ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1310/22 от 25.07.2022 Горячеключевской городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2-1310/22

23RS0012-01-2022-001653-39

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Горячий Ключ 25 июля 2022 года

Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Щербаковой А.А.

при секретаре Бочаровой В.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора г. Горячий Ключ в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации МО г.Горячий Ключ и управлению образования администрации МО г. Горячий Ключ об обязании произвести расчет компенсации в денежном эквиваленте взамен горячего двухразового питания ребенку с ограниченными возможностями здоровья, перерасчет компенсации в денежном эквиваленте взамен горячего двухразового питания за период с 01.01.2021 года по 31.08.2021 года с учетом ранее выплаченной компенсации за 2021 год,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Горячий Ключ в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах несовершеннолетнего Сметанина Д. А. обратился в суд с иском к администрации МО г.Горячий Ключ и управлению образования администрации МО г. Горячий Ключ об обязании произвести расчет компенсации в денежном эквиваленте взамен горячего двухразового питания ребенку с ограниченными возможностями здоровья, перерасчет компенсации в денежном эквиваленте взамен горячего двухразового питания за период с 01.01.2021 года по 31.08.2021 года с учетом ранее выплаченной компенсации за 2021 год.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города проведена проверка обращения Сметаниной С.А. по вопросу реализации права на обеспечение бесплатным питанием в части выплаты компенсации за питание, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части организации питания детей с ограниченными возможностями.

Проверкой установлено, что в соответствии с заключением Центральной ПМПК г. Краснодар от 28.04.2017 №«...»Сметанину Д. А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлен статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

На основании вышеуказанного заключения ПМПК и в соответствии с приказами руководителя образовательной организации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Горячий Ключ «Средняя общеобразовательная школа №«...» им. ФИО5, для учащегося Сметанина Д.А. в 2018-2022 годы организовано обучение на дому.

В соответствии с ч.7 ст. 79 Закона № 273-ФЗ, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Аналогичное положение закреплено в ст. 26 Закона Краснодарского края от 16.07.2013 № 2770-КЗ (ред. от 03.04.2020) «Об образовании в Краснодарском крае».

Сметанина С.А. как законный представитель несовершеннолетнего Сметанина Д.А. включена в список получателей компенсации за питание в денежном эквиваленте с ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, несовершеннолетний Сметанин Д.А. не обеспечен в полном объеме мерами социальной поддержки в виде денежной компенсации за бесплатное двухразовое горячее питание, за весь период получения образовательных услуг в образовательном учреждении посредством домашнего обучения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем, прокурор г. Горячий Ключ в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов несовершеннолетнего Сметанина Д.А. подал в суд данное исковое заявление об обязании произвести расчет компенсации в денежном эквиваленте взамен горячего двухразового питания ребенку с ограниченными возможностями здоровья, перерасчет компенсации в денежном эквиваленте взамен горячего двухразового питания за период с 01.01.2021 года по 31.08.2021 года с учетом ранее выплаченной компенсации за 2021 год.

В ходе судебного разбирательства прокурор поддержал заявленные исковые требования, настаивал на удовлетворении требований по изложенным в исковом заявлении основаниям.

В судебное заседание представитель ответчика Управления образования администрации МО г. Горячий Ключ и представитель ответчика администрации МО г. Горячий Ключ по доверенностям Калустова А.А. не явилась, в суд направила ходатайства о рассмотрении данного дела без ее участия, одновременно с этим возражала против удовлетворения исковых требований об обязании оплатить задолженность за период с 01.01.2018 года, а также произвести перерасчет по 31.08.2021 года, с учетом пресекательного срока исковой давности.

Представитель третьего лица МАОУ СОШ № 6 МО г. Горячий Ключ Скибина Н.А. в судебное заседание также не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении дела без участия третьего лица, исковые требования прокурора поддержала.

Суд, изучив заявление, ходатайства, исследовав материалы дела, представленные доказательства, считает правильным исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.

В ходе проверки обращения Сметаниной С.А. по вопросу реализации права на обеспечение бесплатным питанием в части выплаты компенсации за питание, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части организации питания детей с ограниченными возможностями.

Проверкой установлено, что в соответствии с заключением Центральной ПМПК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№«...»Сметанину Д. А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлен статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

На основании вышеуказанного заключения ПМПК и в соответствии с приказами руководителя образовательной организации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Горячий Ключ «Средняя общеобразовательная школа №«...» им. ФИО5, для учащегося Сметанина Д.А. в 2018-2022 годы организовано обучение на дому.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 34 Закона № 273-ФЗ обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования в виде обеспечения питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 7 ст. 79 Закона № 273-ФЗ обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Аналогичное положение закреплено в ст. 26 Закона Краснодарского края от 16.07.2013 г. № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае»

Согласно письму Министерства образования и науки России от 14.01.2016 г. № 07-18 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому» дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.

В соответствии с ч. 4 ст. 37 Закона № 273-ФЗ на органы государственной власти субъектов РФ возложено полномочие по установлению случаев и порядка обеспечения питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, а на органы местного самоуправления – за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов.

Как следует из ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Постановлением администрации муниципального образования город Горячий Ключ от 11.09.2020 № 1309 (с учетом изменений, внесенных 15.01.2021 года), утвержден Порядок обеспечения питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципального образования город Горячий Ключ, определявший положения о выплате компенсации за питание в денежном эквиваленте за счет средств муниципального бюджета обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, получающим образование на дому.

Принятие данного нормативного правового акта обеспечило возможность родителям детей вышеуказанной категории получать с 01.01.2021 г. компенсацию за одноразовое питание в денежном эквиваленте.

Согласно п. 4.4.4 Порядка обучающиеся начальных классов с ОВЗ, получающие образование на дому, получают компенсацию за питание в денежном эквиваленте за счет средств местного бюджета.

В настоящее время в муниципальном образовании город Горячий Ключ действует Порядок обеспечения питанием обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципального образования город Горячий Ключ, утвержденный постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ№«...» ( в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), который содержит аналогичные положения о выплате компенсации за питание в денежном эквиваленте, с учетом изменений в части вида бюджета ( за счет регионального и муниципального бюджетов), а также в части периодичности выплаты – ежемесячно до 08 числа, следующего за отчетным месяцем. Выплата компенсации за питание детям с ограниченными возможностями здоровья, получающим образование на дому, носит заявительный характер, производится на основании заявления одного из родителей, размер компенсации рассчитывается в соответствии с количеством учебных дней в году, с учетом возрастной категории, смены обучения и составляет от 103 до 169 рублей.

Несовершеннолетний Сметанин Д.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не обеспечен в полном объеме мерами социальной поддержки в виде денежной компенсации за бесплатное двухразовое горячее питание.

По данному факту с заявлением в прокуратуру в интересах своего несовершеннолетнего сына Сметанина Д.А. законный представитель Сметанина С.А. обратилась ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 43 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц вслучаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

На основании изложенного, по требованиям ст. 200 ГК РФ, начало срока исковой давности по указанной категории дел определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем, довод ответчиков о пропуске срока исковой давности является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Разрешая вопрос обеспечения финансированием, суд исходит из следующего.

МАОУ СОШ №«...» является самостоятельным юридическим лицом, подведомственным управлению образования администрации муниципального образования город Горячий Ключ. Функции и полномочия учредителя от имени администрации города осуществляет управление образования, являющееся главным распорядителем средств бюджета муниципального образования город Горячий Ключ.

Согласно положения под. 5 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и исполняет соответствующую часть бюджета.

Согласно ч. 2 ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составлением и утверждением отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных БК РФ. Утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления муниципального района.

Согласно ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на образование, что в свою очередь позволяет прокурору обратиться с исковым заявлением в интересах ребенка-инвалида, социальные права которого нарушены.

Совокупность изложенного, а так же представленные доказательства позволяют суду сделать вывод об обоснованности заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Горячий Ключ в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах несовершеннолетнего Сметанина Д. А. к администрации МО г.Горячий Ключ и управлению образования администрации муниципального образования города Горячий Ключ об обязании произвести расчет компенсации в денежном эквиваленте взамен горячего двухразового питания ребенку с ограниченными возможностями здоровья, перерасчет компенсации в денежном эквиваленте взамен горячего двухразового питания за период с 01.01.2021 года по 31.08.2021 года с учетом ранее выплаченной компенсации за 2021 год, удовлетворить.

Обязать управление образования администрации муниципального образования город Горячий Ключ произвести Сметанину Д. А. расчет компенсации в денежном эквиваленте взамен горячего двухразового питания за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года.

Обязать управление образования администрации муниципального образования город Горячий Ключ произвести Сметанину Д. А. перерасчет компенсации в денежном эквиваленте взамен горячего двухразового питания за период с 01 января 2021 года по 31 августа 2021 года с учетом ранее выплаченной компенсации за 2021 год (за одноразовое питание).

Обязать администрацию муниципального образования город Горячий Ключ обеспечить финансирование управления образования администрации МО г.Горячий Ключ для оплаты Сметанину Д. А. денежной компенсации взамен горячего двухразового питания учащегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий – подпись