ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-130/2023 от 09.11.2023 Новокузнецкого районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2-130/2023

УИД 42RS0023-01-2022-001976-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новокузнецк 09 ноября 2023 года

Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:

председательствующего судьи Шлыков А.А.,

при секретаре Лучшевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу о снятии земельного участка с государственного кадастрового учёта,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу о снятии земельного участка с кадастровым с государственного кадастрового учёта.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией <данные изъяты> издано постановление «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ на основании межевого плана, подготовленного в соответствии с документацией по проекту планировки и проекту межевания территории объекта «<данные изъяты>», утверждённых вышеуказанным постановлением, на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: гидротехнические сооружения, по адресу: РФ, Кемеровская область-Кузбасс, Новокузнецкий муниципальный район, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Новокузнецкого района вынесен протест на постановление . Протест мотивирован тем, что постановление принято с нарушением норм действующего законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям. В проекте планировки территории объекта «<данные изъяты>» в материалах по обоснованию, в графической части имеется схема границ территорий подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций, в которой предусмотрена зона затопления, которая в свою очередь относится к зонам с особыми условиями. Протест был удовлетворен, постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ постановление было отменено. Таким образом, органом регистрации прав допущено нарушение закона при образовании и постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , поскольку оно осуществлено на основании проекта планировки и проекта межевания территории не соответствующих требованиям действующего законодательства. Кроме того, при образовании и постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , органом регистрации прав не учтено, что земли в кадастровом квартале , из которых образован спорный земельный участок, фактически являются землями сельскохозяйственного назначения, в связи с чем, спорный земельный участок должен был образовываться с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения. В связи с изложенными обстоятельствами, ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика было направлено заявление о снятии земельного участка с кадастровым номером с государственного кадастрового учета. Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области—Кузбассу от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено ГКУ по заявлению истца, в связи с тем, что земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с ГКУ, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с Законом о регистрации, и рекомендовано предоставить вступившее в законную силу решение суда о снятии спорного земельного участка с государственного кадастрового учета. Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Представитель истца Администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса Абрамова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить, дала объяснения, аналогичные доводам иска, дополнительно суду объяснила, что земельный участок поставлен на кадастровый учет на основании проекта планировки территории, в отношении которого прокурором вынесен протест. Этот земельный участок учтенный и относится к землям промышленности. Земельный участок был поставлен на учет проекта территории, утвержденный администрацией, готовился по заданию шахты «<данные изъяты>». Им не выделялся земельный участок. Шахта хочет там дамбу установить или какое-то защитное сооружение. Была проверка Россельхознадзор, которой установлено, что на момент проверки земельный участок не стоял на кадастровом учете, земли являлись землями сельскохозяйственного назначения. До постановки на учет там была деятельность шахты, имелись насыпи и дорожные сооружения в виде технологических дорог, но дамбы не было. Когда ставили на учет, сразу был установлен вид разрешенного использования. Проект готовила шахта «<данные изъяты>». Сельское поселение утвердили проект планировки территории для спорного земельного участка, поэтому он встал на учет на основании распоряжения истца. Земельный участок был поставлена на учет, как учётный, вид разрешённого использования как промышленное. Ранее был земельный участок относился к землям сельхозназначения. Ранее он в это конфигурации не был, были неразграниченные земли. На основании предписания юридическое лицо было привлечено к ответственности. Суть нарушения была в том, что проект планировки территории не соответствует требованиям законодательства. Незаконно поставлены на учет как земли промышленности. На момент поставки на кадастровый учет не было протеста прокурора. Поэтому и поставили на учет именно с таким разрешённым использованием. В Управление Росреестра они обращались, но им отказали и пояснили, что по решению суда снимаются земельные участки с кадастрового учета, и что земельный участок учтенный. Основанием для снятия с ГКУ является, так как земельный участок был поставлен на учет на основании проекта планировки территории, который не соответствует требованиям законодательства. Поэтому нарушен порядок образования земельного участка, он должен был образоваться как земельный участок другой категории. Администрация <данные изъяты> в порядке самоконтроля отменила постановление, которое было принято на основании протеста прокурора.

Россельхознадзор имеет право проверки земель сельхозназначения. Они указали, что спорные земли являются землями сельхозназначения. Кадастровый инженер который готовил проект планировки территории, написал, что это земли промышленности. Администрация не проверила этот факт, пока не поставили на учет. Протест прокурора в настоящее время является законным, он не отменен.

Представитель ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области—Кузбассу Ковалева Т.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против исковых требований возражала, просила отказать в их удовлетворении, поскольку при постановке спорного земельного участка на ГКУ нарушений допущено не было. В полномочия ответчика не входит образование земельного участка, на него не возложены обязанности по правовой экспертизы проекта планировки территории, а лишь межевого плана, который является основание для постановки земельного участка на учет. Никаких нарушений регистратором не было выявлено, поэтому не было законных оснований для приостановки регистрации. Сейчас нет понятия временные земельные участки. Все что было поставлено со статусом временный ранее, сохраняют этот статус. В течение 5 лет предоставляется для регистрации права собственности или аренды или иного права. У спорного земельного участка нет статуса временный. При этом, истец не указывает, какую норму нарушил ответчик при постановке спорного земельного участка на ГКУ. Земельный участок был поставлен на учет на основании распоряжения администрации <данные изъяты>. Категорию земель ответчик не устанавливает. Для отказа в постановке земельного участка на учет имеются только исключительные основания. При постановке на учет замечаний к предоставленному межевому плану у регистратора не имелось, тогда как ответственность за данные в межевом плане несет кадастровый инженер.

Представители третьего лица – ООО «Разрез Тайлепский» Новиков А.Н., Фоменко Е.В., Никитенко Ю.Н., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании против исковых требований возражали, считали их неподлежащими удовлетворению, поскольку ООО «Разрез Тайлепский» является недропользователем спорных земель. В связи с тем, что на данном участке местности происходит подтопление при выполнении горных работ, имеется необходимость в постройке дамбы. Спорный земельный участок был поставлен на ГКУ на основании утвержденной постановлением администрации <данные изъяты> документации по проекту планировки и проекту межевания территории объекта «<данные изъяты>». Данное постановление является действующим. Спорный земельный участок изначально был поставлен на кадастровый учет как участок земель промышленности. Сведениями генерального плана и Правил землепользования подтверждается, что земельный участок полностью относится к промышленным зонам. Также ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован сервитут в отношении указанного земельного участка, цель его предоставления – размещение гидротехнического (линейного сооружения), т.е. для строительства защитной дамбы. ДД.ММ.ГГГГ истец выдал ООО «Разрез «Тайлепский» разрешение на строительство защитной дамбы. Действия ответчика по постановке на ГКУ спорного земельного участка являются законными.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области-Кузбассу Загорский С.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, суду объяснил, что постановление администрации <данные изъяты> об отмене своего постановления соответствует требованиям закона. Поскольку порядок установления категории земель строго регламентирован ФЗ . Единственное исключение существует, предусмотренное ЗК РФ, так, если строится объект для муниципальных, федеральных или региональных нужд. Спорный объект не относится к муниципальным, федеральным или региональным нуждам. Представление прокурора законно и объективно. Позволяет установить законный порядок о переводе земель из одной категории земель в другую. Для разреза не было ограничений по формированию пакета документов, а также подачи ходатайства в Правительство Кузбасса о переводе земель из одной категории в другую. Управлением Россельхознадзора была проведена проверка в отношении юридического лица. На момент проведения проверки земли были сельхозназначения. Земли как отдельного объекта не было, они были просто землями в кадастровом квартале. Разрезом не были проведены защитные мероприятия. Кроме того, была насыпь на землях сельхозназначения. Провели проверку и установили, что земли нарушены. Все иное было совершено после проверки. Было нарушение самой процедуры внесения сведений как земель промышленности. Вид сельхозугодий отражен на графических картах, отражен на проекте перераспределения земель. Этот документ является основным по определению вида сельхозугодий. Росреестр могли поступить по-другому и проверить проект. Не важно, какое решение принял орган муниципального образования, Росреестр могли проверить предоставленный проект. В материалах проверки есть проекты распределения земель бывшего совхоза, согласно которому эти земли обозначены, как земли сельхозугодья. Более того, земли были распределены за границами населенного пункта. Иной категории не было установлено на тот момент. Кроме того, кадастровый инженер, когда ставит на кадастровый учет земли, обязан использовать материалы землеустройства, согласно федеральному законодательству. Также ЗК РФ установлены основания для несогласования схемы, а именно, если кадастровый инженер не использовал материалы землеустройства. При этом, материалы землеустройства учтены не были.

Представитель третьего лица – Сосновского территориального управления в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайств не заявил, возражений не представил, ранее в судебном заседании просил разрешить спор на усмотрение суда.

Третье лицо – прокурор Новокузнецкого района в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайств не заявил, возражений не представил.

Третье лицо – Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайств не заявил, возражений не представил.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает необходимым рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о судебном заседании.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Категория земель указывается, в том числе, в государственном кадастре недвижимости (ст. 8 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ч. 1).

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (ч. 2).

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (ч. 7).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

Согласно ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.

Согласно ч. 2, ч. 4 ст. 7 названного Федерального закона, единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:

1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);

2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);

3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, лесопарковых зеленых поясов, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ);

4) реестровых дел;

5) кадастровых карт;

6) книг учета документов;

7) перечней координат пунктов геодезической основы в местных системах координат, установленных в отношении кадастровых округов.

Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 8 названного Федерального закона, кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 14 указанного Федерального закона, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона).

Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, в отношении которых непосредственно после образования возникают права или ограничения прав, обременения объекта недвижимости, подлежащие государственной регистрации.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии со ст. 29 данного Федерального закона, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в следующем порядке:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, если такие документы представляются в орган регистрации прав в том числе посредством выездного приема, осуществляемого публично-правовой компанией, указанной в статье 3.1 настоящего Федерального закона, или посредством отправления в электронной форме;

2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;

3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

5) выдача документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Межевой план, представляемый в орган регистрации прав в качестве основания для осуществления учетно-регистрационных действий, по форме и содержанию должен соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ. Требования к межевому плану определены в ст.ст. 21, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и в Приказе Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0592 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке».

Межевой план является результатом кадастровых работ кадастрового инженера. Кадастровый инженер несет ответственность за достоверность сведений межевого плана на основании которых в ЕГРН вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером (ст. 29.2, ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности").

В соответствии с п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 13.1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящей статьей органами местного самоуправления муниципального района, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 46 настоящего Кодекса. Общественные обсуждения или публичные слушания по указанным проектам проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, и по правилам, предусмотренным частями 11 и 12 статьи 46 настоящего Кодекса. Орган местного самоуправления муниципального района с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний и заключения о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний в течение десяти дней принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области-Кузбассу была проведена плановая выездная проверка ООО «Разрез Тайлепский», по результатам которой были выявлены нарушения Обществом земельного законодательства РФ в области охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения, выразившиеся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а именно: в результате производственной деятельности (горные работы, размещение отходов производства и т.д.), выемки, Общество не выполнило установленные требования и обязательные мероприятия по охране и защите земель от захламления, загрязнения отходами производства, самовольное снятие и перемещение, истощения, уплотнения и иного негативного воздействия на землю, перекрытия плодородного слоя почвы отходами производства, загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв, ухудшение качественного состояния земель сельскохозяйственного назначения Новокузнецкого муниципального района Сосновское сельское поселение, право собственности на которые не разграничено, кадастровый учет в отношении которых не осуществлен, в кадастровом квартале смежные с земельным участком с кадастровым (образован из земельного участка с кадастровым ) загрязнены отходом производства – насыпь дорожного полотна технологической дороги, состоящая из породы площадью кв.м. /т. 1 л.д. 12-20/

В связи с выявлением указанных нарушений надзорным органом ООО «Разрез Тайлепское» было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении названных нарушений земельного законодательства РФ в области охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения в срок до ДД.ММ.ГГГГ /т. 1 л.д. 21-22/

Постановлением Россельхознадзора № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Разрез «Тайлепский» привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное <данные изъяты> Кодекса РФ об АП. /т. 1 л.д. 23-31/

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <данные изъяты> было принято постановление о подготовке документации по проекту планировки и проекту межевания территории «<данные изъяты>». /т. 1 л.д. 199/

Постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об <данные изъяты>»» утверждена документация по проекту планировки и проекту межевания территории «<данные изъяты>». /т. 1 л.д. 6-8/

Данная документация разрабатывалась ООО «Разрез Тайлепский» для строительства защитной дамбы «<данные изъяты>» в целях предотвращения чрезвычайных ситуации и обеспечения безопасности при освоении участка недр после произошедшего в году наводнения во исполнение обязательных требований Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

На основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым , в отношении которого ООО «Разрез Тайлепский» обратилось в Администрацию Новокузнецкого муниципального района с заявлением о предоставлении на торгах.

Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым , площадью кв.м., был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ Вид земельного участка – землепользование, категория – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования – гидротехнические сооружения. Земельный участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, ограничение использования земельного участка в пределах зоны: ограничения установлены на входящие в границы СЗЗ земельные участки, в соответствии с п. 2 решения об установлении санитарно-защитной зоны от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), вид/наименование: санитарно-защитная зона для объекта: «<данные изъяты>». Земельный участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером от ДД.ММ.ГГГГ г, ограничение использования земельного участка в пределах зоны: ограничения установлены на входящие в границы СЗЗ земельные участки, в соответствии с п. 2 решения об установлении санитарно-защитной зоны от ДД.ММ.ГГГГ г. № Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), вид/наименование: санитарно-защитная зона для <данные изъяты>», тип: санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и иных объектов. /т. 2 л.д. 7-10/

Из материалов реестрового дела в отношении земельного участка с кадастровым следует, что при постановке на государственный кадастровый учет данного объекта недвижимости в регистрационный орган был представлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, составленный кадастровым инженером ФИО9 по заказу ООО «Разрез Тайлепский», из которого следует, что земельный участок относится к категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – гидротехнические сооружения. Образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне П-1 (производственная зона I-II класса опасности). Также при постановке объекта недвижимости на ГКУ были представлены проекты межевания территории и планировки территории объекта «<данные изъяты>». /т. 1 л.д. 75-155/

В ходе надзорной деятельности прокуратурой Новокузнецкого района проведена проверка законности постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ «Об <данные изъяты>».

По результатам проверки прокуратура пришла к выводу, что представленная документация по проекту планировки территории объекта «<данные изъяты>» не подлежала утверждению в связи с несоответствием требованиям действующего законодательства. В частности, было установлено, что в проекте планировки территории объекта «<данные изъяты>» в материалах по обоснованию, в графической части имеется схема границ территорий подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций, которой предусмотрена зона затопления, которая в свою очередь, относится к зонам с особыми условиями. Вместе с тем, в нарушение земельного и градостроительного законодательства в проекте планировки территории объекта «<данные изъяты>» в материалах по обоснованию, в графической части в «<данные изъяты>», зона затопления не отражена.

По факту выявленных нарушений заместителем прокурора Новокузнецкого района принесен протест на указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ, который поступил в адрес администрации <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ

Данный протест был удовлетворен, постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» было отменено. /т. 1 л.д. 11/

Согласно уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ было приостановлено осуществление действий по государственному кадастровому чету в отношении земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, в связи с тем, что земельный участок, в отношении которого администрацией Новокузнецкого муниципального района было представлено заявление о его снятии с ГКУ, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с Законом о регистрации. /т. 1 л.д. 36/

В отношении данного земельного участка на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса и ООО «Разрез Тайлепский» установлен частный сервитут на срок месяцев с ДД.ММ.ГГГГ под размещение гидротехнического (линейного) сооружения. Сервитут зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ /т. 2 л.д. 16-17/

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования ООО «Разрез Тайлепский» к администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса, постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене Постановления Администрации Сосновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» <данные изъяты>», признано недействительным. /т. 2 л.д. 21-32/

Указанным решением Арбитражного суда Кемеровской области установлено следующее: «Документация по проекту планировки и проекту межевания разработана ООО «Разрез Тайлепский» в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Документация прошла общественные обсуждения, которые были назначены постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты> По результатам общественных обсуждений было сформировано Положительное заключение от ДД.ММ.ГГГГ с решением утвердить проектную документацию, на основании которого уже было принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ.

Администрация не оспаривает соблюдение процедуры вынесения Постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные Администрацией основания для отмены Постановления от ДД.ММ.ГГГГ по своей правовой природе являются недостатками оформления Проекта планировки, которые не повлекли возникновение отрицательных правовых последствий, и, соответственно, не могли быть основанием для его отмены.

Указанные недостатки могли быть устранены путем внесения изменений в Проект планировки территории без его изменения по существу, а не отмены всего Постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим, отмена Постановления от ДД.ММ.ГГГГ произвольно ограничивает права и законные интересы ООО «Разрез Тайлепский».

Более того, в данном случае ООО «Разрез Тайлепский» действовало добросовестно и не имело цели нарушать действующее законодательство, что также подлежит учету при рассмотрении настоящего дела в части нарушения баланса частных и публичных интересов. Обществу предписано построить защитное сооружение (дамбу) участка открытых горных работ в южной части месторождения в связи с произошедшим инцидентом - подтоплением южной и центральной частей участка открытых горных работ до горизонта + из-за повышения уровня воды в <адрес> (Акт расследования причин инцидента на опасном производственном объекте от ДД.ММ.ГГГГ).

В связи с этим, ООО «Разрез Тайлепский» была инициирована процедура разработки документации по проекту планировки и проекту межевания территории, после утверждения, которой на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ: на кадастровый учет был поставлен земельный участок ; ООО «Разрез Тайлепский» обратилось в Администрацию Новокузнецкого муниципального района с заявлением о предоставлении на торгах под строительство дамбы земельного участка ; разработана проектная документация на строительство дамбы, которая получила положительное заключение негосударственной экспертизы (раздел 3.1 настоящих объяснений).

Отсутствие дамбы не позволяет осуществлять освоение участка недр в соответствии с предусмотренными в лицензии () и проектной документации требованиями и условиями, невыполнение которых влечет досрочное прекращение лицензии (ст. 20 Закона РФ «О недрах»).

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что вынесение Постановления от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО «Разрез Тайлепский» в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, Администрация как муниципальный орган вправе была отменить свой акт в порядке самоконтроля только при наличии двух обстоятельств: 1) если данный акт противоречит действующему законодательству и 2) если такое противоречие нарушает права и законные интересы, несет угрозу жизни и здоровью и т.д.

Однако, принятое Постановление от ДД.ММ.ГГГГ и утвержденная последним документация по проекту планировки и проекту межевания территории не нарушает права и законные интересы Администрации, третьих лиц и т.д.»

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Разрез Тайлепский» отделом архитектуры и градостроительства администрации Новокузнецкого муниципального округа выдано разрешение на строительство защитной дамбы «<данные изъяты>» <данные изъяты>» на земельных участка с кадастровыми №, . Срок действия разрешения – до ДД.ММ.ГГГГ /т. 2 л.д. 18-20/

Из заключения от ДД.ММ.ГГГГ о видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым , утвержденного начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации Новокузнецкого муниципального округа, следует, что в соответствии с Генеральным планом муниципального образования «<данные изъяты>», утвержденным решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок размещается вне границ населенных пунктов, в функциональной зоне «Производственная зона» Строительство защитной дамбы соответствует функциональному назначению данной зоны. В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Сосновское сельское поселение», утвержденным решением Совета народных депутатов Сосновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок размещается в границах территориальной зоны «Зона для размещения объектов добывающей промышленности (ПР)». Строительство защитной дамбы соответствует градостроительным регламентам данной зоны и виду разрешенного использования земельного участка – гидротехнические сооружения. Установлены ограничения использования земельного участка: водоохранная зона <адрес>, прибрежная защитная полоса <адрес>, санитарно-защитная зона промышленного предприятия. /т. 2 л.д. 11-15/

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия кадастрового учета земельных участков: ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (п. 3 ст. 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (ч. 7 ст. 72); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (ч. 14,15 ст. 41).

Согласно ч.ч. 14, 15 чт. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, на основании решения которого был образован данный земельный участок.

Если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства, земельных участков, указанных в части 18 настоящей статьи.

Иные основания для снятия соответствующих земельных участков с государственного кадастрового учета действующим законодательством не предусмотрены.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что при постановке спорного земельного участка с кадастровым на государственный кадастровый учет регистратором был учтено, что включенная в представленный межевой план документация по планировке и межеванию территории утверждена решением органа местного самоуправления – постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>», которое издано в пределах компетенции данного органа. При этом, постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене Постановления Администрации Сосновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ» было издано органом местного самоуправления после постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и кроме того, указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время судебным актом признано недействительным.

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, принимая во внимание, что образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся к компетенции органа местного самоуправления во взаимодействии с кадастровым инженером, осуществляющим соответствующие кадастровые работы, при этом, регистрационный орган такими полномочиями не наделен, равно как и не наделен обязанностями по проведению правовой экспертизы проекта планировки и проекта межевания территории, являющегося основанием для подготовки межевого плана, суд приходит к выводу, что правовых оснований для снятия земельного участка с кадастровым с государственного кадастрового учета не имеется.

При осуществлении государственного кадастрового учета спорного земельного участка каких-либо нарушений со стороны регистратора судом не установлено. Доказательств обратного суду не представлено.

Кроме того, судом установлено, что снятие с государственного кадастрового учета спорного земельного участка повлечёт нарушение прав и законных интересов третьего лица ООО «Разрез Тайлепский», которым инициирована процедура разработки документации по проекту планировки и проекту межевания территории, после утверждения, которой на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет был поставлен земельный участок . Тогда как, государственным надзорным органом Обществу предписано построить защитное сооружение (дамбу) участка открытых горных работ в южной части месторождения в связи с произошедшим инцидентом - подтоплением южной и центральной частей участка открытых горных работ до горизонта + из-за повышения уровня воды в <адрес>. И отсутствие защитной дамбы не позволяет ООО «Разрез Тайлепский» осуществлять освоение участка недр в соответствии с предусмотренными в лицензии и проектной документации требованиями и условиями, и невыполнение которых влечет досрочное прекращение лицензии, выданной Обществу.

Руководствуясь ст. ст. 191 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу о снятии земельного участка с кадастровым номером с государственного кадастрового учёта, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Новокузнецкий районной суд в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 15.11.2023 г.

Председательствующий судья Шлыков А.А.