УИД: №
Дело № 2-130/2022
Решение в окончательной форме изготовлено 15 марта 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 марта 2022 года гор. ФИО4-Ям
ФИО4-Ямский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Павлюченко А.А.,
при секретаре Уколицкой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
ООО «Хартия» к ФИО1 о взыскании задолженности по внесению платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и по встречному исковом заявлению ФИО1 к ООО «Хартия» о защите прав потребителей,
у с т а н о в и л :
ООО «Хартия» обратилось в мировой судебный участок № 2 ФИО4-Ямского судебного района Ярославской области с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по внесению платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 212 руб. 28 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 488 руб. 49 коп.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Хартия» и Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области заключено Соглашение № об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, на основании которого истец обязался обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Ярославской области.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В соответствии со ст. 8.17 Постановления Правительства РФ №1156 от 12.11.2016 года «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года 641» региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16 рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Собственником недвижимого имущества, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, является ответчик ФИО1
Между ООО «Хартия» и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Предельный тариф на услуги регионального оператора ООО «Хартия» по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен Приказом департамента Жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 20.12.2018 года № 459-тко и Приказом Департамента Жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 5.12.2020 года № 187-ви за период с 01.01.2019 года по 30.06.2019 года в размере 422,06 за куб. м., за период с 01.07.2019 года по 31.12.2019 года в размере 537,02 руб. за куб. м., за период с 01.01.2020 года по 07.10.2020 года в размере 525 руб. за куб. м., за период с 8.10.2020 года по 30.06.2021 года в размере 525,63 руб. за куб. м.
Протокольным определением мирового судьи судебного участка № 2 ФИО4- Ямского судебного района Ярославской области от 01.12.2021 года встречное исковое заявление ФИО1 к ООО «Хартия» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами и освобождении от отплаты было принято к производству для совместного рассмотрения с гражданским делом № 2.2-1011/2021 по иску ООО «Хартия» и гражданское дело передано по подсудности в ФИО4- Ямский районный суд Ярославской области.
В настоящем судебном заседании представитель истца по первоначальному иску на основании доверенности ФИО5 исковые требования Общества поддержала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, и просила отказать в удовлетворении встречных исковых требований ФИО1
Из представленного письменного отзыва ООО «Хартия» следует, что в силу ч. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. В этой связи согласно ч. 5 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Проект договора подготовлен в соответствии с типовой формой договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641».
Пунктом 8(4) Правил № 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка Потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени Потребителя на основании доверенности, либо предложение Регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 8(17) Правил № 1156 Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения Соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора на 1-й год действия Соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов осу дарственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Оферта размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте регионального оператора. Кроме того, данная информация размещена в газете ФИО4-Ямский Вестник № 24 (11283) от 21.03.2018 г. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения Региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет Региональному оператору заявку Потребителя и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) Правил 1156. Заявка Потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном п. 8(8) - 8(16) Правил 1156.
В судебном заседании ответчика ФИО1 настаивала на удовлетворении встречных требований.
Третьи лица ФИО2, ФИО7, ФИО3, администрация городского поселения ФИО4-Ям в суд не явились, при этом извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, о рассмотрении дела в их присутствии не просили.
Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о дате судебного заседания надлежащим образом.
В соответствии со ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности. Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Согласно ч. 1 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений ст. 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N 566-О-О, от 18 декабря 2007 года N 888-О-О, от 15 июля 2008 года N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом в соответствии со ст. 114 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предлагалось лицам, участвующим в деле, представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, указывалось на последствия непредставления доказательств, а также разъяснялись положения ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом установлены следующие обстоятельства.
Письменными материалами дела подтверждается, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении зарегистрированы в том числе ФИО2, ФИО7, ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Хартия» и АО «Центр Долгового Управления» заключен агентский договор №, согласно которому АО «ЦДУ» обязалось от имени истца совершать юридические и фактические действия, направленные на взыскание задолженности с ответчиков в пользу истца.
Согласно сведений по лицевому счету №, открытому на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, региональным оператором в спорный период оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на общую сумму в размере 12212 руб. 28 коп. исходя из количества 6 проживающих лиц.
Представленный Обществом расчет проверен судьей и признается арифметически верным, ответчиком он не оспорен. Контррасчет взыскиваемой суммы задолженности ответчиком не представлен. Доказательств, подтверждающих погашение задолженности ответчиком, а также ненадлежащего оказания услуги «Обращение с ТКО», в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
По заявлению ООО «Хартия» мировым судьей судебного участка № 2 ФИО4-Ямского судебного района Ярославской области выдан судебный приказ, который определением суда от 07.05.2021 года, по заявлению ответчика, отменен.
Ответчик ФИО1, возражая против предъявленного иска ООО «Хартия» о взыскании задолженности по внесению платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предъявила в мировой судебный участок № 2 ФИО4- Ямского судебного района Ярославской области встречный иск к ООО «Хартия» о возложении на Общество обязанности произвести перерасчет платы за оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и полностью освободить ее от отплаты за указанный период.
Рассматривая требование Общества и встречное требование потребителя услуг, судом учитывается следующее.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по -несению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года № 641 (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с п. 4 вышеуказанных Правил № 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра таких мест относятся к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
Исходя из норм указанного Федерального закона и Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО обеспечивает региональный оператор.
На основании ч. 4 и ч. 5 ст. 24.7 данного Закона установлена обязанность собственников ТКО заключить, договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого они образуются и находятся места их накопления, в соответствии с типовым договором.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами" и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 утвержден, согласно раздела 1(1) Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО. В соответствии с пп. б) и пп. в) п. 8(1) Правил 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся: б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника; в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно п. 8(4) Правил 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с п. 8(17) Правил 1156, региональный оператор извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Оферта была размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте регионального оператора. Кроме того, данная информация размещена в газете ФИО4-Ямский Вестник № 24 (11283) от 21.03.2018 г.
Таким образом, из материалов дела следует и ответчиком не опровергается, что на официальном сайте регионального оператора в сети Интернет опубликована публичная оферта, адресованная всем собственникам объектов, расположенных на территории деятельности регионального оператора, а также предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет Региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) Правил 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном п. 8(8) - 8(16) Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) Правил, в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16 рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В соответствии с п. 148(1) "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утвержденных Постановлением Правительства N 354 от 06.05.2011, предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) Правил N 354. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 148 (23) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").
Из пункта 148 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г N 354 следует, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 148 (2)).
В соответствии с пунктом 6 правил предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Такой договор может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем (ответчик) с соответствующим исполнителем (истец), с даты начала предоставления коммунальных услуг (абзац 2 пункта 30 Правил N 354).
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны считается в соответствии с частью 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Суд при системном анализе указанных норм материального права, приходит к выводу, что действующее законодательство Российской Федерации предусматривает безусловную обязанность потребителя, совершившего конклюдентные действия, вносить плату за услуги, в том числе при отсутствии оформленных в письменной форме договора и платежных документов. К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицами такой услуги, как сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, применимы правила ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.
Исходя из указанного, договор для регионального оператора считается заключенным со стороны регионального оператора в отношении потребителя по истечении 16 дней с момента его официального размещения на сайте регионального оператора на основании конклюдентных действий, в соответствии с утвержденной Правительством РФ типовой формой) и наличие подписи потребителя на договоре публичной оферты обязательного для заключения потребителем, региональному оператору не требуется.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения (п. 16 ст. 12 ЖК РФ), что не противоречит абз. 2 п. 148(30) Правил N 354.
Довод ответчика о том, что договор на предоставление услуги по обращению с ТКО не заключался с ней, и в связи с этим оснований для начисления платы не имелось, судом отклоняется как не состоятельный, поскольку отсутствие заключенного письменного договора с региональным оператором не освобождает потребителя (собственника жилого помещения) от оплаты оказанных услуг, которые подлежат оплате с даты начала оказания услуг региональным оператором.
Довод ответчика о самостоятельной утилизации мусора судом отклоняется, поскольку ФИО1 не представлено доказательств того, что в спорный период она осуществляла самостоятельный вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов. Достоверные данные, позволяющие суду сделать вывод о том, что ФИО1 не пользуется услугой ООО «Хартия» по вывозу ТКО, не представлены, а фотоматериалы, приобщенные ответчиком, таковыми не являются.
Довод ФИО1 об отсутствии контейнерной площадки для складирования ТКО в мест с проживания ФИО1 и о ненадлежащем оказании услуг по вывозу ТКО судом отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 X 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и определение схемы их размещения отнесено к ведению органов местного самоуправления.
На основании п. 4 ст. 13.4 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года X 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», и. 3 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года X 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов определяются органом местного самоуправления, а не региональным оператором.
Отсутствия мест размещения контейнеров в месте проживания ФИО1 не свидетельствует о ненадлежащем оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами Обществом, поскольку на регионального оператора возложена обязанность принимать твердые коммунальные отходы именно в местах (на площадках) накопления, определенных договором.
Несоблюдение органами местного самоуправления требований, предусмотренных СанПиНом расстояний между площадкой для установки контейнеров и жилым домом ФИО1 не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО.
Порядок фиксации нарушений (некачественного оказания коммунальной услуги) отражен в Федеральном законе от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также установлен разделом VI Типового договора, порядок заключения которого и форма утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».
Указанные положения закона с целью фиксации некачественно оказанной услуги региональным оператором предусматривают составление потребителем акта по определенной процедуре и с определенным содержанием.
Предусмотренный указанным порядком акт о нарушении региональным оператором обязательств, в материалы дела ответчиком не предоставлен.
В соответствии с соглашением № 17 от 23.05.2018 «Об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами», заключённым между департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и ООО «Хартия», данному юридическому лицу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ярославской области.
Согласно представленным сведениям из ООО «Хартия» вывоз твердых коммунальных отходов в спорный период по адресу жительства ответчика, осуществляется с контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается реестром контейнерных площадок в ФИО4-Ямском муниципальном районе. Оказание услуги осуществляется ежедневно с 07.00 час. до 11.00 час.
Из ответа ООО «Спецавтохозяйство» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год услуга по вывозу ТКО с территории городского поселения ФИО4-Ям оказывается ООО «Хартия» техникой ООО «Спецавтохозяйство», сданной в аренду.
Таким образом, из дела видно, что в спорный период Обществом надлежащим образом оказывалась услуга по обращению с твердыми коммунальными услугами ФИО1
Довод ответчика о том, что Общество не обоснованно включает в расчет сведения о регистрации ФИО7, которая не проживала в спорный период в доме, по адресу: <адрес>, судом отклоняется, поскольку перерасчет платы за коммунальные услуги осуществляется исключительно по заявлению собственника (ФИО1), нанимателя или иного проживающего лица, то есть в данном случае сама ФИО7 в случае временного отсутствия в жилом доме, в заявительном порядке могла обратиться в ООО «Хартия» с целью перерасчета платы за коммунальные услуги с представлением документов, подтверждающих ее отсутствие в жилом помещении.
Не проживание ФИО7 в доме по указанному адресу и наличие временной регистрации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год по адресу: <адрес>, согласно выписки из домовой книги №, не является основанием для невнесения платы по коммунальным платежам, поскольку согласно статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 30, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, бремя содержания имущества и обязанность по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги лежит на собственнике.
Кроме того, согласно разъяснениям, данным в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.
При временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Перерасчет платы в таких случаях производится на основании заявления, поданного гражданином в сроки, предусмотренные правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела видно и стороной ответчика не оспаривается, что ни ответчик ФИО1, ни третье лицо ФИО7 в ООО «Хартия» с соответствующими заявлениями о перерасчете начисляемой платы не обращались. Соответственно, представленный в дело расчет, выполненный исходя из количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении, является верным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ООО «Хартия» о взыскании с ФИО1 задолженности по внесению платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и отказе в удовлетворении встречных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ суд
р е ш и л :
Исковые требования ООО «Хартия» к ФИО1 о взыскании задолженности по внесению платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «Хартия» сумму задолженности за оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 212 руб. 28 коп., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу иска в размере 488 руб. 49 коп.
В удовлетворении встречного искового заявления ФИО1 к ООО «Хартия» о защите прав потребителей отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через ФИО4-Ямский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Павлюченко