ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-130/2022 от 19.01.2022 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-130/2022

64RS0045-01-2021-013178-19

Решение

Именем Российской Федерации

19 января 2022 года г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Гурылевой Е.Ю.,

при ведении протокола секретарем Неясовой В.А.,

с участием представителя истца Шкода И.В.,

рассмотрев гражданское дело по иску Титаренко Виктории Борисовны к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третье лицо – министерств финансов Саратовской области, о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения,

установил:

Титаренко В.Б. обратилась в суд с иском министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о восстановлении в списке работников бюджетной сферы – получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений. Исковые требования мотивированы тем, что 05.10.2010 Титаренко В.Б. была признана нуждающейся в получении социальной выплаты по подпрограмме «обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Саратовской области». Титаренко В.Б. была включена в список получателей социальной выплаты в 2021 году, утвержденный решением рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения предоставленных документов установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Титаренко В.Б. работает воспитателем в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Кораблик» г. Энгельса. В связи с тем, что истец не является работником бюджетной сферы, письмом от 02.03.2021 №2640 Титаренко В.Б. снята с учета в связи с утратой основания получения выплаты. Считая решение незаконным, Титаренко В.Б. просит восстановить срок для обжалования отказа в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Саратовской области», отменить решение, восстановить Титаренко В.Б. в списке работников бюджетной сферы – получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений на 2021 год по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных законодательством Саратовской области» государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области №767-П от 29.12.2018.

В судебное заседание истец Титаренко В.Б. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истца Шкода И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что оплата труда истца осуществляется посредством финансирования из бюджета, что подтверждается сведениями работодателя о предоставлении субсидии.

Представитель ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил письменные возражения против удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Третье лицо министерство финансов Саратовской области о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.

Положения ст. 40 Конституции Российской Федерации предусматривают, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Пункт 4 ст. 15 Закона Саратовской области от 28.04.2005 № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» на момент постановки истца на учет предусматривал право на улучшение жилищных условий при реализации областных целевых программ путем предоставления безвозмездной финансовой помощи (далее – социальная выплата) на приобретение (строительство) жилых помещений имеют постоянно проживающие на территории области, гражданин – работник бюджетной сферы, если он является работником учреждения, финансируемого из областного или местного бюджета.

Законом Саратовской области от 24.02.2011 № 16-ЗСО в п. 4 ст. 15 были внесены изменения, он изложен в новой редакции: гражданин – работник бюджетной сферы, если он является работником учреждения, финансируемого из областного или местного бюджета, вставший на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в уполномоченном государственном органе области до 1января 2011 года в соответствии с условиями областных целевых программ (далее – работники бюджетной сферы).

При постановке истца на учет действовала долгосрочная областная целевая программа «Развитие жилищного строительства в Саратовской области» на 2011 – 2015 годы. Постановлением Правительства Саратовской области от 20.11.2013 №645-П принята государственная программа Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020года». В настоящий момент действует государственная программа Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры», утвержденная Постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2018 № 767-П.

Порядок признания граждан нуждающимися в получении социальных выплат за счет средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений при реализации государственной программы установлен Постановлением Правительства Саратовской области от 05.04.2011 № 181-П.

Работники бюджетной сферы проходят перерегистрацию путем представления документов, и включаются в список нуждающихся в социальных выплатах на строительство (приобретение) жилых помещений в соответствии с датой постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в уполномоченном органе.

Снятие (исключение) из списка граждан, нуждающихся в социальных выплатах на строительство (приобретение) жилых помещений, производится уполномоченным органом, в том числе в случае утраты оснований, дающих им право на получение социальной выплаты.

Формирование списков на получение социальных выплат осуществляется уполномоченным органом из списков граждан, нуждающихся в социальных выплатах на строительство (приобретение) жилых помещений.

Об изменении места жительства, состава семьи, семейного положения, а также в случае улучшения жилищных условий или при возникновении других обстоятельств, которые влияют на принятие решения о предоставлении социальной выплаты, гражданин информирует уполномоченный орган в течение 30календарных дней со дня возникновения таких обстоятельств.

Для организации работы по реализации Положения о предоставлении гражданам социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений при уполномоченном органе формируется рабочая группа, обеспечивающая: рассмотрение списка получателей социальных выплат в пределах средств, предусмотренных законом области об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период; принятие решений о выдаче новых свидетельств или об отказе в их выдаче гражданам – получателям социальных выплат; принятие решений при выдаче новых свидетельств об оставлении без изменения или изменении общего размера социальных выплат с учетом изменения размера средней цены квадратного метра общей площади жилья, определяемой в установленном порядке.

Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней проводит проверку представленных документов на соответствие ранее представленным документам, законодательству, формирует учетное дело получателя социальной выплаты и принимает решение о предоставлении социальной выплаты или отказе в предоставлении социальной выплаты в случае несоответствия оснований, дающих ему право на получение социальной выплаты, содержащихся во вновь представленных документах, основаниям, содержащимся в ранее представленных документах, а также вновь представленных документов законодательству, о чем гражданин информируется уполномоченным органом не позднее пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения.

При рассмотрении дела установлено, что распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 05.10.2010 Титаренко В.Б. признана нуждающейся в получении социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями работников бюджетной сферы», поставлена на жилищный учет по Саратовской области.

Ответчик уведомил истца об утверждении ее в списке работников бюджетной сферы – получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений по программе, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 05.04.2011 №181-П. Для принятия решения о выдаче именного свидетельства предложено в течение месяца со дня получения уведомления представить в министерство документы, указанные в Положении о признании граждан нуждающимися в получении социальных выплат за счет средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений.

В соответствии с представленными документами следует, что ТитаренкоВ.Б. работала в муниципальных дошкольных учреждениях, уволена по собственному желанию 30.06.2015, в настоящее время работает в частном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Кораблик» в должности воспитателя.

Поскольку Титаренко В.Б. не является работником учреждения, финансирование которого осуществляется из бюджета Саратовской области или местного бюджета Саратовской области, распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 01.03.2021 №132-р на основании абз. 5 п. 11 Положения ей отказано в предоставлении социальной выплаты, постановлено снять Титаренко В.Б. с учета, истец исключена из списка граждан, нуждающихся в социальных выплатах на строительство (приобретение) жилых помещений, в связи с утратой оснований, дающих право на получение социальной выплаты на строительство.

Приведенное правовое регулирование оснований и порядка улучшения жилищных условий граждан, участвующих в реализации государственных программ области, предусматривает два самостоятельных вида решений – о постановке на учет, снятии (исключении) из списка нуждающихся граждан и решение о предоставлении, об отказе в предоставлении социальной выплаты.

Право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения выплаты, вместе с тем утрата основания влечет за собой правовое последствие в виде снятия с учета.

Пункт 4 ст. 15 Закона Саратовской области от 24.02.2011 № 16-ЗСО с момента постановки истца на учет и по настоящее время предусматривает следующие основания для признания нуждающимся – постоянно проживающий на территории области гражданин, работник бюджетной сферы, если он является работником учреждения, финансируемого из областного или местного бюджета.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о соблюдении министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области требований законодательства при принятии решений об отказе в предоставлении социальной выплаты и исключении из списка граждан, нуждающихся в социальных выплатах на строительство (приобретение) жилых помещений, об отсутствии основания для предоставления Титаренко В.Б. социальной выплаты и правовых основания для постановки на учет.

Улучшение жилищных условий граждан, участвующих в реализации государственных программ области – дискреционные полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации при реализации права устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

При рассмотрении дела истец представила в качестве доказательства наличия оснований для предоставления выплаты справку о доходах за 2021 год, справку частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Кораблик» о выплате заработной платы работникам из субсидии областного бюджета, соглашение министерства образования Саратовской области и частного образовательного учреждения о предоставлении субсидии.

Вместе с тем исходя из положений ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации о системе оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, Закона Саратовской области от 24.02.2011 № 16-ЗСО, Постановления Правительства Саратовской области от 05.04.2011 №181-П, несмотря на использование субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации, работник частного образовательного учреждения не отнесен к числу лиц, имеющим право на предоставление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Саратовской области».

На основании изложенного исковые требования Титаренко В.Б. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Титаренко Виктории Борисовны к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения – 26 января 2022 года.

Судья Е.Ю. Гурылева