ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1310/16 от 29.03.2016 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-1310/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2016г.

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

Судьи Ибрагимовой Е.А.,

При секретаре Ивановой Н.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО8 к открытому акционерному обществу «Городская управляющая компания Ленинского района» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 ФИО9 обратилась в суд с иском к ОАО «Городская управляющая компания Ленинского района» о возложении обязанности производить расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению, горячему водоснабжению без учета показаний коллективного прибора учета тепловой энергии до установления наличия технической возможности для установки коллективного прибора учета в <адрес> в <адрес>; произвести с октября 2014г. перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению с применением нормативов; включить вознаграждение председателю совета многоквартирного дома в состав платы за содержание и ремонт жилья; предоставить годовой отчет за 2015г. по форме, утвержденной решением общего собрания в многоквартирном доме. В обоснование указывает, что она является собственником <адрес> указанном доме. Дом находится в управлении ответчика. Начисление платы за потребление горячей и холодной воды на общедомовые нужды (ГВС ОДН и ХВС ОДН) производилось с августа 2013г. по декабрь 2014г. по нормативам, установленным Приказом Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 27.06.2013г. № 06-243, отмененного 13.02.2014г. Ульяновским областным судом. С декабря 2014г. начисление платы за ГВС ОДН производится на основании показаний общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии (КПУ). Дом имеет открытую систему теплоснабжения, поэтому расчет платы за отопление, горячее водоснабжение и ОДН должен производиться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354. Однако при определении количества тепловой энергии, потребленного в расчетный период в жилом помещении, и горячей воды на ОДН ответчик не учитывает: потребление тепловой энергии и горячей воды в нежилых помещениях; потребление горячей воды неучтенными потребителями, проживающими в жилых помещениях без индивидуальных приборов учета; слив на платной основе теплоносителя из систем отопления и горячего водоснабжения для проведения ремонтных работ в жилых помещениях. Размер платы за горячее водоснабжение, предоставленное в квартиру в январе, феврале и мае 2015г., не был уменьшен на отрицательную сумму начислений на ОДН, составившую соответственно – руб., - руб., - руб. В мае 2015г. ответчиком взималась плата за горячее водоснабжение в размере 156,31 руб. за 1 куб.м вместо 128,11 руб. В тариф незаконно включены циркуляционные потери тепловой энергии горячей воды в отсутствие отопления. Требования произвести перерасчет до настоящего времени не выполнено. КПУ находится в подвальном помещении, не отвечающим требованиям Приказа Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011г. № 627 в части условий, необходимых для надлежащего функционирования КПУ, так как подвальные помещения регулярно затапливаются из-за износа инженерных сетей и засоров внешней канализации, что ведет к несоблюдению температурного и влажностного режима, и, как следствие, к некорректной работе КПУ и выходу его из строя. В период с 22.05.2015г. по 25.10.2015г. расчет платы за горячее водоснабжение и отопление производился без учета показаний КПУ из-за его неисправности. Однако расчет ГВС ОДН производился по показаниям КПУ. Установлено, что техническая возможность для установки коллективного прибора учета отсутствует. Поэтому расчет платы по отоплению, горячему водоснабжению дома должен определяться без учета показаний КПУ, а плата за ХВС ОДН и ГВС ОДН не начисляться. Решением общего собрания в многоквартирном доме от 01.06.2015г. утверждено ежемесячное вознаграждение председателю совета многоквартирного дома в размере 1 руб./ кв.м в составе платы за содержание и ремонт жилья в размере 16,70 руб. В платежных документах оплата председателю совета многоквартирного дома вынесена отдельной строкой, что является нарушением ч.2 ст.154 ЖК РФ. Решением внеочередного общего собрания в многоквартирном доме от 23.12.2015г. утверждена форма годового отчета управляющей компании. Ответчик игнорирует данное решение общего собрания, ссылаясь на отсутствие правомочности общего собрания по вопросу утверждения формы годового отчета управляющей компании.

Истица ФИО1 ФИО10 в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что инженерные сети дома находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют капитального ремонта, постоянно происходят протечки, из-за чего в подвале влажно. Поэтому показания КПУ являются некорректными. Начисление платы следует производить по нормативам. Оплата председателю совета многоквартирного дома включается в состав платы за содержание и управление многоквартирного дома. В соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, избрание председателя совета дома является обязательным, входит в управление домом. По форме отчета, утвержденной решением общего собрания, запрашиваемые сведения необходимы для проверки правильности начислений. Никаких персональных данных указанная форма отчета не содержит.

Представитель ответчика ОАО «Городская управляющая компания Ленинского района» ФИО2 ФИО11 в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что <адрес> в <адрес> находится в управлении ОАО «ГУК Ленинского района». Дом оснащен прибором коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя. В 2015г. собственница квартиры № указанного дома ФИО5 обращалась в суд с иском к ОАО «ГУК Ленинского района» о признании незаконной установки коллективного прибора учета тепловой энергии. Интересы матери ФИО5 в суде представляла ФИО1 ФИО12. Решением суда ФИО5 в удовлетворении данных требований было отказано. 11.11.2013г. было произведено обследование инженерных сетей дома, установлено, что техническая возможность установки прибора учета имеется. Размер платы за коммунальные услуги должен рассчитываться исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, и лишь при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. В части включения платы председателю совета дома в состав платы за содержание и ремонт дома Главной государственной инспекцией регионального надзора Ульяновской области в отношении ОАО «ГУК Ленинского района» было вынесено предписание от 20.03.2015г. об устранении нарушения жилищного законодательства, а именно, исключении вознаграждения председателю совета дома из размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. ОАО «ГУК Ленинского района» обжаловало данное предписание в Арбитражный суд Ульяновской области, но в удовлетворении требования управляющей компании было отказано. Суд указал, что председатель совета дома не оказывает услуги и не осуществляет работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Его деятельность не эквивалентна деятельности работника управляющей компании. Поэтому вознаграждение председателю совета дома следует включать отдельной строкой. Годовой отчет предоставляется собственникам многоквартирного дома и размещается в системе. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 31.07.2014г. № 411/пр, на который ссылается истица, не прошел правовую регистрацию в Министерстве юстиции РФ, соответственно, не содержит норм, обязательных для исполнения. Форма отчета, указанная в данном приказе, носит рекомендательный характер. У управляющей компании нет сведений по провайдерам, так как договор с ОАО «Ульяновскэнерго» расторгнут, у управляющей компании нет договоров с провайдерами. Также не имеется сведений по капитальному ремонту, так как эти платежи не поступают управляющей компании. Сведения по работе с должниками, по жалобам относятся к персональным сведениям, поэтому не могут быть указаны в отчете. В иске просит отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ПАО «Т Плюс» ФИО3 ФИО13. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что поддерживает доводы ответчика. Оснащение дома № по ул. <адрес> прибором учета произведено в соответствии с требованиями действующего законодательства. Поэтому основания для перерасчета платы за оказанные услуги не имеется. Тем более, что решением суда в части признания незаконной установки коллективного прибора учета тепловой энергии в данном доме было отказано. По исковым требованиям в остальной части решение оставляет на усмотрение суда.

Выслушав истицу, представителя ответчика, представителя третьего лица, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Истица ФИО1 ФИО14 является собственником квартиры № многоквартирного жилого <адрес> на основании договора дарения от 22.04.2015г.

Данный дом находится в управлении ОАО «Городская управляющая компания Ленинского района».

В указанном многоквартирном доме установлен прибор коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя.

В связи с чем плата за коммунальные услуги по теплоснабжению, горячему водоснабжению, ГВС ОДН производится на основании показаний КПУ.

Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

В соответствии с п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно п.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).

Пунктом 5 указанной статьи установлена обязанность собственников жилых домов, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В соответствии с ч.9 указанной статьи, а также разъяснениями, данными Минэкономразвития РФ в Письме от 16.01.2012г. № д07-43, с 01.07.2010г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Таким образом, оснащение прибором учета <адрес> в <адрес> произведено в соответствии с вышеназванными требованиями законодательства.

Указанный дом не признан аварийным, ветхим, что исключало бы установку КПУ. Более того, решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15.05.2015г. по делу по иску ФИО5 (матери ФИО1 ФИО15.) к ОАО «ГУК Ленинского района» о признании незаконной установки коллективного прибора учета тепловой энергии в удовлетворении исковых требований в этой части было отказано.

В соответствии со ст.157 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание, что в многоквартирном жилом <адрес> установлены общедомовые приборы учета, оснований для начисления платы за коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению без учета показаний КПУ не имеется.

Поэтому в этой части исковые требования удовлетворению не подлежат.

Также не подлежат удовлетворению требования о производстве перерасчета с октября 2014г. платы за коммунальные услуги по отоплению с применением нормативов, поскольку в доме имеется коллективный прибор учета, по показаниям которого и производится начисление платы за отопление.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги регламентируется ст.154 ЖК РФ, согласно которой оплата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч.7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Таким образом, плата за содержание и ремонт жилья производится в пользу управляющей компании, которая оказывает услуги по содержанию и ремонту жилья в соответствии с договором управления многоквартирным домом.

Статьей 161.1 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.

Председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

Таким образом, председатель совета многоквартирного жилого дома не является сотрудником управляющей компании, не оказывает услуги и не осуществляет работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и вознаграждение ему выплачивается не управляющей компанией, а из средств, выплачиваемых собственниками помещений многоквартирного дома. В связи с чем оплата его услуг не должна входить в состав платы за содержание и ремонт жилья.

В связи с чем начисление вознаграждения председателю совета дома отдельной строчкой в платежном документе, по мнению суда, является правомерным. Оснований для включения вознаграждения председателю совета дома в состав платы за содержание и ремонт жилья не имеется. Поэтому в этой части исковые требования также не подлежат удовлетворению.

Согласно п.11 ст.162 ЖК РФ если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.

При этом требования к форме представления отчета ЖК РФ не установлены.

В соответствии с частью 10 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодательства Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Как усматривается из содержания данного Стандарта, весь объем информации, подлежащей раскрытию управляющей организацией, приведен в пунктах 3, 8, 9, 10, 11, 13 и 14 Стандарта.

Так, раскрытию подлежат следующие сведения: в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения: а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления; б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).

Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

Однако форма отчета управляющей компании, утвержденная решением внеочередного общего собрания многоквартирного дома от 23.12.2015г., содержит требования о предоставлении сведений, не входящих в состав информации, подлежащей раскрытию в соответствии со стандартом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 731.

В частности, сведения, запрашиваемые в подразделах 3,4,5 раздела «Управление многоквартирным домом» не входят в состав информации, подлежащей раскрытию применительно к положением «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

Более того, часть данной информации, включенной в форму отчета управляющей компании, носит характер персональных сведений, в частности, о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, по использованию общего имущества, так как предлагается указать конкретное помещение, сумму долга, дату судебного постановления, взысканную сумму.

В связи с чем исковые требования о предоставлении годового отчета за 2015 год по форме, утвержденной решением общего собрания многоквартирного дома от 23.12.2015г., удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 ФИО16 к открытому акционерному обществу «Городская управляющая компания Ленинского района» о возложении обязанности производить расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению, горячему водоснабжению без учета показаний коллективного прибора учета тепловой энергии до установления наличия технической возможности для установки коллективного прибора учета в <адрес> в <адрес>; произвести с октября 2014г. перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению с применением нормативов; включить вознаграждение председателю совета многоквартирного дома в состав платы за содержание и ремонт жилья; предоставить годовой отчет за 2015г. по форме, утвержденной решением общего собрания в многоквартирном доме – оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Судья: Е.А. Ибрагимова