Дело №2-130/2021
УИД 10RS0009-01-2021-000283-58
РЕШЕНИЕ
Именем Россиискои Федерации
29 ноября 2021 года г пгт.Муезерскии
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Варламовой В.Л., при секретаре Ткаченко Ю.С., с участием представителя истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрации Муезерского муниципального района, администрации Ругозерского сельского поселения, ФИО3, ФИО4 об установлении факта существования границ земельного участка на местности,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрации Муезерского муниципального района об установлении факта существования границ земельного участка на местности. Иск мотивирован тем, что истец ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым В ГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым №, площадью 1010 кв.м., разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства», категория земель «земли населенных пунктов», статус «ранее учтенный», дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Указанный земельный участок решением Ондозерского сельского Совета от 28.07.1992 предоставлен истцу в собственность бесплатно для развития личных подсобных хозяйств, выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности истца зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации №. Государственный кадастровый учет изменений земельного участка в части уточнения местоположения границ и площади не осуществлялся. В целях уточнения границ земельного участка истец обратился в ООО «Геоком», кадастровым инженером ФИО5 работником ООО «Геоком» подготовлена печатная версия межевого плана земельного участка, определена площадь участка 1210 кв.м., дальнейшая работа по проведению кадастровых работ приостановлена, поскольку в отношении спорного земельного участка отсутствуют карты (планы), являющиеся картографической основой ЕГРН и (или) карты (планы), представляющие собой фотопланы местности, подтверждающие фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу предложено обратиться в суд для признания права на земельный участок. Местоположение границы и площадь земельного участка с кадастровым № определялись с учетом фактического землепользования, границы спорного земельного участка существуют на местности более пятнадцати лет и проходят по объектам искусственного происхождения - забору, возведенному более 15 лет назад. В заключении кадастрового инженера указано, что площадь уточняемого земельного участка составила 1210 кв.м., что на 200 кв.м. больше площади участка, указанной в ЕГРН, что не противоречит подп.32 п.1 ст.26 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015. Местоположение границ земельного участка соответствует сложившемуся более 15 лет назад землепользованию. С северной стороны граница участка проходит вдоль береговой полосы озера, с западной стороны по неразграниченным землям, с южной стороны по установленным границам земельного участка с кадастровым №, с восточной стороны по границе смежного земельного участка с кадастровым №, принадлежащего ФИО3 Границы земельного участка согласованы собственником смежного земельного участка. Споров по границам земельного участка не имеется. На земельном участке находится принадлежащий истцу индивидуальный жилой дом с кадастровым №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Установление факта существования земельного участка в границах, определенных межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, необходимо для внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ и площади земельного участка. Учитывая отсутствие картографических материалов, без решения суда уточнить границы не возможно. Поскольку вопрос изменения площади, уточнение границ земельного участка, представляет собой спор о праве, требования не подлежат рассмотрению в порядке особого производства. Спор о праве на земельный участок в указанных истцом границах, подлежит разрешению в порядке искового производства и не может быть преодолен посредством установления юридического факта в порядке особого производства. При установлении существования спорного земельного участка на местности пятнадцать и более лет в определенных границах и площади судебный акт, вступивший в законную силу, будет являться основанием для осуществления государственного кадастрового учета на основании решения суда. Истец просит суд установить факт существования земельного участка с кадастровым , на местности пятнадцать и более лет в границах со следующими координатами характерных точек границ земельного участка:
Определениями суда в ходе производства по делу к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Ругозерского сельского поселения, ФИО3, ФИО4
Истец ФИО2 в судебном заседании не присутствовала, извещена о времени и месте надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца ФИО3 - ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила об удовлетворении иска.
Ответчик Министерство имущественных и земельных отношений РК в судебное заседание своего представителя не направил, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представлены письменные мотивированные возражения относительно иска, иск удовлетворению не подлежит. Министерство имущественных и земельных отношений РК является ненадлежащим ответчиком, судебной защите подлежит только нарушенное право, однако истцом не указано каким образом права и законные интересы Министерством нарушены. В отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, Министерство полномочия не реализует, исходя из Закона РК от 29.12.2015 № 1980-ЗРК, положения о Министерстве утв.постановлением Правительства РК от 02.11.2017 № 390-П, Министерство осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с ДД.ММ.ГГГГ. По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым № поставлен на кадастровый ДД.ММ.ГГГГ, расположен по адресу: , право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, ограничения на земельный участок не зарегистрированы, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ. Формирование спорного земельного участка и постановка его на государственный кадастровый учет происходила до вступления в силу Закона РК от 29.12.2015 № 1980-ЗРК. Каких-либо решений, направленных на формирование земельного участка с кадастровым № Министерство не принимало, равно как и решений о предоставлении данного земельного участка заинтересованным лицам на каком-либо виде права. Полномочия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав переданы территориальным органам Росреестра по субъектам РФ. Выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч.Ю ст.22 Закона о регистрации, в реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные». В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
Ответчик администрация Муезерского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направила, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представлен письменный отзыв относительно иска, разрешение заявленных требований полагают на усмотрение суда, администрация Муезерского муниципального района не является органом исполнительной власти РК, осуществляющим функции распоряжения земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, указанные функции возложены на Министерство имущественных и земельных отношений РК.
Ответчик администрация Ругозерского сельского поселения в судебное заседание своего представителя не направила, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании не присутствовал, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ранее в судебном заседании указал на согласие с заявленными исковыми требованиями, спор с истцом относительно границ смежных земельных участков отсутствуют.
Ответчик ФИО4 в судебном заседании не присутствовал, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца ООО «ГеоКОМ» в судебное заседание своего представителя не направило, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Управление Росреестра по РК в судебное заседание своего представителя не направило, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представлен письменный отзыв относительно иска, вступившее в законную силу решение суда будет являться документом-основанием для подготовки межевого плана земельного участка.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика филиал ФБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по РК» в судебное заседание своего представителя не направило, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представлен письменный отзыв относительно иска, осуществление государственного кадастрового учета на основании решения суда возможно, при указании необходимых для внесения в ЕГРН характеристик, координат характерных точек границ земельного участка, точность и методы определения координат характерных точек границ земельного участка.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика кадастровый инженер ФИО5 в судебном заседании не присутствовал, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, в том числе показания свидетелей, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 7 Всеобщей Декларации прав человека все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.
В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с п.З ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8), площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (ч.9), при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч.Ю).
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что истец ФИО2 на основании свидетельства на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым
Из свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что свидетельство выдано ФИО2 на основании решения Ондозерского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, в собственность предоставлен земельный участок по адресу:
Из выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ относительно земельного участка с кадастровым № следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, местоположение земельного участка: , категория земель: граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о наличии спора о местоположении границ земельного участка отсутствуют, сведения об обременениях и ограничениях отсутствуют, собственник ФИО2, правоустанавливающий документ свидетельство на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, земельный участок с кадастровым № поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер, что соответствует требованиям ст.ст.37, 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», данный участок может выступать в качестве объекта гражданских прав.
Смежными земельными участками с участком истца с кадастровым №, является земельный участок с кадастровым № принадлежащий ответчику ФИО3, а также земельный участок с кадастровым № предоставленный в аренду ответчику ФИО4
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ относительно земельного участка с кадастровым № следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, местоположение земельного участка: , граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о наличии спора о местоположении границ земельного участка отсутствуют, сведения об обременениях и ограничениях отсутствуют, собственник ФИО3, государственная регистрация права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ.
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ относительно земельного участка с кадастровым № следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, местоположение земельного участка: граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о наличии спора о местоположении границ земельного участка отсутствуют, сведения об обременениях и ограничениях отсутствуют, аренда ФИО4, государственная регистрация права аренды произведена ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В соответствии с п.1 ч.б ст.30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки. Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч.7 ст.36 ГрК РФ).
В соответствии с п.1 ст.59 ЗК РФ признание права на земельный участок возможно в судебном порядке.
Согласно ч.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу ч.2 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» описание местоположения объекта недвижимости является одним из основных сведений об объекте недвижимости. В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: описание местоположения объекта недвижимости.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно ст.68 ЗК РФ землеустройство включает в себя, в том числе, описание местоположения и (или) установление на местности границ объектов землеустройства.
В соответствии с п.1 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с п.5 ст. ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.
Согласно ч.4, ч.5 ст.40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом РФ порядке.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ).
Под межеванием земельного участка понимается определение его границ на местности.
Исходя из п.59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ № 10/22 от 20.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В целях уточнения границ и площади земельного участка с кадастровым №, а также с целью внесения координат поворотных точек в ЕГРН, кадастровым инженером ФИО5 проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади земельного участка в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ подготовлен межевой план и заключение.
Местоположение границ и площади земельного участка определялись с учетом фактического местоположения границы и в соответствии со свидетельством на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ№, по результатам проведенных измерений, площадь земельного участка составила 1210 кв.м. величина погрешности определения площади ±12, на 200 кв.м. больше площади данного участка, указанной в государственном реестре недвижимости, что не противоречит подп.32 п.1 ст.26 Федерального закона № 218 от 13.07.2015. Земельный участок истца пересекает границу территориальной зоны, при уточнении границ земельного участка происходит уточнение кадастровых сведений о местоположении границ земельного участка, границы земельного участка истца устанавливаются в соответствии с правилами ч.9 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», характерными точками границы земельного участка с кадастровым номером
Указанные в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ правила землепользования и застройки Ледмозерского сельского поселения, утв.решением 7 сессии 3 созыва Совета Ледмозерского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ суд при разрешении спора не применяет, поскольку данные правила на не распространяются, поскольку не входит в состав Ледмозерского сельского поселения, исходя из п.36 ст.З Закон РК от 01.11.2004 № 813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» п.Ондозеро входит в- состав Ругозерского сельского поселения.
Результаты кадастровых работ оформлены межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, площадь уточняемого земельного участка составляет 1210 кв.м., величина погрешности определения площади ±12, по сравнению с площадью земельного участка по сведениям ЕГРН (1010 кв.м.) увеличилась на 200 кв.м., что не противоречит п.32 ч.1 ст.26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
При этом, в межевом плане кадастрового инженера ФИО5 отсутствуют наименования и реквизиты документов карта (планы), являющиеся картографической основой ЕГРН, и (или) карты (планы), представляющие собой фотопланы местности, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым № на местности 15 и более лет.
Границы земельного участка с кадастровым № являются смежными с грунтовыми дорогами общего пользования п.Ондозеро, и смежным земельным участком с кадастровым № принадлежащим ответчику ФИО3, а также смежным земельным участком с кадастровым № предоставленным в аренду ответчику ФИО4 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ выполненного кадастровым инженером ФИО5, характерными точками границы земельного участка с кадастровым № являются точки:
Исходя из приведенных в исковом заявлении истцом ФИО2 доводов, земельный участок с кадастровым № на котором расположен принадлежащий истцу жилой дом поставленный на кадастровый учет (кадастровый №), существует в определенных кадастровым инженером межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ границах на местности более 15 лет.
Факт существования земельного участка с кадастровым № по в определенных кадастровым инженером межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ границах на местности более 15 лет подтвердил допрошенный в ходе судебного разбирательства свидетели К.П., показавшие, что границы земельного участка по характерным точкам установленным в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ не менялись на местности более 15 лет, земельный участок огорожен забором более 15 лет, границы земельного участка не переносились и определялись по границам дорог общего пользования окружающих земельный участок, а также забором, границы которого не переносились на протяжении более 15 лет, споров с правообладателями иных земельных участков на территории п.Ондозеро относительно границ спорного земельного участка не имелось и не имеется.
Суд оценивая показания свидетелей К., П. полагает, что данные показания являются относимыми и допустимыми доказательствами по делу, поскольку они последовательны, непротиворечивы, взаимодополняемы, ничем не опорочены, согласуются с иными письменными материалами дела, оснований не доверять показаниям указанных свидетелей у суда не имеется, поскольку свидетели предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, суд признает данные показания достоверными, достаточными и находящимися во взаимной связи с иными доказательствами по делу в совокупности, являясь очевидцами произошедших событий, свидетели, наличие какой-либо заинтересованности в исходе дела, отрицали.
Фактическое землепользование земельного участка с кадастровым № закрепленное на местности объектами искусственного происхождения, составляет 1210 кв.м., величина погрешности определения площади ±12, что не превышает 10% площади и соответствует требованиям земельного законодательства РФ.
Таким образом, земельный участок в ЕГРН имеет декларативную площадь 1010 кв.м., однако в результате кадастровых работ проведенных ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка с кадастровым № увеличилась на 200 кв.м. до 1210 кв.м., величина погрешности определения площади ±12, земельный участок предоставлен истцу в 1992 году используется для эксплуатации жилого дома более 15 лет.
Согласно ч.9 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (утратившего силу с 01.01.2017) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Уточняемый земельный участок с кадастровым № как и другие земельные участки в кадастровом квартале № расположены в границах п.Ондозеро на землях населенного пункта, вид разрешенного использования земельного участка: для ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, исходя из межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, показаний допрошенных в ходе судебного разбирательства свидетелей установлено, что местоположение границы и площадь земельного участка определялись с учетом фактического землепользования, естественных границ земельного участка, границы спорного земельного участка существуют на местности более пятнадцати лет и проходят по объектам искусственного происхождения - забору, с двух сторон земельный участок ограничен землями общего пользования, с третьей стороны граничит со смежным земельным участком принадлежащем ФИО2, с четвертой стороны граничит со смежным земельным участком предоставленным в аренду ФИО4, что подтверждается схемой расположения земельного участка и чертежом земельных участков и их частей, являющихся составной частью межевого плана.
Границы спорного земельного участка с кадастровым № по адресу: определены по границе, существующей на местности длительное время, более 15 лет и закреплены на местности с использованием объектов искусственного происхождения (забора), земельный участок по всему периметру огражден забором, межевые знаки, установленные при межевании сохранены в виде ограждения, на местности передвижение забора не наблюдается, забор достаточно длительное время стоит на своем месте и фактическая территория земельного участка используется более 15 лет, сам участок правильный формы, не выступает за общую фасадную линию по отношению к смежному участку.
Спор по границам со смежными земельными участками относительно земельного участка с кадастровым № отсутствует, наложений границ спорного земельного участка на границы смежных земельных участков, а также пересечения границ не выявлено, что подтверждено пояснениями представителя истца, доводами иска, показаниями допрошенных свидетелей К., П., актом согласования границ от ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований полагать, что при установлении границ спорного земельного участка по границам характерных точек приведенным кадастровым инженером в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ будут нарушены права и охраняемые законом интересы ответчиков или иных лиц, у суда не имеется.
В соответствии со ст.ст.264, 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно ст.268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.
В данном случае, суд, считает доказанным, что в целях соблюдения положений земельного законодательства РФ, необходимо привести местоположение границ спорного земельного участка, в соответствии с фактическим местоположением, установленным по факту существования на местности 15 и более лет, согласно, заключению и межевому плану, изготовленному кадастровым инженером ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, указавшему в межевом плане, что границы земельного участка установлены по правилам ч.9 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
При этом суд считает, что те обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование заявленных требований, являются правовым основанием для удовлетворения иска, поскольку целью кадастрового учета объектов недвижимости является внесение соответствующих действительности сведений об объекте недвижимости в ЕГРН, существенными сведениями, в данном конкретном случае, являются достоверные сведения о местоположении (границах),площади объекта недвижимости.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым № в определенных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ границах и площади существует на местности более пятнадцати лет, в данной связи заявленные истцом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (п.1), органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п.2).
Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; 20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством РФ решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства РФ, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ; 39) участие в соответствии с федеральным законом в выполнении комплексных кадастровых работ.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством РФ решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 ч.1 настоящей статьи. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п.23 ч.1 настоящей статьи).
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с ч.2 ст.14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В силу ст.З Закона Республики Карелия № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» полномочия, указанные в статье 1 данного Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
В соответствии с Законом РК№ 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», постановлением Правительства РК от 30.12.2015 № 446-П функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Постановлением Правительства РК от 26.09.2017 № 326-П Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений РК.
Согласно подп.39 п.9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений РК, утв.постановлением Правительства РК от 02.11.2017 № 390-П, Министерство осуществляет, среди прочих, полномочия по принятию решений о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов.
Согласно ст.5 Закона РК № 1980-ЗРК в случае, если до дня вступления в силу настоящего Закона органом местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который расположен в границах этого городского округа, поселения, муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении такого земельного участка, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение.
Таким образом, по общему правилу с 01 января 2016 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Карелия осуществляется Министерством имущественных и земельных отношений РК. Администрация Ругозерского сельского поселения утратила полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Завершение ранее начатой процедуры предоставления земельного участка может осуществляться органом местного самоуправления, начавшим данную процедуру, при условии, если им были совершены действия, прямо предусмотренные положениями ст.5 Закона РК № 1980-ЗРК.
Поскольку Министерство имущественных и земельных отношений РК не наделено полномочиями по предоставлению земельных участков, расположенный на территории п.Ондозеро собственность на которые разграничена, а равно не вправе претендовать на спорный земельный участок в том числе в порядке ст. 1151 ГК РФ в порядке наследование выморочного имущества, в удовлетворении требований, заявленных к данному ответчику надлежит отказать.
В соответствии со ст.6 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» для строительства дач, гаражей, а также индивидуальной предпринимательской деятельности и иного, не запрещенного законом использования, земельные участки предоставляются гражданам в пожизненное наследуемое владение либо пользование, в том числе аренду.
Согласно ст.7 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» до юридического оформления земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование, в том числе в аренду, в соответствии- с действующим законодательством, за гражданами, которым земельные участки были предоставлены для индивидуального жилищного строительства, индивидуальных жилых домов, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дач и гаражей, для предпринимательской деятельности и иных не запрещенных законом целей, сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками.
Частью 1 ст.49 Основ Гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.1991 было предусмотрено, что земельные участки предоставляются гражданам в пожизненное наследуемое владение или в пользование для производства сельскохозяйственной продукции, в том числе для ведения подсобного хозяйства и садоводства, для возведения и использования жилых домов и иных строений на праве собственности, а также для удовлетворения других нужд, предусмотренных законодательными актами. Земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местной администрацией в соответствии с ее компетенцией.
В соответствии со ст.30 ЗК РСФСР (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, которым введен в действие Земельный кодекс РФ) граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, должны были подать заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение. При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов являлось основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.
Согласно ст. 64 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передавались по желанию граждан в собственность, пожизненное наследуемое владение местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
Полномочия администрации в области использования земли и других природных ресурсов, охраны природы установлены в ст.ст.49, 51 Закона РФ от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации».
В п. 8 ст. 49 Закона РФ от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», действовавшей до 01.07.2006, было предусмотрено, что поселковый сельский совет определяет в соответствии с земельным законодательством порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на подведомственной совету территории.
В силу п. 1 ст. 51 Закона РФ от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» сельская администрация обладала полномочиями передавать в собственность и сдавать в аренду, изымать земельные участки в пределах черты поселка, сельсовета, а также из фонда других земель, переданных в ведение сельского совета.
Анализ указанных норм материального права позволяет сделать вывод, что до 01.07.2006 орган местного самоуправления п.Ондозеро обладал полномочиями по предоставлению земельных участков на территории п.Ондозеро, в настоящее время п.Ондозеро входит в состав Ругозерского сельского поселения.
Поскольку администрация Муезерского муниципального района не была на момент предоставления земельного участка истцу ФИО2 наделена* полномочиями по предоставлению земельных участков, расположенный на территории п.Ондозеро собственность на которые разграничена, а равно не вправе претендовать на спорный земельный участок в том числе в порядке ст. 1151 ГК РФ в порядке наследование выморочного имущества, в удовлетворении требований, заявленных к данному ответчику надлежит отказать.
Суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, исходя из требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, учитывая конкретные обстоятельства дела, исходя из презумпции добросовестности в действиях участников гражданских правоотношений, полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, оснований для отказа в удовлетворении иска суд не усматривает.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
в соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Истцом при подаче иска понесены судебные расходы уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.
Расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. понесенные истцом в связи с рассмотрением дела и возможные ко взысканию, исходя из ст.98 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ, п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» с ответчиков администрации Ругозер-ского сельского поселения, ФИО3, ФИО4, суд полагает возможным отнести на истца, указавшего на необходимость отнесения данных расходов на истца и не настаивавшего на их взыскании с ответчика, учитывая также то, что ответчиками права и законные интересы истца каким-либо образом не нарушены.
Руководствуясь ст.ст.12, 55-56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФИО2 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрации Муезерского муниципального района, администрации Ругозерского сельского поселения, ФИО3, ФИО4 об установлении факта существования границ земельного участка на местности удовлетворить.
Установить факт существования земельного участка с кадастровым на местности пятнадцать и более лет в границах по следующим координатам характерных точек границ земельного участка указанным в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ определенных методом спутниковых геодезических измерений со средней квадратической погрешностью определения координат 0,10 м.:
В удовлетворении иска к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрации Муезерского муниципального района отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Л. Варламова
Мотивированное решение в порядке ч.3 ст. 107, ст. 199 ГПК РФ составлено 06 декабря 2021 года.Последний день подачи апелляционной жалобы 10 января 2022 года.
Судья В.Л.Варламова