ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-131 от 03.03.2012 Ковдорского районного суда (Мурманская область)

                                                                                    Ковдорский районный суд Мурманской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Ковдорский районный суд Мурманской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-131/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковдор 3 марта 2012 года

Ковдорский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Толстовой Т.В.,

при секретаре Мужиковой В.А.,

с участием помощника прокурора Блиновой Е.В.,

заявителя Евглевского Д.Ю.,

представителя Ковдорской территориальной избирательной комиссии Беляева В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Евглевского Д.Ю.

о признании незаконными и отмене решений Ковдорской территориальной избирательной комиссии о признании подписей избирателей недействительными,

о проверке подлинности всех подписей избирателей,

о признании незаконными и отмене решений Ковдорской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Ковдорского района и об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Ковдорского района,

о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Ковдорского района по двухмандатному избирательному округу № 7 г. Ковдора и кандидатом на должность главы Ковдорского района,

об отмене решения Избирательной комиссии Мурманской области от 6 февраля 2012 года,

о переносе (отложении) на два месяца, начиная с 4 марта 2012 года, выборов в Совет депутатов Ковдорского района и на должность главы Ковдорского района,

УСТАНОВИЛ:

Евглевский Д.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконными и отмене решений Ковдорской территориальной избирательной комиссии о признании подписей избирателей недействительными, о проверке подлинности всех подписей избирателей, о признании незаконными и отмене решений Ковдорской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Ковдорского района и об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Ковдорского района, о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Ковдорского района по двухмандатному избирательному округу № 7 г. Ковдора и кандидатом на должность главы Ковдорского района, об отмене решения Избирательной комиссии Мурманской области от 6 февраля 2012 года, о переносе (отложении) на два месяца, начиная с 4 марта 2012 года, выборов в Совет депутатов Ковдорского района и на должность главы Ковдорского района.

Свои требования мотивирует тем, что с 17 января 2012 года решил принять участие в выборах 4 марта 2012 года в Совет депутатов Ковдорского района четвертого созыва и на должность главы Ковдорского района. Для чего зарегистрировал в избирательной комиссии пакет документов, открыл избирательный счет кандидата на должность главы Ковдорского района, оформил подписные листы и собрал подписи в поддержку выдвижения его кандидатуры в депутаты Совета депутатов Ковдорского района четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу № 7 и самовыдвижения кандидатом на должность главы Ковдорского района, а именно 14 подписей избирателей по двухмандатному избирательному округу № 7 в поддержку его самовыдвижения в депутаты и 188 подписей избирателей в поддержку его самовыдвижения на должность главы Ковдорского района. После чего, 23 января 2012 года зарегистрировал в Ковдорской территориальной избирательной комиссии второй пакет документов, включая итоговые протоколы сбора подписей избирателей, в которых имелась специальная отметка о том, что подписи были собраны им лично в г. Ковдор Мурманской области. Позже, 26 января 2012 года получил решение Ковдорской территориальной избирательной комиссии о признании недействительными всех подписей его избирателей, в виду отсутствия указания на полный адрес избирателя, при этом подлинность подписей избирателей Ковдорская территориальная избирательная комиссия не удосужилась проверить. Затем, последовало решение Ковдорской территориальной избирательной комиссии от отказе в регистрации его кандидатом в депутаты и на должность главы Ковдорского района. По мотиву недействительности всех подписей избирателей. Тогда, 27 января 2012 года, не дожидаясь представления ему решений Ковдорской территориальной избирательной комиссии, обжаловал решения об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты и на должность главы Ковдорского района в Избирательную комиссию Мурманской области, Прокуратуру г. Ковдор, Генеральному прокурору Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, Президенту Российской Федерации и в народный контроль за выборами. Решение Избирательной комиссии Мурманской области не получил до настоящего времени. Считает, что действия Ковдорской территориальной избирательной комиссии и Избирательной комиссии Мурманской области незаконны, нарушают его права и права 188 его избирателей, так как ни одна подпись избирателей не была проверена на подлинность Ковдорской территориальной избирательной комиссии в установленном законом порядке.

Заявитель Евглевский Д.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица Ковдорской территориальной избирательной комиссии Беляев В.И. с заявлением не согласен, так как заявителем Евглевским Д.Ю. пропущен предусмотренный законом срок для обращения в суд с заявлением об обжаловании решений Ковдорской территориальной избирательной комиссии. Кроме того, считает, что решения Ковдорской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Ковдорский район и кандидата в депутаты Совета депутатов Ковдорского района по двухмандатному избирательному округу № 7 Евглевского Д.Ю. на выборах 4 марта 2012 года законны и обоснованы.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Заслушав заявителя Евглевского Д.Ю., представителя заинтересованного лица Ковдорской территориальной избирательной комиссии Беляева В.И., заключение помощника прокурора Ковдорского района Блиновой Е.В., полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" жалоба на решение комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.

Частью 2 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплены положения о том, что заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. Установленный процессуальный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.

В силу части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд в случае отказа в иске в связи с пропуском срока обращения указывает в мотивировочной части решения своего решения только на установление данных обстоятельств.

В пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержится следующее разъяснение. При установлении факта пропуска сокращенных сроков обращения в суд, которые не подлежат восстановлению, суд, исходя из положений части 6 статьи 152 и части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства.

Из материалов дела усматривается, что решением Ковдорской территориальной избирательной комиссии //№// от 27 января 2012 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Ковдорского района четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу № 7 Евглевского Д.Ю. на выборах 4 марта 2012 года», заявителю Евглевскому Д.Ю., выдвинутому в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты по двухмандатному избирательному округу № 7, отказано в регистрации 27 января 2012 года в 18 часов 15 минут, в соответствии с пунктом 7 статьи 25 Закона Мурманской области N 841-01-ЗМО от 9 марта 2007 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» (л.д. 16).

Решением Ковдорской территориальной избирательной комиссии от 28 января 2012 года //№// «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Ковдорский район Евглевского Д.Ю. на выборах 4 марта 2012 года», заявителю Евглевскому Д.Ю., выдвинутому в порядке самовыдвижения на должность главы муниципального образования Ковдорский район, отказано в регистрации 28 января 2012 года в 13 часов 24 минуты, в соответствии с пунктом 7 статьи 23 Закона Мурманской области N 994-01-ЗМО от 2 июля 2008 года «О выборах глав муниципальных образований на муниципальных выборах» (л.д. 15).

Судом установлено, что 7 февраля 2012 года истек предусмотренный законом срок для подачи заявления об отмене решения Ковдорской территориальной избирательной комиссии //№// от 27 января 2012 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Ковдорского района четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу № 7 Евглевского Д.Ю. на выборах 4 марта 2012 года», а 8 февраля 2012 года истек предусмотренный законом срок для подачи заявления об отмене решения Ковдорской территориальной избирательной комиссии от 28 января 2012 года //№// «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Ковдорский район Евглевского Д.Ю. на выборах 4 марта 2012 года». Указанные сроки являются пресекательными и восстановлению не подлежат.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, впервые заявитель Евглевский Д.Ю. обратился с заявлением о признании незаконными и отмене решений Ковдорской территориальной избирательной комиссии о признании подписей избирателей недействительными, о проверке подлинности всех подписей избирателей, о признании незаконными и отмене решений Ковдорской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Ковдорского района и об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Ковдорского района, о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Ковдорского района по двухмандатному избирательному округу № 7 г. Ковдора и кандидатом на должность главы Ковдорского района, об отмене решения Избирательной комиссии Мурманской области от 6 февраля 2012 года – 16 февраля 2012 года (л.д. 20). Определением суда от 17 февраля 2012 года данное заявление было оставлено без движения (л.д. 21-22) и определением суда от 21 февраля 2012 года возвращено заявителю Евглевскому Д.Ю. (л.д. 26-27). После чего, заявитель Евглевский Д.Ю. вновь обратился с таким заявлением 27 февраля 2012 года, определением суда от 28 февраля 2012 года заявление было оставлено без движения, а в последствии определением суда от 1 марта 2012 года возвращено заявителю.

Как видно из материалов дела с данным заявлением Евглевский Д.Ю. обратился в Ковдорский районный суд 2 марта 2012 года.

Таким образом, требования заявителя Евглевского Д.Ю. о признании незаконными и отмене решений Ковдорской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Ковдорского района и об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Ковдорского района удовлетворению не подлежат.

Более того, не подлежат удовлетворению и требования заявителя Евглевского Д.Ю. о признании незаконными и отмене решений Ковдорской территориальной избирательной комиссии о признании подписей избирателей недействительными, о проверке подлинности всех подписей избирателей, о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Ковдорского района по двухмандатному избирательному округу № 7 г. Ковдора и кандидатом на должность главы Ковдорского района, об отмене решения Избирательной комиссии Мурманской области от 6 февраля 2012 года, о переносе (отложении) на два месяца, начиная с 4 марта 2012 года, выборов в Совет депутатов Ковдорского района и на должность главы Ковдорского района, так как являются производными из основного требования о признании незаконными и отмене решений Ковдорской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Ковдорского района и об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Ковдорского района.

Несмотря на это, суд считает необходимым отметить, что решения Ковдорской территориальной избирательной комиссии от 27 января 2012 года //№// и от 28 января 2012 года //№// являются обоснованными и оснований для их отмены не имеется.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Порядок выборов гражданами Российской Федерации глав муниципальных образований на муниципальных выборах установлен Законом Мурманской области N 994-01-ЗМО от 2 июля 2008 года «О выборах глав муниципальных образований на муниципальных выборах», а порядок выборов гражданами Российской Федерации депутатов представительных органов муниципальных образований установлен Законом Мурманской области № 941-01-ЗМО от 9 марта 2007 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований».

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона Мурманской области N 994-01-ЗМО от 2 июля 2008 года «О выборах глав муниципальных образований на муниципальных выборах» гражданин Российской Федерации имеет право избирать главу муниципального образования и быть избранным главой муниципального образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Пунктами 1 и 2 статьи 3 Закона Мурманской области № 941-01-ЗМО от 9 марта 2007 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Мурманской области № 941-01-ЗМО от 9 марта 2007 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов муниципальных образований осуществляют: избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; участковые комиссии.

Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно путем самовыдвижения, а также выдвижения избирательным объединением (пункты 1 и 2 статьи 16 Закона).

Самовыдвижение кандидатов осуществляется в период, установленный пунктом 11 статьи 17 настоящего Закона, путем уведомления об этом в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Закона, окружных избирательных комиссий, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов (статья 18 Закона).

О выдвижении кандидата в соответствующую избирательную комиссию представляется письменное уведомление в порядке, установленном настоящим Законом (пункт 1 статьи 17 Закона).

В поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей. Сбор подписей осуществляется в период, установленный пунктом 11 статьи 17 настоящего Закона. Сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата может начинаться со дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не менее десяти подписей (пункты 1 и 2 статьи 20 Закона).

Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно (пункт 6 статьи 20 Закона).

Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществляющего сбор подписей, и подписью кандидата или уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего кандидата. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования и кода выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

При заверении подписного листа кандидат или уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, напротив своей фамилии собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 8 статьи 20 Закона).

Подписные листы с другими документами, согласно статье 21 Закона кандидат представляет не позднее чем за 37 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию.

Положениями данной статьи определено, что количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено Федеральным законом. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата не более чем на четыре подписи.

При приеме избирательных документов избирательные комиссии заверяют каждую папку с подписными листами печатью соответствующей избирательной комиссии, проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдают кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения подтверждение в письменной форме о приеме избирательных документов по форме, утвержденной избирательной комиссией, организующей выборы, с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени приема подписных листов.

Избирательная комиссия, регистрирующая кандидата, в течение пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.

Проверке подлежат все подписи на подписных листах.

По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.

Регистрация кандидата не производится, если количество представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и недействительными, недостаточно для регистрации.

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.

Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией муниципального образования указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией муниципального образования в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, заявитель Евглевский Д.Ю. 23 января 2012 года представил подписной лист в поддержку самовыдвижения его, как кандидата в депутаты Совета депутатов Ковдорского района четвертого созыва (л.д. 57).

Решением Ковдорской территориальной избирательной комиссии от 27 января 2012 года //№// Евглевскому Д.Ю., выдвинутому в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов Ковдорского района четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу № 7, отказано в регистрации в соответствии с пунктом 7 статьи 25 Закона Мурманской области N 841-01-ЗМО от 9 марта 2007 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований», так как при проверке 14 подписей избирателей, представленных Евглевским Д.Ю. в поддержку его выдвижения в депутаты Совета депутатов Ковдорского района четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу № 7, выявлено, что из проверенных подписей недействительными признаны 14 подписей (л.д. 16, 61).

Как следует из итогового протокола проверки подписей от 25 января 2012 года Ковдорской территориальной избирательной комиссией были проверены 14 подписей граждан РФ из 14 представленных, из которых 14 подписей, то есть 100 %, признаны недействительными (л.д. 61).

При этом указанные подписи признаны недействительными по основаниям, предусмотренным подпунктами "з" и "г"   пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (л.д. 59-60).

А именно, 14 подписей избирателей признаны недействительными в соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 указанного Федерального закона, из них 14 подписей – в том числе в соответствии с подпунктом «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона.

Согласно подпункту «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если в дате внесения подписи, лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей и (или) кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом.

Согласно подпункту «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.

Статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (пункт 11).

В соответствии с подпунктом 5 статьи 2 указанного Федерального закона адрес места жительства – адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Так из материалов дела следует, что в представленном подписном листе в адресе места жительства избирателей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 не указано наименования субъекта Российской Федерации, а в адресах места жительства избирателей ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 – наименование субъекта Российской Федерации и наименование населенного пункта.

Кроме того, материалами дела подтверждено, что в подписном листе, представленном заявителем в избирательную комиссию, имеется исправление, в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей и кандидатом, специально не оговоренные, лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей Евглевским Д.Ю. и кандидатом Евглевским Д.Ю.

Таким образом, суд приходит к выводу, что территориальной избирательной комиссией обоснованно были признаны недействительными все подписи избирателей в подписном листе, ввиду наличия исправления в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей и кандидатом, специально не оговоренные, лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей Евглевским Д.Ю. и кандидатом Евглевским Д.Ю. (подпункт «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Также суд считает, что обоснованно признаны недействительными и подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом, а именно в связи с отсутствием в адресе места жительства избирателя наименования субъекта Российской Федерации (подпункт «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Указанные факты нашли свое подтверждение в материалах дела, доказательств обратного в порядке части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании не добыто.

Согласно статье 11 Закона Мурманской области N 994-01-ЗМО от 2 июля 2008 года «О выборах глав муниципальных образований на муниципальных выборах» подготовку и проведение выборов глав муниципальных образований осуществляют избирательные комиссии муниципальных образований, участковые избирательные комиссии (далее - участковые комиссии).

Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами на должность главы муниципального образования непосредственно путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (пункт 1 статьи 19 Закона).

Самовыдвижение кандидатов на должность главы муниципального образования производится путем уведомления об этом в порядке, предусмотренном статьей 20 настоящего Закона, избирательной комиссии муниципального образования, в которой будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов (пункт 2 статьи 22 Закона).

О выдвижении кандидата в избирательную комиссию муниципального образования, в которой будет осуществляться регистрация кандидата, представляется письменное уведомление в порядке, установленном настоящим Законом (пункт 1 статьи 20 Закона).

В соответствии с положениями статьи 24 Закона в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей. Сбор подписей осуществляется в период, установленный пунктом 1 статьи 21 настоящего Закона. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, составляет 1 процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не может быть менее 10 подписей.

Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.

Подписные листы с другими документами, согласно статье 25 Закона, кандидат представляет в избирательную комиссию муниципального образования не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени, для регистрации.

Положениями данной статьи определено, что количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено Федеральным законом. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата не более чем на четыре подписи.

Избирательная комиссия, регистрирующая кандидата, в течение шести дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.

Проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата, а также соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. В случае если для регистрации кандидата достаточно менее одной тысячи подписей избирателей, проверке подлежат все подписи.

По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.

Регистрация кандидата не производится, если количество представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недействительными и недостоверными, недостаточно для регистрации. Регистрация кандидата также не производится, если суммарное количество недостоверных и недействительных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит 10 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.

Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией муниципального образования указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией муниципального образования в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, заявитель Евглевский Д.Ю. 17 января 2012 года представил в Ковдорскую территориальную избирательную комиссию документы на выдвижение и заявление о согласии баллотироваться на должность главы муниципального образования Ковдорский район. 23 января 2012 года заявителем были представлены подписные листы в поддержку самовыдвижения его, как кандидата на должность главы муниципального образования Ковдорский район (л.д. 15).

Решением Ковдорской территориальной избирательной комиссии от 28 января 2012 года //№// Евглевскому Д.Ю., выдвинутому в порядке самовыдвижения на должность главы муниципального образования Ковдорский район, отказано в регистрации в соответствии с пунктом 7 статьи 23 Закона Мурманской области N 994-01-ЗМО от 2 июля 2008 года «О выборах глав муниципальных образований на муниципальных выборах», так как при проверке подписных листов с подписями в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования Ковдорский район Евглевского Д.Ю. выявлено, что из проверенных подписей недействительными признаны 188 подписей (л.д. 15, 56).

Как следует из итогового протокола проверки подписей от 26 января 2012 года Ковдорской территориальной избирательной комиссией были проверены 188 подписей граждан РФ из 188 представленных, из которых 188 подписей, то есть 100 %, признаны недействительными (л.д. 56).

При этом указанные подписи признаны недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (л.д. 54-55).

Согласно подпункту «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.

Статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (пункт 11).

В соответствии с подпунктом 5 статьи 2 указанного Федерального закона адрес места жительства – адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Так из материалов дела следует, что в представленных подписных листах указан не полный адрес места жительства у всех избирателей, а именно не указано наименование субъекта Российской Федерации и (или) наименование населенного пункта.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обоснованно признаны недействительными подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом, а именно в связи с отсутствием в адресе места жительства избирателя наименования субъекта Российской Федерации и (или) наименование населенного пункта (подпункт «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Указанные факты нашли свое подтверждение в материалах дела, доказательств обратного в порядке части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании не добыто.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что решения Ковдорской территориальной избирательной комиссии от 27 января 2012 года //№// и от 28 января 2012 года //№// являются законными и отмене не подлежат.

Поскольку заявитель Евглевский Д.Ю. в соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации не освобожден от уплаты государственной пошлины, составляющей по делу 200 рублей, определением суда от 2 марта 2012 года заявителю Евглевскому Д.Ю. была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до 3 марта 2012 года, решение суда принято не в пользу заявителя Евглевского Д.Ю., суд считает, что с заявителя Евглевского Д.Ю. в соответствии с частью 1 статьи 333.17 и на основании статей 64, 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации следует взыскать в доход государства государственную пошлину в размере ** рублей.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Евглевскому Д.Ю.

о признании незаконными и отмене решений Ковдорской территориальной избирательной комиссии о признании подписей избирателей недействительными,

о проверке подлинности всех подписей избирателей,

о признании незаконными и отмене решений Ковдорской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Ковдорского района и об отказе в регистрации кандидатом на должность главы Ковдорского района,

о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Ковдорского района по двухмандатному избирательному округу № 7 г. Ковдора и кандидатом на должность главы Ковдорского района,

об отмене решения Избирательной комиссии Мурманской области от 6 февраля 2012 года,

о переносе (отложении) на два месяца, начиная с 4 марта 2012 года, выборов в Совет депутатов Ковдорского района и на должность главы Ковдорского района – отказать.

Взыскать с Евглевского Д.Ю. государственную пошлину в размере ** рублей ** копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение пяти дней со дня оглашения.

Председательствующий