ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-130/2018 от 14.06.2018 Нижнеингашского районного суда (Красноярский край)

Решение

Именем Российской Федерации

п. Нижняя Пойма 14 июня 2018 года

Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Рудакова Ю.Е., при секретаре Полуховой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к МБДОУ «Топтыжка» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

установил:

истец обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Нижнепойменский детский сад «Топтыжка» (далее – МДОУ «Топтыжка») об обязании ответчика начислить и выплатить недоначисленную и невыплаченную заработную плату за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2017 года в размере 4513,06 рублей. Требования мотивирует тем, что ФИО1 работает в МДОУ «Топтыжка» в должности помощника воспитателя и в период с марта 2017 года по октябрь 2017 года работодатель производил начисление и выплату заработной платы истцу не в полном объеме, поскольку размер вознаграждения за труд составил менее установленного размера оплаты труда в Российской Федерации. Заработная плата ФИО1, если ею отработана полностью месячная норма рабочего времени с применением районного коэффициента (30%) и процентной надбавки (30%) не может быть менее 12480 рублей (7800 рублей х 60%) в месяц (с июля 2017) и 12000 рублей (7500 рублей х 60 %) в месяц (с 1 января 2017 по 1 июля 2017), 15182,4 рублей в месяц (с 1 января 2018 года). Заработная плата работника должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и северная надбавка. Всего за период с марта 2017 года по октябрь 2017 года включительно размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы ФИО1 составил 4513,06 рублей.

На заявленные требования представителем ответчика ФИО2 представлены возражения, согласно которым просят в удовлетворении исковых требований отказать в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2017 года, мотивируя тем, что в 2017 году ФИО1 получала заработную плату с учетом всех надбавок в размере, превышающем минимальный размер оплаты труда, установленный на территории Российской Федерации. Учитывая, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П и выявленный в нем конституционно-правовой смысл применения статьи 133 Трудового кодекса РФ в силу прямого указания Конституционного Суда РФ применяется к спорным правоотношениям после 7 декабря 2017 года, то исковые требования в части возложения на учреждение обязанности начислить и выплатить истице недоначисленную и невыплаченную заработную плату за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2017 года заявлены необоснованно.

Администрация Нижнеингашского района Красноярского края в лице первого заместителя главы района ФИО7 представила возражения, согласно которым просят в удовлетворении исковых требований отказать в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2017 года, мотивируя тем, что в 2017 году действовала практика применения статьи 133 Трудового кодекса РФ, согласно которой допускалось установление окладов (тарифных ставок) как составных частей зарплаты работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер месячной заработной платы, включающий в себя элементы, будет меньше установленного федеральным законом МРОТ. Учреждение соблюдение данной нормы обеспечивалось путем доплат работнику из краевого бюджета на основании заключенного между администрацией района и министерством финансов Красноярского края от 30.05.2017г. № 83/14-17. С учетом всех выплат заработная плата истца составляла больше минимального размера оплаты труда, действовавшего на территории РФ. Постановлением Конституционного Суда РФ № 38-п сложившаяся правоприменительная практика включения в состав минимального размера оплаты труда и районного коэффициента и северной надбавки признана неверной, при этом выявленный конституционно-правовой смысл статьи 133 Трудового кодекса РФ в силу прямого указания Конституционного Суда РФ применяется к спорным правоотношениям после 7 декабря 2017 года, т.е. с момента провозглашения Постановления № 38-П.

Представителем Министерства финансов Красноярского края представлены возражения, согласно которым просят в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме, мотивируя тем, что действия ответчика по начислению и выплате заработной платы основаны на действующих правовых актах и существующей в соответствующий период судебной практике. Позиция, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П, в соответствии с которым в состав минимального размера оплаты труда не могут включаться районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями, не может применяться при рассмотрении настоящего дела. Как неоднократно отмечалось в определениях Конституционного Суда Российской Федерации, юридической силой решения Конституционного Суда Российской Федерации, в котором выявляется конституционного-правовой смысл нормы, обусловливается невозможность применения данной нормы в неконституционном истолковании, т.е. утрата ею силы на будущее время в любом ином смысле, расходящемся с выявленным конституционно-правовым смыслом, допускавшемся в прежнем ее понимании. Это означает, что, по общему правилу, с момента вступления решения Конституционного Суда Российской Федерации в силу такая норма не должна толковаться каким-либо иным образом и применяться в каком-либо ином смысле. Согласно пункту 5 резолютивной части Постановления № 38-П данное постановление вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Соответственно выявленный в указанном постановлении конституционно-правовой смысл отдельных положений трудового законодательства (п. 2 Постановления № 38-П) является общеобязательным только с указанной даты – с 7 декабря 2017 года. Между тем настоящий иск предъявлен в суд после принятия Постановления № 38-П, таким образом, фактически, истец распространяет действие указанного постановления на трудовые отношения, сложившиеся в период с 01.01.2017 по 07.12.2017, что в силу прямого указания Конституционного суда недопустимо. Кроме того, работнику ежемесячно начислялась заработная плата в размере, который превышает минимальный размер оплаты труда, установленный в 2018 году, что согласуется с частью 2 статьи 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», который устанавливает работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера заработной платы, региональную выплату. При расчете региональной выплаты под месячной заработной платой понимается заработная плата конкретного работника с учетом доплаты до размера минимальной заработной платы, установленного в Красноярском крае. Региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. В связи с чем, полагают, заявленные требования ФИО1 необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика - МДОУ «Топтыжка» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представители Министерства финансов Красноярского края, администрации Нижнеингашского района Красноярского края, МКУ «Отдел бюджетного учета и планирования» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили; представитель Министерства финансов Красноярского края ФИО6 и представитель администрации Нижнеингашского района Красноярского края ФИО7 просят рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями не согласны по основаниям, указанным в возражениях.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 130 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации; величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации является основной государственной гарантией по оплате труда работников;

В силу ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

При этом согласно ст. 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда. Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 года № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 июля 2016 года установлен минимальный размер оплаты труда в размере 7500 рублей в месяц.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 года № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 июля 2017 года установлен минимальный размер оплаты труда в размере 7800 рублей в месяц.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 07.12.2017 года № 38-П (п.4.2) в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст.37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии ч.1 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным.

Как следует из содержания ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

На территории Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате, в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года № 1029, а также Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края». На территории Нижнеингашского района Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате в размере 30% заработной платы.

Пунктом 1 Постановления администрации Красноярского края от 21.08.1992 года №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» установлено, что к заработной плате работников предприятия и организаций, расположенных на территории городов и районов согласно приложению применяются повышенный районный коэффициент - 1,3.

Пунктом 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

В соответствии с ч.1, ч.3 и ч.4 ст.133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой ст. 48 настоящего кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (ч. 11 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ). При этом ст.133.1 ТК РФ не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок.

В соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23.12.2016 года, размер минимальной заработной платы для работников муниципального образования в Нижнеингашском районе составляет 10592 рубля. Соглашение вступает в силу с 1 января 2017 года и действует по 31 декабря 2017 года.

Таким образом, ФИО1, работающей в особых климатических условиях, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда, но и повышенный размер оплаты труда; повышенный размер оплаты труда работника, работающего в особых климатических условиях, обеспечивается выплатой надбавок (в данном случае - районный коэффициент и процентная надбавка).

Судом установлено, что ежемесячная заработная плата истца полностью отработавшего в спорный период месячную норму рабочего времени, в соответствии с требованиями действующего законодательства, должна составлять: в марте 2017 года не менее 12000 рублей (7500 рублей х 30% х 30%); в апреле 2017 года не менее 12000 рублей (7500 рублей х 30% х 30%); в мае 2017 года не менее 12000 рублей (7500 рублей х 30% х 30%); в июне 2017 года не менее 12000 рублей (7500 рублей х 30% х 30%); в июле 2017 года не менее 12480 рублей (7800 х 30% х 30 %); в августе 2017 года не менее 12480 рублей (7800 х 30% х 30 %); в сентябре 2017 года не менее 12480 рублей (7800 х 30% х 30 %); в октябре 2017 года не менее 12480 рублей: (7800 х 30% х 30 %)М

МБДОУ «Топтыжка» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в органах казначейства, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Учредителем учреждения является муниципальное образование Нижнеингашский район Красноярского края, что подтверждается Уставом и свидетельством о государственной регистрации юридического лица.

В указанном учреждении ФИО1 до 17.10.2017г. работала в должности помощника воспитателя, в период с мая по июль временно исполняла обязанности воспитателя. В соответствии с представленными суду копией трудового договора, копией трудовой книжки, выписками из лицевых счетов за период с марта по октябрь 2017 года, заработная плата ФИО1 состояла из должностного оклада в размере 2713,00 рублей, компенсационных выплат (районный коэффициент - 30% и северная надбавка - 30%), стимулирующих выплат.

Как следует из выписок из лицевых счетов ФИО1 в марте 2017 года находилась в учебном отпуске, за апрель 2017 года начисленная заработная плата с учетом районного коэффициента и северной надбавки составила – 702,02 рублей (отработавшей 1 день при норме по законодательству - 20 дней); за май 2017 года – 14891,57 рублей (отработавшей 20 дней при норме по законодательству - 20 дней); за июнь 2017 года – 15004,54 рублей (отработавшей 21 день при норме по законодательству – 21 день); за июль 2017 года – 14044,64 рублей (отработавшей 21 день при норме по законодательству – 21 день); за август 2017 года – 14040,32 рублей (отработавшей 23 дня при норме по законодательству – 23 дня); за сентябрь 2017 года – 9360,22 рублей (отработавшей 14 дней при норме по законодательству - 21 день); за октябрь 2017 года – 14042,50 (отработавшей 11 дней при норме по законодательству - 22 дня).

Учитывая имеющиеся в материалах дела сведения о начисленной заработной плате за спорный период времени работы ФИО1, не подлежит взысканию с работодателя заработная плата за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2017 года, поскольку выплаченная заработная плата истцу за указанные месяцы составила более МРОТ.

Доводы ответчика о том, что выявленный в Постановлении Конституционного Суда РФ конституционно-правовой смысл отдельных положений трудового законодательства является обязательным только с 07 декабря 2017 г. не обоснованы. В силу п. 12 ст. 75 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса и применительно к конкретным правоотношениям может быть определен порядок его вступления в силу, а также порядок, сроки и особенности исполнения. В случае, когда в решении Конституционного Суда Российской Федерации порядок вступления в силу, сроки и особенности его исполнения специально не оговорены, действует общий порядок, предусмотренный названным Федеральным конституционным законом.

При изложенных обстоятельствах суд находит требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к МБДОУ «Топтыжка» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд в пос. Нижняя Пойма в течение месяца со дня составления в окончательной форме.

Председательствующий