ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-130/2022 от 24.01.2022 Железноводского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-130/2022

26RS0013-01-2021-002674-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2022 года город Железноводск

Железноводский городской суд Ставропольского края РФ

в составе:

председательствующего судьи Саматова М.И.,

при секретаре судебного заседания Сериковой Е.А.,

с участием:

представителя истца – помощника прокурора города Железноводска Кюльбякова К.Ю.,

представителя ответчика администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц

к

администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа » города-курорта <адрес>

об обязании обеспечить финансирование и создать резерв для ликвидации чрезвычайных ситуаций,

установил:

прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города-курорта <адрес>, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа » города-курорта <адрес> об обязании обеспечить финансирование и создать резерв для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Свои требования истец мотивирует тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями города-курорта Железноводска законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

По результатам проведенной проверки установлено, что образовательной организацией не определены и не созданы резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Не выполнение образовательной организацией требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. п. «а», «б», «ж» ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 15 ч.2, п. 2 ч.6 ст. 28, п.9 ч. 1, ч. 2 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» свидетельствует о непринятии мер к обеспечению надлежащих условий для предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, их ликвидации, что создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся и работников школы.

Определить круг лиц постоянно или временно пребывающих в образовательном учреждении не представляется возможным.

На основании изложенного просит суд обязать администрацию города-курорта <адрес> обеспечить муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа » города-курорта <адрес> финансированием на создание резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа » города-курорта <адрес> создать резерв материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в течении 2 месяцев со дня поступления финансирования.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> поддержал заявленные требования и просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации города-курорта Железноводска в судебном заседании исковые требования в части установления срока не признала, просила суд с учетом формирования бюджета города установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа » города-курорта <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося ответчика МБОУ «Основная общеобразовательная школа » города-курорта <адрес>.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика администрации города-курорта Железноводска, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствие с п. п. «а», «б», «ж» ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуации.

На основании ч. 1 ст. 4 Закона № 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

В целях определения порядка организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно п.п. 2, 3 Положения единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях (п. 6 Положения).

В силу п. 20 Положения для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

Исходя из системного толкования норм Положения и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» образовательная организация, являющаяся самостоятельным юридическим лицом некоммерческой организацией, входит в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня.

В соответствие с п. 8 ч.2 ст. 4 Закона № 68-ФЗ основной задачей единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является, в том числе, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

По результатам проведенной проверки установлено, что образовательной организацией не определены и не созданы резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии и с п. 15 ч. 2, п. 2 ч.6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательных организаций относится создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников; создание безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п.9 ч. 1, ч. 2 ст. 41 Федеральный закон № 273-ФЗ, образовательная организация осуществляет профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Как следует из материалов дела, прокуратурой города проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями города-курорта Железноводска законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По результатам проведенной проверки установлено, что образовательной организацией не определены и не созданы резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно ответа МБУО «Основная общеобразовательная школа » города-курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ образовательной организацией резервы материально-технических продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций не созданы из-за отсутствия финансирования.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

По мнению суда, истец доказал те обстоятельства, на которые он ссылается, как на основания своих требований, а ответчиками, в условиях состязательности процесса, представленные им доказательства не опровергнуты.

Учитывая, что вышеизложенное, а также что не выполнение образовательной организацией требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. п. «а», «б», «ж» ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 15 ч.2, п. 2 ч.6 ст. 28, п.9 ч. 1, ч. 2 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» свидетельствует о непринятии мер к обеспечению надлежащих условий для предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, их ликвидации, что создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся и работников школы, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает и срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Учитывая порядок формирования бюджета города, суд полагает разумным установить срок для совершения вышеуказанных действий администрации города-курорта <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации города-курорта <адрес>, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа » города-курорта <адрес> об обязании обеспечить финансирование и создать резерв для ликвидации чрезвычайных ситуаций, удовлетворить.

Обязать администрацию города-курорта Железноводска Ставропольского края обеспечить муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа » города-курорта <адрес> финансированием на создание резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа » города-курорта <адрес> создать резерв материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края для совершения вышеуказанных действий в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа » города-курорта <адрес> для совершения вышеуказанных действий в течение 2 месяцев со дня поступления финансирования.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Железноводский суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Председательствующий,

судья М.И. Саматов

мотивированное решение составлено 31 января 2022 года