К делу № 2-130/2014.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26.02.2014. ст. Кавказская
Кавказский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Агеевой Н.Г.,
при секретаре Ангеловской И.М.,
с участием пом. прокурора
Кавказского района Фоменко Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Стимул» о признании незаконными действий, выразившихся в необоснованном понуждении населения к выносу имеющихся приборов учета на точку врезки в центральный водопровод,
у с т а н о в и л:
Прокурор Кавказского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, просит признать незаконными действия ООО «Стимул», выразившиеся в необоснованном понуждении населения к выносу имеющихся приборов учета на точку врезки в центральный водопровод.
Обязать ООО «Стимул» устранить допущенные нарушения законодательства, не требовать от абонентов переноса установленных и допущенных в эксплуатацию приборов учета на место врезки.
Свои требования истец обосновывает тем, что прокуратурой района при проверке доводов обращений граждан, озвученных на публичном сходе жителей ст. Казанской Кавказского района, о неправомерных действиях водоснабжающей организации ООО «Стимул» по понуждению населения к выносу имеющихся приборов учета холодной воды к точке врезки в центральный водопровод, установлено, что данная водоснабжающая организация в ходе осмотра водопроводного хозяйства абонентов в случае выявления факта использования эксплуатируемого в соответствии с требованиями действующего законодательства прибора учета, установленного во дворе домовладения, при составлении соответствующего акта осмотра предлагает абонентам установить прибор учета воды на точке врезки.
Данные действия водоснабжающей организации противоречат требованиям законодательства и нарушают права граждан, конкретный круг которых определить не представляется возможным, на установленный порядок учета потребляемых ресурсов. Установка приборов учета потребляемой воды собственником жилого дома на месте присоединения к централизованной системе водоснабжения не позволит обеспечить надлежащие условия для сохранности установленных приборов учета от несанкционированного вмешательства в их работу, воздействия внешних факторов, создаст препятствия для доступа в целях считывания показаний приборов учета, а также повлечет необоснованные затраты со стороны населения на проведение работ по переносу уже установленных приборов учета во исполнение необоснованных требований ООО «Стимул».
В судебном заседании помощник прокурора Кавказского района Фоменко Р.А. поддержал исковые требования, настаивает на их удовлетворении, указывает, что ответчик принимает конкретные действия, направленные на вынос потребителями прибора учета на точку врезки в центральный водопровод путем разъяснительной работы и запугивания граждан начислением дополнительной оплаты за потерю воды от центральной линии до прибора учета, в то время как в законодательном порядке это не закреплено.
Представитель ООО «Стимул» по доверенности ФИО1 с иском не согласна, подтвердила все изложенное в письменном отзыве на иск, согласно которого ответчик с иском прокурора не согласен, указывает,на то что в исковом заявление прокурор ссылается на Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства №307, которые отменены постановлением Правительства №354 от 06.05.2011 года, в связи с чем считают, данное заявление не соответствует нормам материального права.
Действия ООО «Стимул» носят разъяснительный и информационный характер для населения станицы Казанской, в связи с тем, что 4 сентября 2013 года Постановлением Правительства РФ № 776 утверждены «Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод». Согласно п.1, данные правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством РФ, в том числе правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства № 354 от 6.05.2011 года.
На основании п.21 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, в случае если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, то расчет объема поданной воды производится с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственность до места установки прибора учета. Таким образом, осуществление оплаты собственниками жилых помещений за потери в сетях от прибора учета до границы эксплуатационной ответственности, ранее не были регламентированы нормативно-правовыми актами и жилищным законодательством.
На основании главы IV п.31 пп. «п» Правил предоставления коммунальных услуг № 354, исполнитель обязан: предоставить потребителю следующую информацию: -размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены.
Так как оплата за потери в водопроводных сетях будет являться дополнительной оплатой к установленным тарифам, ООО «Стимул», с целью доведения до потребителей положений ст.21 Правил организации коммерческого учета воды, сотрудники ООО «Стимул» стали доводить до населения положения выше указанного пункта правил.
Данная разъяснительная и информационная работа была направлена на правильность понимания действующего законодательства, повлекших дополнительные затраты потребителей по оплате коммунальных услуг.
Так же в целях информирования и разъяснения, контролеры абонентского отдела, при осмотре водопроводного хозяйства собственников жилых помещений проводят разъяснительную работу, о том, что согласно п.21 Правил организации коммерческого учета воды №776, в случае, если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности, то расчет за водоснабжение, после утверждения методических рекомендаций по расчету потерь питьевой воды в централизованных системах, будет производится с учетом потерь.
При информировании населения о данной информации, сотрудники ООО «Стимул» не оказывали физическое или психическое воздействие на потребителей по понуждению к переносу приборов учета на точку врезки, информация об изменениях в законодательстве несла только разъяснительный характер, а переносить прибор учета на точку врезки или не переносить это право потребителя.
Кроме того, имеются факты по вводу в эксплуатацию новых приборов учета и приборов учета после поверки, на том же месте, то есть не на точке врезки, что является подтверждением, что ООО «Стимул» не понуждает к переносу ранее установленных приборов учета на точку врезки.
Считают, что в действиях сотрудников ООО «Стимул» не усматриваются какие-либо признаки понуждения к переносу ранее установленных приборов учета, не принимались какие-либо официальные действия (не выписывались предписания, требовательные письма и извещения, не производились перерасчеты) все действия направлены только с целью информационно-разъяснительной работы и носят рекомендательный характер. Просит в иске отказать, так как действия ответчика не противоречит постановлению Правительства № 776 от 04.09.2013.
Свидетель Х. показала суду, что она вместе с другими жителями, всего их было 5-6 человек, обращались на прием к председателю совета МО Кавказский район М. по вопросу схода граждан в ст. Казанской, а именно по вопросу замены приборов учета потребления воды с выносом их и установке в месте врезки дворового водопровода в уличную сеть. Данные требования были заявлены устно на сходе граждан. В случае несогласия установки прибора учета в точке врезке в уличную сеть, будут начисляться потери потребления воды с учетом коэффициента, который не определен, начисления будут производится с учетом расстояния от врезки до прибора учета. К ней приходил контролер и составил акт замера расстояния от ее прибора учета, находящегося во дворе до места врезки в уличную сеть водопровода. Акт она подписала, так как замеры соответствовали фактическому расстоянию. По факту их обращения разъяснений не было. Срок эксплуатации ее прибора учета не истек и необходимости замены его нет. В связи с поставленным вопросом идет волнение народа. Переносить приборы учета никто принудительно не заставлял, ни письменно, ни устно.
Свидетель В. показала суду, что она как житель ст. Казанской вместе с несколькими жителями обращалась в совет по вопросу воды, так как работники водоснабжения их склоняют к тому, чтобы вынести счетчики за пределы двора, с установкой его в месте врезки в уличную сеть, в противном случае будет начисляться оплата за потери воды и об этом предупреждали письменно, в чем она и расписалась, но на обороте сделала пометку о несогласии с доводами. К жителям приходят с проверкой контролеры и все время указывают, что при замене необходимо перенести счетчик на улицу.
Свидетель Н. показала суду, что руководитель совета МО Кавказский район вела прием в декабре 2013 г. и были вопросы по выносу счетчика на улицу, а также обоснованность взыскания с потребителей потерь воды. У нее лично счетчик был внутри дома, а когда меняли водопровод им сказали вынести на улицу, а они его установили во дворе, в настоящее время к ней домой приходил контролер, произвел замеры расстояния от счетчика до места врезки, и сказал, что будет начисляться за потерю воды, в связи с тем что счетчик стоит не в месте врезки, но пока конкретных действий нет.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и их удовлетворении.
Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011., которыми и закреплены права и обязанности как исполнителя так и потребителя услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Однако, указанный федеральный закон регулирует отношения, связанные с организацией учета энергопотребления абонентов, сети которых на момент вступления в силу данного закона не оборудованы соответствующими приборами учета энергоресурсов, в связи с чем не распространяется на абонентов, эксплуатирующих уже установленные и должным образом принятые приборы учета.
Правоотношения между водоснабжающей организацией и абонентом возникают с момента фактической поставки ресурса и его оплаты либо заключения договора водоснабжения. Наступление срока очередной поверки установленного и допущенного в определенном порядке в эксплуатацию прибора учета, замена сетей ввиду ветхости и т.д. не свидетельствуют о прекращении ранее возникших правоотношений.
Для лиц, у которых приборы учета потребляемых энергетических ресурсов отсутствуют, законодателем установлен срок для установки таких приборов учета, и полномочия по возложению обязанности на население по их установке ресурсоснабжающим организациям законодательно не делегированы.
Указанными выше Правилами предоставления коммунальных услуг предусмотрено право потребителя устанавливать индивидуальный прибор учета, а также предусмотрена обязанность исполнителя не создавать препятствий потребителю на установку индивидуального прибора учета.
Требование законодательства об установлении приборов учета на месте присоединения к системе централизованного водоснабжения применяются к лицам, у которых на момент вступления Закона в силу приборы учета отсутствовали.
При проверке деятельности ООО «Стимул» установлено, что данная водоснабжающая организация в ходе осмотра водопроводного хозяйства абонентов в случае выявления факта использования эксплуатируемого в соответствии с требованиями действующего законодательства прибора учета, установленного во дворе домовладения, при составлении соответствующего акта осмотра предлагает абонентам установить прибор учета воды на точке врезки. Данные обоятельства также подтверждены свидетелями, допрошенными в судебном заседании.
Требования ответчика о переносе прибора учета воды на точку врезки в уличный водопровод, выражающиеся в виде разъяснительной работы контролерами ответчика, проведении ими замеров расстояний до прибора учета потребителей, свидетельствуют о распространении среди потребителей недостоверной информации о начислении дополнительной оплаты за потерю воды от точки врезки до прибора учета, и влекут нарушение прав потребителей услуг, поскольку постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 « Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды,сточных вод» предусмотрено право организации,осуществляющей водоснабжение производить расчет поданной воды с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета, однако процедура и порядок реализации данного права не установлены.
При таких обстоятельствах необоснованно контролерами ответчика производятся замеры расстояний до приборов учета потребителей и незаконно информируются потребители о взыскании дополнительной оплаты за потери воды в связи с отсутствием утвержденного порядка такого взыскания..
Неполнота доведенной до потребителей ответчиком информации влечет нарушение прав потребителей, волнение жителей, как показывают свидетели, и о чем свидетельствуют обращения на сходе граждан, к председателю Совета муниципального образования и т.д.
Данные действия водоснабжающей организации противоречат требованиям законодательства и нарушают права граждан, конкретный круг которых определить не представляется возможным, а также повлекут необоснованные затраты со стороны населения на проведение работ по переносу уже установленных приборов учета.
Доводы ответчика о том, что проводимая контролерами разъяснительная и информационная работа была направлена на правильность понимания действующего законодательства, не состоятельны, и наоборот повлекли доведения до сведений потребителей недостоверной информации и множественные обращения потребителей по вопросам о законности действий ООО «Стимул».
При таких обстоятельствах требования прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствие со ст. 103 ГПК РФ госпошлина по делу в сумме 4 000 рублей подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Иск прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконными действия ООО «Стимул», выразившиеся в необоснованном информировании населения о начислении дополнительной оплаты за потери в водопроводных сетях для потребителей, приборы учета потребления которых расположены не на границе эксплуатационной ответственности исполнителя, и обязать ООО «Стимул» устранить допущенные нарушения законодательства путем прекращения указанных действий и доведения до потребителя достоверной информации об оплате услуг.
Взыскать с ООО «Стимул» госпошлину в доход государства в сумме 4 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кавказский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 03.03.2014г.