Дело №2-130/2021
УИД 75RS0023-01-2020-004313-38
Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
09 февраля 2021г. г. Чита
Черновский районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Эповой Е.А., при секретаре Забелиной Е.К., с участием представителя истца помощника прокурора Черновского района г. Читы Фалилеевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску Заместителя прокурора Черновского района г. Читы Веденчук О.Н. в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Полимер» о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Черновского района г. Читы Веденчук О.Н. обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском, ссылаясь на следующее.
Прокуратурой Черновского района г. Читы проведена проверка исполнения жилищного законодательства ООО «Полимер» при управлении многоквартирным домом <адрес>, в ходе которой выявлено следующее:
В многоквартирном доме по адресу: <адрес> площадь муниципального жилищного фонда по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года составляла <данные изъяты> кв.м., или <данные изъяты>% от общей площади жилых помещений.
В соответствии с частью 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем 50%, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.
Во исполнение указанных выше требований Комитетом городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» ДД.ММ.ГГГГ был проведен открытый конкурс по отбору управляющей организацией для управления многоквартирным домом по <адрес>.
По итогам открытого конкурса с ООО «Полимер» был заключен договор управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ№. По договору управления многоквартирным домом ООО «Полимер» обязано оказывать собственникам и пользователям помещений услуги (выполнять работы) по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполнять иную направленную на достижение цели управления многоквартирным домом деятельность.
Размеры платы за содержание жилого помещения и коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме по <адрес> установлены договором управления МКД, а также постановлением Управления регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ№ (действие которого распространено на правоотношения, возникшие с момента подписания договора управления многоквартирным домом).
В соответствии с пунктом 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Установленные размеры платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, составляют:
0,64 руб./кв.м. - за холодную воду;
0,75 руб./кв.м. - за горячую воду (подогрев);
0,33 руб./кв.м. - за электрическую энергию.
При этом договор управления от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между ООО «Полимер» и Комитетом городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», не содержит условий, в соответствии с которыми размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, может быть изменен по решению общего собрания собственников помещений.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы должны быть установлены в договоре управления.
Таким образом, порядок определения цены договора и размера платы за содержание жилого помещения (которая в том числе включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации) определяются условиями договора управления.
В связи с тем, что в многоквартирном доме по адресу: <адрес> более 50 процентов помещений находится в муниципальной собственности, проведение общего собрания собственников помещений по вопросу изменения условий договора управления МКД, принятых по результатам проведения открытого конкурса, в том числе по установлению размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества МКД, является неправомерным.
Согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно протоколу итогов заочного голосования внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений принято решение об утверждении распределения сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов на жильцов пропорционально занимаемой ими площади с ДД.ММ.ГГГГ (пункт 4 протокола). Указанное решение противоречит части 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как условия договора управления по МКД <адрес> приняты по результатам проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации.
Просит суд признать решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу утверждения распределения сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов на жильцов пропорционально занимаемой ими площади с ДД.ММ.ГГГГ недействительным.
Определением от 15.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», л.д. 197-198.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Черновского района г.Читы Фалилеева Е.С. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив аналогичное вышеизложенному.
Ответчик, третье лицо в судебное заседание не явились, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, о причинах неявки, которые судом могли быть признанными уважительными, не сообщили.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих по делу.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив письменные материалы дела и представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
На основании части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила содержания общего имущества), расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу п. 34 Правил содержания общего имущества, в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом.
Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации. Размер такой платы, согласно разъяснениям, изложенным в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
Кроме того, п. 35 Правил содержания общего имущества установлен принцип соразмерности платы за содержание жилого помещения, размера обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, и перечня, объема и качества услуг и работ.
На основании пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ к существенным условиям договора управления относятся, в том числе порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем 50%, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.
Судом установлено, что согласно протоколу итогов заочного голосования внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений принято решение об утверждении распределения сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов на жильцов пропорционально занимаемой ими площади с ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 13-17.
В суде представитель истца Фалилеева Е.С. указала, что принятие решения является неправомерным, поскольку в многоквартирном доме по адресу: <адрес> более 50 процентов помещений находится в муниципальной собственности, проведение общего собрания собственников помещений по вопросу изменения условий договора управления МКД, принятых по результатам проведения открытого конкурса, в том числе по установлению размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества МКД.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ - при определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, - при определении размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
Распределение сверхнормативного потребления за коммунальные ресурсы за индивидуальное потребление не предусмотрено жилищным законодательством.
В соответствии с частью 5 статьи 154 ЖК РФ в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, начисляется в составе платы за содержание жилого помещения, а не за коммунальные услуги (п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
В многоквартирном доме по адресу: <адрес> муниципального жилищного фонда по состоянию на июнь 2018 года составляла 1147,7 кв.м., или 80,28% от общей площади жилых помещений.
Многоквартирный дом по адресу: <адрес> находится под управлением управляющей организации ООО «Полимер», с которой по результатам открытого конкурса заключен договор управления от ДД.ММ.ГГГГ№, л.д. 7-9.
Данным договором, на основании постановления Управления регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ№ (действие которого распространено на правоотношения, возникшие с момента подписания договора управления многоквартирным домом).
В соответствии с пунктом 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Установленные размеры платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, составляют:
0,64 руб./кв.м. - за холодную воду;
0,75 руб./кв.м. - за горячую воду (подогрев);
0,33 руб./кв.м. - за электрическую энергию.
Коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, входят в состав платы за содержание жилого помещения, а не в состав платы за коммунальные ресурсы (п. 1 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ), и плата за данные услуги уже установлена по результатам проведения открытого конкурса.
Таким образом, проведение общего собрания по вопросу сверхнормативного распределения платы за коммунальные ресурсы, на которые размер платы уже установлен, в многоквартирном доме, в котором более 50% помещений находится в муниципальной собственности противоречит части 2 статьи 163 Жилищного кодекса РФ.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в том числе, Российской Федерации, неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета от уплаты, которой истец при подаче иска был освобожден в сумме 6 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, оформленное протоколом итогов заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу утверждения распределения сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов на жильцов пропорционально занимаемой ими площади с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ООО «Полимер» в доход муниципального образования городской округ «Город Чита» государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Черновский районный суд г. Читы.
Судья Е.А. Эпова