ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-130/2016 от 29.04.2016 Красносельского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-130/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2016 года

Красносельский районный суд Костромской области в составе:

Председательствующего судьи Богачевой Е.Б.

При секретаре Полтаевой О.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуФИО1 к администрации Красносельского муниципального района Костромской области, МУП «ЖКХ Красносельское» о взыскании задолженности по заработной плате в размере <данные изъяты> рублей

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации Красносельского муниципального района Костромской области, МУП «ЖКХ Красносельское» о взыскании задолженности по заработной плате в размере <данные изъяты> рублей, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и администрацией Красносельского муниципального района Костромской области был заключен трудовой договор , в соответствии с которым он был принят на работу на должность директора МУП «ЖКХ Красносельское», с началом выполнения трудовых обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ Согласно п.18 трудового договора, должностной оклад установлен в размере <данные изъяты> рублей. Согласно п.19 трудового договора, работнику совместно с должностным окладом выплачивается премия в размере <данные изъяты> % должностного оклада, т.е. в размере <данные изъяты> руб. ДД.ММ.ГГГГ он был уволен на основании распоряжения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, по собственному желанию. С момента начала работы и до момента увольнения заработная плата ему не выплачивалась. Заработная плата ему не выплачена в размере <данные изъяты> рублей. На многочисленные устные обращения ответчик не предоставлял мотивированные ответы, ссылаясь лишь на сложную экономическую ситуацию.

В ходе судебного разбирательства истец свои требования уточнил и просит суд взыскать с МУП «ЖКХ «Красносельское» заработную плату в размере <данные изъяты> рублей и взыскать в субсидиарном порядке, в случае неисполнения решения суда МУП ЖКХ «Красносельское» с администрации Красносельского муниципального рай она <данные изъяты> рублей, мотивируя тем, что взыскать долг с МУП «ЖКХ Красносельское» не представляется возможным, так как данное предприятие не функционирует, отсутствует директор и иные работники, оно не осуществляет деятельности, в виду чего решение суда неисполнимо. В силу действующего законодательства считает, что именно администрация Красносельского муниципального района, как учредитель должна в данном случае нести такую субсидиарную ответственность.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о дне слушания извещен своевременно и надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие, с участием представителя по доверенности ФИО2, которая в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала и пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работал в МУП «ЖКХ Красноельское» в должности директора. Договор был заключен с ним администрацией Красносельского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ. Однако за весь период его работы заработной платы он не получал. На его требования о выплате заработной платы ему давали невнятные ответы и ссылались на отсутствие денег. При увольнении ответчик полный расчет, как того требует законодательство, с ним не произвел. До настоящего времени задолженность по заработной плате так и не погашена. Учредитель этого предприятия никаких мер к тому, чтобы это предприятие работало или было ликвидировано не пронимает. После того, как ФИО1 назначили директором этого предприятия он пытался получить всю информацию и документы, обращался в администрацию района к Л.С.М. для решения этого вопроса, однако всей документации ему не передали. Он обращался в налоговые органы. Подал за <данные изъяты> год налоговую декларацию предприятия, так как до него этого документа никто не оформлял и не сдавал. Подать документы на банкротство этого предприятия он не смог, так как не все документы ему были переданы при принятии на работу. В связи с этим он был привлечен к административной ответственности, <данные изъяты> мировым судьей в виде штрафа. Поскольку его стали привлекать к административной ответственности, а он ничего не мог сделать, то он написал заявление об увольнении.

Работников на предприятие он не принимал, так как заработную плату платить им не было возможности, поскольку предприятие не работало. Считает, что заработная плата ФИО1 вместе с установленной премией должна быть ему выплачена за все проработанное время, так как доказательств того. что он не работал не предоставлено.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации Красносельского муниципального района Костромской области по доверенности ФИО3 исковые требования не признала и пояснила, что действительно ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был принят, на работу, на должность директора МУП «ЖКХ Красносельское», и с ним был заключен трудовой договор. Однако заработная плата ему должна была выплачиваться на самом предприятии МУП ЖКХ «Красносельское», в штате которого и находилась должность директора. Денежные средства на выплату директорам муниципальных унитарных предприятий в бюджете администрации районе не предусмотрены. Ни в трудовом договоре, ни в каких-либо иных документах, не предусмотрена обязанность администрации выплачивать заработную плату директору МУП «ЖКХ Красносельское». Оплата директору должна производиться из средств предприятия. Администрация только заключает договор и определяет размер оклада, согласно законодательству. Считает, что заработная плата подлежит взысканию с пользу ФИО1 в размере, определенном трудовым договором.

В судебное заседание представитель ответчика МУП «ЖКХ Красносельское» не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещались своевременно. В связи с тем, что в настоящее время директор этого предприятия не назначен, предприятие производственную деятельность не осуществляет, то суд считает возможным признать представителем этого предприятия представителя учредителя - администрации Красносельского муниципального района.

Представитель администрации Красносельского муниципального района по доверенности ФИО4 как представитель учредителя МУП «ЖКХ Красносельское» исковые требования, заявленные к МУП ЖКХ «Красносельское» признала и пояснила, что ФИО1 действительно был принят на работу директором этого предприятия и выполнял свои обязанности, поэтому ему должна была быть выплачена заработная плата, в размере, который им указан в иске. Однако фактически предприятие доходов в этом периоде не имело, и заработная плата ФИО1 не была выплачена.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу:

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно п. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) установлено, что в последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.

Согласно статье 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Как видно из материалов дела, ФИО1 состоял в трудовых отношениях с МУП «ЖКХ Красносельское» в должности директора с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией трудовой книжки истца, распоряжением о назначении на должность от ДД.ММ.ГГГГ, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, и никем не оспаривается.

Согласно ст. 274 ТК РФ права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 145 ТК РФ условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

Из распоряжения о назначении на должность от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 был установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> рубля согласно штатному расписанию /л.д./.

Из содержания трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного администрацией Красносельского муниципального района Костромской области с ФИО1 следует, что оплата труда ФИО1 состояла из должностного оклада и премии. Должностной оклад был установлен в размере <данные изъяты> рубля в месяц и рассчитан в соответствии с Порядком установления окладов руководителям муниципальных предприятий Красносельского муниципального района Костромской области, утвержденным администрацией Красносельского муниципального района Костромской области. Премия выплачивается ежемесячно в размере <данные изъяты>% должностного оклада за своевременное, добросовестное и качественное выполнение в соответствующем календарном месяце своих обязанностей в соответствии с настоящим договором.

В соответствии с п.20 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ руководителю выплачивается ежеквартальная премия за счет средств фонда потребления при выполнении следующих условий: перечисления в полном объеме и в установленные сроки части чистой прибыли предприятия в бюджет; получения чистой прибыли предприятия в отчетном году не меньше, чем за предыдущий год; отсутствия задолженности по перечислению части чистой прибыли в бюджет за предыдущие годы. Премия выплачивается на основании распоряжения работодателя и не может превышать <данные изъяты>% должностного оклада.

В соответствии с п.21 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО1, заработная плата и премия руководителю выплачивается не ранее выплаты заработной платы всем работникам предприятия за соответствующий период /л.д./.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был уволен по собственному желанию по ст.77 части 1 п.3 Трудового кодекса Российской Федерации на основании личного заявления.

Согласно расчета, предоставленного суду, с ДД.ММ.ГГГГ заработная плата ФИО1 начислялась, но не выплачивалась и на момент увольнения имелась задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты> рублей.

Данный расчет задолженности по заработной плате никем не оспаривается.

Следовательно, требования истца в части взыскания начисленной, но не выплаченной своевременно заработной платы законные.

Требований о выплате истцу квартальной премии не заявлено.

Приходя к выводу о законности заявленных требований, суд учитывает что доказательств того, что ФИО1 не приступал к своим обязанностям и не выполнял их в этот период суду не предоставлено.

В материалах дела имеется налоговая декларация МУП «ЖКХ Красносельское», оформленная ФИО1, как директором этого предприятия, которая была принята межрайонной инспекцией ФНС России № 7 по Костромской области ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период трудовых отношений с ФИО1. Предоставлено суду и штатное расписание предприятия с ДД.ММ.ГГГГ, подписанное ФИО1. Все эти документы доказывают трудовую деятельность ФИО1 на этом предприятии. ФИО1 была передана печать этого предприятия, которая до настоящего времени находится у него.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что иск, заявленный к администрации Красносельского муниципального района Костромской области, не может быть признан обоснованным.

Так, в соответствии с пп. 4, 5 ст. 113 ГК РФ органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетным. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Особенности регулирования труда руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий установлены Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

В соответствии с пп. 4, 7 ч. 1 ст. 20 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции; назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.

Из Устава МУП «ЖКХ Красносельское» следует, что предприятие является муниципальным унитарным предприятием, является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленным за ней собственником. Имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Учредителем (собственником имущества) предприятия является муниципальное образование Красносельский муниципальный район Костромской области. Права и обязанности Учредителя от имени муниципального образования Красносельского муниципального района Костромской области, осуществляет Администрация Красносельского муниципального района Костромской области

Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обладает обособленным имуществом, являющимся муниципальной собственностью Красносельского муниципального района на праве хозяйственного ведения, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, круглую печать со своим полным фирменным наименованием, штампы и бланки со своим наименованием, может иметь собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации

В соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

В силу ст. 273 - 281 Трудового кодекса РФ руководитель состоит в трудовых отношениях с организацией, которую он возглавляет, на него распространяются положения ТК РФ с особенностями, установленными главой 43 ТК РФ.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 7 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО1, руководитель обязан представлять Работодателю бухгалтерскую отчетность в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ФИО1, являясь директором МУП «ЖКХ Красносельское», то есть единоличным исполнительным органом юридического лица, был обязан реализовывать решения, принятые учредителем и собственником муниципального предприятия, в частности, предоставлять в распоряжение бухгалтера необходимые документы, начислять и выплачивать заработную плату, в том числе себе, как директору предприятия.

В соответствии с пунктом 5.6.6 Устава МУП «ЖКХ «Красносельское» предприятие обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платы и проводить ее индексацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно штатному расписанию за ДД.ММ.ГГГГ, в первой строке которого указана должность "директор" с окладом <данные изъяты> руб., премии КТУ - <данные изъяты> руб.

Штатное расписание является одной из унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты согласно Постановлению Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. N 1.

Из документов, представленных администрацией Красносельского муниципального района Костромской области следует, что ФИО1 работником администрации Красносельского муниципального района не являлся.

Из вышеизложенного следует, что заключенным с ФИО1 трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрена оплата его труда за счет средств бюджета муниципального района, а указание в пункте 18 трудового договора на факт расчета оклада в соответствии с Порядком установления окладов руководителям муниципальных предприятий Красносельского муниципального района Костромской области, утвержденным администрацией Красносельского муниципального района Костромской области, не свидетельствует о возникновении у администрации обязанности по выплате директору заработной платы.

Кроме того, согласно последнему абзацу ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.

В соответствии с имеющимися в деле документам МУП «ЖКХ «Красносельское» является унитарным предприятием, созданным на праве хозяйственного ведения.

В соответствии с п. 7 ст. 114 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 56 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Предусмотренных законом оснований для возложения на администрацию Красносельского муниципального района Костромской области субсидиарной ответственности по обязательствам работодателя МУП «ЖКХ Красносельское» в данном случае не имеется, доказательств обратного истцом в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено

. Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что МУП «ЖКХ Красносельское» не ликвидировано, имеет статус действующего юридического лица.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Красносельского муниципального района следует отказать.

Требования, заявленные к МУП «ЖКХ Красносельское» о взыскании заработной платы в <данные изъяты> рублей подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика и государственная пошлина пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, поскольку истец в силу закона был освобожден от уплаты такой госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования ФИО1 к МУП «ЖКХ Красносельское» о взыскании задолженности по заработной плате удовлетворить.

Взыскать с МУП «ЖКХ Красносельское» в пользу ФИО1 начисленную, но не выплаченную заработную плату в сумме <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении требований ФИО1 к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы отказать.

Взыскать с МУП «ЖКХ Красносельское» в доход бюджета Красносельского муниципального района Костромской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, которое будет изготовлено 29 апреля 2016 года в 17 часов, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей жалобы через Красносельский районный суд.

Судья Е.Б. Богачева