Дело № 2-130/2022
УИД 04RS0016-01-2022-000230-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2022 года <адрес>
Мухоршибирский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Сандановой Д.Ч.,
с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес> РБ Цыреновой С.В.,
представителя ответчика администрации МО «<адрес>» Степановой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Плюсниной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение «Кусотинское» об обязании принять меры по постановке на учет автомобильной дороги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мухоршибирского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>», администрации МО СП «Кусотинское» об обязании принять меры по постановке на учет автомобильной дороги. Требования мотивированы следующим. В результате проведенной проверки установлено, что на территории <адрес> имеется автодорога общего пользования от <адрес>), которая является бесхозяйной. Состояние дорожного покрытия неудовлетворительное, дорожные знаки отсутствуют, имеются опасные участки дорог. Данная автодорога на балансе МО «<адрес>» не состоит, в муниципальной собственности не находится, содержание дороги не осуществляется. Автомобильная дорога подлежит принятию в собственность муниципального района. Просит обязать администрацию МО СП «Кусотинское» принять меры по постановке на учет автомобильной дороги от у. <адрес> до границы муниципальных образований МО «<адрес>» и МО «<адрес>» в качестве бесхозяйного имущества в срок до ДД.ММ.ГГГГ Обязать администрацию МО «<адрес>» по истечении трех месяцев со дня постановки на учет автомобильной дороги от у. <адрес> до границы муниципальных образований МО «<адрес>» и МО «<адрес>» в качестве бесхозяйного имущества в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, принять меры по принятию данной автодороги в муниципальную собственность.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> Республики Бурятия Цыренова С.В. поддержала доводы, изложенные в иске. При этом уточнила исковые требования, просит обязать администрацию МО СП «Кусотинское» принять меры по постановке на учет автомобильной дороги от у. <адрес> до границы муниципальных образования МО «<адрес>» и МО «<адрес>» в качестве бесхозяйного имущества в срок до ДД.ММ.ГГГГ. От исковых требований к администрации МО «<адрес>» отказывается.
В судебном заседании представитель администрации МО «<адрес>» по доверенности Степанова Е.В. суду пояснила, что с учетом отказа истца от требований к администрации МО «<адрес>» не возражает против удовлетворения исковых требований.
Представитель администрации МО СП «Кусотинское» Бимбаева К.К. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в её отсутствие. В предыдущем судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения признала.
Представитель третьего лица – администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО5 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. В письменном отзыве пояснила, что согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ№ автомобильная дорога от <адрес> до границы МО «<адрес>» и МО «<адрес>» протяженностью 8,9 км. находится в собственности МО «<адрес>».
Представитель третьего лица – Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности ФИО6 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица ГКУ «Бурятрегионавтодор» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Свидетель Свидетель №1 суду показал, что работает начальником ОГИБДД ОМВД России по <адрес>. Автодорога общего пользования от у. Кусоты до <адрес> находится на территории <адрес>, в настоящее время является бесхозяйной, используется населением. Ранее она была технологической дорогой для осуществления лесоперевозок. Дорожное покрытие дороги неудовлетворительное, не обслуживается муниципальным образованием, что приводит к ДТП с погибшими и пострадавшими. Участок дороги на территории <адрес> обслуживается муниципальным образованием, состоит на балансе. В течение трех лет неоднократно направлялись предписания в администрацию МО «<адрес>», однако администрация ссылается на то, что дорога на балансе не состоит, работы по обустройству дороги не проводит.
Суд, выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу п. 9 ст. 6 указанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Системное толкование указанных норм закона, регулирующих правоотношения в области дорожного движения, указывает на необходимость проведения мероприятий по учету автомобильных дорог лицами, являющимися собственниками дорог, а также на обязанность органов местного самоуправления в силу своих полномочий выявлять бесхозяйные автомобильные дороги, находящиеся на территории соответствующего муниципального образования и обеспечивать их постановку на учет как бесхозяйного имущества в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Из материалов дела следует и установлено судом, что автомобильная дорога, проходящая от у. <адрес> Республики Бурятия до <адрес> Республики Бурятия находится в границах муниципального образования сельского поселения «Кусотинское».
Дорога имеет протяженность <данные изъяты> км., состояние дорожного покрытия неудовлетворительное, дорожные знаки отсутствуют, имеются опасные участки дорог.
Из представленных материалов усматривается, что в адрес МО «<адрес>» неоднократно вносились предписания об устранении нарушений в обеспечении безопасности дорожного движения. Вместе с тем из ответов МО «<адрес>» следует, что автомобильная дорога «Кусоты-Шабур» не относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, принадлежащим МО «<адрес>».
Таким образом, судом установлено, что право собственности на указанный объект в установленном законом порядке за кем-либо не зарегистрировано, спорная дорога не числится в реестре муниципальной собственности, не принята на учет в качестве бесхозяйного имущества.
Не обращение администрации МО СП «Кусотинское» в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии указанной автодороги на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что отсутствие собственника спорного объекта не позволяет реализовать меры по содержанию дороги в надлежащем состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения, исковые требования об обязании принять меры по постановке на учет автомобильной дороги в качестве бесхозяйного имущества являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение «Кусотинское» об обязании принять меры по постановке на учет автомобильной дороги удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Кусотинское» принять меры по постановке на учет автомобильной дороги от у. <адрес> до границы муниципальных образований МО «<адрес>» и МО «<адрес>» в качестве бесхозяйного имущества в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Мухоршибирский районный суд Республики Бурятия.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Д.Ч. Санданова