Дело №
УИД: 28RS0№-73
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 мая 2022 года
Октябрьский районный суд в составе:
председательствующего судьи Беловой О.В.,
с участием: представителя истца – помощника прокурора ФИО1,
при секретаре Биньковской М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора , действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Борисоглебского сельсовета о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет водозаборной скважины,
УСТАНОВИЛ:
Истец, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления федерального законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, о муниципальной собственности, по результатам которой установлен факт длительного нахождения водозаборной скважины, расположенной по , являющейся объектом водоснабжения, как бесхозяйного имущества. Администрация Борисоглебского сельсовета в нарушение норм российского законодательства не принимает меры по принятию указанного сооружения в собственность муниципального образования как бесхозяйного. Таким образом, не принятие администрацией Борисоглебского сельсовета мер по своевременной постановке на учет объекта как бесхозяйной недвижимой вещи влечет нарушение прав и законных интересов жителей на предоставление права пользования объектом водоснабжения. Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации водопроводных скважин, артезианских водозаборов, непринятие органами местного самоуправления действий по их постановке на учет как бесхозяйных, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, препятствует дальнейшему определению их балансовой принадлежности и надлежащему содержанию, кроме того, несвоевременное проведение работ по постановке объектов водоснабжения на учет приводит к невозможности их дальнейшей эксплуатации и разрушению. На сновании изложенного, просит обязать администрацию Борисоглебского сельсовета в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости: водозаборной скважины по .
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования, предъявленные в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, поддержала в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Борисоглебского сельсовета не явилась, просила рассмотреть дело без её участия, с исковыми требованиями согласна. Кроме того, указала, что в настоящее время администрацией сельсовета начаты работы по проведению мероприятий в рамках признания объекта - скважины 170 метров для технических нужд, год постройки 1981, расположенной по адресу: , бесхозяйным, а именно, подготовлены запросы в соответствующие уполномоченные органы о наличии скважины в федеральной, областной, муниципальной районной собственности, проведены кадастровые работы.
Представители третьих лиц - управления Росреестра по , а также администрация в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Суд, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьих лиц.
Выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; организация в границах муниципального образования водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона предусмотрено, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Как следует из ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоснабжения, в том числе, бесхозяйных систем водоснабжения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоснабжения.
Из представленных материалов следует и в судебном заседании установлено, что прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка бесхозяйных объектов водоснабжения на территории , в ходе проверки выявлен бесхозяйный объект водоснабжения - глубинная скважина 170 метров, для технических нужд 1981 года постройки, расположенная по адресу: по , с кадастровым номером земельного участка №.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес главы администрации Борисоглебского сельсовета внесено представление об устранении нарушений закона.
Согласно ответа администрации Борисоглебского сельсовета прокурору от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, требования признаны обоснованными, администрацией Борисоглебского сельсовета в бюджет на 2022 года заложены денежные средства на проведение работ по принятию водозаборной скважины с башней в собственность муниципального образования, как бесхозяйного, в сумме 50000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора в адрес администрации Борисоглебского сельсовета и администрации направлено требование о предоставлении информации в отношении объекта водоснабжения, находящегося на территории поселения, и не оформленного в собственность, а также о мерах, принятых органом местного самоуправления для оформления объекта в собственность.
Согласно ответа администрации Борисоглебского сельсовета прокурору от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории имеется глубинная скважина для технических нужд, которая является бесхозяйной, в бюджет на 2022 год заложены средства в сумме 40000 рублей для постановки на учёт и принятию в муниципальную собственность скважины, находящейся по адресу: .
Из справки отдела по управлению муниципальным имуществом и приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что глубинная скважина 170 метров, для технических нужд 1981 года постройки, расположенная по адресу: по , в реестре муниципального имущества не значится.
Таким образом, в нарушение положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" до настоящего времени администрацией Борисоглебского сельсовета указанный объект не зарегистрирован на праве собственности.
Органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе сетей водоснабжения, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними. Таким образом, посредством установленного механизма федеральным законодателем предусмотрены гарантии надежности водоснабжения и водоотведения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного водоснабжения и водоотведения потребителей на территориях поселений.
Отсутствие собственника объектов недвижимого имущества и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению и водоотведению населения, обеспечению надлежащего технического состояния сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие мер по обеспечению надлежащего технического состояния сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации, чем создает угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и.о. прокурора и возложении обязанности на ответчика устранить допущенное нарушение путем обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет водозаборной скважины.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решая вопрос о сроке исполнения ответчиком возложенной на него обязанности, суд считает возможным согласиться со сроком, указанным и.о. прокурора – в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу. Данный срок является разумным и достаточным, определен с учетом действующего порядка кадастрового учета и регистрации права собственности на объекты недвижимости, а также порядка финансирования и объема необходимых работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Учитывая, что той же статьей закона органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, также освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взысканию с ответчика в данном случае не подлежит.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.о. прокурора , действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Борисоглебского сельсовета о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет водозаборной скважины - удовлетворить.
Обязать администрацию Борисоглебского сельсовета в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости: глубинная скважина 170 метров, для технических нужд 1981 года постройки, расположенная по адресу: по .
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение месяца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, через Октябрьский районный суд .
Председательствующий О.В. Белова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.