ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-130/2017 от 19.01.2017 Шахтинского городского суда (Ростовская область)

К делу № 2-130/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2017 года

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Сухова О.А., при секретаре Ефимовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гриненко Т.С. к Департаменту труда и социального развития Администрации г.Шахты, Администрации г.Шахты, третьему лицу - Министерству труда и социального развития Ростовской области об обязании Администрации г.Шахты передать Департаменту труда и социального развития Администрации г.Шахты государственные полномочия, об обязании передать домовладение в доверительное управление, об обязании заключить договор доверительного управления,

УСТАНОВИЛ:

Гриненко Т.С. обратилась в Шахтинский городской суд с иском к Департаменту труда и социального развития Администрации г.Шахты о назначении ее управляющим по договору доверительного управления и об обязании заключить с ней договор доверительного управления имуществом ФИО2 в виде домовладения, расположенного по адресу: <адрес>

Истцом неоднократно уточнялись исковые требования и в последнем их изложении Гриненко Т.С. указала: она является дочерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решением Батайского городского суда Ростовской области от 16.12.2015г. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан безвестно отсутствующим.

08.04.2015г. истец обратилась в Департамент труда и социального развития Администрации г.Шахты с заявлением на заключение договора доверительного управления над имуществом ФИО2

Письмом от 24.05.2016г. Департаментом труда и социального развития Администрации г.Шахты истцу отказано в этом со ссылкой на отсутствие полномочий; в том же письме сообщено о том, что при проведении обследования имущества ФИО2 установлено, что дом нуждается в капитальном ремонте.

Постановлением мэра г.Шахты от 26.01.2009г. №9 «Об организации опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами» утверждено Положение «Об опеке и попечительстве над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами в городе Шахты», в соответствии с п.2.2. которого, ответчику переданы государственные полномочия только по осуществлению защиты личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан, которые ограничены судом в дееспособности в порядке, установленном законодательством, и защиты личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными.

Отсутствие передачи Администрацией г.Шахты Департаменту труда и социального развития Администрации г.Шахты полномочий по определению лиц для заключения договора доверительного управления над имуществом гражданина, признанного судом безвестно отсутствующим, и заключению соответствующего договора препятствует защите законных прав и имущества безвестно отсутствующего гражданина гарантированных государством.

На основании изложенного просит суд:

  1. обязать Администрацию г.Шахты Ростовской области передать Департаменту труда и социального развития Администрации г.Шахты государственные полномочия по: определению лиц на заключение договора доверительного управления над имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим; заключению договоров доверительного управления над имуществом граждан, признанных безвестно отсутствующими путем внесения соответствующих изменений в Положение «Об опеке и попечительстве над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами в городе Шахты», утвержденное Постановлением мэра г.Шахты от 26.01.2009г. №9 «Об организации опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами»;
  2. передать Гриненко Т.С. в доверительное управление домовладение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежащее ФИО2;
  3. обязать Департамент труда и социального развития Администрации г.Шахты заключить с Гриненко Т.С. договор доверительного управления домовладением, расположенным по адресу: <адрес>, принадлежащим ФИО2

Истец Гриненко Т.С. в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца Гриненко Т.С. - Гончаров М.И., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, заявленные уточненные исковые требования поддержал.

Представитель Департамента труда и социального развития Администрации г.Шахты - Демидова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск.

Представитель Администрации г.Шахты - Зорина Е.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать в удовлетворении исковых требований просила отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск.

Представитель Министерства труда и социального развития Ростовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка; ранее письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования Гриненко Т.С. частично обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 06.03.1996г., удостоверенного нотариусом г.Шахты Рясной Е.В.

Вступившим в законную силу решением Батайского городского суда Ростовской области от 16.12.2015г. по гражданскому делу ФИО18 по заявлению его дочери ФИО1 признан безвестно отсутствующим.

При обращении в Департамент труда и социального развития Администрации г.Шахты по вопросу заключения договора о доверительном управлении имуществом безвестно отсутствующего ФИО2 истцу отказано, поскольку заключение такого договора в полномочия Департамента труда и социального развития Администрации г.Шахты не входит.

Согласно пп. 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.

Пунктом 1 ст. 34 ГК РФ установлено, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" предусмотрено, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

Областной закон «Об организации опеки и попечительства в Ростовской области» от 26 декабря 2007 года № 830-ЗС в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и другими федеральными законами регулирует правоотношения по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Ростовской области, а также наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

Статьей 5.1. указанного Областного закона, государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, установленные статьями 6 и 7 настоящего Областного закона, передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.

Согласно п.6 ст. 7 Областного закона, в государственные полномочия в сфере социальной защиты населения входят иные полномочия в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, областными законами и иными нормативными правовыми актами Ростовской области.

Таким образом, из анализа приведенных норм федерального и регионального законодательства следует, что органы местного самоуправления, в том числе и Администрация г.Шахты Ростовской области, наделены отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.

Судом установлено, что во исполнение положений Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Областного закона от 26 декабря 2007 № 830-ЗС «Об организации опеки и попечительства в Ростовской области было принято Постановление мэра г.Шахты - главы Администрации от 26.01.2009г. №9 «Об организации опеки и попечительства над недееспособными или не полностью недееспособными гражданами», в соответствии с которым переданы государственные полномочия по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, муниципальному учреждению «Департамент труда и социального развития города Шахты» (п.1); утверждено Положение об опеке и попечительстве над неспособными или не полностью дееспособными гражданами в городе Шахты (п.2).

Между тем, делегированные органу местного самоуправления города Шахты федеральным и региональным законодательством полномочия по защите имущественных прав лиц, признанных безвестно отсутствующими, Администрацией г.Шахты не были переданы Муниципальному учреждению «Департамент труда и социального развития города Шахты» (в настоящее время - Департаменту труда и социального развития Администрации г.Шахты).

Таким образом, указанные полномочия имеются у Администрации г.Шахты, наделенной Областным законом «Об организации опеки и попечительства в Ростовской области» от 26 декабря 2007 года № 830-ЗС отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.

В соответствии с п. 1 ст. 38 ГК РФ при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление.

Согласно ст. 43 ГК РФ, имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом (ч. 2 ст. 43 ГК РФ).

Истцом в материалы дела представлены документы, подтверждающие необходимость постоянного управления недвижимым имуществом, принадлежащим ФИО2, признанного безвестно отсутствующим.

Так, согласно сведениям, представленным 27.05.2016г. ДТСР Администрации г.Шахты (л.д.33), 24.05.2016г. для обследования материально-бытовых условий домовладения, принадлежащего ФИО2, комиссией в составе ведущего специалиста ДТСР г.Шахты ФИО7, специалистов по социальной работе МБУ г.Шахты «ЦСО №1» ФИО8 и ФИО9 выявлено, что дом по <адрес> нуждается в капитальном ремонте, фундамент старый, частично разрушен.

Иных лиц, кроме истца, претендующего на передачу в доверительное управление для его сохранения домовладения, расположенного по адресу: <адрес>ФИО2, судом не установлено.

Поскольку органы местного самоуправления наделены полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, а также учитывая, что полномочия по защите имущественных прав лиц, признанных безвестно отсутствующими на основании решения суда, Муниципальному учреждению «Департамент труда и социального развития города Шахты» (в настоящее время - Департаменту труда и социального развития Администрации г.Шахты) Администрацией г.Шахты переданы не были, то суд полагает обязать Администрацию Шахты Ростовской области передать Гриненко Т.С. в доверительное управление домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее ФИО2, признанному безвестно отсутствующим в соответствии с решением Батайского городского суда Ростовской области от 16.12.2015г. по гражданскому делу , а в удовлетворении исковых требований об обязании Департамента труда и социального развития Администрации г.Шахты заключить с Гриненко Т.С. договор доверительного управления домовладением, расположенным по адресу: <адрес>, принадлежащим ФИО2, суд полагает отказать.

В соответствии с ч. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Требование Гриненко Т.С. об обязании Администрации г.Шахты Ростовской области передать Департаменту труда и социального развития Администрации г.Шахты государственные полномочия по определению лиц на заключение договора доверительного управления над имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим; заключению договора доверительного управления над имуществом граждан, признанных безвестно отсутствующими путем внесения соответствующих изменений в Положение «Об опеке и попечительстве над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами в городе Шахты», утвержденное Постановлением мэра г.Шахты от 26.01.2009г. № 9 «Об организации опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами» не может быть удовлетворено поскольку право определять функции созданного муниципального учреждения, в том числе и Департамента труда и социального развития Администрации г.Шахты, лежит на его собственнике - Администрации г.Шахты и не может быть произвольно определено судом по иску заинтересованного лица. Кроме того, избранный истцом Гриненко Т.С. способ защиты своего права не предусмотрен ст. 12 ГК РФ либо иным законом в качестве способа защиты гражданских прав, в связи с чем в удовлетворении вышеуказанного требования суд полагает отказать.

Что касается доводов Администрации г.Шахты, изложенных в представленном суду письменном отзыве, о том, что Областным законом Ростовской области от 26.12.2007 г. №830-ФЗ полномочия по передаче имущества граждан, признанных безвестно отсутствующими в доверительное управление, а равно и необходимые для данного полномочия материальные и финансовые средства, органам местного самоуправления Ростовской области не передавались, суд полагает отметить следующее.

Согласно Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "в"); кроме того, защита прав и свобод человека и гражданина, а также социальная защита составляют предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "б", "ж" части 1; статья 76, часть 2).

Отнесение защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной защиты к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает, что ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов. Кроме того, в силу статей 132 (часть 2) и 133 Конституции Российской Федерации отдельными государственными полномочиями в этой области с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств законом могут наделяться и органы местного самоуправления, самостоятельность которых в сфере бюджетной деятельности гарантируется правом местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 19 и пунктом 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, финансовое обеспечение которых осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление таких отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке, а субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти.

Таким образом, в случае передачи отдельных государственных полномочий Российской Федерации на другой уровень власти, данная передача должна сопровождаться одновременной передачей нижестоящим бюджетам финансовых средств, необходимых для осуществления соответствующих полномочий, а при недостаточности таких средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета, взыскание должно осуществляться с Российской Федерации.

Реализуя возложенные на неё Областным законом «Об организации опеки и попечительства в Ростовской области» от 26 декабря 2007 года № 830-ЗС государственные полномочия по сохранению имущества гражданина, признанного решением суда безвестно отсутствующим, Администрация г.Шахты не лишена возможности взыскать затраченные при этом средства с Российской Федерации.

В то же время невыполнение (несвоевременное выполнение) со стороны Администрации г.Шахты, передачи соответствующему лицу на основании договора о доверительном управлении в порядке ст. 43 ГК РФ имущества ФИО2, признанного решением суда безвестно отсутствующим, может привести к нарушению имущественных прав отсутствующего лица и нарушению норм Конституции РФ, регулирующих защиту прав и свобод человека и гражданина, а также его социальную защиту.

Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Гриненко Т.С. к Департаменту труда и социального развития Администрации г.Шахты, Администрации г.Шахты, третьему лицу - Министерству труда и социального развития Ростовской области об обязании Администрации г.Шахты передать Департаменту труда и социального развития Администрации г.Шахты государственные полномочия, об обязании передать домовладение в доверительное управление, об обязании заключить договор доверительного управления - удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Шахты Ростовской области передать Гриненко Т.С. в доверительное управление домовладение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежащее ФИО2, признанному безвестно отсутствующим в соответствии с решением Батайского городского суда Ростовской области от 16.12.2015г. по гражданскому делу .

В удовлетворении исковых требований об обязании Администрации г.Шахты Ростовской области передать Департаменту труда и социального развития Администрации г.Шахты государственные полномочия по: определению лиц на заключение договора доверительного управления над имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим; заключению договоров доверительного управления над имуществом граждан, признанных безвестно отсутствующими путем внесения соответствующих изменений в Положение «Об опеке и попечительстве над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами в городе Шахты», утвержденное Постановлением мэра г.Шахты от 26.01.2009г. №9 «Об организации опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами» и об обязании Департамента труда и социального развития Администрации г.Шахты заключить с Гриненко Т.С. договор доверительного управления домовладением, расположенным по адресу: <адрес> принадлежащим ФИО2, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца, начиная с 25.01.2017 г.

Судья: подпись

Копия верна: Судья О.А.Сухов

Секретарь О.В. Ефимова