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ-<адрес> который рассмотрел обращение по вопросу о строительстве пруда на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения и сообщает следующее:

Согласно п.1 ст.40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

Вместе с тем пруд представляет собой единство водного объекта и земельного участка, в связи с чем, например, не допускается его отчуждение от зоны отчуждения земельного участка, в границах которого он расположен (части <1 и 3 Водного кодекса Российской Федерации). Соответственно, пруд является частью земельного участка и поэтому находится в собственности собственника земельного участка (части 2 и 3 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации). Учитывая изложенное, сообщаем, что если пруд создается только путем земляных работ, как, например, пруды-копани, то разрешение на строительство не требуется.

В связи с чем искусственный водоем не является самостоятельным объектом недвижимого имущества, а является улучшением земельного участка необходимым в том числе для его использования

Следовательно, указанные сооружения на территории земельного участка с кадастровым номером 05:09:000034:2927 не могут быть признаны капитальными. Не имеет место нарушение строительных норм и правил, пожарных норм и санитарных норм строительством на территории земельного участка с кадастровым номером 05:09:000034:2927.

В соответствии с пунктом 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

В связи с тем, что спорные строения не являются объектами капитального строительства, согласно пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство таких объектов не требуется. Предусмотренные законом оснований для применения положений ст. 222 ГК РФ и удовлетворения требований о признании объекта самовольной постройкой и его сносе не имеется.

На основании вышеизложенного просит суд в удовлетворении заявленных требований истца отказать в полном объеме.

Ответчик - ФИО4 Р.Б., будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания в суд не явился, возражение на исковое заявление не направил, об отложении судебного заседания не просил. Сведений об уважительности причин неявки в суд не представил. В ходе судебного заседания ранее в удовлетворении заявленных исковых требований истца просил отказать в полном объёме, дальнейшее рассмотрение дела просил провести без его участия.

Ответчик - ФИО1, будучи надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания в суд не явилась, возражение на исковое заявление не направила, об отложении судебного заседания не просила, обеспечила в суд своего представителя.

Третье лицо - представитель Администрации МР <адрес> РД, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания в суд не явился, возражение на исковое заявление не направил, об отложении судебного заседания не просил. Сведений об уважительности причин неявки в суд не представил.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть, представлены сторонами.

Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч.1 ст. 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч.1ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута; 2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст.40 настоящего Кодекса).

Материалами дела установлено, что согласно акта выявления самовольного строения от ДД.ММ.ГГГГ отдела строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МР «<адрес>» и акту обследования и использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «УСХ» МР «<адрес>» в ходе рейдовых мероприятий при обследовании земельного участка с кадастровым номером 05:09:000034:2927, расположенного на прибрежной полосе Каспийского моря вдоль дороги в строну санатория «Каспий», ведутся строительные работы, возведено 15 каркасных строений в виде треугольного вида (А - фрейм), по центру земельного участка вырыт котлован и залит армированный монолитный фундамент под бассейн, без получения в установленном порядке разрешения на строительство и правоустанавливающих документов на земельный участок.

Из ответа начальника отдела строительства и архитектуры администрации МР «<адрес>» по РД от ДД.ММ.ГГГГ за следует, что ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 05:09:000034:2927, на котором осуществлено строительство объекта капитального характера, разрешение на строительство не выдавалось.

Администрация МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан на праве собственности является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 05:09:000034:2927.

На праве аренды ФИО1 оформлен земельный участок с кадастровым номером 05:09:000034:2927, общей площадью 2000 +/-, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: сельскохозяйственное назначение, расположенный по адресу: <адрес>, о чём свидетельствует запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, внесённая ДД.ММ.ГГГГ.

К делу приложены фотоснимки спорных объектов капитального строительства, из которых следует, что возведено 15 каркасных строений в виде треугольного вида (А-фрейм), по центру земельного участка вырыт котлован и залит армированный монолитный фундамент под бассейн.

Представителем ответчика ФИО1 - ФИО8, в ходе рассмотрения дела суду предоставлены постановление от ДД.ММ.ГГГГ об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 0,20 га с кадастровым номером 05:09:000034:2927 из земель сельскохозяйственного назначения МО «<адрес>». Данным документом земельный участок из земель категории «сельскохозяйственного назначения» в категорию «Природно-познавательный туризм (Размещение баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей среде; осуществление необходимых природоохранных и природовосстановительных мероприятий)».

Выписка из правил землепользования и застройки МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ выдана отделом строительства и архитектуры Администрации МР «<адрес>» согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> РД земельный участок с 05:09:000034:2927, расположенный по адресу: РД, <адрес> находится в зоне Сх-1 - Зона «сельскохозяйственного пользования».

В то же время в ходе рассмотрения дела представителем истца ФИО7 представлено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ за подписью и.о. главы администрации МО «<адрес>» ФИО10, из которого следует, что в связи с выявлением незаконных построек и нецелевым использованием земельного участка и на основании ст.48 - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, глава МО «<адрес>» постановил, отменить Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 0,20 га с кадастровым номером 05:09:000034:2927 из земель сельскохозяйственного назначения МО «<адрес>».

Таким образом, выводы и доводы ответчика об изменении категории земельного участка из земель «сельскохозяйственного назначения» в категорию «Природно-познавательный туризм (Размещение баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей среде; осуществление необходимых природоохранных и природа восстановительных мероприятий является незаконным.

Исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их в порядке ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что разрешение на строительство отделом архитектуры МР «<адрес>» не выдано, чем допущены ответчикам и нарушения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, поэтому требования истца следует удовлетворить.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ строительство жилого дома, другого строения, сооружения или иного недвижимого имущества без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил является самовольной постройкой.

Ответчиком представлено заключение, специалиста-эксперта ФИО9 согласно которой у сооружений расположенных на земельном участке с кадастровым номером 05:09:000034:2927 отсутствуют признаки капитальности, а именно: отсутствует прочная связь с землей, заглубленный фундамент, подземные помещения; при возведении данных сооружений не требуется проведение существенных земляных работ ( рытье котлованов), а на грунтовом основании, произведены работы по устройству основы и установке свай, имеется только наземная и надземные части, а также отсутствуют коммуникации, и в случае проведения их возможно отключить от источников питания без ущерба исследуемым сооружениям и инженерным сетям в целом.

Указанные сооружения являются легковозводимыми, сборно-разборными конструкциями, для которых возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов, без потери технических свойств и технологических функций.

Следовательно, указанные сооружения на территории земельного участка с кадастровым номером 05:09:000034:2927 не могут быть признаны капитальными.

Не имеет место нарушение строительных норм и правил, пожарных норм и санитарных норм строительством на территории земельного участка с кадастровым номером 05:09:000034:2927.

Обследуемый объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 05:069:000034:2927 соответствует нормативным документам, приведенным в исследовательской части, которые являются частями Национальных стандартов и Сводами Правил, входящими в перечень стандартов, обязательного исполнения.

Следовательно, угроза жизни и здоровью граждан на указанном в исследовательской части объекте на земельном участке с кадастровым номером 05:09:000034:2927 отсутствует, т.к. сооружения соответствуют требованиям, изложенным в исследовательской части, являются безопасными конструктивными элементами и возможна дальнейшая их эксплуатация.

Путем обозрения фотографий 15 каркасных строений в виде треугольного вида (А - фрейм) (фото 1-20), суд приходит к выводу, что они предназначены для проживания в оздоровительных целях.

Из фотографий (25-26) видно, что по центру земельного участка вырыт котлован и залит армированный монолитный фундамент под бассейн, покрытый ПВХ пленкой. Суд приходит к тому, что данный бассейн не пруд, а искусственный водоем. Рядом с бассейном построено специальное помещение, в котором установлены коммуникационные технологии в виде очистных фильтров, (27-28).

Оценивая заключение экспертизы, анализируя соблюдение процессуального порядка ее проведения, сравнивая соответствие заключения поставленным вопросам, определяя полноту заключения, его научную обоснованность и достоверность полученных выводов, суд относится критически, приходит к выводу о том, что данное заключение составлено в без предупреждения об уголовной ответственности соответствии со ст. 307-308 УК РФ, в полной мере является не допустимым и не достоверным доказательством.

Кроме того, приложенные цветные фотографии бесспорно свидетельствуют, что построенные 15 отдельных коттеджей в один ряд вместе с бассейном, а не пруд, являются объектами туристическо - рекреационного значения.

Эти выводы подтверждаются также исследованными в судебном заседании следующих документов:

Акта выявления самовольного строения от ДД.ММ.ГГГГ отдела строительства, архитектуры и земельных отношений администрации МР «<адрес>» и акту обследования и использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «УСХ» МР «<адрес>» из которого следует, что в ходе рейдовый мероприятий при обследовании земельного участка с кадастровым номером 05:09:000034:2927, расположенного на прибрежной полосе Каспийского моря вдоль дороги в сторону санатория «Каспий», ведутся строительные работы, возведено 15 каркасных строений в виде треугольного вида (А - фрейм), по центру земельного участка вырыт котлован и залит армированный монолитный фундамент под бассейн.

Ответа начальника отдела строительства и архитектуры администрации МР «<адрес>» по РД от ДД.ММ.ГГГГ за из которого следует, что на имя ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 05:09:000034:2927, на котором осуществлено строительство объекта капитального характера, разрешение на строительство не выдавалось.

Выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, которая свидетельствует о том, что на имя ФИО1 на праве аренды оформлен земельный участок с кадастровым номером 05:09:000034:2927, общей площадью 2000 +/-, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: сельскохозяйственное назначение, расположенный по адресу: <адрес>, о чём свидетельствует запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, внесённая ДД.ММ.ГГГГ.

Фотографий в котором зафиксированы возведенные на спорном объекте капитального строительства15 каркасных строений в виде треугольного вида (А-фрейм).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ за подписью и.о. главы администрации МО «<адрес>» ФИО10, из которого следует, что в связи с выявлением незаконных построек и нецелевым использованием земельного участка и на основании ст.48 - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, глава МО «<адрес>» постановил, отменить Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 0,20 га с кадастровым номером 05:09:000034:2927 из земель сельскохозяйственного назначения МО «<адрес>».

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

При этом, представитель ответчика, реализуя свои права по ст. 56 ГПК РФ о назначении судебной экспертизы не ходатайствовал, а также каких-либо иных ходатайства от сторон об истребовании иных документов не было заявлено.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

С учетом изложенного, исковое заявление прокурора следует удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд-

Р е ш и л:

Иск прокурора <адрес> удовлетворить частично.

Признать самовольными постройками возведенные 15 каркасных строений в виде треугольного вида (А - фрейм), и вырытый котлован, залитый армированный монолитный фундамент под бассейн на земельном участке за кадастровым сельскохозяйственного назначение, с видом под - сельскохозяйственное использование, выделенный в аренду согласно номеру государственной регистрации ФИО1 вдоль дороги в строну санатория «Каспий».

Обязать ФИО1 и ФИО2 снести самовольно возведенные 15 каркасных строений в виде треугольного вида (А-фрейм), а также вырытый котлован и залитый армированный монолитный фундамент под бассейн на земельном участке за кадастровыми , и привести земельный участок в первозданный вид.

Запретить ответчику вести строительные работы и заселять граждан в 15 каркасных строений в виде треугольного вида (А - фрейм).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в СК по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течении месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Б.А. Мусаев