УИД 66RS0006-01-2020-000947-10 Дело № 2-1311/2020
Мотивированное решение суда изготовлено 05 июня 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2020 года город Екатеринбург
Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Курищевой Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания Онищенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моисеевой Н. А. к Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга о признании незаконным распоряжения об исключении из реестра молодых семей, действий, признании участником подпрограммы обеспечение жильем молодых семей, обязании восстановить семью в списках для участия в федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы,
УСТАНОВИЛ:
Моисеева Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга о признании незаконными распоряжения от 08 мая 2019 года об исключении из реестра молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий; действий по вынесению указанного распоряжения; о признании молодой семьи участником подпрограммы обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы; обязании восстановить семью в списках для участия в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы.
В обоснование требований указала, что распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга от 21 февраля 2011 года < № > «О признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий» семья Моисеевой Н.А., состоящая из 2 человек (она и несовершеннолетний ребенок) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы в целях получения социальной выплаты. На основании заявления истца от 14 октября 2015 года распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга от 22 октября 2015 года < № > семья Моисеевой Н.А., состоящая из 2 человек, признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года < № > «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы. 15 марта 2017 года Моисеева Н.А. обратилась в Администрацию Орджоникидзевского района города Екатеринбурга с заявлением о включении в состав ее семьи сына А.Т.М. Оспариваемым распоряжением от 08 мая 2019 года < № > молодая семья Моисеевой Н.А., составом семьи 3 человека (она и двое несовершеннолетних детей М.М.С., А.Т.М.), исключены из реестра молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с утратой статуса молодой семьи (достижением возраста 36 лет). Ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указывает, что исключение из реестра молодой семьи Моисеевой Н.А., признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий, по прошествии 9 лет, при отсутствии законных оснований влечет нарушение жилищных и конституционных прав истца.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судом установлено, что заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, в связи с чем на основании определения о подготовке дела к судебному разбирательству от 28 апреля 2020 года требования Моисеевой Н.А. приняты к производству в соответствии с законодательством о гражданском судопроизводстве.
В письменных возражениях на исковое заявление ответчик Администрация Орджоникидзевского района города Екатеринбурга просит в удовлетворении требований иска отказать, поскольку оспариваемое распоряжение является законным, принято на основании части 2 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца 1 пункта 16 муниципальной программы «Доступное жилье молодым семьям, проживающим на территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденной Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 01 сентября 2015 года < № >, согласно которым достигшая предельного возраста 36 лет молодая семья подлежит исключению из реестра молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом, заявление в Администрацию Орджоникидзевского района города Екатеринбурга Моисеевой Н.А. о признании ее молодой семьи участницей подпрограммы 5 «Предоставление региональной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий» государственной программы Свердловской области не подавалось.
В судебном заседании истец Моисеева Н.А., с участием переводчика русского жестового языка К.М.В., представитель истца Мацак Е.В. требования иска поддержали в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга Закирова Я.С. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать по доводам письменных возражений, поскольку имелись основания для исключения молодой семьи Моисеевой Н.А. из реестра молодых семей для участия в федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Моисеева Н.А., родившаяся < дд.мм.гггг >, имеющая несовершеннолетнего ребенка М.М.С., в целях реализации права на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», 13 декабря 2010 года обратилась в администрацию Орджоникидзевского района города Екатеринбурга с заявлением о признании молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий в составе семьи из двух человек.
В соответствии с распоряжением Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга от 21 февраля 2011 года < № > семья истца была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга от 22 октября 2015 года < № > семья Моисеевой Н.А., состоящая из 2 человек, признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года < № > «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы.
15 марта 2017 года Моисеева Н.А. обратилась в Администрацию Орджоникидзевского района города Екатеринбурга с заявлением о включении в состав ее семьи сына А.Т.М.
Распоряжением Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга от 08 мая 2019 года < № > молодая семья Моисеевой Н.А., составом семьи 3 человека (она и двое несовершеннолетних детей М.М.С., А.Т.М.) исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы и из реестра молодых семей, признанных нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с утратой статуса молодой семьи (достижением возраста 36 лет).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года № 738-О-О, от 19 октября 2010 года № 1333-О-О, от 14 июля 2011 года № 988-О-О, от 16 июля 2013 года № 1195-О, от 29 января 2015 года № 122-О и др.).
Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года № 1050 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2015 - 2020 годы, которой предусмотрена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила) (действовавшие до 08 февраля 2019 года).
В соответствии с пунктом 6 Правил участником основного мероприятия может быть молодая семья, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Такое регулирование, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27 мая 2010 года № 738-О-О и от 15 января 2015 года № 3-О).
Согласно указанным Правилам орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 24-26).
После доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 27 указанных Правил).
В силу пункта 27 Правил в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 16 Муниципальной программы «Доступное жилье молодым семьям, проживающим на территории муниципального образования «город Екатеринбург» на 2016 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 01 сентября 2015 года < № >, молодые семьи исключаются из реестра молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в случае утраты статуса молодой семьи (достижения предельного возврата 36 лет).
Принимая во внимание, что на момент формирования списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по состоянию на 01 июня 2019 истцу Моисеевой Н.А. исполнилось 36 лет, Администрация Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, руководствуясь абзацем 2 пункта 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года < № >, пунктом 16 Муниципальной программы «Доступное жилье молодым семьям» на 2016 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 01 сентября 2015 года < № >, обоснованно распоряжением от 08 мая 2019 года исключила семью Моисеевой Н.А. составом из 3 человек из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года N 3-О и от 23 апреля 2015 года N 997-О).
Возможность приобретения семьей истца права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы, в том числе в период исключения семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, обусловлена комплексом обстоятельств, связанных в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.
Право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках всех перечисленных жилищных программ возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.
Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителей в неполной семье предельного возраста, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
Проанализировав вышеизложенные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение от 08 мая 2019 года об исключении семьи Моисеевой Н.А. из реестра молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, является законным, поскольку оно принято в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 11 раздела 14 механизма реализации подпрограммы 5 «Предоставление региональной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий» государственной программы Свердловской области «Реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2024 года», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 29 декабря 2017 года № 1047-ПП (действующая до 31 декабря 2019 года), участником подпрограммы 5 может быть молодая семья, признанная участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на момент подачи заявления на участие в подпрограмме 5; все члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой региональной социальной выплаты (далее - платежеспособность), или наличие заключенного договора на ипотечное жилищное кредитование (заем).
Участие молодой семьи в подпрограмме 5 является добровольным (пункт 2 указанного механизма реализации подпрограммы).
Вопреки доводам истца в материалы дела не представлены доказательства подачи в установленном порядке заявления и документов, подтверждающих соблюдение указанных условий для участия в названной подпрограмме 5. При этом требования о признании Моисеевой Н.А. участником государственной программы Свердловской области «Реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2024 года» также предметом иска не являются.
При таких обстоятельствах исковые требования Моисеевой Н.А. о признании незаконным распоряжения от 08 мая 2019 года об исключении из реестра молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и производные требования о признании незаконными действий по вынесению указанного распоряжения; о признании молодой семьи участником подпрограммы обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы; обязании восстановить семью в списках для участия в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы удовлетворению не подлежат.
При этом суд отмечает, что исключение семьи Моисеевой Н.А. из реестра молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, не означает, что семья не является нуждающейся в улучшении жилищных условий по иным основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 13, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Моисеевой Н. А. к Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга о признании незаконными распоряжения от 08 мая 2019 года об исключении из реестра молодых семей, действий, признании участником подпрограммы обеспечение жильем молодых семей, обязании восстановить семью в списках для участия в федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.
Судья Л.Ю. Курищева