ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-130/14 от 25.02.2014 Волжского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-130/14    РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г.Волжск 25 февраля 2014 года

 Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Гайнутдиновой А.С., при секретаре судебного заседания Сальниковой Е.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Волжск» о признании незаконными действий, выразившиеся в ежемесячном возмещении расходов, связанных с депутатской деятельностью депутатам Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» и возложении обязанности не осуществлять ежемесячное возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью депутатам Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» до вступления в силу Регламента Собрания депутатов городского округа «Город Волжск»

 установил:

 Волжский межрайонный прокурор Республики Марий Эл обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным иском.

 Прокурор требования мотивировал тем, что в ходе мониторинга исполнения органами местного самоуправления Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в деятельности администрации городского округа «Город Волжск» выявлены нарушения закона.

 Собранием депутатов городского округа «Город Волжск» решением от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден Регламент Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ № 407). Первоначальный текст указанного нормативного правового акта не был обнародован или опубликован в установленном порядке, а, следовательно, до настоящего времени не вступил в силу, несмотря на то, что в ч. 2 ст. 2 решения от ДД.ММ.ГГГГ № было указано на вступление решения в силу со дня его принятия, однако указанное правило противоречило действовавшему на тот момент и противоречит действующему законодательству.

 Прокурор указывает, что Регламент Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» является нормативным правовым актом, поскольку принят в установленном порядке Собранием депутатов городского округа «Город Волжск», то есть органом местного самоуправления, содержит в себе правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц (в частности, устанавливает общие принципы и порядок деятельности Собрания депутатов, том числе, открытости его заседаний, рассмотрения депутатам обращений граждан, обращения депутатов в органы и организации, порядок расходования средств бюджета на обеспечение деятельности Собрания депутатов, процедуру внесения и рассмотрения проектов решений, в том числе устанавливает субъектов правотворческой инициативы).

 В силу абз. 4 ст. 56, ст. 62 Регламента Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» за выполнение своих обязанностей депутату Собрания ежемесячно возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью. Вместе с тем, поскольку местный бюджет в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления, а местное самоуправление согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» есть форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций, незаконное расходование средств местного бюджета в нарушение установленного порядка, затрагивает права населения городского округа «Город Волжск» на расходование средств бюджета городского округа «Город Волжск» в соответствии с действующим законодательством на решение вопросов местного значения с учетом интересов населения муниципального образования и создает угрозу коррупционных проявлений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, что может нанести имущественный вред городскому округу «Город Волжск».

 Согласно Регламента Собрания депутатов городского округа «Город Волжск», невступившего в законную силу, в настоящее время осуществляется возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет средств местного бюджета. Так, например, 13.11.2013 осуществлено финансирование денежных средств в виде ежемесячного возмещения расходов, связанных с депутатской деятельностью, на общую сумму 84,4428 тысяч рублей. Всего в 2013 году из бюджета городского округа «Город Волжск» выделялись бюджетные ассигнования, связанные с выплатой денежных средств депутатам городского округа «Город Волжск» в виде ежемесячного возмещения расходов, связанных с депутатской деятельностью, на общую сумму 993,6 тысяч рублей, фактически профинансировано (по состоянию на 01.12.2013) – 854,7 тысяч рублей, в 2012 году выделялось бюджетных ассигнований на указанные цели и фактически профинансировано 993,6 тысяч рублей, в 2011 – 993,6 тысяч рублей.

 Кроме того, в проектах бюджетов городского округа «Город Волжск» и утвержденных бюджетах городского округа «Город Волжск» на 2011, 2012 и 2013 годы отсутствует статья расходов «выплата денежных средств депутатам в виде ежемесячного возмещения расходов, связанных с депутатской деятельностью».

 Регламент Собрания депутатов городского округа «Город Волжск», которым предусмотрена выплата денежных средств в виде ежемесячного возмещения расходов, связанных с депутатской деятельностью, не подлежит применению в связи с невступлением его в юридическую силу.

 Действиями администрации городского округа «Город Волжск» нарушаются права неопределенного круга лиц на решение вопросов местного значения с учетом интересов населения муниципального образования. Данные нарушения в свою очередь так же создают предпосылки для коррупционных проявлений, поскольку не обеспечивается публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления. Применение недействующего муниципального нормативного правового акта влечет незаконное расходование средств местного бюджета в нарушение установленного порядка, затрагивает права населения городского округа «Город Волжск» на расходование средств бюджета городского округа «Город Волжск» в соответствии с действующим законодательством, на решение вопросов местного значения с учетом интересов населения муниципального образования и создает угрозу коррупционных проявлений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, чем наносится имущественный ущерб городскому округу «Город Волжск», так как данные денежные средства могут быть направлены на решение вопросов местного значения. Вместе с тем, бюджет городского округа «Город Волжск» является дотационным.

 Волжский межрайонный прокурор просит суд признать незаконными действия администрации городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл, выразившиеся в ежемесячном возмещении расходов, связанных с депутатской деятельностью депутатам Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» в 2013 году в сумме 854,7 тысяч рублей, в 2012 году в сумме 993,6 тысяч рублей, в 2011 году в сумме 993,6 тысяч рублей и обязать администрацию городского округа «Город Волжск» не осуществлять ежемесячное возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью депутатам Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» до вступления в силу Регламента Собрания депутатов городского округа «Город Волжск», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» от ДД.ММ.ГГГГ № 163, после официального опубликования (обнародования).

 В судебном заседании помощник Волжского межрайонного прокурора Янгабышев С.Г. заявленные требования поддержал, суду показал соответствующее изложенному в иске.

 Представитель администрации ГО «Город Волжск» ФИО1, участвующая на основании доверенности, требования прокурора не признала, суду показала, что Регламент носит декларативный характер, определяет сферу действия ненормативного правового акта, адресован представительному органу власти и непосредственно прав, свобод и обязанностей граждан не затрагивает.

 Представитель Собрания депутатов ГО «Город Волжск» ФИО2 требования прокурора не признала, суду показала, что Регламент Собрания не обладает признаками нормативного правового акта. Законность установления в бюджете города такого расходного обязательства как ежемесячное возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью, подтверждена вступившим в законную силу решением Волжского городского суда от 07 октября 2013 года. Бюджет городского округа «Город Волжск» является муниципальным нормативным правовым актом, положения которого за 2011, 2012 и 2013 годы никем не оспорены, не признаны недействительными, а значит, являлись действующими и подлежащими обязательному исполнению на всей территории городского округа «Город Волжск».

 Руководитель Финансового управления ГО «Город Волжск» ФИО3 направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления.

 Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц депутаты Собрания депутатов ГО «Город Волжск» ФИО4,ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, извещенные о дне и времени рассмотрения дела, в телефонограмме, адресованной суду, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

 Выслушав мнение участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 Решением Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден Регламент Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» (в ред. от 14.08.2013 № 407), который в соответствии со ст.1 регулирует вопросы организации и деятельности Собрания депутатов ГО «Город Волжск», а также порядок принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции Собрания депутатов.

 Согласно абз. 4 ст. 56, ст. 62 Регламента Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» за выполнение своих обязанностей депутату Собрания ежемесячно возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью.

 Доводы прокурора о незаконности действий администрации ГО «Город Волжск» по возмещению расходов депутатам до опубликования Регламента, содержащего соответствующую статью являются несостоятельными по следующим основаниям.

 Согласно п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

 В силу ст.2 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

 Регламент не содержит признаков нормативного правового акта, он наряду с инструкциями по делопроизводству, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и иными подобными актами является только актом локального характера.

 Регламент не включен в Общероссийский классификатор управленческой документации, Государственный стандарт Российской Федерации - ГОСТ Р 6.30-2003, а также в перечень нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований.

 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" также не содержит такого вида нормативного правового акта органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, как административный регламент.

 Кроме того, Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 511 "О классификаторе правовых актов", принятый в целях унификации банков данных правовой информации, и в том числе федерального и регистра муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также обеспечения обмена правовой информацией между федеральными и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований и органами прокуратуры Российской Федерации, не содержит такого нормативного правового акта, как административный регламент.

 Из изложенного суд приходит к выводу, что Регламент, не является нормативным правовым актом, подлежит применению без опубликования (обнародования), соответственно, действия администрации ГО «Город Волжск» по ежемесячному возмещению расходов депутатам Собрания депутатов ГО «Город Волжск» в соответствии со ст.ст.56,62 Регламента являются правомерными.

 Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в с соответствии со ст. 53 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местного бюджета осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Согласно нормам ст.ст.9, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств муниципальных образований относится к бюджетным полномочиям муниципального образования. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета городского округа «Город Волжск».

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 Решил:

 Отказать в удовлетворении исковых требований Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Волжск» о признании незаконными действий, выразившиеся в ежемесячном возмещении расходов, связанных с депутатской деятельностью депутатам Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» и возложении обязанности не осуществлять ежемесячное возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью депутатам Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» до вступления в силу Регламента Собрания депутатов городского округа «Город Волжск».

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Судья А.С.Гайнутдинова

 В окончательной форме решение изготовлено 28 февраля 2014 года