Дело №
УИД 76 RS0014-01-2020-000686-22
Изготовлено 27.07.2020г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 10 июля 2020 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Нуваховой О.А.,
при секретаре Блохиной А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО Банк «ФК Открытие» о защите прав потребителей,
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ПАО Банк «ФК Открытие», в котором просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 15 000 рублей, штраф.
В обоснование иска указано, что 24.07.2018 года истец обратился в банк с заявлением на открытие банковского вклада физического лица, денежные средства были переведены на банковский счет и выдана карта с 5 % кэшбэком на заправку автомобиля. 23.01.2020 года при заправке автомобиля операция по карте была отклонена, при обращении в банк истцу пояснили, что 01.01.2020 года со счета была списана комиссия в размере 2 500 рублей, поскольку в предыдущем месяце истец не сделал ни одной покупки, однако 28.12.2019 года покупка была совершена – истец заправлялся по карте. По письменной претензии истца банк комиссию возвратил 03.02.2020 года. Кроме того, в связи с неправомерными действиями банка истец не смог воспользоваться привилегиями по карте, посетить ВИП зал в аэропорту Внуково.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержал по доводам иска, пояснил, что ответчик незаконно списал с карты истца комиссию, незаконными действиями истцу причинен моральный вред.
Представитель ответчика ПАО Банк «ФК Открытие» по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в соответствии с правилами платежной системы на осуществление перевода электронных денежных средств с использованием карты может потребоваться до трех банковских дней с момента совершения покупки, истец совершил покупку 28.12.2019 года, на счет денежные средства поступили и были списаны с карты истца 02.01.2020 года, автоматизированная система банка проверила выполнение клиентом минимальных требований и обнаружила, что в течение декабря 2019 года операции не совершались, поэтому и была списана комиссия в размере 2500 рублей, получив претензию истца и проверив, что операция фактически был выполнена истцом 28.12.2019 года, комиссия была возвращена истцу, кроме того, с 01.01.2020 года изменился пакет привилегий для пакета «Премиум», отменены трансферы до аэропортов, вокзалов, бесплатное посещение ВИП-залов аэропортах, поэтому на дату поездки истца 28.01.2020 года у истца и так отсутствовала возможность посещать бесплатно ВИП-зал и пользоваться услугами трансфера, таким образом, действиями банка права истца не нарушались, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
По делу установлено, что 23.07.2018 г. между ПАО Банк «ФК Открытие» и ФИО1 заключен договор №, по которому истцу выдана банковская карта по условиям тарифного плана «Премиум автокарта».
Подписав заявление-анкету, ФИО1 подтвердил, что ознакомлен и согласен со всеми условиями предоставления карты, Тарифами и Правилами предоставления и использования банковских карт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Согласно пункту 1 статьи 851 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете.
В силу ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", одним из условий деятельности кредитных организаций является платность банковских операций, на осуществление которых выдается специальное разрешение (лицензия).
Согласно ст. 29 упомянутого Закона комиссионное - вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 1.23 Правил предоставления и использования банковских расчетных карт ПАО ПАО Банк «ФК Открытие» (далее-Правила) использование карты регулируется законодательством Российской Федерации, правилами Платежной системы, банковскими правилами и договором.
В соответствии с п. 5.3 Правил размер комиссий банка, взимаемых по операциям, совершенным с использованием карты или ее реквизитов устанавливается в Тарифах/Тарифных планах.
Пунктом 3.4 Правил предусмотрено, что по некоторым Тарифам комиссия за ведение СКС и осуществление расчетов по карте может взиматься ежемесячно, если данное условие указано в тарифах/тарифных планах.
Тарифным планом «Премиум Автокарта» предусмотрено, что за обслуживание банковской карты Банк имеет право взыскивать комиссию в размере 2500 рублей за каждый календарный месяц, при выполнении «минимальных требований» - без комиссии. К «минимальным требованиям» относятся: наличие среднемесячного остатка денежных средств на счетах от 1 000 000 рублей и более и совершение одной покупки по карте. Сумма ежемесячных покупок по карте рассчитывается как сумма всех операций, по которым в отчетном месяце банк получил от платежной системы расчетную информацию о совершении операции.
Таким образом, комиссия за обслуживание банковской карты не взимается при выполнении клиентом минимальных требований, в частности, необходимо совершать в месяц хотя бы одну покупку с использованием карты.
По делу установлено, что 01.01.2020 года с банковской карты истца списана комиссия за ведение СКС и осуществления расчетов по карте в размере 2500 рублей, поскольку в предыдущем месяце в декабре 2019 года покупки клиентом не совершались, то есть, не выполнены минимальные требования. В действительности, истец совершил покупку в декабре 2019 года – 28.12.2019г. оплатил банковской картой покупку бензина. Однако согласно правилам платежной системы «Мастеркард», на осуществление перевода электронных денежных средств с использованием предоплаченной карты может потребоваться до 3 банковских дней с момента получения акцептантом карты распоряжения плательщика. То есть платежной системой денежные средства были списаны только 02.01.2020 года. По состоянию на 01.01.2020 года автоматизированная система банка, проверив выполнение клиентом минимальных требований, не обнаружила операций в течение декабря 2019 года. В связи с чем, с банковской карты истца была списана комиссия автоматически.
На основании ч. 9 п. 1 ст. 20 и п. 7 ст. 20 ФЗ "О национальной платежной системе", правилами платежной системы определяется порядок оплаты услуг по переводу денежных средств, являющийся единообразным в рамках платежной системы. Участники платежной системы присоединяются к правилам платежной системы только путем принятия их в целом.
Таким образом, учитывая правила платежной системы, на момент списания комиссии 01.01.2020 года денежные средства с банковской карты истца по покупке 28.12.2019 года списаны не были, что свидетельствовало об отсутствии операций в течение декабря 2019 года. В связи с чем, у банка имелись основания для списания комиссии в размере 2500 рублей по состоянию на 01.01.2020 года. При предоставлении ФИО1 сведений о том, что покупка им фактически осуществлена 28.12.2019 года, по решению банка комиссия была возвращена истцу.
В своем заявлении истец подтвердил, что все положения Правил, ставок и тарифов ему известны и понятны. То есть, совершая покупку 28.12.2019 года истцу достоверно было известно о том, что на списание денежных средств может потребоваться до 3 банковских дней, и что по состоянию на 01.01.2020 года сведения о совершенной им покупки у банка могут отсутствовать, что повлечет списание комиссии.
В связи с изложенным, суд не усматривает факт совершения ответчиком действий, нарушающих права истца.
Кроме того, истец ссылается на то, что в связи с неправомерными действиями банка по списанию комиссии он не смог воспользоваться привилегиями карты в виде бесплатного прохода в VIP-зал аэропорта Внуково 28.01.2020 и 30.01.2020 г., трансфером.
Как следует из представленных ответчиком сведений, на официальном сайте банка размещена информация о том, что с 01.01.2020 года меняется пакет привилегий для пакета «Премиум». Так, в частности, для владельцев карт по пакету «Премиум» с 01.01.2020 года предоставляется скидка 7 % на особые услуги в аэропортах. То есть, по новым правилам бесплатные проходы в VIP-зал аэропортов не предусмотрены, а трансферы от/до аэропортов и вокзалов отменены. Следовательно, в период с 28.01.2020 г. по 31.01.2020 г. у ФИО1 и так отсутствовала возможность пользоваться указанными привилегиями.
Доказательств того, что истцу было отказано в посещении VIP-зала аэропорта и не предоставлена предусмотренная договором скидка, материалы дела не содержат.
Пунктом 9.13 Правил предусмотрено право банка утверждать и вводить в действие Правила и/или Тарифы.
Все условия Договора действующие и со стороны Клиента не оспорены.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда
В соответствии с п. 45 постановления Пленума Верховного Суд РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
В данном случае, поскольку права истца как потребителя ответчиками не нарушены, не имеется оснований для удовлетворения исковых требований в части компенсации морального вреда в соответствии с требованиями ст. 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Требования о взыскании штрафа и компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат,.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля
Судья | О.А.Нувахова |